Сейтумерова Арзы Шукуриевна. СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ С ИЗУЧЕНИЕМ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ: «ДЕРВИЗА»

СЦЕНАРИЙ ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ С ИЗУЧЕНИЕМ КРЫМСКОТАТАРСКОГО ЯЗЫКА НА ТЕМУ: «ДЕРВИЗА»

Цель мероприятия: Познакомить детей с традициями и обычаями крымских татар, с жанрами устного народного творчества (песни, считалки, игры), костюмами и танцами. Формировать активный словарь.

Задачи:

  • развитие творческого потенциала каждого участника
  • овладение различными видами творческой деятельности
  • углублённое приобщение к искусству, народному творчеству.

Предварительная работа:

  • беседа о празднике
  • чтение о празднике
  • рассматривание национальных костюмов, блюд.

Прогнозируемые результаты:

  • дети умеют приветствовать друг друга и прощаться друг с другом на крымскотатарском языке
  • эмоционально реагируют на звучание крымскотатрской музыки
  • воспроизводят потешки, тексты и движения в пальчиковых играх
  • с удовольствием играют в знакомые подвижные игры.

Ход:

Ведущий. 1: Здравствуйте уважаемые гости, дети, сегодня мы празднуем один из любимых народных крымскотатарских праздников-Дервиза байрам-Праздник урожая. Люди радуются собранному урожаю, успешному окончанию хозяйственного года. После этого праздника начинается отмирание сил природы, то есть начинается осень. И сегодня мы с вами узнаем много интересного об этом празднике.

Ведущий 2: Хош кельдинъиз азиз мусафирлер, бугунь биз сизни Дервиза байрамгъа давет этемиз!

Ребенок: Кельсин, кельсин Дервиза байрам, къувансын кульсин эр кес!

Софралар ашкъа толсун, байрам хайырлы олсун!

Ребенок: Бугунь бизим эвимизде къырым къалкъы шенълене,

Бу шенъликнинъ себеби де Дервиза байрамы!

Ребенок: Биз ойле бир балалармыз, эм йырлармыз, эм ойнармыз,

Шенъликсиз байрам кечмез, оюн кульку ич битмез!

Ребенок: Давулгъа чокъ мур урулды, байрам ери къурулды

Дюньямыз аман олды, шукур этемиз Аллагъа!

Ведущий 1:Вот мы и поприветствовали друг друга. В нашем детском саду мы все живем дружно и взрослые и дети. А для праздничного настроения, давайте споем

песню.

Песня «Достум»

Ведущий 1: Этот праздник организовывали совместно жители нескольких соседних сел. которые входили в одну общину – джемаат. Выбиралось удобное для проведения таких мероприятий место на природе, обязательно вблизи источника воды.

Готовиться к празднованию Дервизы начинали заблаговременно. Проводилась тщательная уборка и побелка дома, чистился двор, хлев. Наводился порядок в саду, огороде, на виноградниках. В день праздника девушки рассеивали там золу, а парни окуривали хлева дымом.

В день праздника хозяйки выпекали национальные блюда: кобете, бурма, тава локум, жарили чебуреки и готовили всякие сладости. Традиционно праздник начинался с молитвы.

Ребята, а давайте, и мы подготовим свой праздничный стол.

ИГРА: «Накроем праздничный стол»

Ведущий2:. Адет узре, Дервиза байрамы кузь мевсиминде, яни 22 сентябрь куню къайд этиле. Дервиза сезю эки сезден ибарет: «дер» — къапу, «виза» — кирмеге рухсет, изин бермек. Яни Дервиза – бу янъы дюньягъа кирмек демектир.

Ведущий 1: Название Дервиза состоит из двух слов: «дер» — двери, ворота, «виза» – разрешение на въезд. Иными словами «Дервиза» означает «вхождение в новый мир». Дервиза приносит с собой щедрый урожай, радостное настроение, надежду на лучшее, удачу. Вот и сейчас нас ожидает удача, потому что к нам пришла радость под названием Дервиза.

Дервиза: Селям алейкум, здравствуйте! Байрамларынъыз хайырлы олсун! Бу байрам пек меракълы, шенъ-шерамет кечириле, келинъиз, биз де шенъ-шерамет байрамны кечиреик. Сиз шиирлер айтып билесиз ми?

Ребенок: Яз кечкен сон Кузь олур, бол берекет джийылыр

Къыскъарып башлар куньлер, гедже сызгъырыр еллер

Ребенок: Бакъынъыз балалар, турналар кочелер,

Сыранен тизильген, дженюпке кочелер

Бириси алдында, къалгъаны артында

Токътамай учалар, сувукътан къачалар

Ребенок: Булутлар кокте когерип кетти

Багъчада отькен къушчыкълар сусты

Тереклер алтын ильванлар такъты

Агълавукъ ягъмур бир шейге кусьти

Дервиза: Хочу испытать вас ребята и загадать загадки:

  • Вечером уходит, утром приходит (Солнце)
  • Круглый камень, а внутри еда (Орех)
  • Летом одевается, а зимой раздевается (Дерево)
  • В горах находится мать, а дитя бежит от нее прочь (Родник и река)
  • Над крышей-чебурек (месяц)

Ребята, я принесла вам богатый урожай и предлагаю собрать его

ИГРА «Собери урожай»

Ведущий 2: Сайгъылы мусафирлер, бахынъыз, азбарда дюльбер алтын кузь долана, ве шимди балачыкълар аджаип шиирлер сизлерге багъышлайлар

Ребенок: Булутлар долана, кок юзу къарара

Эссе салкъын ель, япракълар сарара

Ребенок: Кунь бираз къыскъара, геджелер узана

Сыкъ ягъа ягъмурлар, сокъакълар сувлана

Ребенок: Багъчада мейвалар, багъларда юзюмлер

«Бизлерни къалдырмай, тез джийып алынъ» дер.

Ребенок: Шеэр, кой севине, бол олды берекет,

Урь эмек байрамны къаршылай мемлекет

Ребенок: Ждали этой встречи не напрасно

Осень в Крыму – как это прекрасно!

Ребенок: Осень за окошком ходит не спеша

Листья на дорожки падают шурша

Ребенок: Тонкие осинки в лужицах глядят

На ветвях дождинки бусами висят

Ребенок: Лебеди лениво плещутся в пруду

Тихо и красиво Осенью в Крыму!

Игра -танец с листочками

Ведущий 2:На празднике Дервиза крымские татарки катят сито с горок. Если сито ляжет вверх дном, будет хороший урожай, если же вниз дном, то ожидается малый урожай, если встанет набок-зерновые вырастут высокими. Давайте и мы поиграем с ситом (дети скатывают сито с горки).

Ведущий 1:А какой праздник без игр веселых и состязаний? Давайте и мы поиграем.

Игра –состязание «Перетяни канат»

Игра «Куреш» (борьба)

Ведущий2: Ребята, чем занимаются осенью дикие животные? (ответы детей)

Давайте поиграем в подвижную игру, но сначала ответьте как на крымскотатарском языке звучит слово «медведь»? (аюв)

Игра «Орманда яшай аюв»

Орманда яшай аюв

Юкълап тургъан ола о

Биз мантар, джевиз джиямыз

Аювнинъ къабасына якъынлашамыз…

Аюв исе юкъламай,

Бизни тез-тез къувалай

(дети убегают, медведь догоняет)

Ведущий 1:На празднике Дервиза бросали камешки вдаль со словами: «Пусть черные дни возвратятся тогда, когда возвратится этот камень»; иными словами -никогда. «Къара куньлер таш къайткъанда къайтып кельсинлер» Возьмите вы по камушку и бросьте вдаль.

Ведущий 2:А наш праздник давайте закончим крымскотатарским танцем «Хоран» Встаньте в круг и возьмитесь за руки, друзья!

Танец «Хоран»

Дети прощаются и выходят из зала.

Просмотров: 224
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Фефелова Оксана Сергеевна. Игра как ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста
  • Полищук Елена Владимировна. КОНСУЛЬТАЦИЯ для родителей «Игра – ведущий вид деятельности ребёнка дошкольного возраста дома»
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Бондарева Е.В. Лондарева ЕА.. «Если ребенок врет…»
  • Если ребенок заболел гриппом (ОРВИ)
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Светлана Михайлова. Сценарий спортивного праздника «Юные спасатели». Тема программы «Ребенок дома».
  • Гулушова Лилия Назировна Нугаева Гульнара Расимовна Репникова Татьяна Викторовна Чиботарь Анна Сергеевна Юртова Светлана Геннадьевна. Игра — ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста.
  • Соловьева Татьяна Семеновна. Деловая игра для родителей: «Ребенок идет в школу. Психологическая готовность родителей»
  • Генералова Светлана Геннадиевна. Родительское собрание 'Гиперактивный ребенок в детском саду'
  • Хабирова Гульназ Рамзиевна, Нуриева Авелина Владимировна. «Необычный» ребенок в детском саду.
  • Елена Сергунина. Анкета для родителей 'Готов ли ребенок к детскому саду?'
  • Шишалова Л.И., Глыга Н.И., Филиппова И.П.. Методическая разработка «Ребенок открывает мир воды»
  • Вероника Клюева. Консультация для воспитателей «Когда ребенок в опасности»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Пашкова Светлана Сергеевна. Макет для занятия по разделу «Ребенок открывает мир природы» для 2 младшей возрастной группы - Наш Аквариум
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Корчагина Надежда Анатольевна. Практикум для родителей по ПДД Тема встречи «Дорога. Ребенок. Безопасность».
  • Главный Редактор. 50 вопросов на которые должен отвечать ребенок перед поступлению в школу
  • Султанова Луиза Гаясовна, Зиннюрова Лилия Исмагиловна. Консультация для родителей на тему «Ребенок и домашние животные»
  • Анастасия Владимировна Капитонова. Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Сухорукова Наталья Алексеевна. Досуг для детей и родителей с использованием ИКТ Ток — шоу «Это мой ребенок»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Редактор. Ребенок и плавание



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь