Юдина Наталья Викторовна. «Какой детский сад нужен современному ребенку?»

«Какой детский сад нужен современному ребенку?»

Мне бы хотелось еще раз открыть дискуссию на тему: «Какой детский сад нужен современному ребенку?» и разделить этот вопрос на несколько частей.

Подумать на темы: Нужен ли детский сад современному ребенку. Какой он современный ребенок. И только потом сделать вывод о том, какой должен быть детский сад.

Споры о том, нужен ли ребенку детский сад, ведутся давно.

Особенно в последние годы, после того как рухнула советская система дошкольного образования, с запада пришли новые веяния и учения.

Перед родителями стоит не легкий выбор, и он, по истине судьбоносный, от которого зависит каким человеком вырастет их драгоценное чадо.

 

В детском саду ребенка, конечно учат налаживать контакты со сверстниками, у малыша появляются первые друзья, он будет учится реагировать на конфликтные ситуации и действовать в команде. Детские сады в большинстве своем оснащены необходимым оборудованием для развития ребенка. О детях заботятся и занимаются ими специалисты –педагоги, психологи, логопеды, дефектологи. Находясь в садике, ребенок учится дисциплине, порядку, послушанию, соблюдению режима. В саду с детьми занимаются, гуляют и он оторван от экрана телевизора или планшета. Ну и конечно родители получают возможность заняться своими делами, выйти на работу.

Несмотря на кажущуюся пользу садика, довольно много доводов против!

Например, сейчас часто звучащее понятие детская «социализация», прописанная в современном стандарте образования, непомерно преувеличена. Потребность ребенка в общении со сверстниками, безусловно, существует. Но является ли замкнутая группа одновозрастных детей идеальной моделью общества для маленького ребенка? Сомнительно. Первый социум для ребенка – это его семья, затем друзья семьи и лишь потом с приобретением опыта и уверенности, «чужаки». Садик же, по сути, не дает малышу отделиться от близких естественным, ненасильственным способом. Ребенка обычно совсем маленького, 2-3 лет, резко погружают в незнакомую среду, оставляют в зависимости от чужого взрослого человека, в окружении толпы детей. Никто не будет отрицать, что поступление в детский сад – это стресс для малыша, конечно все индивидуально, кто-то может адаптироваться за две недели, а кому-то и года мало, а возможно и никогда ребенок в детском саду не будет чувствовать себя комфортно.

К тому же, если говорить о социализации, садик частично отнимает возможность общения с людьми разных возрастов, участие в жизни взрослых – в реальных делах, а не искусственно созданных развивающих занятиях. Детский сад негативно сказывается на привязанности между матерью и ребенком. Дети быстро привыкают к изолированности от семьи – не только от мамы, но и от братьев и сестер. Если ребенок по 8-12 часов, т.е. большую часть дня проводит вдали от родного дома, он несомненно, учится быть частью коллектива. Но жизнь семьи остается для него чем –то размытым и неопределенным, что вполне может «аукнуться» в далеком будущем.

Необходимость детсада, как ступени подготовки к школе так же вызывает сомнения, ведь организовать развивающие занятия соответственно возрасту, под силу любой маме.

Известный русский педагог К.Д. Ушинский писал о детских садах: «Как бы ни были рациональны в них занятия и игры детей, они могут вредно подействовать на ребенка, если он проводит в них большую часть дня. Как ни умно то занятие или та игра, которым научат в детском саду, но они уже потому дурны, что дитя не само выучилось, и чем навязчивей детский сад в этом отношении, тем они вреднее.» Домашнее воспитание позволяет развить в ребенке истинную самостоятельность, поскольку дома ему не приходится подчиняться навязанным правилам. Мама помогает малышу постепенно расширять зону своей ответственности. В садике же кроха лишь подчиняется- все решения принимают за него. Детский сад не учитывает потребности отдельно взятого ребенка. Режим одинаков для всех. Не редко приводит к проблемам с нервной системой. Ребенок перенимает модели поведения, не принятые в семье. Если в семье не принято проявление агрессии, употребление грубых слов, но ребенок слышит и видит такое поведение в детском саду, оно становится для него нормой. Детский сад губит индивидуальность. Воспитателю удобнее, если дети ведут себя примерно одинаково, выполняют необходимые требования, слушаются. Кроме того, в саду малыши начинают подражать друг другу, вместо того чтобы свободно развиваться, ориентируясь, прежде всего на близких людей. Ни для кого не секрет, что в детском саду работают очень разные люди, и искренних фанатов своей профессии среди них – единицы. Они не обязательно могут быть грубы или безответственны, но ожидать от них теплого отношения к конкретному ребенку не стоит. Хотя бы по тому, что дать необходимые внимание, ласку и заботу каждому из 25-30 детей практически не реально.

Ирина Млодик, известный психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук, в своей книге «Книга для не идеальных родителей, или Жизнь на свободную тему» пишет:

«Много чудесных воспоминаний, удивительных открытий, негативных чувств, психологических травм и много всего прочего связанно с каждой услышанной детской историей. Для кого-то детский сад был раем, где было увлекательно, интересно, много друзей, игрушек и приключений. Для кого-то – череда унижений, почти концлагерных приемов воспитателей, болезней, стыда и тоски по маме. Для большинства детский сад – место, куда не очень хотелось идти, было непросто, случались как разные инциденты и трудности, так и радостные открытия, и вполне веселые мероприятия. У меня нет ни резкого отрицательного отношения к детскому саду, ни радужно- положительного. Я знаю одно: по достижении трех лет (плюс- минус полгода) детский сад ребенку нужен. Но вы правы хороший детский сад.»

Что касается второй части вопроса. Про современного ребенка можно сказать, что он не такой, каким был его сверстник всего лишь несколько лет назад. Раньше дети старались подражать взрослым, они были более самостоятельными. Современные же дети очень настойчивы, требовательны, имеют завышенную самооценку, не терпят насилия. Им интересны не только игрушки, они хотят узнать многое из жизни человека, окружающего мира, природы. С удовольствием изучают энциклопедии по интересам. Дети очень информированы, любознательны. С ними можно поспорить, обсудить любые интересующие их темы.

Дошкольники стали более живые, шумные, эмоциональные. Они хорошо запоминают стихи и песни. Но, несмотря на живость, их физическое развитие достаточно слабое, дети не очень любят заниматься физкультурой. В связи с проблемами со здоровьем многие имеют задержку речевого развития, большинство нуждается в помощи логопеда. У многих нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, а еще дети не умеют отвечать полным ответом, составить рассказ по картине, некоторые с трудом пересказывают сказку или рассказ.

Но, несмотря на эти трудности, могут с удовольствием и подробно пересказать свой любимый мультфильм или описать героев компьютерной игры. Они смотрят много видеофильмов, порой без контроля со стороны взрослых. Предпочитают компьютерные игры сюжетно-ролевым. Их родителям очень сложно: все хотят иметь хороший заработок, создать ребенку прекрасные условия, поэтому они порой забывают о том, чтобы провести время со своим ребенком. Взрослые очень увлеклись ранним интеллектуальным развитием, порой забывают о такой составляющей, как игра, мало кто из родителей играет с ребенком, поэтому ему ничего не остается, как смотреть телевизор, играть в телефон или планшет. Нарастает дефицит ласки и родительского внимания.

Сейчас у взрослых поменялись приоритеты. В социуме на первом месте — интеллектуальная образованность, затем настойчивость в достижении цели, на третьем — здоровье. К сожалению, такие качества, как нравственность, эмоциональные и общественные ценности стоят на последнем месте. Это безусловно влияет на характер и поведение наших детей далеко не лучшим образом.

Современные дети не умеют слушать и слышать другого человека, не умеют сопереживать, терпеть, ждать. К сожалению, иногда появляется немотивированная агрессия по отношению к сверстникам, иногда и к взрослым.

Современные дети хорошо знакомы со сложными техническими устройствами, порой лучше взрослых. Но они же с трудом овладевают навыками самообслуживания. Все реже можно услышать фразу: «Я сам!». Они не хотят взрослеть. Родители же сами ограничивают детскую самостоятельность, сами раздевают, одевают, кормят. У детей появилось пренебрежение к трудовым поручениям.

Современному ребенку свойственны самые разные черты, они неоднозначны. Но одно можно сказать точно: с ними очень интересно!

Ну вот мы и подошли к самому главному в нашем рассуждение. Какой детский сад нужен современному ребенку?

Это сад, куда ребенка не отдадут раньше, чем он для этого созреет. Где его встретит добрый, внимательный, чуткий, отзывчивый, современный, квалифицированный педагог, который не будет мешать и сможет дать возможность, ребенку развиваться согласно его индивидуальным особенностям, в естественном, поступательном процессе жизни, не подавляя личность, поддерживая свободу творчества и инициативы. Заботливый, любящий, ласковый. У которого будут партнерские, теплые, взаимодополняющие отношения с родителями. И они совместно будут решать все возникающие проблемы и трудности в интересах ребенка. В группах, обустроенных согласно последним, современным, тенденциям развивающая среда будет соответствовать возрасту, подобрана с душей, комфортом, как физическим, так и психологическим, с учетом нахождения не более 10-15 человек, не более 6-8 часов. В идеале, если это будет сад семейного типа, где дети будут разновозрастные. Находиться со своими родителями, которые будут участвовать в играх, мероприятиях, занятиях, просто жизни сада, прогулках и походах, экскурсиях. Пусть он располагается в просторном здание, ярком, построенном по индивидуальному проекту, в котором предусмотрено все, что нужно, для интересной и творческой жизни детей и взрослых. Простор помещений, и простор для прогулок. Живописное место, естественной природной среды. Где можно обеспечить общение детей и взрослых с разнообразием живой природы: ее ландшафтных форм, флоры и фауны. Где можно было бы воплощать самые смелые эксперименты и опыты. Играть в разнообразные подвижные игры, заниматься спортом, танцами, музыкой, живописью и всем тем, чем бы захотелось заниматься душе детей и взрослых.

Конечно было бы вкусное, разнообразное, здоровое питание. Соблюдение безопасности, охраны жизни и здоровья воспитанников и работников сада. И конечно детский сад должен создавать условия для инициативы детей в различных проектах: например, социальное партнерство, реальные взрослые дела для детей, где они почувствуют себя нужными, важными и значимыми.

А теперь зададимся вопросом: можно ли организовать сейчас, в данных условиях, в нашей стране такой детский сад и сколько это будет стоить?............. Но стремиться к хорошему нужно всегда! Хотелось бы продолжить дискуссию по этой теме, с большим удовольствием узнать Ваше мнение по этому поводу.

Р.С. Огромное спасибо выражаю доченьке Даше и сыночку Паше за помощь и консультацию по данной теме.

Просмотров: 117
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Яковлева Елена. Хотите, чтобы родители помогали детскому саду? – впустите их в детский сад
  • Жукова Татьяна Борисовна. Сценарий праздника посвященного Дню Космонавтики в подготовительной к школе группе на тему: «Если очень захотеть, можно в космос полететь!»
  • Гончаренко Елена Викторовна. Тема: Сценарий выпускного праздника в детском саду 'Спасибо, детский сад!'
  • Смелова Лариса Викторовна. Выпускной в детском саду «До свидания, Детский сад!»
  • Как подготовить ребенка к условиям детского сада
  • Минчакова Наталья Николаевна. Комплексное занятие по ФКЦМ в подготовительной к школе группе в рамках Круглого стола для учителей начальных классов «Если очень захотеть, можно в космос полететь»
  • Детский сад. Консультация для воспитателей «Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе»
  • Алимтаева Жулдыз Сабитовна. Консультация На тему: «Семья и детский сад в формировании здорового ребенка».
  • Васильева Наталья Анатольевна. Рекомендация для родителей «Как правильно одеть ребенка в детский сад»
  • Милена Пантелеева. Рекомендации родителям по подготовке ребенка в детский сад
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Редактор. Почему не очень хорошо быть очень правильным ребенком?
  • Ольга Ошева. МАДОУ 'Центр развития ребенка Детский сад №11, воспитатель 1КК, НОД ' Путешествие в страну Грамоты'
  • Кошкарова Ирина. «Ребенок поступает в детский сад»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Стешенко Ирина Юрьевна. Питание ребенка в детском саду и дома
  • Редактор. Кому нужен психолог в детском саду?
  • Редактор. Дети и рукоделие: как привить своему ребенку любовь к рукоделию.
  • Адисова Эльвира Таймасхановна. Родительское собрание в нетрадиционной форме «Один день из жизни ребенка раннего возраста в детском саду»
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Тюленева Лилия Ивановна. Помощь ребенку третьего года жизни с задержкой речевого развития
  • Лесникова Ирина Викторовна. «Детский тематический проект «Такие разные часы»
  • Кошкарова Ирина. Поведение родителей по отношению к ребёнку, начавшему впервые посещать детский сад
  • Наталья Юрьевна Тихомирова. Экологическая газета для детей и взрослых в детском саду
  • Фокина Мария Николаевна. Жизнь ребенка в детском саду.
  • Скрынникова Елена Викторовна. «Если ребенку рекомендовали окклюдер»
  • Макаренко Елена Дмитриевна. Учите ребенка говорить — он будет лучше писать и читать.
  • Бреславец Юлия Викторовна. Технология опыта работы ФГБДОУ «Детский сад № 258» по теме «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь