Руденко Ирина Викторовна. «Взаимодействие ДОУ и семьи, как фактор качества дошкольного образования»

«Взаимодействие ДОУ и семьи, как фактор качества дошкольного образования»

Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст. 44 П.1 определяется, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

В ВГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

В соответствии с ВГОС взаимодействие с родителями предполагает:

 

Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, а также о Программе, и не только семье, но и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность;

Обеспечить открытость дошкольного образования;

Создавать условия для участия родителей в образовательной деятельности;

Поддерживать родителей в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья;

Обеспечить вовлечение семей в непосредственно – образовательную деятельность, в том числе посредствам создания образовательных проектов совместно с семьёй на основа выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;

Создавать условия для взрослых по поиску, использование материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

Установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника;

Объединение усилий для развития и воспитания детей;

Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Актуальность темы состоит в том, что детский сад – первый не семейный социальный институт, первое воспитательное учреждение с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. К сожалению, в педагогической практике существуют проблемы, мешающие организовать продуктивное взаимодействие с семьями воспитанников. Каковы же они?

  1. Ограничивающее взаимодействие педагогов и родителей (формальность общения)
  2. Недостаточная компетентность родителей в вопросах воспитания детей

Как же организовать взаимодействие семьи и ДОУ, что бы непростое дело воспитания стало общим делом для педагогов и родителей. Как привлечь занятых и далеких от педагогической теории современных родителей? Современный подход к взаимодействию педагогов и родителей требует изменения отношения к родителям. Прежде всего, педагогам следует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональной обязанности вести работу с родителями к желанию сотрудничать на благо ребенка, и значит, оказаться в роли партнёра. В связи с этим перед педагогом ставятся новые цели и задачи.

Цель: объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания, обучение и развитие ребенка. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, установление партнёрских взаимоотношений.

Задачи:

  1. Установление единства в вопросах воспитания детей
  2. Педагогическое просвещение родителей
  3. Изучение и распространение педагогического опыта семейного воспитания
  4. Ознакомление и вовлечение родителей в жизнь и работу ДОУ

Каковы же принципы взаимодействия с родителями?

  1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач
  2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, внимательное отношение всех участников взаимодействия
  3. Открытость по отношению к семье воспитанника
  4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций
  5. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителям. Позитивный настрой на общение
  6. Сотрудничество, создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях
  7. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменение социального состава родителей
  8. Обратная связь. Необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания

В зависимости от этих принципов взаимодействия, должны меняться формы и направления работы с семьёй. В нашем ДОУ существуют, как традиционные формы взаимодействия с родителями: беседы, родительские собрания, совместные праздники и развлечения, консультации, работа с родительским советом, дни открытых дверей. Так и нетрадиционные формы взаимодействия. Это информационно – ознакомительные, направленные на ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. А так же информационно – просветительские, направленные на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К нетрадиционным формам взаимодействия можно отнести: проведение мастер — классов, круглые столы, фотовыставки, презентации, проведение тренингов, совместные прогулки и экскурсии.

Сейчас особенно актуально создание сайтов детского сада и группы. В нашем ДОУ создан сайт на котором родители могут ознакомиться с записями видео фрагментов организации различных видов деятельности, режимных моментов, праздников и развлечений. В ДОУ создана электронная почта доверия, где педагоги информируют семьи о новых достижениях детей, благодарят семьи за оказанную помощь, а родители могут выражать свои просьбы и пожелания. В нашем ДОУ стало доброй традицией проведение акций, и родители с удовольствием оказывают посильную помощь группе, ДОУ (ремонт игрушек, мебели группы и др). Педагогами ДОУ издается собственная газета «Жизнь замечательных детей», в которой размещается самая интересная информация о жизни детского сада, публикуются советы и рекомендации специалистов, различные новости. Мы считаем, что издание газеты одна из интересных форм взаимодействия с родителями, она способствует налаживанию тесной взаимосвязи между семьями воспитанников и педагогическим коллективом детского сада.

Таким образом для устранения проблем взаимодействия ДОУ и семьи, и как следствие улучшение качества дошкольного образования нужно принимать следующие решения:

  1. Каждая из сотрудничающих сторон самоценна: никто не главнее и не лучше, каждой стороной вносится вклад в развитие ребенка
  2. Педагогический коллектив обеспечивает высокий профессиональный уровень воспитания и образования детей
  3. Все специалисты ДОУ учитывают в общении с родителями индивидуальные особенности и ребенка и родителей
  4. Все педагоги выстраивают взаимоотношения с родителями на основе диалога
  5. Родители должны быть в полной мере информированы о жизни и деятельности ребенка в ДОУ
  6. В ДОУ используются различные способы вовлечения родителей в жизнь ДОУ с целью обогащения воспитательного опыта родителей
  7. Работники ДОУ поддерживают связи с другими социальными институтами образования: образовательная школа, библиотека, школа искусств.
  8. Педагогический коллектив проявляет поддержку активности родителей, выражает готовность всегда откликнуться на любые инициативные действия семьи.
Просмотров: 454
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Васенева Оксана Владимировна. Взаимодействие ДОУ и семьи, совместная деятельность детей, родителей, педагогов
  • Новоселова Екатерина Викторовна. Сообщение на тему: «Газета для родителей, как одна из форм взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников»
  • Ахмедова Камала Сахиб Кызы. Методическая разработка «Организация и проведение мастер-классов для родителей как форма сотрудничества ДОУ и семьи»
  • Аникина Светлана Александровна. Рабочая программа «Экологическое сотрудничество» по организации взаимодействия ДОУ и семьи в процессе экологического воспитания детей
  • Смирнова Ольга Владимировна. Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов ДОУ, детей и родителей
  • Дорощенкова Галина Александровна. Взаимодействие детского сада и семьи в речевом развитии ребенка. (консультация для родителей).
  • Черемисина Любовь Алексеевна. Педагогическое просвещение родителей в ДОУ через эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса
  • Камалян Нелли Манвеловна. Взаимодействие специалистов ДОУ и родителей в процессе физкультурного воспитания детей
  • Светлана Гаджиева. Взаимодействие семьи и ДОУ при формировании личности ребенка
  • Бунина Зоя Георгиевна. Консультация для педагогов и родителей «Конструктивные позиции родителей – важнейшее условие воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья»
  • Сунцова Елена Артёмовна. Практика формирования развивающего взаимодействия педагогов ДОУ и семьи
  • Котова Альбина Геннадьевна. Взаимодействие и сотрудничество детского сада и семьи. Наши традиции – ярмарки в ДОУ
  • Сухих Светлана Сергеевна. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи
  • Завражина Людмила Борисовна. Презентация 'Взаимодействие родителей (законных представителей) с ДОУ. Цели, задачи и методы'
  • Гилева Елена Владимировна, соавтор Выплова Юлиана Юрьевна. Взаимодействие педагогов, детей и родителей в ДОУ через проектную деятельность.
  • Терешкина Ольга Станиславовна. Взаимодействие учителя-логопеда, педагогов ДОУ и родителей воспитанников
  • Чернова Наталья Михайловна. Из опыта работы «Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия ДОО и семьи».
  • Марина Мирошник. Взаимодействие ДОУ и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
  • Онишенко Елена. Консультация для родителей «Специфика обучения и воспитания детей в логопедической группе. Роль семьи в преодолении дефектов речи»
  • Рыбачевская Ольга Евгеньевна, Сухачева Наталья Владимировна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
  • Бражникова Линара Барыевна. Актуальность взаимодействия ДОУ и семьи
  • Ткачёва Евдокия Ахметовна. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ И СЕМЬИ В ВОПРОСАХ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.
  • Мравян Оксана Юрьевна. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Взаимодействие с родителями ДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования»
  • Дудкина Елена Викторовна Николаева Галина Петровна Димидова Алена Владимировна. Взаимодействия ДОУ и семьи по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Губанова Татьяна Леонидовна. Взаимодействие ДОУ и родителей (законных представителей) воспитанников в рамках ФГОС.
  • Малыгина Ольга Геннадьевна. «Специфика взаимодействия ДОУ и семьи по адаптации дошкольника»
  • Орехова Анастасия Евгеньевна. ПРОЕКТ «ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Мясникова Юлия Валерьевна. Современный подход к цифровизации во взаимодействии ДОУ и семьи. Как услышать друг друга?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь