Айрапетян Евгения Сергеевна. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста.

План:

  1. Задачи трудового воспитания в детском саду.
  2. Содержание трудового воспитания.
  3. Организация труда дошкольника (из практики)

«Радость труда — могучая воспитательная сила.
В годы детства каждый ребёнок должен
пережить это благородное чувство.»
В.А. Сухомлинский.

Наряду с игрой для воспитания детей большое значение имеет и их трудовая деятельность. Трудовое воспитание в дошкольном возрасте не противоречит природе ребёнка. Он активен, жадно стремится всё узнать, сделать всё самому выражается как в игровой, так и в трудовой деятельности. У детей младшего возраста игра и труд тесно связаны.

Подражая взрослым, дети копируют работу матери, отца, изображают шофёра, продавца в магазине, врача в больнице. У детей более старшего возраста трудовые процессы включаются в игру:

 

Например: сделать флажки, билетики, в игре с куклами — дети учатся стирать, и гладить, мыть и вытирать посуду и т. д.

По мере развития ребёнка меняется и характер его поведения: он начинает уже интересоваться результатом своих трудовых действий, он хочет узнать, что и как у него получается. Ребёнок старается повторять те же приёмы, которые он наблюдал в работе матери и отца. Действия ребёнка становятся осознанными.

Трудовое воспитание приносит пользу для развития ребёнка дошкольного возраста. Труд благотворно влияет на физическое и на психическое развитие ребёнка повышается работоспособность и жизнедеятельность всего организма. Труд укрепляет мышцы, содействует развитию внимания, наблюдательности, сообразительности. Труд служит хорошим средством нравственного воспитания ребёнка, помогает развитию в нём положительных качеств.

Труд детей в детском саду многообразен. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание — направлено на уход за собой это умывание, раздевание, одевание, уборка постели… Воспитательное значение самообслуживания заключается в его жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживания прочно усваиваются детьми. Самообслуживание осознаётся как обязанность.

В младшем дошкольном возрасте самообслуживание связано с некоторыми (недостаточное развитие мускулатуры пальцев, сложность усвоения последовательности действия, отвлекаемость) что тормозит процесс формирования навыков. Воспитатель должен начать развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и выполнения необходимых действий. Здесь воспитатель индивидуально общается с каждым ребёнком, поддерживает его. Находит с ним контакт и доверительное отношение к себе. Дети ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым.

В среднем дошкольном возрасте дети достаточно самостоятельны в обслуживании. Воспитатель формирует у детей приёмы взаимопомощи, учит их, как обратиться за помощью к товарищу. Как её оказывать, как поблагодарить за услугу.

В старшем дошкольном возрасте приобретаются навыки самообслуживания: уборка постели, уход за волосами, обувью. Процессы связанные с ним, используются для решения более сложных задач: это формирование привычки детей к опрятности и чистоте, навыков поведения среди сверстников. Воспитатель формирует у детей элементарную предупредительность, уважительное отношение к окружающим.

Хозяйственно-бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада. Хозяйственно-бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам. Детям постарше полезно предоставлять самостоятельно участвовать в хозяйственных работах. Например: убирая комнату мать даёт влажную тряпку и предлагает вытереть пыль с полок; накрывая на стол, поручает разложить ложки, расставить осторожно тарелки … У ребёнка тем самым воспитывается бережное отношение к вещам, привычка к чистоте.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, в цветнике. Особое значение это вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Живой интерес вызывает у детей труд по уходу за растениями и животными. Маленький цветник можно устроить и в группе на окне. Можно устроить и зооуголок.

Такой уход воспитывает у детей чувство ответственности: он должен аккуратно выполнять взятое на себя дело. Систематическое повторение одной и той же работы — поливка растений, уход за животными вырабатывает полезные трудовые навыки; наблюдение за тем, что происходит с растениями дают ребёнку конкретные знания, расширяют его кругозор. Во время прогулок воспитатель должен отводить время для полезного труда — Например: собрать в кучу сухие листья и ветки, очистить беседку от мусора, тем самым объясняю, что они помогают работе дворника или садовода.

Ручной труд — изготовление игрушек и полезных в быту вещей (прежде всего из бумаги и картона, из природных материалов), дерева. Используя природный материал дети изготавливают необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машинки, домики, мебель, животных. Такие поделки могут быть приятными подарками для родных.

Ручной труд развивает способности детей, творчество, фантазию, выдумку. Всё что делается руками детей при помощи воспитателя, формирует в детях их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Например из скорлупы грецких орехов, жёлудей, каштана, сосновых шишек к ним же подручный материал: клей бумага, картон, глина, пластилин веточки, кукурузные волоски- можно изготовить парусник, жука, зайца, петушка, природную екибану. Готовые игрушки мы обсуждаем и оцениваем. Лучшие работы помещаются на выставочном стенде. Даю возможность детям взять готовые игрушки домой, чтобы показать родителям.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трёх основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручение — это задания, которые воспитатель даёт одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть простыми и сложными, индивидуальными или общими, временными или длительными. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувство ответственности к порученному делу.

В младших группах поручения индивидуальны, и просты (разложи ложки на столе, принеси игрушки, сними с куклы платье и т. д.)

В средней группе воспитатель поручает детям постирать бельё куклам, вымыть игрушки, подмести дорожку от песка. Эти задания более сложны чем в младших группах они содержат не только несколько действий, но и элементы самоорганизации. Большинство поручений становятся групповыми, от 2 участников до 5-6 участников. Вместе убрать со стола игрушки, вымыть машинки, собрать строительный материал…

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребёнком работы, направленной на обслуживание коллектива. Например: по столовой, дежурства по подготовке к занятиям, дежурства по уголку природы. Как правило дети дежурят вдвоём. Во всех этих заданиях воспитатель несёт ответственную роль воспитания и организованности действий детей.

В ПРОЦЕССЕ КОЛЛЕКТИВНОГО ТРУДА ВОСПИТАТЕЛЬ УДЕЛЯЕТ ВНИМАНИЕ ХАРАКТЕРУ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ между детьми, подсказывает, как надо поступить, учитывая ситуации.

Дети 3-4 лет могут выполнять работу в течение10-15 минут, 5-6 лет 20- 30 минут.

Труд постоянно сопровождает самостоятельную деятельность ребёнка в детском саду: и тогда когда он готовит удобное место для занятий, а в конце убирает всё за собой, когда готов к игре или заканчивает, когда собирается на прогулку ит. п. Любая деятельность ребёнка сопряжена с трудовыми усилиями.

-Нужно чтобы в помещениях детского сада, а именно в группах были созданы условия для трудовой деятельности. Например: индивидуальные шкафчики, индивидуальные вешалки для полотенец, фартуки для дежурных по столовой, щётки для чистки одежды и обуви, зеркала и т.п. — всё это необходимо для воспитания трудолюбия и навыков культуры поведения.

Стараюсь, что все предметы (посуда, мыло, инструменты окружающие ребёнка были красивыми и удобными в пользовании, и привлекали детей к действию и выполнению заданий.

- В формировании навыков самообслуживания и в воспитании у них самостоятельности в своей работе использую художественные произведения: рассказы Воронковой «Маша-растеряша», Стихи К. Чуковского «Мойдодыр» и другие…

Например в игровой ситуации приходит кукла, у которой измазаны ладошки: А. Барто «Девочка чумазая» -

Ах ты девочка чумазая,

Где ты ручки измазала?

Чёрные ладошки, на локтях дорожки!

Или К. Чуковский» Мойдодыр»

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок, И густой гребешок!

Главное постоянно поощрять детей за правильность действий: за правильное мытьё рук, за правильное одевание. Главное в работе воспитателя положительное воздействие на ребёнка, чтобы у ребёнка не пропал интерес к совершаемым действиям.

- Все дети любят чудеса, тайны, секреты. И любое занятие в обслуживании себя и другая трудовая деятельность, может быть обыграна. Можно найти множество методов в организации трудовых дел: лечение деревьев, расчистка снега, наполнение песочницы, уборка участка, посадка деревьев и.т. д. Например:

Старшей группе было дано задание перенести песок на участок, где планировалось разместить скульптурный зоопарк. Чтобы заинтересовать детей, я даю команду детям.

«Ребята поступило секретное задание, о приёме разных животных на этом участке. Наша задача перенести песок на площадку и разровнять. А завтра, когда вы придёте в садик, вы увидите чудо-зоопарк.

Дети активно работали на участке, задавали множество вопросов о зоопарке, и с помощью взрослых подготовили площадку. На следующий день, придя в садик ребята увидели скульптурный зоопарк. Нужно было видеть радостные лица детей! Их труд не прошёл даром!

Удовлетворение делом, которое даёт ощутимые результаты, побуждает его к дальнейшей деятельности, у него постепенно развивается любовь и привычка к труду, что является основной задачей трудового воспитания в дошкольном возрасте. Воспитанные с малых лет положительное отношение к труду, способность к усидчивости принесут ему большую пользу в школьные годы.

Использованная литература:

  1. Дошкольная педагогика. — Учебное пособие. -М., 1986г.
  2. Мир детства: Дошкольник. -М., 1987г
  3. Наши дети: Сборник. /Библиотека молодой семьи. /. -М., 1988г
  4. Нравтсвенно-трудовое воспитание детей в детском саду. -М., 1987г.
Просмотров: 409
Категория: По направлениям » Для детского сада » Трудовое обучение детей




Другие новости по теме:

  • Ирина Петракова. Как научить ребёнка трудиться, любить труд и испытывать радость от трудовой деятельности.
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Консультация для воспитателей на тему: «Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Конспект НОД «Комплексное занятие: формирование целостной картины мира — художественный труд» с использованием ИКТ для детей среднего дошкольного возраста «Путешествие в космос»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Гульмира Рашидовна Адлова. Статья 'Труд, важен для маленьких детей'
  • Мерзлякова Юлия Алексеевна. Труд – основа воспитания
  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Ручной труд. Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях реализации дополнительной образовательной программы «Забавная игрушка».
  • Михеева Любовь Васильевна. Авторская статья на тему: «Коллективное художественное творчество в детском саду, как важный инструмент нравственно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Лукина Ольга Валерьевна. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (РУЧНОЙ ТРУД) С ДЕТЬМИ С ОВЗ
  • Людмила Петровна Шабалина. Ручной труд в средней группе.
  • Агзамова Лиана Фларидовна. Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте
  • Ковригина Светлана Николаевна. Организованная образовательная деятельность ручной труд «Новогодняя афиша» подготовительная к школе группа
  • Смирнова Наталья Сергеевна. Конспект «Коллективный труд в природе»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Хачатрян Мариам Феликсовна. Художественное слово в процессе воспитания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ
  • Нина Мохнарылова. Роль труда в развитии воспитания детей дошкольного возраста
  • Ирина Зимина. Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе «Труд в профессии взрослых»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Хаметова Алсу Мяжитовна. Проект на тему: «Развитие творчества дошкольников через аппликацию и ручной труд»
  • Нина Шаповалова. НОД ручной труд в подготовительной к школе группе на тему: 'Домовенок'
  • Эмма Юрьевна Гамаева. Блок 'Ручной труд' Занятие 'Пчелка с сюрпризом'
  • Толстикова Ксения Викторовна. «Общественно-полезный труд с детьми старшего дошкольного возраста»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Заикина Светлана. Конспект интегрированного занятия Ручной труд – коллективная работа с детьми старшей группы. Тема: «Астры».
  • Редактор. Семья - это когда вместе - Совместная деятельность как основа воспитания в семье
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Фарида Ханифовна Ахметшина. Организация трудового воспитания в младшем дошкольном возрасте



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь