Бедненко Галина. Мифодрама: ее драматические предшественники и родственники.

Категория: Аналитическая психология, Психоанализ | Просмотров: 619

Автор:   
Название:   
Формат:   HTML
Язык:   Русский


(Доклад, прочитанный на 3-й Московской Психодраматической конференции "Игры, сцены, смыслы...")

В данной статье мы попробуем рассказать о драматических предтечах мифодрамы. Основными признаками таковых мы посчитали сюжетное игровое действие, в котором могут принять участие все (или многие) желающие. При этом характерной оказывается достаточно некая заданность ролей, а также обычное отсутствие отстраненной зрительской публики и, соответственно, игры на публику. Важной чертой "предшественников мифодрамы" мы бы назвали присутствие неких "больших фигур"[1] , персонажей высшей мифологии. Впрочем, некоторые формы относительно свободного по сюжету ритуально-игрового времяпрепровождения, такие как календарные празднества, например, мы вполне можем соотнести со свободными, не сценарными, мифо- и социодрамами.


Античные мистерии

Античные мистерии были распространены по всему эллинскому миру. О них очень уважительно отзывались ученые современники. Платон говорил, что посвященные в них будут жить с богами после смерти: считалось, что мисты (прошедшие посвящения) не пьют в загробном мире из реки забвения Леты и сохраняют память, что дает им иные возможности нежели обычным смертным.

Мистерии состояли из драматических представлений священных мифов, которые имели отношение к главной теме действа. В Элевсинских представляли похищение Коры-Персефоны Аидом и воссоединение матери и дочери, в вакхических мистериях играли страдания Диониса, в позднеримских мистериях Митры, очевидно, ставили убийство (жертвоприношение) богом Митрой быка. Кроме самой драмы происходила некая передача знания, недоступного профанам. Возможно, именно в связи с этим тайны мистерий строго охранялись и до нас дошли лишь весьма отрывочные намеки.

Самыми известными были Элевсинские мистерии. Предполагают, что драматические представления ставились здесь три ночи подряд и в хронологической последовательности. Начиналось все с брака Зевса и Деметры (их роли играли иерофант и иерофантида мистерий). Затем следовало рождение Иакха от этого брака. В следующую ночь представлялось похищение Коры (ее играла жрица Деметры) богом царства мертвых Аидом (или Плутоном). Затем иерофантида изображала тоскующую Деметру, разыскивающую свою дочь. Разыгрывалось посещение Деметрой Элевсина и его царя Келея: здесь производились своеобразные обряды с вкушением питья: постившиеся весь день мисты получали особый напиток из воды, муки и меда, подобный тому, что вкусила Деметра. Последующие драматические представления изображали возвращение Коры, примирение Деметры с богами, установление ею мистерий и обучение Триптолема, своего посланника другим народам, не знающим земледелия. Хлебный колос служил в этих мистериях символом смены жизни и смерти, возвращения от смерти к новой жизни. Были и другие священные символы и предметы, о которым нам точно мало что известно и понятно. Древние считали, что мистерии способствуют смягчению нравов людей и улучшению нравственности. В мистериях люди получали некое знание, дополняющее религиозные доктрины, некое мистическое понимание порядка вещей.

Из мистерий возникла и античная драма. Известно, что трагедия ведет свое происхождение от дионисийских ритуальных празднеств, комедия - от народных веселий и гуляний. Но театральные постановки выходят за рамки данного исследования, так как отличаются четким разделением профессиональной сцены с актерами и зала с публикой. В мифодраме этого нет, потому мы ищем ее предшественников в иных ритуальных формах общественного досуга.



Средневековые религиозные игры и мистерии

Любой ритуал всегда драматичен, немного театрален, даже если ему нет свидетелей. Это касается и индивидуальных магических, и групповых религиозных обрядов. Безусловно театральна литургия в западном (католическом) христианстве. Священник представляет некую высшую божественную инстанцию или выступает в качестве посредника между ней и паствой; он церемониально обращается с верующими; само пространство церкви может напоминать театр, с главными актерами, публикой, даже хором. В католичестве драматические черты проявились наиболее ярко среди всех христианских конфессий [2]. Не так удивительно, что религиозная театральность со временем вышла из храма на улицу [3]. Здесь мы рассмотрим знаменитые религиозные игры и мистерии.

Первыми стали играть "пасхальные игры", в которых инсценировались важнейшие события Евангелия. Первоначально они исполнялись на латыни, но очень быстро персонажи заговорили на немецком и других родных языках, стали одеваться в национальные, современные игрокам костюмы [4]. Участвовали же в играх как представители духовного сословия, так и миряне, вне всякой актерской профессии [5]. Драматическое действие всегда отлично от текста важностью второстепенных персонажей, географией или геометрией пространства, множества деталей, не отмечаемых при обычном чтении или рассказе письменного произведения. (С этим мы часто сталкиваемся и в мифодрамах по новым, неисследованным сюжетам.) В ритуальном театре пропускалось ни одной канонической детали, но постепенно стали допускаться вставные сюжеты и эпизоды, в том числе комические. В религиозные представления постепенно входили игра и смех, бытовая мораль и социальная сатира. Появлялись новые постоянные персонажи - например Рубин, первоначально комический слуга торговца благовониями, затем уже настоящий шут. Означает ли это, что возвышенное безжизненно без "низкого", или что необходимую живость и спонтанность всегда внесут герои-трикстеры?

Еще больше возможностей для "вставных" эпизодов и параллельных сюжетных линий давали рождественские игры. Эти действа были более свободными по сюжету, в виду лаконичности известного текста Евангелия от Матфея (от Явления ангела Деве Марии до бегства Святого семейства в Египет). Когда беременную Марию и Иосифа хозяева трактира выставляют в коровник (ребенок должен родиться и быть положен в ясли, кормушку для животных), то его хозяин сообщает: "Я же живу за счет постояльцев! С одного процента я должен взять десять! Как иначе я могу заработать себе столько, чтобы набить себе живот, да еще напиться до посинения?" (Колязин В., 2002, с. 26). Это осталось в текстах игр, однако в площадном действе могло быть огромное количество подобных же спонтанностей (а наиболее удачные, возможно, и были записаны).

Популярность рождественских (рождение бога - младенца [6]) и пасхальных (воскресение молодого бога, освобождение заточенных душ из ада) тем также может быть связана с традиционными темами сезонных праздников и ритуалов и соответственно, с архетипом сезонности. Неслучайно даже историки - исследователи в них видят "отзвуки еще более древних культово-языческих традиций, не стирающихся из коллективно-подсознательной памяти, несмотря на исторические потрясения" (Колязин В., 2002, с. 27).

Со временем религиозные события вокруг Иисуса Христа объединились в одно действо - мистерию, в которой бывали сцены не только из Нового, но и из Ветхого завета. "…воздвигаются большие помосты на площадях, в церквах и на пути крестных ходов; верхняя часть помостков изображает рай, в нижней части помещался ад, а между ними собственно сцена, на которой изображались сценки из земной жизни" (Буркгардт, 2002, с. 344).

Существовали различные постановки мистерий, которые передавались из поколения в поколение или переносились монахами из одного места в другое. Постановки таких игр продолжались по нескольку дней, поражали своим размахом (а иногда и жестокостью мучений бога), становились важными событиями в жизни целых городов и во многом формировали религиозное мировосприятие людей. Некоторые исследователи прослеживают связь между мистериями и стихийными еврейскими[7] погромами в ту эпоху. Однако "доминирование компенсаторной функции очевидно (хотя нельзя исключить и того, что кого-то из верующих они провоцировали на жестокие поступки). Путем созерцания страданий Спасителя подавлялся страх перед разлитым в окружающем мире насилием, которое точно также могло коснуться каждого зрителя мистерии… в мистерии "совершался магический ритуал превращения чародея Христа в козла отпущения…" другая… максима "Его ранами мы исцелились", то есть христианина спасает… Его страдание и духовная победа над ним, находившая высшее воплощение в воскресении. Христианский гуманизм искал и находил в мистерии весьма специфические формы подавления насилия и зла, зла обыденного и дьявольского, существовавшего за пределами человеческого разума" (Колязин В., 2002, с. 58).

Современная мифодрама повторяет во многом традицию средневековья, с ее опорой прежде всего на исходный текст, его интерпретации, но и с допущениями вольных сюжетных домыслов, появления новых персонажей. Примечательным становится и встречающийся в мифодраме важный принцип средневекового театра - симультанное действие, параллельное существование разных сцен, в которых, обычно спонтанно, действуют разные герои.



Сценические постановки в светских ритуалах Ренессанса

Особую форму общественного ритуально-церемониального досуга представили нам итальянцы эпохи Возрождения. Первоначально, они так же играли религиозные мистерии как и повсюду в Западной Европе. Но обставляли их с огромной пышностью, пафосом и подчас немыслимой выдумкой. Позже из этих представлений рождается не только светская драма вообще… но и пантомима с пением и балетом" (Буркгардт. Я., 2002, с. 342). Родилось искусство особой, характерной и очень индивидуальной маски, носитель которой старался соответственно ей действовать. Итальянские представления поражают обилием аллегорий и намеков (неслучайно именно в конце XV века в Италии появляются аллегорические карты, позже названные Таро [8]) и производят сильное впечатление на людей. Когда во время чумы в Перудже были представлены Страсти Господни с Страстную Пятницу, то в этой мистерии играло мало людей, "но тем не менее весь народ громко рыдал" (Буркгардт. Я., 2002, с. 346).

Помимо известных церковных праздников, важных событий в жизни города или в семье правителя государства, для небольших мистерий были и более частные поводы. Так например ученый монах мог праздновать получение степени доктора теологии представлением легенды о патроне города. Религиозными или мифологическими (с аллегориями добродетелей и даже античных божеств - планет) пантомимами встречали знатных гостей и устраивали им по сути "мифодраматические" праздники. В них могли участвовать персонажи, представляющие древних героев и героинь - Персея и Андромеду, Диониса и Ариадну, Орфея, Ахилла, Геракла… Было также принято помещать живых людей в разных нишах и на постаментах в виде античных статуй, в соответствующей одежде или обнаженными (и тогда раскрашенными под мрамор или золото). Лучшие инженерные умы того времени трудились над тем, чтобы сделать представления еще более потрясающими. Так Леонардо да Винчи соорудил машину, представляющую всю (известную тогда) планетную систему в движении: "…каждый раз, когда одна из планет (в виде шара) приближалась к невесте молодого герцога, Изабелле, из нее выходил соответствующий бог и произносил стихотворение" (Буркгардт. Я., 2002, с. 348). Греческие боги и богини, философские аллегории наравне с христианскими ангелами и святыми (все они - "большие фигуры") играли свои роли в таких представлениях.



Календарные народные празднества



Связаться с администратором



Похожие публикации:

  • Ценёв Вит. Новые Религиозные Движения.
  • Элиаде Мирча - История веры и религиозных идей. Том 1-й. От каменного века до Элевсинских мистерий
  • Армстронг Карен. ИСТОРИЯ БОГА ТЫСЯЧЕЛЕТНИЕ ИСКАНИЯ В ИУДАИЗМЕ, ХРИСТИАНСТВЕ И ИСЛАМЕ
  • Юлия Вицко. Найти себя vs. Быть Собой
  • Супружеские игры
  • Дмитрий Лобачев. Анализ одной античной драмы. Эсхил, «Прометей Прикованный».
  • Таран Раиса Фёдоровна. Жили – были нотки
  • Х. Рудигер, С. Виттманн. Что значит «уверенность в себе»
  • Приворот с замком
  • Приворот «Чёрное венчание»
  • Михель Гофман. Деньги — не средство, а цель жизни. Роль денег в Западной культуре
  • Таро – искусство задавать вопросы
  • Исаева Екатерина Сергеена. Животные — герои Великой Отечественной Войны
  • Чеглова И. А. Еще две игры
  • Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О ДИАЛЕКТИЧЕСКОМ И ИСТОРИЧЕСКОМ МАТЕРИАЛИЗМЕ
  • Владимир Макулов. Фундамент самооценки
  • Кое-что об отношениях людей
  • Мыть руки следует не только перед едой, но и после принятия важных решений
  • Fr. Roman. В момент смерти...
  • Борисов Д. Е. Игры, в которые играют кодированные алкоголики
  • Приворот на женщину
  • Примаков Юрий Витальевич. ЕЖИК
  • Павел Пономарев. Танатофобия — страх ложной жизни
  • Ритуальные формы социального взаимодействия.
  • Михаэль Туваль. О царе Соломоне, происхождении бесов и «Восьмой книге Моисея»
  • Элиаде Мирча - История веры и религиозных идей. Том-2-й. От Гаутамы Будды до триумфа христианства
  • Владината Петрова. Как найти жену великому человеку?
  • Побороть страх и неуверенность
  • Палама Г. О НАУКАХ
  • Папуш М. П. Что делать с Эриком Берном
  • Вивекананда. РАДЖА-ЙОГА
  • Йейтс Френсис. ИСКУССТВО ПАМЯТИ
  • Последствия приворота для заказчика и жертвы
  • Полукарова Марина Викторовна. Особенности народной педагогики в воспитании дошкольников
  • Сергеева Галина Григорьевна. Эссе к 9 мая
  • Колесов Евгений. Врата в мир карт Ленорман
  • Арнольд ван Геннеп. Обряды перехода
  • Дмитрий Алексеев. Определение гностицизма
  • Редактор. Развитие логического мышления
  • Султанофф С.М. Легкость против тяжести: использование юмора в кризисных ситуациях
  • Авакян Лариса Васильевна. Презентация «Русские народные праздники»
  • Сценарные игры «сильных женщин» и «слабых мужчин».
  • Узнадзе Д.Н. Установка у человека. Проблема объктивации.
  • Кондратьев Василий. Карточный домик
  • Либидо; libido
  • Неприятные переживания, которые указывают на то, что Вы развиваетесь в правильном направлении
  • Коллективное; Collective; Kollektive
  • Приворот по фото в домашних условиях
  • Алистер Кроули. Верховный Ритуал
  • Отличие между здоровым и пагубным юмором в кризисной ситуации



  • Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:      
    Код для вставки в форум (BBCode):      
    Прямая ссылка на эту публикацию:      


     (голосов: 0)

    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь