Абдуразакова Дженнет Муратбековна. Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Удивительные узоры ханты»» для детей старшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Удивительные узоры ханты»» для детей старшей группы

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Березка» города Когалым

по образовательной области «Художественно — эстетическое развитие»

Абдуразакова Дженнет Муратбековна Воспитатель группа с 5 до 6 лет №25 г. Когалым

Художественное конструирование (продуктивная деятельность)

Содержание занятия – интегрированное (занятие включает в себя разнообразные виды детской деятельности, объединенные темой содержания «Орнаменты народов ханты»).

 

Форма организации занятия — нетрадиционное (занятие – аппликация орнаментов в разных техниках). Составление детьми орнаментов по своим собственным впечатлениям.

ЦЕЛЬ: Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе искусства ханты использовать характерные для него элементы узора, цветовую гамму.

Выполнение орнаментов ханты в технике аппликации бисером на пластилине. В разных техниках аппликации.

Создание детьми орнаментов ханты по своим собственным впечатлениям.

Или Закрепление знаний и умений детей о традициях национальной культуры ханты через создание орнаментов в разных техниках аппликации.

ЗАДАЧИ НОД:

Образовательные:

Закрепить представления детей о национальной одежде коренных жителей Югры, их отличительных особенностях.

Способствовать закреплению названий элементов узора и самостоятельно составлять детьми узор, передавая характерные особенности, располагая его на полосе.

Развивающие:

  • Углублять и уточнять представления детей о коренных жителях Югры.
  • Формировать интерес наблюдать, совершенствовать, делать выводы.
  • Обеспечивать эмоциональное благополучие, через расширение представления о разнообразии народного искусства ханты
  • Развивать у детей творческую инициативу и самостоятельность, усовершенствовать навыки контролирования собственной деятельности и отыскивания наиболее рациональных способов решения предложенных задач.

Воспитательные:

  • Воспитывать в детях чувства коллективизма. Сопереживать героям сказки.
  • Доставить детям удовольствие от общения друг с другом, способствовать сплочению детского коллектива.
  • Продолжать формировать интерес, чувство гордости и уважения к традициям культуры ХМАО.

Технические:

  • Совершенствовать умения детей безопасно работать ножницами.
  • Развивать мелкую моторику, работая с мелкими деталями.
  • Соблюдать в художественно продуктивной деятельности при создании узора симметрию, повторяемость орнамента.

Словарная работа:

  • Активизация словаря – Чум, ханты, бисер, орнамент. Отражать в речи собственные наблюдения используя названия орнаментов ханты.

Оборудование:

  • Мини-музей (оформленный в группе по теме «Узоры ханты»), стол с раздаточным изобразительным материалом.

Демонстрационный материал:

  • сказочная книга «Украденные узоры ханты».

Раздаточный материал:

  • подносы для изо материала, пластины покрытые пластилином, блюдца с разноцветным бисером, наборы тесьмы, лента-змейка длиной по 10 см.,, ножницы, набор пуговиц. Все по 15 шт. каждого вида.

Пластины имеют липучку с обратной стороны, с помощью которой она, как орнамент, будет крепиться в книге на одежде ханты.

Предварительная работа по подготовке воспитателя:

  • сбор экспонатов для мини-музея группы по теме «Узоры ханты»
  • оформление мини-музея в группе «Узоры ханты»
  • оформление альбомов для насмотренности детьми «Жизнь и быт ханты», «Эти удивительные орнаменты».
  • изготовление сказочной книги «Украденные узоры ханты» размером 50см*100см с четырьмя разворотами по четырем времени года.

Работа с родителями:

ЗАДАЧИ:

  • Актуализировать потребность родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами группы в вопросах толерантности и культуры.
  • Содействовать непосредственному ознакомлению детей с носителями исторических традиций культуры народов ханты.
  • Воспитывать интерес к национальной культуре представителей коренных народов ХМАО – ханты через познание их обычаев и традиций.

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАЧ:

  • Привлечь родителей к активным формам совместной с детьми деятельности (консультация «Роль семьи в воспитании нравственно — патриотического воспитания дошкольников» ИТОГ: — пополнение мини-музея совместно сделанными экспонатами);
  • Организовать совместное посещение — краеведческого музея;
  • Поддерживать стремление родителей, развивать художественную деятельность детей в детском саду (организовать мини-выставку в группе);
  • Помощь родителей в создании серии видео роликов «Мы живем в Югре»

Предварительная работа с детьми:

  • экскурсия в краеведческий музей города Когалым по теме «Узоры ханты»
  • чтение и анализ сказок народов ханты ……………………………
  • рассматривание орнаментов и узоров народов ханты (альбом «Удивительные орнаменты ханты», «Жизнь и быт коренных народов севера»)
  • знакомство с народными играми ханты (разучивание, использование их в режимных моментах)
  • просмотр видео роликов «Мы живем в Югре», «Когалым – жемчужина Сибири».

Индивидуальная работа с детьми:

  • беседы
  • рассматривание орнаментов, обсуждение
  • рисование по теме: «Украсим малицу ханты»
  • аппликация по теме «Кисы и варежки для ханты».

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ:

1. Вводная часть – 4 мин.

а) внесение нового экспоната в мини-музей «Игольница» — метод неожиданного гостя, позволяющий организовать детей,

б) название детьми узоров разных узоров – наглядный метод, распознающего характера, который формирует знания об особенностях узоров орнаментов ханты,

в) обсуждение с детьми, что изображено на орнаменте – наглядный метод, репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается узор на игольнице, словесный метод – вопросы, элементарный анализ, обсуждение,

2. Основная часть – 18 мин.

а) воспитатель показывает детям необычную сказочную книгу «Украденные узоры ханты» — наглядный метод, сюрпризный момент,

б) рассказывание воспитателем сказки – словесный метод, позволяющий поставить цель занятия, эмоциональное изложение сказки,

в) решение детьми проблемной ситуации – как помочь героям сказки – словесный метод и игровая ситуация. Дети, рассуждая, ищут и находят путь решения,

г) дети подбирают необходимый изобразительный материи для продуктивной деятельности – практический метод позволяющий планировать свою дальнейшую деятельность,

д) самостоятельная продуктивная деятельность детей – практический метод позволяющий детям проявить свое творчество, умения и навыки.

3. Заключительная часть – 3 мин.

а) дети располагают свои работы в книге, предавая законченный образ героям – эмоциональный отклик детей,

б) обобщение воспитателя, вывод – художественное слово (чтение четверостишья М. Шульгина),

в) обсуждение с детьми – справились ли они с поставленной целью? Анализ занятия, перспектива на бедующее — детям предстоит восстановить последнюю страничку книги..

Организация детей на занятии:

А) занятие начинается с детьми у мини-музея в группе,

Б) дети переходят в центр группы, размещаются на подушечках, заинтересованные внесением воспитателем необычной книги,

В) дети переходят к столу с изобразительным материалом, заранее приготовленный для них в большом количестве,

Г) рассаживаются за столы, организуя свое рабочее место,

Д) дети собираются у книги в центре группы, для размещения своих работ.

Ход занятия:

Вводная часть:

Дети занимаются самостоятельной игровой деятельностью. В группу входит приглашений родитель. Он вносит новый экспонат для мини-музея.

Родитель рассказывает об экспонате: «Я принесла игольницу. Она сшита руками женщины ханты и предназначена для хранения игл. А иглы у ханты, могут быть сделан из костей рыб и животных. Украшена игольница — узорами из бисера. А, вот что означает этот узор, я забыла…»

Воспитатель: «Было бы интересно узнать, что изобразила мастерица ханты. (Перед детьми ставится проблемная ситуация, которую необходимо решить).

Дети рассказывают, что они знают про узоры и орнаменты, обращаясь к экспонатам находящимся в музее. Вместе приходят к выводу о том, что изображено на игольнице.

Дети: «Это может быть вышит узор называющийся — лапка лисы. На узоре изображены рога оленя и т.п.»

В ходе решения проблемной ситуации, воспитатель поддерживает инициативу детей вопросами и уточнениями.

Воспитатель: «Как бы хотелось? Что же хотела нам рассказать эта игольница?»

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: «Ребята, мы с вами много узнали о традициях, обычаях ханты. Познакомились с их бытом и праздниками. В знак своей благодарности и желания дружить с вами, они передали вам старинную книгу. Хотите взглянуть?»

(Заинтересовав детей, воспитатель вносит большую самодельную книгу. Дети рассаживаются на мягкие подушечки. Воспитатель, открывая книгу страницу за страницей, «читает» сказку «Украденные узоры ханты»».)

«— Далеко, далеко в холодной, снежной тайге жила семья ханты. Жили они дружно. От ветра и трескучего мороза согревал их чум. Олени кормили их. Мужчины ходили на охоту и рыбалку, что бы прокормить семью. Женины летом и осенью собирали грибы и ягоды. Холодными зимними вечерами, женины трудились над пошивом одежды, украшая ее удивительными орнаментами.

Но однажды в чум залетел старый черный ворон. Громко каркнув, он молвил человечьим голосом: — «Я знаю, что вы, ханты – хорошие охотники и рыболовы. Все свои удачи, победы над зверем и птицей изображаете в узорах на орнаменте. Покажите мне их, эти волшебные орнаменты. Я и только я хочу властвовать в тайге.

Женщины не хотели делиться секретами со старым вороном. И тогда он украл узоры ханты, а чум заколдовал. Никто не смел больше вышивать из бисера. Ханты с каждым днем теряли удачу на охоте, а огонь в чуме медленно гас…»

(Воспитатель, останавливает повествование сказки, констатируя, удивленно, что в книге нет последней страницы).

Воспитатель: «Нет страницы, и мы не узнаем, чем закончилась сказка» (Создавая проблемную ситуацию, воспитатель подводит детей к поиску путей ее решения).

Дети: «В чуме погаснет огонь и нечего будет есть. Станет темно и женщины не смогут шить одежду. Станут гибнуть и животные собаки и олени»

(Дети предлагают свои варианты. Воспитатель подводит детей к принятию одного выбранного решения)

Вывод: «Дети могут помочь семье ханты создав узоры из бисера и тесьмы»

Воспитатель: «Какие вы молодцы. Как же вы переживаете за героев сказки и непременно хотите им помочь. Давайте приступать к работе. Пусть старый ворон увидит узоры и расколдует чум».

Самостоятельная творческая деятельность детей.

(Дети подходят к столу с изобразительными материалами. Выбирают им необходимый. Подбирают необходимого цвета пластинку. Сочетая колорит, выбирают нужного оттенка и цвета бисер, тесьму, змейку для составления своего орнамента, руководствуясь своими впечатлениями. Организуют свое рабочее место. Воплощают свои идеи, располагая на пластилиновой полоске аппликацию, из выбранного материала).

По окончании работы, каждый ребенок прикрепляет свой орнамент на страничку книги, завершая образ ханты.

Заключительная часть:

(По мере заполнения страничек воспитатель собирает детей вокруг себя. Восхищаясь работами детей, воспитатель интересуется, кого или что изобразил на своем узоре ребенок)

Воспитатель: «Как вы думаете, ребята, расколдует старый ворон чум? Чем закончится сказка?»

Воспитатель: «Мы все с вами разные, но у всех у нас одна страна – большая Россия. Вы – маленькие россияне. В ваших руках – будущее нашей страны. Вы можете ее сделать крепкой, могучей, если будите заботится о близких, если будите настоящими друзьями. А вот последнюю страничку мы обязательно с вами восстановим. У нас впереди много времени.

Хантыйские орнаменты красивы
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.

М. Шульгин

Просмотров: 496
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Стародворская Ирина Юрьевна. Расширяем знания дошкольников о творчестве народов ханты
  • Голова Елена Александровна. Ханты и Манси — жители Севера
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Максимова Тамара Витальевна Макарова Ольга Викторовна воспитатель. План — конспект непрерывной образовательной деятельности с элементами ТРИЗ с детьми средней группы на тему «Путешествие в страну сказок»
  • Татьяна Грибкова. Система обучения воспитателей планированию воспитатель-образовательной работы с детьми
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Братчаночка. Конспект организации совместной трудовой деятельности с детьми средней группы. Тема: 'Ох, ох. ох, ох дети сеяли горох'
  • Казакова Антонида Петровна. Совместная воспитательно-образовательная деятельность по рисованию декоративных узоров «Дымковские узоры на розетте» в старшей группе детского сада. Интеграция О.О. «Познание», «Художественное творчество»
  • Мошкова Оксана Дмитриевна. Конспект открытого занятия для районного конкурса «Воспитатель года — 2017». (Экспериментальная и познавательно — исследовательская деятельность). В подготовительной группе по теме: «Волшебница соль».
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Савчук Лиля Владимировна. Непосредственно образовательная деятельность детей в подготовительной группе «Зимние узоры на окнах».
  • Каргина Лариса Владимировна. План — конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми средней группы компенсирующей направленности (дети с ЗПР) «Природа родного края»
  • Щелкунова Виктория Владимировна. Наглядно-дидактическое пособие «Волшебные узоры» (предназначено для детей старшего возраста)
  • Альянова Светлана Юрьевна. Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Михайлова Ольга Викторовна. Организация мини-музея в детском саду. Мини-музей «Хлеб всему голова!»
  • Богачева Алена Степановна. Мастер-класс «Применение педагогической технологии «Дети волонтёры» в совместной деятельности педагога с детьми»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Сафронова Марина Геннадьевна. Консультация для воспитателей «Песочная терапия, как метод работы с детьми с ОВЗ»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Марина Мартьянова. Бинарное занятие в старшей группе: 'ПО-РАЗНОМУ ЗОВУТСЯ ДЕТИ' (занятие по правовому воспитанию для детей 5-6 лет)
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Коротеева Марина Александровна. Конспект интегрированного занятия «В гостях у Бабушки-Забавушки» (Экскурсия в мини-музей «Русская изба») для детей старшей логопедической группы
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Бурдина Марина Николаевна. Конспект открытого занятия по рисованию в старшей дошкольной группе воспитателя Бурдиной М.Н. «Гжельские узоры»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь