Арсламбекова Сутият Асановна, Нурманбетова Альфира Асановна. «Игровые технологии как средство развития ребенка в ДОУ»

«Игровые технологии как средство развития ребенка в ДОУ»

Арсламбекова Сутият Асановна, педагог-психолог

Нурманбетова Альфира Асановна Воспитатель

МБДОУ детский сад «Умка» Сургутского района Тюменской области п. г.т. Федоровский

«Играй и развивайся!»

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В.А. Сухомлинский

Среди проблем, обращающих на себя внимание современных исследователей, все большее значение приобретают те, которые связаны с поисками путей повышения качества и эффективности целенаправленного воспитания и обучения в условиях современной кризисной ситуации в экономике, духовной и культурной сферах нашего общества. Одним из таких путей является игра. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. Дети не ставят в игре каких-то иных целей, чем цель — играть. Но было бы неправильно не учитывать обучающего и развивающего влияния игры и при сохранении в ней непосредственности жизни детей. И поэтому развивающая игра является средством воспитания, когда она включается в педагогический процесс.

 

Скачать конспект

Ценность развивающей игры как воспитательного средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. Организуя жизнь детей в развивающей игре, педагог формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки и нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми, развивающая игра становится школой обучения и воспитания.

В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные восприятию и пониманию факты, явления. Используя игру как средство обучения, педагог имеет возможность направить внимание детей на те явления, которые ценны для расширения круга представлений. И, вместе с тем, он питает интерес детей, развивает любознательность, потребность и сознание необходимости усвоения знаний, а через игру, в процессе игры формирует умение применять знания в различных условиях. Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащать духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат различные развивающие игры.

Развивающие игры дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников. Ценность игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение. Классики русской педагогики К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский в своих теоретических работах и практическом опыте уделяли особое место игре, отмечая ее благотворные воспитательные, обучающие и развивающие возможности и указывали на необходимость разработки игр для дошкольников. Это высказывание имеет актуальный смысл и для сегодняшнего дня. Игра является действенным средством познавательного и социального, физического и психического развития, формирования у ребенка основ общечеловеческой культуры.

Исследования психологов показали, что в процессе развивающей игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии. Моя практика и теоретические исследования по изучению данного вопроса, говорят о том, что развивающая игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.

Таким образом, в своей работе я использую, развивающие игры, которые содержат разнообразные условия для формирования наиболее ценных качеств личности. Но, чтобы их развитие действительно состоялось, необходимо соблюдать определенную последовательность в подборе игр.

Выбор развивающих игр для меня — дело серьезное и ответственное. Я считаю, что игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Важно проследить внутреннюю связь предыдущей игры с последующей, чтобы в каждой игре ребенок опирался на приобретенный опыт и совершал новый шаг в своем развитии. Именно в такой последовательности выстроены игры в моей работе.

Для нормального психического развития ребенка и его благополучия в детском саду, мною организуются и проводятся такие развивающие игры, в которых формируются доброжелательные и открытые отношения со сверстниками и воспитателями, способность к сотрудничеству, совместной деятельности. Ведь оттого, как сложатся отношения ребенка с педагогом и с другими детьми, зависят и его настроение, хорошее самочувствие, а также успехи в познавательном и личностном развитии.

Поэтому в первую очередь я использую игры, направленные на формирование социально-коммуникативных и эмоционально-волевых качеств личности. Это подвижные игры, игры-разминки, в которых развиваются гуманные, нравственные отношения между детьми; волевые качества личности (умения преодолевать препятствия, владеть собой и пр.).

Важное значение имеют игры, направленные на сенсорное развитие. С помощью них ребенок учится выделять и осознавать отличительные качества окружающих предметов: форму, величину, цвет, а также различным приемам зрительного, слухового и осязательного обследования.

Уделяю большое внимание развитию у дошкольников мелкой моторики рук. Именно эти игры очень нравятся нашим детям. Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев". С развитием моторики у ребенка растет возможность овладения способностями (познавательными, эстетическими, творческими).

Как педагог-психолог в детском саду, ставлю перед собой задачи по развитию у дошкольников высших психических функций. Поэтому в своей работе использую множество развивающих игр на развитие внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения и речи. Они открывают широкие возможности для познавательных процессов, поскольку ребенок не просто выполняет требования взрослого, как это происходит на занятиях, но активно действует. В играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка. (Приложение1)

Картотека педагога-психолога ДОУ

Коррекционные, развивающие и профилактические игры

1. Игры по развитию социально-коммуникативных и эмоционально – волевых качеств:

Коммуникативные игры

Игры на снижение тревожности

Игры, развивающие волевые качества личности ребенка

Игры на развитие эмоциональной сферы

Подвижные игры, разминка

Игры на снижение агрессивности

Игры на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.

2. Игры, направленные на сенсорное развитие (умение различать: цвет, форму и величину)

Игры на развитие цвета, формы и величины

3. Игры на развитие мелкой моторики рук

Пальчиковые игры

Игры с мелкими предметами

4. Игры на развитие высших психических функций (внимание, памяти, мышления, восприятия, воображения и связной речи)

Игры на развитие внимания

Игры на развитие памяти

Игры на развитие мышления

Игры на развитие восприятия

Игры на развитие воображения

Игры на развитие связной речи

1. Игры по развитию социально-коммуникативных и эмоционально-волевых качеств личности.

Коммуникативные игры

«Шире круг»

Двое берутся за руки и в образовавшийся круг ловят третьего. Круг расширяют. Трое берутся за руки и ловят следующего игрока т.д.

Обозначить заранее границы, в которых возможно передвижение участников.

«Спина к спине»

По парам. Игроки становятся спина к спине. Задача – медленно не отрывая своей спины от спины партнера сесть на пол, потом так же встать. Игра повторяется несколько раз. Игроки меняются партнерами.

Обсудить: с кем вставать и садиться было легче всего?

«Волшебники»

Один из детей превращается в волшебника. Ему завязывают глаза и предлагают догадаться, кто будет к нему подходить; он ощупывают кисти рук.

«Шкатулка ласковых имен»

Дети придумывают ласковые имена своим товарищам, придумывают ласковое имя для себя. Побеждает тот, больше придумает ласковых имен.

Игры на снижение тревожности

«Качели»

Цель: Способствовать снятию тревожности, страхов. Развивать уверенность в себе.

Научить конкретным способам преодоления своего эмоционального неблагополучия, накапливать опыт практических действий.

Описание игры. В игре могут участвовать ребенок и родитель или двое детей. Один садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни потно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Второй встает сзади, кладет руки на плечи сидящему, осторожно начинает покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные; выполнять упражнения 2-3 минуты.

Предупреждение. Сидящий не должен «цепляться» ногами за пол и открывать глаза; можно надеть на глаза повязку. Затем участники меняются местами.

«Спрятанные проблемы»

Большинство тревожных детей склонны держать в себе тревожные переживания. Эта игра позволит ребенку проявить свои чувства, снизить уровень тревожности и подготовиться к играм второго цикла.

Для проведения игры понадобятся пустая емкость с крышкой (ящичек, коробка), фломастеры, бумага. Психолог проделывает в крышке отверстие, чтобы туда можно было просунуть небольшой лист бумаги. Затем он предлагает ребенку нарисовать, что или кто его тревожит (пугает), рассказать об этом, а потом бросить в «почтовый ящик», т.е. спрятать проблему. Если у ребенка недостаточно развиты изобразительные навыки или он отказывается рисовать, можно предложить ему рассказать о своей проблеме, затем дунуть на чистый листочек ( «вложить» в него проблему) и «спрятать» ее в «почтовом ящике».

После занятия можно спросить ребенка, что он хочет сделать с содержимым ящика. Если ребенок затрудняется с ответом психологу нужно предложить различные варианты: выбросить, порвать, смять, сжечь и т.д.

«Полет высоко в небе»

Содержание. Психолог говорит: «Лягте в удобное положение. Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко.

Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо.

Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите парящую птицу. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.

Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух. Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он — птица. Представьте, что это вы медленно парите, плывете воздухе и ваши крылья распростерты в стороны, ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе.

А теперь, медленно взмахивая крыльями, приближайтесь к земле.

Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».

Упражнение рекомендуется проводить под спокойную, расслабляющую музыку.

«Ласковые лапки»

Взрослый подбирает шесть-семь мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д., выкладывает их на стол. Ребенку воспитатель предлагает оголить руку по локоть, объясняет, что по ней будет ходить «зверек» и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой «зверек» прикасался к руке, -отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.

Варианты игры: «зверек» может прикасаться к щеке, колену, ладони; можно поменяться с ребенком местами.

Игры, развивающие волевые качества личности ребенка

«Кричалки — шепталки -молчалки»

Из разноцветного картона надо сделать три силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь, «кричалку», можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь, «шепталка», означает, что можно тихо передвигаться и шептаться; синяя ладонь, «молчалка», призывает детей замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует «молчалками».

«Ловим комаров»

Дети садятся на стульчики, образуя большой круг.

Психолог говорит: «Давайте представим, что наступило лето. Окно открыто, и к нам в группу налетело много комаров. По команде «Начали!» — вы привстанете и будете ловить комаров. Вот так!»

Психолог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки, то поочередно, то одновременно.

Психолог продолжает: «Каждый из вас будет «ловить комаров», не задевая тех, кто сидит рядом. По команде «Стоп!» — вы сядете на стульчики. Готовы? Начали!.. Стоп! Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные руки вниз, встряхните несколько раз ладо-нями. Пусть руки отдохнут. А теперь снова за работу!»

Можно сопровождать упражнение записью комариного писка

«Встреча»

Дети по сигналу ведущего начинают хаотично передвигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути (возможно, кто-либо из детей захочет поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом: один хлопок — здороваемся за руку; два — здороваемся плечами; три хлопка — здороваемся спинами.

Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре помогает избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Игры на развитие эмоциональной сферы

«Рассмеши царевну — Несмеяну»

Цель. Научить детей конкретным способам преодоления эмоционального неблагополучия.

Один ребенок – царевна — Несмеяна. Все остальные дети подходят и по очереди пытаются рассмешить ее, используя самые разнообразные приемы (кроме физических — щекотка).

Выигрывает тот, кому удастся рассмешить царевну.

«Калейдоскоп эмоций»

Психолог предлагает детям:

  • нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
  • позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
  • испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
  • улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса;

Подвижные игры, разминка

«Дождик»

Дети встают в круг и поднимают руки вверх. По команде психолога «Кап» дети последовательно выполняют следующие движения:

«Кап» — кисти рук опускаются вниз;

«Кап» — руки сгибаются в локтях;

«Кап» — руки расслабляются и падают вниз;

«Кап» — туловище сгибается, голова опускается вниз;

«Кап» — колени сгибаются, дети приседают на корточки.

«Росточек под солнцем»

Дети превращаются в маленький росточек (сворачиваются в клубочек и обхватывают колени руками) всё чаще пригревает солнышко и росточек начинает расти и тянуться к солнышку.

Все движения выполняются под музыку.

«Изобрази животное»

Дети образуют большой круг.

Поочередно пересекая круг, они с помощью выразительных движений изображают животных.

Остальные участники пытаются угадать, кого изображает ребенок.

Принимается любое изображение. Психолог поддерживает проявление активности.

«Дикий танец»

Оборудование. Воздушные шары.

Психолог показывает детям воздушный шар (отверстие зажато пальцами), затем предлагает понаблюдать за тем, что сейчас произойдет, и подбрасывает шарик.

Шарик исполняет «дикий танец», вертясь и поворачиваясь до тех пор, пока из него не выйдет воздух. Можно поэкспериментировать с несколькими шарами и понаблюдать за ними (все они двигаются по-разному).

Психолог просит детей описать движение шара словами, подсказывает детям яркие определения: стремительный, атакующий, виляющий, жужжащий и т.п. Затем детям предлагается изобразить шарики, из которых выходит воздух. Дети выполняют задание. Необходимо напомнить детям- «шарикам», что каждая часть их тела должна находиться в движении.

Игры на снижение агрессивности

«Упрямая подушка»

(снятие общей агрессии, негативизма, упрямства)

Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (подушка с темной наволочкой) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея (или другой любимый сказочный персонаж) подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри нее живут детские упрямки. Это они заставляют вас капризничать и упрямиться. Давайте, прогоним упрямки».

Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» (снимается стереотип и эмоциональный зажим).

Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается (время определяется индивидуально – от нескольких секунд до 2-3 минут).

Взрослый предлагает послушать «упрямки» в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. Некоторые дети говорят, что «упрямки шепчутся», другие ничего не слышат. «Упрямки испугались и молчат в подушке», — отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

«Черепаха»

Упражнение делается лежа, лучше на боку или животе. Попросите ребенка представить, что он маленькая черепашка, которая лежит на желтом песочке (или мягкой травке) возле прозрачного ручейка (реки, озера или моря — по желанию ребенка). Греет солнышко, черепашке тепло и хорошо. Ручки и ножки расслаблены, шейка мягкая... Вдруг появилась холодная туча и закрыла солнышко. Черепашке стало холодно и неуютно, и она спрятала ножки, ручки и шейку в панцирь (ребенок сильно напрягает спину, слегка выгибая ее и изображая тем самым панцирь; и так же напрягает шею, руки и ноги, как бы втягивая их под панцирь; 5-10 секунд). Но вот туча улетела, опять выглянуло солнышко, вновь стало тепло и хорошо. Черепашка согрелась, и ее шея, ручки и ножки стали теплыми и мягкими и опять появились из-под панциря (спина расслабляется 5-10 секунд).

«Психологическая лепка»

Оборудование. Картинки с изображением морской звезды.

Психолог говорит: «Ребята, сейчас мы будем «лепить» одну большую общую фигуру: морскую звезду — вот такую. (Показывает картинку с изображением морской звезды.) Ложитесь на ковер. «Лепите» морскую звезду, «оживляйте» ее — медленно и плавно двигайтесь все вместе».

Можно предложить детям «лепить» и «оживлять» машину, бабочку, осьминога и т.п.

«Огонь и лед»

Дети образуют большой круг.

По команде психолога «Огонь!» — они начинают выполнять интенсивные движения всем телом.

Плавность и степень интенсивности движений каждый ребенок выбирает произвольно.

По команде «Лед!» — дети застывают в позе, в которой их настигла команда, напрягая до предела все тело.

После напряжения наступает фаза естественного расслабления. Психолог несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

Игры на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения.

«Необычная радуга»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Лягте удобно, расслабьтесь, дышите ровно и глубоко. Закройте глаза. Представьте, что перед вашими глазами необычная радуга.

Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару, он освежает тебя как купание в озере. Ощутите эту свежесть.

Следующий – желтый цвет. Желтый приносит нам радость, он согревает нас, как солнышко, он напоминает нам нежного пушистого цыпленка, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

Зеленый – цвет мягкой лужайки, листьев и теплого лета. Если нам не по себе, и мы чувствуем себя неуверенно, зеленый цвет поможет чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. Что вы чувствовали и ощущали, когда представляли себе, что смотрите на голубой, желтый и зеленый цвет? Возьмите с собой эти ощущения на весь день».

«Цветок»

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Сядьте на корточки, опустите голову и руки.

Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы.

Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок.

Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо — влево.

А теперь расскажите о том, что вы чувствовали, когда были цветами».

«Водопад»

"Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове... Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).

Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза".

«Порхание бабочки»

Дети ложатся на коврики на спину, руки вытянуты вдоль туловища, ноги выпрямлены, слегка раздвинуты.

Психолог включает спокойную расслабляющую музыку и говорит: «Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу в прекрасный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка на цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Движения ее крыльев легки и грациозны. Теперь пусть каждый вообразит, что он – бабочка, что у него большие и красивые крылья. Почувствуйте, как ваши крылья медленно и плавно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе. А теперь взгляните на пестрый луг над которым вы летите. Посмотрите сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Теперь вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на мягкую пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат… и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях».

Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.

«Расслабление в позе морской звезды»

Это упражнение следует делать как завершающее после предыдущего комплекса или каких-либо других упражнений, содержащих элементы напряжения и расслабления. Желательно упражнение выполнять под музыку. Ребенок ложится расслабленно в позе морской звезды. Попросите его закрыть глаза и представить место, где он любит отдыхать, где он всегда себя хорошо и безопасно чувствует. Это может быть реальное место или вымышленное. Затем пусть он представит, что находится в этом месте и делает в этом месте то, от чего он испытывает радость и удовольствие (в другом варианте – то, что хочется).

Продолжительность упражнения 1-2 минуты. В конце упражнения попросите ребенка открыть глаза, потянуться несколько раз, сесть, глубоко вздохнуть и встать.

2. Игры, направленные на сенсорное развитие (умение различать: цвет, форму и величину)

Игры на развитие цвета, формы и величины

КРУГ, ТРЕУГОЛЬНИК, КВАДРАТ.

Цель: развитие восприятия цвета, формы и величины.

Необходимые приспособления: наборы, состоящие из больших и маленьких кругов, квадратов и треугольников желтого, синего, зеленого и красного цветов.

Описание игры: ребенку дают карточки, и затем задания:

Дай квадрат кукле, треугольник мишке и положи круг в кузов машины. Покажи красный треугольник, синий квадрат, принеси желтый круг из машины.

Выбери все круги. Отдельно сложи красные круги, синие круги, зеленые круги.

Покажи треугольники: зеленые, синие, желтые, красные.

Собери все квадраты. Выбери все желтые и синие квадраты.

Собери все большие квадраты, круги, треугольники.

Собери все маленькие квадраты, круги, треугольники.

Покажи маленькие зеленые и синие треугольники, большие красные и желтые квадраты, большой желтый круг, большой синий квадрат и маленький желтый круг.

Комментарий: игра будет малоинтересным, если не придумать привлекательную для детей мотивацию. Например, мишке, зайке, кукле подарили игрушки (фишки), а они все перепутали, надо им помочь.

3. Игры на развитие мелкой моторики рук

Пальчиковые игры

ЗАМОК – ЕЖ – КОРОВА

Цель: развитие мелкой моторики, самомассаж.

Описание игры: Ладони соедините, округлите, пальцы переплетите в замок. Поставьте ладони под углом друг к другу, переплетенные пальцы распрямите ( «еж» выставил свои «иголочки»). Продолжите стихотворение «Показал колючий бок». Эта часть совпадает с пальчиковым упражнением «елка». Попросите ребенка повторить действия, прочитайте стишок.

Вот свернулся еж в клубок.

Показал колючи бок.

Когда малыш выпрямит пальцы (ежик покажет свои «иголки»), дотроньтесь ладонью до пальчиков ребенка и скажите: «Какой колючий. Ой, боюсь – уколюсь!»

«Сорока-Белобока кашку варила...»

Движение делаются по спирали от центра ладони, слегка надавливая пальцем, в такт стихам, на левой ладони по часовой стрелке, на правой — против часовой.

Сорока-Белобока

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала,

(Берем большой пальчик, слегка нажимаем на него и загибаем.)

Этому дала,

(Берем указательный пальчик, слегка нажимаем на него и загибаем.)

Этому дала,

(Берем средний пальчик, слегка нажимаем на него и загибаем.)

Этому дала,

(Берем безымянный пальчик, слегка нажимаем на него и загибаем.)

А этому ничего не дала,

(Берем мизинец, слегка нажимаем, как бы покачивая, массируя весь пальчик, и загибаем.)

Он дрова не рубил,

Печку не топил,

Гостей не звал.

Вот тебе, вот тебе, вот тебе

«Помощники»

Мы сегодня помогали,

(Постукивание кулачками одним о другой, меняя положение рук — то одна рука сверху, то другая.)

Со стола все убирали.

(Движение рук от себя влево и от себя вправо.)

Перемыли все тарелки,

(Поглаживание ладошек.)

И разбили лишь одну.

(Поворачиваем кисти рук то ладонями вверх, то вниз, пожимая плечами.)

А потом мы подметали,

(Делаем вид, что подметаем, немного наклоняясь.)

Веник мы у мамы взяли.

Мыли пол, пыль вытирали.

(Делаем плавные движения руками влево, вправо и вверх, вниз.)

Очень сильно все устали.

(Проводим то одной рукой по лбу, то другой.)

На занятиях, где ребенку приходится много писать, обязательно нужно давать немного отдохнуть рукам. Этот отдых необходим и для того, чтобы у ребенка была смена деятельности и он не устал от письменных работ. Самая известная всем зарядка и игра «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали...» под этот стишок делают расслабляющие движения, словно стряхивают воду с рук.

«Легкие и короткие разминки»

Мы писали, мы писали,

(Сжимаем и разжимаем кулачки.)

Ручки в стороны убрали.

Два притопа, два прихлопа

Топаем, хлопаем.

Началась опять работа.

(Потираем ладонью о ладонь.)

В небе птицы пролетали

(Руки чуть подняты над головой)

Птицы крыльями махали.

(и перекрещены, взмахи кистями рук.)

Ветер дул навстречу им,

(Машут руками на лицо, словно обмахиваясь веером.)

Словно властный господин.

Игры с мелкими предметами по развитию мелкой моторики рук «Волшебный сундучок»

4. Игры на развитие высших психических функций (внимание, памяти, мышления, восприятия, воображения и связной речи)

Игры на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения и связной речи

"Что изменилось?"

Цель: развитие внимания

Водящий (поочередно им становится каждый ребенок) выходит из комнаты. В это время производятся два-три изменения в одежде, прическе, местоположении детей. Водящий должен правильно подметить, что изменилось.

"Угадай-ка".

Цель: развитие внимания

Дети сидят в кругу. Ведущий дает задание: "Угадайте, что нравится в вашем соседе слева его маме". Дети вслух высказывают свои предположения. Затем выбирают самые лучшие качества, которые были названы.

При повторении игры можно предложить угадать, что нравится в соседе его друзьям.

"Узнай, кто тебя позвал".

Цель: развитие внимания

Водящий (ребенок) закрывает глаза. Двое детей по очереди называют его имя. Водящий должен догадаться, кто его позвал.

Упражнение можно усложнить — предложить детям, называющим имя ребенка, изменить голос.

«Снежный ком»

Цель: способствует запоминанию имен всех участников группы, знакомит их друг с другом

Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий — повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.

«Слушаем и рисуем» (для детей 6-7 лет)

Цель: развитие внимания, памяти, воображения

Оборудование: текст стихотворения «Матрёшки».

Ход игры: Детям предлагается прослушать стихотворение и по памяти

нарисовать те предметы, о которых в нём говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

А за ней сестра – вторая,

В желтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивы

Пятая матрешка –

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

По просьбе ребенка можно прочитать стихотворение еще раз.

«Угадай и найди»

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти.

Описание игры: взрослый рассказывает ребенку о какой-либо игрушке. Ребенок задает вопросы, если он еще не понял, о чем идет речь, а затем он должен найти игрушку в комнате. Игра может происходить по схеме «ребенок – ребенок», т.е. Взрослый в игре может не участвовать. При описании той или иной игрушки начинать лучше с второстепенных деталей или косвенных признаков. Например, можно сказать, что с этой игрушкой больше любят играть девочки и т. д.

«Помоги художнику»

Цель: развитие мышления, восприятия.

Необходимые приспособления: простые рисунки, на которых не дорисован какой-либо элемент (ручка у чайника, ножка у стула и т. д.).

Описание игры: ребенку показывают рисунок, на котором есть не дорисованный элемент. Он должен сказать чего не хватает.

Комментарий: для детей 3-4 лет можно подбирать простые рисунки, на которых нарисован предмет без какой-либо важной детали (например, лицо человека без губ, собаку без лапы и т. д.) Детям более старшего возраста необходимо предлагать картинки с предметами, у которых не прорисованы второстепенные, менее заметные.

«На что похоже?»

Цель: развитие мышления, воображения.

Необходимые приспособления: карточки с изображением геометрических фигур.

Описание игры: ребенок выбирает карточку с изображением какой-либо геометрической фигуры. После этого он должен найти предметы, которые похожи на эту фигуру. Например, он выбрал круг. Предметами, похожими на круг, будут: блюдце, мячик, апельсин, пуговицы. Если ребенок предпочел треугольник, то вариантами могут быть: елка, пирамидка, парус, крыша дома и т. д.

Комментарий: правила игры могут варьироваться. Один вариант – предметы должны находиться в комнате, в которой проходит игра; другой – только на улице. Игру полезно использовать в процессе изучения геометрических фигур и в дальнейшем, при организации индивидуальной работы с детьми у которых наблюдаются трудности в их усвоении.

«Опиши по памяти»

Цель: развитие памяти, умения сосредотачиваться на деталях.

Необходимые приспособления: кукла

Описание игры: ведущий показывает детям куклу. За 30 секунд они должны внимательно рассмотреть ее и попытаться запомнить мельчайшие детали: сидит она или стоит: во что она одета: какого цвета одежда, куклы, ее волосы, глаза: распущены или заплетены ее волосы и т. д. – а затем ответить на вопросы ведущего.

Комментарий: лучше, если вопросы будут общими, не содержащими намека на ответ. Наводящие вопросы необходимо задавать лишь в случае затруднений.

Все представленные мною развивающие игры, разновозрастные (во время проведения этих игр, необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей).

В каждой игре, используемой мною, есть два начала: одно несет развлекательный характер, другое требует серьезных усилий. Провожу игры-забавы, игры с ролью, игры-задачи и игры-соревнования. Данные виды не только учитывают интересы дошкольников, но и способствуют их развитию. В этом решающая роль принадлежит педагогу.

Кроме вышеперечисленных развивающих игр, для детей предлагаю огромное количество развивающих дидактических игр. Это неплохо, всегда есть возможность подобрать интересную игру для ребенка. Работая педагогом-психологом, наблюдая за детьми разного возраста, отметила, что именно дидактические игры, изготовленные своими руками, остаются привлекательными для детей и не теряют своего развивающего эффекта, а иной раз — оказывают более сильное воздействие на них, особенно в коррекционно-развивающей работе. Возможно из-за своей простоты и доступности. (Приложение 2)

Дидактические игры

как средство развития ручной моторики.

Ручная моторика тесно связана с речевым, психологическим и личностным развитием ребенка. Одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка является дидактическая игра. В то же время игра – основной вид деятельности детей.

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели:

  • обучающую, которую преследует взрослый

- игровую, ради которой действует ребенок.

Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционального положительного отношения детей к заданию, что очень важно при развитии ручной моторики у дошкольников.

К вашему вниманию будут представлены несколько дидактических пособий, которые я использую в своей работе с детьми, сделанные своими руками:

Дидактическая игра «Веселые крышки».

Цели:

Учить детей производить откручивание и закручивание крышек разного диаметра, зрительно определять по схеме их заданное месторасположение и цвет.

Воспитывать интерес к обучению, усидчивость.

Оборудование:

Деревянные основы со встроенными в них горлышками для крышек (основа прямоугольная рассчитанная на 6, 7 крышек, расположенных в ряд; можно использовать еще квадратную основу, рассчитанную на 9 крышек, расположенных в три ряда), наборы крышек различного цвета и диаметра, карточки – схемы с вариантами чередования крышек по цвету.

Ход игры:

Я кладу перед ребенком деревянную основу, коробку с крышками и карточку – схему. Затем показываю, как нужно выполнять это задание, при этом делая акцент на последовательности действий (рассматривание схемы, нахождение необходимой по цвету крышки, определение ее места на основе, закручивание крышки). Далее предлагаю открутить крышки и приступить к выполнению следующего варианта схемы.

Дидактическая игра «Забавные прищепки»

Цели:

Учить детей правильно брать и открывать прищепку, находить ее местоположение по цвету.

Развивать мелкие движения рук, соотносящие действия, координацию действий обеих рук, зрительное восприятие, внимание, память.

Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

Оборудование:

Ёмкость, по краю которой наклеены цветные полосы; набор цветных прищепок.

Ход игры:

Предлагаю играть сразу двум детям. В начале игры дети должны освоить манипуляцию с прищепкой (открыть – закрыть). Затем показываю цепочку действий, после этого дети самостоятельно выполняют эти действия.

Дидактическая игра «Волшебный шнурок»

Цели:

Учить детей натягивать шнурок по схеме вокруг фишек.

Развивать соотносящие действия, координацию обеих рук, мелкие движения рук, зрительное восприятие, внимание, мышление.

Воспитывать познавательный интерес, усидчивость.

Материалы:

Деревянная основа с фишками (силовые кнопки разного цвета), расположенными по определенной схеме (можно использовать разные виды схем); шнур с наконечником.

Ход игры:

Могу заниматься с одним ребенком или несколькими детьми. Вначале предлагаю рассмотреть доску, провести пальчиком по дорожке из фишек. Далее дети начинают самостоятельную работу, в случае затруднений прихожу на помощь. В конце игры оцениваются успехи детей.

Развивающая дидактическая игра как средство развития высших психических функций и интеллектуального развития ребенка

«Колесо чудес»

Описание работы: актуальной задачей дошкольного образования является всестороннее психическое и интеллектуальное развитие детей. Наиболее активной формой обучающего воздействия являются специально организуемые психологом дидактически направленные игры. Поэтому я сделала игру, где ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их.

Цель: всестороннее развитие детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Вариантов игр множество. Всё зависит от поставленных задач и пройденного детьми материала на занятиях.

Пособие позволяет решать следующие задачи:

  • развивать познавательную активность
  • сенсорное развитие (восприятие цвета, формы)
  • формировать элементарные математические представления
  • совершенствовать грамматический строй речи

- развивать мелкую моторику и координацию движений рук.

Описание пособия:

Дидактическое пособие состоит из фанерного корпуса и 2-ух кругов с картинками, которыми служат твердый картон, свободно вращающийся на металлических стержнях. Длину дидактического пособия необходимо сделать чуть меньше диаметра 2-х пластинок с целью удобного вращения за выступающие части. В комплекте пособия несколько парных кругов с картинками, собранными по лексическим темам.

Дидактическая игра "Кто где живёт?"

Задачи: закреплять умение различать домашних и диких животных, правильно называть их, знать место обитания, название жилища; развивать мелкую моторику пальцев рук

Ход игры: детям предлагается рассмотреть картинку в 1-ом секторе с левой стороны, назвать животного на ней. Определить домашнее или дикое животное. Подобрать картинку с нужным жилищем с правой стороны путём вращения круга. Правильно назвать жилище.

Дидактическая игра "Кто что ест?"

Задачи: закреплять знания детей об образе жизни животных, об их питании;

развивать мелкую моторику пальцев рук.

Ход игры: предлагается детям рассмотреть картинку слева, назвать животного на ней. Подобрать картинку с едой для этого животного справа путём вращения круга.

Дидактическая игра "Мамы и их детёныши"

Задачи: упражнять в соотнесении взрослого животного и детёныша, в правильном образовании названия детёнышей, используя суффиксы –онок-, -ёнок-, -ата-, -ята-, -ок-развивать логическое мышление, мелкую моторику пальцев рук, словарный запас.

Ход игры: сначала ребёнок рассматривает изображение взрослого животного слева, узнаёт и правильно называет его. Определяет, к каким животным относится: к домашним или диким. Затем вращает правый круг с картинками детёнышей животных. Находит нужного детёныша, останавливает круг, правильно называет детёныша.

Дидактическая игра "Подбери цифре количество предметов"

Задачи: формировать элементарные математические представления, упражнять соотносить цифру и количество предметов в пределах 5-ти; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры: дети рассматривают предложенную цифру слева, правильно называют её, затем подбирают картинку справа, количество предметов на которой соответствует этой цифре

Дидактическая игра "Цветные картинки"

Задачи: закреплять знание цветов; умение соотносить предмет и цвет; совершенствовать грамматический строй речи; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры: предлагается ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать цветной прямоугольник слева, соответствующий цвету предмета, назвать цвет и обозначить словами признак предмета.

Например, красная машина или синий мяч

Дидактическая игра "На что похоже"

Задачи: закреплять знание геометрических фигур; упражнять в употреблении слов «круглый», «квадратный», «треугольный»; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание.

Ход игры: я предлагаю ребёнку рассмотреть предмет в окошке справа, назвать его. Затем, путём вращения, подобрать геометрическую фигуру слева, соответствующую форме предмета, назвать геометрическую фигуру и обозначить словами признак предмета.

Например, круглый колобок, треугольная пирамидка

И с помощью игр — я открываю для

детей маленькую дверь в большой мир!

Просмотров: 336
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Ушакова Ирина Сергеевна. Статья из опыта работы «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей раннего возраста»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Подольская Ксения Каримовна. Дидактические и развивающие игры: «Развитие крупной и мелкой моторики рук в средней группе»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Ткаченко Светлана Владимировна. ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ, ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ
  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Ячменева Анна Вячеславовна. Перспективный план «Развивающие игры и игры с элементами ТРИЗ в совместной деятельности» для детей старшего дошкольного возраста
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Голюдова Ирина Стасисовна Афонина Юлия Сергеевна. Родительское собрание в форме игры «Что, где, когда?»
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Онучина Любовь Галимзяновна. Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме «Безопасность на дорогах»
  • Абдулова Елена. Семинар-практикум для родителей - 'Сенсорное развитие ребенка через нетрадиционные игры'
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Шибаршина Татьяна Александровна. Работа с родителями по развитию мелкой моторики рук у дошкольников с частичной потерей зрения через развивающие игры
  • Лукина Олеся Валериановна. Дворовые игры как элемент формирования личности ребенка
  • Морева Наталья Cергеевна. Презентация дидактической игры 'У кого, что есть?'
  • Ямгутдинова Елена Анатольевна. Конспект занятия «Игры на развитие зрительной памяти, произвольного внимания с детьми 3-4 лет»
  • Худошина Наталия Викторовна. Презентация 'Что мы знаем о животных?' Дидактические игры с использованием ИКТ.
  • Волкова Галина Николаевна. «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через дидактические игры»
  • Шалепина Светлана Владимировна. Роль игры в развитии связной речи детей дошкольного возраста. Игра принимает всех.
  • Костыгина Юлия Юрьевна. Развивающие игры с дошкольниками для развития внимания и памяти
  • Елфимова Наталья Владимировна,Печкарёва Анастасия Леонидовна. РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. ДЕТСКАЯ ИГРА СЕГОДНЯ.
  • Грибкова Н. Н. и Орлова Н.В. Игры на развитие внимания у детей дошкольного возраста
  • Леонова Наталья Юрьевна. «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ – ЛУЧШИЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
  • Карповец Надежда Ивановна. Методическое игровое пособие — Игры с природным материалом как средство развития способностей ребенка «Веселые семечки»
  • Павлова Наталья Сергеевна Колбина Ирина Ивановна Биткулова Светлана Ивановна. Методическая разработка конспекта интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
  • Варламова Светлана Станиславовна. Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности «Смотри и запоминай»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь