Соловьева Марина Анатольевна. ЭССЕ «Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста».

ЭССЕ «Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность выбранной темы обусловлена реализацией в современном образовании ведущей тенденции гуманизации, изменившей концептуальные подходы к воспитанию детей, что привело к необходимости преобразования методологических основ педагогики, содержания и технологий воспитания подрастающего поколения. гуманизм является личностно-ориентированная система взглядов, утверждающей высшей ценностью образовательного процесса личность. личность относится к числу общечеловеческих ценностей как идеал физического и нравственного совершенства и гармонии в человеке.

Актуализация новых ценностей в образовании, кардинальные изменения в социально – экономической и культурной жизни в обществе породили устойчивый запрос на человека нового типа. Согласно содержанию Государственного стандарта образования Российской Федерации и требованиям времени, одним из ведущих приоритетов образования является национально – нравственное воспитание детей.

Это является значимым, так как ра

звитие личности, способной к сочувствию, сопереживанию, восприятию эмоциональных проявлений других людей, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.

Конечно, процесс становления личности и ее нравственной сферы не может быть ограничен возрастными рамками. Он продолжается и видоизменяться всю жизнь. но есть такие азы, без которых человек не может функционировать в человеческом обществе. И поэтому обучение этим азам необходимо осуществлять как можно раньше, чтобы дать ребенку «путеводную нить» в среде себе подобных [13].

Дошкольный возраст – это период первоначального становления личности. К семи годам уже достаточно четко прослеживается направленность личности ребенка как показатель уровня его нравственного развития.

Воспитание дошкольников должно строиться так, чтобы моральные требования становились ориентиром поведения детей, их взаимоотношений. Группа детского сада для большинства из них является первой организованной группой, в которой начинают складываться у ребенка его отношения со сверстниками и, одновременно, определяются контуры детского коллектива.

Для формирования чувств ребенка, его нормального развития большое значение имеет воспитание его эмоционально-положительного отношения к окружающему. Положительное эмоциональное состояние – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. Отрицательное эмоциональное состояние может послужить причиной озлобленности, зависти, страха, отчужденности [6].

Нравственные чувства формируются у детей в процессе взаимоотношений их со взрослыми и сверстниками. Причем сначала возникает сопереживание радости, а затем сопереживания горя [6].

Дети дошкольного возраста особенно эмоциональны и непосредственны. Когда они общаются со взрослыми, то рассчитывают на понимание, терпение, снисхождение и любовь. Если же ребенок вступает во взаимоотношения с другими детьми, его социальная позиция меняется. В таком общении дети – равномерные партнеры, и каждый предъявляет другому равные требования. Например, сочувствие, сорадость, сопереживание проявляются по отношению к сверстникам не так, как к взрослому человеку: ребенок лучше понимает чувства сверстника, они ему ближе, понятнее. А переживания взрослых дети могут или не замечать, или не знать, как на них реагировать [13].

Современная педагогическая теория и практика уделяют большое внимание воспитанию межличностных отношений, развитию способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями (Е. В. Бондаревская).

Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности (В. В. Абраменкова, Л.П. Стрелкова).

Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений и способности управлять своими чувствами, переживаниями.

В научной литературе существуют различные подходы к определению эмпатии как свойства личности (Т. П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И.М. Юсупов, К. Роджерс) и эмпатии, как процесса (А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франкл), уровней ее развития (Ю. Б. Гиппенрейтер, А.Э. Штейнмец, И.М. Юсупов), механизмов формирования (И. Г. Осухова и др.). Однако, в настоящее время, нет универсальных критериев определения эмпатии личности. Остается нерешенной и проблема динамической модели процесса развития эмпатии у ребенка, в которой были бы достаточно разработаны и представлены конкретные технологии.

В современной психолого-педагогической литературе исследовалась проблема проявления и развития эмпатии у взрослых (Г. И. Метельский, Т.Х. Шингаров, Е.В. Субботский), у детей школьного возраста (Т. П. Гаврилова, В.Н. Лозоцева, Т.А. Немчин и др.), у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (Е. Р. Овчаренко). Таким образом, гораздо меньше исследований было посвящено изучению этой проблемы в дошкольном возрасте. Вместе с тем именно в старшем дошкольном возрасте, когда закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, поэтому важно определить эффективные пути развития у детей эмпатии, отзывчивости, гуманности.

Анализ существующей практики эмоционально – нравственного воспитания детей в образовательных учреждениях свидетельствует об отсутствии целостной системы развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, возникает определенное противоречие между требованиями, складывающимися в парадигме гуманистического образования, и отсутствием эффективной технологии организации процесса развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Данное противоречие определило проблему нашего исследования: осмысление теоретических основ построения педагогического процесса и создание педагогических условий организации жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста, позволяющих успешно формировать у них чувство эмпатии.

Проблема обусловила выбор темы исследования: «Формирование чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста».

Объект исследования – нравственные качества личности детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования – педагогические условия формирования эмпатийных чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально апробировать комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с объектом, целью и предметом исследования была выдвинута гипотеза исследования: гуманные взаимоотношения высокого уровня ( «переживание – действие»), характеризующиеся учетом ребенком интересов сверстника, формируются на основе развития у детей старшего дошкольного возраста умения распознавать и понимать состояние другого человека. развитие этого умения связано со способностью детей проявлять эмпатические чувства (сопереживание, сочувствие), которые формируются под влиянием воспитателя. на ступени старшего дошкольного возраста при благоприятных педагогических условиях гуманное отношение детей к сверстникам принимает разнообразные формы и проявляется во всей многообразной деятельности детей, являясь одним из важнейших показателей нравственного развития детей.

В исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать философскую, психолого-педагогическую литературу о сущности понятия «эмпатия».
  2. Изучить особенности проявления и развития у старших дошкольников умения распознавать и понимать состояние другого человека.
  3. Определить уровни развития чувства эмпатии к сверстникам у детей старшего дошкольного возраста.
  4. Разработать и практически реализовать комплекс педагогических условий, обеспечивающих повышение уровня развития чувства эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе решения задач исследования и проверки достоверности выдвинутой гипотезы использовались следующие группы методов исследования:

  1. Группа теоретических методов: теоретический анализ научной литературы по исследуемой проблеме.
  2. Группа эмпирических методов:
  • анализ психолого-педагогической литературы
  • использование серии методик для диагностики проявлений эмпатии
  • наблюдение за совместной деятельностью детей
  • тестирование
  • использование специально созданных психолого-педагогических ситуаций
  • чтение и анализ художественных произведений
  • беседы с детьми на нравственные темы
  • педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: конструктивного, формирующего, контрольного
  • качественный и количественный анализ результатов диагностических методик.

Этапы исследования:

Первый этап – теоретический анализ проблемы, формулировка категориального аппарата, отбор и адаптация диагностических методик, апробация отдельных педагогических средств, направленных на улучшение внутрисемейных отношений.

Второй этап – разработка коррекционно-развивающей программы, организация и проведение формирующего этапа исследования.

Третий этап – итоговая обработка и систематизация результатов экспериментальной работы, формулировка выводов.

База исследования: МДОУ Д/C К/В № 28 «Ручеек» г. Химки Московской области.

Список литературы:

  1. Абраменкова В.В. Роль современной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстникам у дошкольников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1981.
  2. Антонова Т.В. Особенности общения старших дошкольников со сверстниками. – Дошкольное воспитание, 1975, № 10, с. 34-38.
  3. Божович Л.И., Конникова Т.Е. О нравственном развитии и воспитании детей //Вопросы психологии. – 1975. — № 2.
  4. Буре Р.С., Воробьева М.В., Давидович В.Н., Дудникова С.А., Захараш Т.Б., Киянченко Е.А., Лисина В.Р., Улитко С.А., Шишлова Е.А. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников: Пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: Просвещение, 2004. – 141 с.
  5. Ветлугина Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. – М., 1989.
  6. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1993, с. 20-26.
  7. Виноградова А.М. Становление нравственных чувств – основа духовного развития ребенка. //Детский сад от А до Я. – 2004, №5.
  8. Газлева С.А. Нравственное воспитание дошкольников: воспитание справедливого отношения к окружающим. – М.: Просвещение, 1979.
  9. Иванникова Р.Н. Развитие взаимоотношений в игре // Некоторые проблемы детской психологии. Тезисы докладов к конференции по вопросам подготовки детей к школе в детском саду. – М., 1972.
  10. Как поступают друзья?: Воспитание гуманных чувств и отношений: Учебно-наглядное пособие для проведения бесед с дошкольниками 5-7 лет. – М.: Детство-Пресс, 2004.
  11. Каминенко В. Роль оценки в формировании взаимоотношений старших дошкольников. // Дошкольное воспитание. – 1990, № 7.
  12. Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М.: 1986.
  13. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольника а процессе ознакомления с окружающим миром. – М., 1988.
  14. Кононова И. О взаимодействии детей пятого года жизни в игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. – 1995, № 12.
  15. Кошелева А.Д. О контактах со сверстниками. // Дошкольное воспитание. – 1990, № 11.
  16. Кудрявцева Е. Литературные памятники как источник духовного воспитания // Дошкольное воспитание. – 2003, № 10. – с. 14-17.
  17. Листик Е.М. Развитие способности к распознанию эмоций в старшем дошкольном возрасте: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2003.
  18. Минаева В. Знакомим детей с эмоциональным миром человека // Дошкольное воспитание. – 2003, № 2. – с. 13-20.
  19. Неверович Я.З. Некоторые психологические особенности овладения дошкольниками нормами поведения // Развитие волевых и познавательных процессов у дошкольников. – М., 1965.
  20. Общение между детьми в детском саду и семье / Под ред. Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б. – М., 1990.
  21. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Социально-нравственные проблемы формирования личности дошкольника. // Детский сад от А до Я. – 2004, № 5.
  22. Репина Т.А. Роль дошкольной группы в развитии социального поведения ребенка // Психологические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1983.
  23. Смирнова Е., Холмогорова В. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам: Средний и старший возраст // Дошкольное воспитание. – 2003, № 8. – с. 63-67.
  24. Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений: Второй этап программы: игры, развивающие внимание к сверстнику // Дошкольное воспитание. – 2003, № 9. – с. 68-74.
  25. Тимошенко М.И. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста заботливого и внимательного отношения к окружающим людям. – Учен. зап. МШИ им. А.И. Герцена, 1967, т. 319.
  26. Шишлова Е.С. Индивидуальный подход в процессе воспитания у детей гуманного отношения к сверстникам: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 1996.
  27. Якобсон С.Г., Арсеньева Т.А. Экспериментальное исследование формирования у детей этических взаимоотношений // Взаимоотношения детей в совместной деятельности и проблема воспитания. – М., 1976.
Просмотров: 160
Категория: По направлениям » Для детского сада » Эссе педагогов




Другие новости по теме:

  • Федотова Наталья Ивановна. Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду»
  • Тарадуда Галина Николаевна. Игры по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с жизнью на Ямале и их роль в формировании здоровья и развития личности.
  • Соколова Лилия Анатольевна Шведова Александра Станиславовна. Особенности развития личности детей старшего дошкольного возраста
  • Петухова Ольга Владимировна. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста ответственного отношения к своему здоровью, способствующего его сбережения и укрепления
  • Наталья Чистякова. Особенности организации педагогического процесса, определяющие формирование доброжелательных взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Саура Любовь Николаевна. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в современном мире
  • Шевченко Ирина Вячеславна. РИСОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЦВЕТА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Касимова Разиля Газизулловна. Методические подходы к воспитанию эмпатии у детей дошкольного возраста средствами русской народной сказки.
  • Парамонова Елена Валерьевна. Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
  • Белова Ольга Викторовна. Социально – психологические особенности межличностных отношений у детей старшего дошкольного возраста
  • Большакова Вера Владимировна. Воспитание культурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста.
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Парфенова Наталья Викторовна. Проект «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с родным городом как средство формирования чувства патриотизма и гражданственности с использованием ИКТ»
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Шубина Любовь Владимировна. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством элементарных форм детского туризма
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Калмыкова Татьяна Юрьевна. Теоретические аспекты исследования зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Фарафонтова Анастасия Анатольевна. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
  • Макарова Татьяна Владимировна. Воспитание социокультурной толерантности личности ребенка в условиях дополнительного образования детей
  • Формина Татьяна Викторовна. «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста»
  • Биктимирова Айгуль Рифовна. Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Волошина Ирина Владимировна. «Проектная деятельность как средство формирования доброжелательных отношений у детей старшего дошкольного возраста».
  • Дурасова Елена Николаевна. Консультация для воспитателей на тему: «Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой родного края»
  • Ларионова Ирина Александровна. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь