Касимова Разиля Газизулловна. Мастер класс СОЗДАНИИ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Мастер класс СОЗДАНИИ СИТУАЦИИ ВЫБОРА КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Как вы думаете, когда человеку предоставляют выбор это хорошо?

Актуальность:

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства в системе образования: воспитание инициативного, активного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

Проблемой выбора занимались многие педагоги и психологи, такие, как: А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, Б. Ф. Поршнев, Н. В. Носкова. В своих исследованиях авторы рассматривали выбор как форму проявления детской субъектности, которая ориентирована на потребность ребенка быть свободным. Так, А. Г. Асмолов пишет: «Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и миром. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора».

 

В соответствии с ФГОС ДО в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой вопрос «А что такое «Поддержка детской инициативы». Инициатива определяется как характеристика деятельности и поведения и личности человека, означающая способность действовать по внутреннему побуждению. Детская инициатива и самостоятельность проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и прочее, в соответствии с собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

В форме самостоятельной инициативной деятельности в детском саду могут осуществляться все виды деятельности ребёнка, так как каждая деятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентов самостоятельности.

Инициативность и самостоятельность предполагают умение делать выбор.

Однако именно взрослый создает ситуацию выбора для ребенка. ФГОС ДО ориентирован на вариативность и индивидуализацию образовательного процесса детского сада.

Но это не та ситуация, когда педагог произносит фразы типа: «Дети, рисуйте, что хотите!», «Слепи, Ванечка, что ты хочешь», «Во что хотите, дети, в то и поиграйте», якобы стимулирующие ребенка на проявления своего выбора и самостоятельности. Но, это не называется выбор. При выборе ребенок должен видеть цель, которая реализуется в определенных действиях. Поэтому при формулировке задания на выбор должно быть и предложение, и альтернатива этому выбору. Обычно это достигается простым словом «или». Взрослый обязан формулировать для ребенка альтернативы или создавать ситуации выбора.

А всегда ли мы понимаем правильно фразу умение делать выбор?

Ситуация выбора – это ситуация, специально создаваемая педагогом или возникающая спонтанно, но сознательно используемая в целях воспитания. В развитии умения делать выбор важным моментом является:

  • постепенное введение ситуации выбора и увеличение количества вариантов для выбора;
  • должна быть четко продумана степень свободы выбора в создаваемой ситуации;
  • необходимо учить делать выбор в соответствии со своими возможностями.

1. Практическое задание: — Уважаемые коллеги, давайте поразмышляем, В какие моменты пребывания в детском саду ребенок имеет возможность делать выбор и видеть его результат, Что может выбирать ребенок в детском саду и каким образом.

- Спасибо за ваши ответы, давайте их обобщим:

Ситуации выбора реализуются как в организованной образовательной деятельности, так и во время совместной деятельности взрослого с ребенком, и включают в себя:

  • Выбор деятельности: Выбери, чем хочешь заняться: будешь строить машину или играть в лото? – Какую замечательную бабочку мы видели на прогулке. Будем рисовать ее или лепить?
  • Выбор материалов, инструментов деятельности: Выберите цвет бумаги для аппликации самолета: белый, голубой или желтый? – Убираем участок. Ребята, выберите, пожалуйста, куда уберем мусор: в ведро (для камней, веток) или в пакет (для листьев и бумаги)? – Тема занятия «Осенний урожай». Что будете лепить: фрукты или овощи? Выберите материал, какой вам больше нравится: краски, карандаши, мелки, фломастеры придумайте, как показать красавицу осень.
  • Выбор способа деятельности: Опиши свою любимую игрушку (выбери способ описания: загадка, рассказ или пантомима.
  • Выбор последовательных действий: У нас только два умывальника, а помыть руки надо всем. Как сегодня организуем умывание, чтобы не толкаться и не мешать друг другу?
  • Выбор партнера деятельности: Выбери, пожалуйста, ты будешь строить космическую ракету сам или с кем-то? – Машенька, нужно помочь младшим детям одеться на прогулку. Выбери, пожалуйста, кого возьмешь себе в помощь, еще два человека?
  • Выбор содержания деятельности: Что будешь складывать: коврик для котенка или заборчик для домика Наф-Нафа?
  • Нравственный выбор: Для игры детям из младшей группы нужны картинки. Кто поможет вырезать их после полдника? – Ребята, Боречка долго болеет и скучает. Как можно его порадовать? Кто из вас хочет, после сна подходите, мы приготовим ему сюрприз.

Коллеги, а как вы думаете дети младшего, среднего и старшего возраста будут реагировать одинаково на выбор, например на выбор деятельности или выбор способа деятельности.

Умение делать выбор сопряжено с умением выбор предоставлять.

А готов ли современный взрослый (родитель и педагог) целенаправленно практиковать выбор при воспитании ребенка?

Обратимся к статье Н.В. Носковой. Исследование способности к выбору в детских возрастах // Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психологи, — 2010, вып 1 (16), — с.127-135.

Так, родители детей 5–7 лет на предложение назвать конкретные ситуации жизнедеятельности, где они предоставляют своему ребенку «выбор», реагировали удивлением и замешательством.

Некоторые просили уточнить вопрос и привести примеры. После некоторых раз-

мышлений родителей были получены следующие варианты ответов, которые дали

80 % опрошенных (всего в исследовании приняли участие 40 человек, в основном

мамы). Большинство родителей назвали ситуации выбора еды, одежды и игрушек. Только половина опрошенных взрослых предлагала своим детям на выбор виды деятельности (игра, рисование, хозяйственная деятельность, прогулка).

Некоторые из родителей (10 %) не назвали ни одной ситуации «на выбор», а еще 10 % родителей под выбором понимали «шантаж» ( «или ты читаешь азбуку, или я не позволю тебе смотреть телевизор») или вседозволенность ребенка ( «делай, что хочешь и когда хочешь»).

Анализ ответов показал, что создание ситуаций на выбор в семейном воспитании, не является осознанным средством воспитания и развития личности

ребенка. Часть родителей предлагают альтернативы детям только после их активных протестов и возникающих конфликтов в общении.

Познакомившись с этим исследованием, мне захотелось провести анкетирование и в своем саду. В анкетировании приняли участие родители из старшей и подготовительных групп, всего 60 человек. Результаты были следующие: 60 % родителей назвали ситуации выбор одежды, игрушек, еды; 30% опрошенных предлагают своим детям на выбор виды деятельности, а 10 % родителей не назвали ни одной ситуации «на выбор».

В опросе педагогов дошкольных учреждений, было выявлено, что 66, 7% педагогов

только частично готовы предоставить выбор своим воспитанникам. Педагоги предлагают стандартный набор выбора они не ориентированы на личность малыша. Например, это самостоятельный выбор игр детьми в свободное время, выбор игрушек, самостоятельное распределение ролей, выбор орудий для трудовой деятельности, выбор книг для чтения, выбор того, кто будет читать. Некоторые педагоги называли такие ситуации, как самостоятельный выбор времени, когда пойти мыть руки (!?), сходить в туалет (!?), самостоятельный выбор партнера по игре, выбор дежурных и распределение обязанностей, самостоятельный выбор при слушании знакомых музыкальных произведений, выбор способов решения конфликтных ситуаций. Можно сказать, что в предложенных воспитателями ситуациях проявляется частично неосознаваемое перекладывание ими на ребенка своих профессиональных функций.

У детей умение выбирать формируется за счет стереотипа поведения взрослого, то есть зависит от того, насколько воспитатели готовы и способны предоставлять выбор ребенку. Таким образом, необходимо обратить внимание на те ситуации, в которых мы могли бы детям выбор предоставить, но по какой-то причине этого не делаем.

2. Практическое задание: Коллеги предлагаю Вам подумать и составить по три примера, когда взрослый предоставляет ребенку выбор и три примера, когда он создает ложную ситуацию выбора.

Например:

1. Мама и дочь собираются в детский сад. Дочь:

- Не хочу идти в садик!

Мама:

- Хорошо, не ходи. Сиди весь день дома одна. А вечером не жди от меня новую куклу, которую я обещала тебе купить на прошлой неделе.

2. Сын отказывается съесть овощное рагу. Папа:

-Ванечка, это же очень вкусно, зря отказываешься! Ты сколько будешь ложечек, три или пять?

3. Коля и Вова ругаются, не поделили машинку. Мама:

- Вы сейчас же прекращаете ссориться, или я забираю этот грузовик!

Давайте рассмотрим Этапы формирования умения выбирать

1. Создание условий для получения ребенком опыта различных отношений, ролей, видов деятельности, впечатлений, переживаний.

Ключевым фактором для выбора является наличие опыта.

Если ребенок никогда не пробовал гороховый суп, он не сможет выбрать гороховый суп; если он никогда не играл с Колей, он не сможет выбрать – играть ему с Колей или с Лешей.

2. Взрослый обозначает ребенку возможные варианты для выбора (взрослый создает ситуации, в которых просит ребенка выбрать между тем и тем)

3. Проговаривание ребенком своего выбора взрослому (когда определенная ситуация выбора становится для ребенка привычной, взрослый может не перечислять возможные варианты, а лишь спросить ребенка, что он выбирает. Например, когда накопилось несколько вариантов игр на прогулке, воспитатель спрашивает: «Чем ты сейчас будешь заниматься?» Такой вопрос заставляет ребенка проговорить свой выбор, а значит осознать. Необходимо быть готовым принять новый вариант действий, придуманный ребенком, и поддержать его в этом)

4. Ребенок решает самостоятельно (воспитатель демонстрирует доверие ребенку, предоставляет ребенку возможность решать самостоятельно)

Умение делать выбор неразрывно связано с умением договариваться, и воспитывать эти два умения невозможно по отдельности.

Этапы развития умения договариваться

Первый этап – согласие. Самое простое с чего следует начинать, — это убедиться, что дети могут установить согласие в паре. Не договориться, а только вместе согласиться

Например, дети парами выходят на улицу, все пары держатся за руку. Воспитатель стоит у двери и каждой паре дает свое задание. Сначала спрашивает: «Хотите пойти, как пингвины?». Если дети дружно сказали: «Да», тогда воспитатель говорит: «Тогда ваша пара идет, как пингвины. Если дружное «нет», может спросить что-то другое, например: «Хотите пойти под ручку?», а может и не спрашивать больше, а сразу сказать: «Тогда вы идете плечом друг к другу». Но если они ответили вразнобой, то воспитатель говорит: «Значит, ваша пара идет по-обычному, скучным образом». Те, кому легко соглашаться вдвоем, пробуют в следующий раз соглашаться втроем и т.д.

Второй этап – научиться выбирать из предложенных вариантов (Соня, ты с кем пойдешь, с Олей или с Ваней?)

Третий этап – выбирать из предложенных вариантов или придумывать свой (когда дети освоили несколько способов действия, им можно предложить в паре договориться, каким именно способом они будут действовать на этот раз, и намекнуть, что можно изобрести новый способ)

Четвертый этап – вместе придумывать что-то новое (для начала надо будет давать задание – придумать вдвоем. Когда будет хорошо получаться – давать задание на троих и т.д.)

Умение договариваться способствует созданию дружеской атмосферы в группе и формированию дружеских отношений между детьми

Предлагаю вам, коллеги, ознакомиться с методами, которые использует педагог в создании ситуации выбора.

Что может стать стимульным материалом для создания ситуации выбора?

– Задания, связанные с жизненным опытом (надо помочь убрать игрушки: куклы сидят за столиком. А если посадить их в домик или положить в другое место?);

– Задания на развитие внимания и навыков сравнения при помощи вопросов (как лучше? Как проще? Кому больше понравится? Кому доставит удовольствие?)

– Противоречия между известным и новым (например, ребенок знает, как строить космический корабль из большого напольного конструктора, а может быть, строить из LEGO-конструктора интереснее, сложнее, проще, веселее?)

– Познавательно-исследовательская деятельность (что исследовать, с помощью каких материалов, с кем) – Поиск и предложения различных способов решения одной задачи (ежик пригласил к себе в гости лисенка и решил угостить пирогом. Как разделить пирог пополам если он круглый? квадратный? прямоугольный?). Методы, позволяющие создать ситуацию выбора

– Проектный метод (позволяет искать различные решения и способы реализации поставленной проблемы); – Игровые технологии (позволяют сделать поисковый процесс интересным и познавательным)

– Использование проблемных ситуаций (позволяют детям учиться сотрудничеству, могут быть услышаны варианты выбора разных детей);

– Исследовательский метод (позволяет делать выбор в практической работе). Условия успешного формирования выбора у ребенка-дошкольника. Ребенок представляет конечный результат своего выбора (как получится, если…); Ребенок имеет право на ошибку и не испытывает страха совершить неправильное действие (если неправильно, то…; если не получится, попробую еще раз); Ребенок аргументирует свой выбор (я буду делать… потому что…; я построю… потому что; я хочу поиграть…потому что)

На сегодняшний день существует много приемов и способов для организации ситуации выбора.

Приемы выбора.

Интервью журналиста Вводится микрофон. Педагог представляется как журналист и по очереди

обращаясь к каждому ребенку, задает вопросы:

- Что ты хочешь сегодня сделать?

- Когда у тебя появилась эта идея (замысел)?

- Что тебе нужно для выполнения своей идеи?

- Где это можно найти?

- С чего ты начнешь?

- Тебе нужны помощники?

- Кого бы ты хотел видеть своим партнером?

- Как вы распределите свою работу? и т.п.

Коробочка «Деловые хлопоты»

Описание: Коробочка с бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: «эколог», «счетовод», «бармен», «гардеробщик», «миротворец», «главный строитель», «директор гаража» и др.

Это пособие помогает определить для ребенка, в какую профессию он будет сегодня «играть». Так же это помогает ребенку быть более организованным, так если ребенок взял значок «директор гаража» он следит за порядком в игровом гараже с машинками. Пособие позволяет ребенку делать выбор. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых.

«Доска выбора деятельности»

Описание: «Доска выбора деятельности» — доска, на которой обозначены центры активности в фотографиях, рисунках, символах, надписях; количество детей в каждом центре и место для обозначения собственного выбора детьми — карман для карточек, крючки для игрушек или других предметов, которыми дети обозначают свой выбор. Иногда карман может находиться непосредственно в центре активности.

Сделать «Доску выбора» может каждый воспитатель. Для этого надо всю группу условно разделить на игровые зоны, в которых играют дети и определить максимальное количество детей, которые могут одновременно играть там (игровая зона, раздевалка, кукольный, книжный, природный уголки и т. д.

Прежде, чем пойти играть, каждый ребёнок должен подойти к доске, посмотреть, где и сколько человек одновременно может находиться и сделать выбор.

Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность

Существуют много методов и приемов с помощью котопрых мы можем создавать ситуацию выбора для детей, тем самым развивая у него такие качества личности, как самостоятельность, ответственность и инициативность. Но их мы с вами более подробно рассмотрим на практическом семинаре.

Уважаемые коллеги и свое выступление мне бы хотелось закончить притчей, которая называется

«Правильный выбор»

Ученик пришел к своему духовному наставнику и говорит:

— Учитель, помоги мне! Я хочу быть мудрым и успешным человеком. Но у меня ничего не получается!

— Почему ты так решил? — спросил учитель.

— Мне не хватает в жизни мудрости. Многие решения, которые я принимаю, к сожалению, оказываются не верными. Вот, например, месяц назад передо мной был выбор, куда поехать на отдых: в горы или к морю.

— И что же ты выбрал?

— Я поехал в горы.

- Отличное решение, — сказал учитель.

— Я тоже так думал, — вздохнул ученик. — Но весь месяц моего отдыха в горах шёл дождь. А мои друзья тем временем отлично отдохнули у моря. И почему я не поехал вместе с ними?

— И такие ситуации очень часто происходят в моей жизни, — продолжал ученик. — Учитель, подскажи, как мне стать мудрее?

Учитель подумал и ответил:

— Это очень легко: просто поверь в свой выбор! Любое решение, которое мы принимаем — правильное! Ты же не знаешь, что могло случиться с тобой у моря. Возможно, ты мог заболеть и пролежал бы весь отдых в постели. Всё относительно. В любом случае, главное всегда нужно принимать хоть какое-то решение. Любое решение лучше, чем отсутствие такового!

Мы никогда не узнаем, хороша ли та дорога, на которую мы не свернули.

Коллеги, Успешного Вам выбора!!!

Просмотров: 372
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Призенко Данголе Альгио. «Профессия воспитатель — классный выбор!»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Петрова Татьяна Борисовна. Родительское собрание 'Выбор игрушек'.
  • Пегова Наталия Владимировна. Родительское собрание «Выбор «правильных» игрушек»
  • Козлова Елена Николаевна. Педагогическая статья «Создание в группе ситуации выбора детьми самостоятельной деятельности»
  • Долгова Мария. Родительская конференция Тема: «Наш выбор — здоровый образ жизни»
  • Кулаков Денис. Свобода выбора — по правилам, или ФГОС путь к творчеству!
  • Миронова Ольга Викторовна. План-конспект занятия по развитию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе: «Математическая сказка «Выбор наследника»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Стародубова Анжелика Людовиковна. Из опыта работы: «Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования при знакомстве с пейзажной живописью»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Кобзева Марина Александровна. Советы для родителей «Делать или не делать?»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Круглов Дмитрий Владимирович. Способы создания досуга с ребенком. Или как быть веселым родителем?
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Телешун Татьяна Александровна. Что необходимо знать и уметь ребенку поступающему в первый класс (анкета для родителей)
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь