Ливенцова Надежда Сергеевна. Основные направления психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми

Основные направления психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми

Ливенцова Надежда Сергеевна, Воспитатель, МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 21 «Золушка», г.о. Химки, Московская область.

Аннотация. В статье рассматриваются основные направления психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми.

Ключевые слова: психолого-педагогическая помощь педагогам ДОУ, гиперактивность, гиперактивные дети.

Одной из главных задач развития системы образования является подготовка профессионалов к работе с детьми с особыми образовательными потребностями. Проблема психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми является актуальной, вследствие того, что статистические данные свидетельствуют о том, что в настоящее время каждый десятый ребенок страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности, что является самой распространенной причиной нарушения поведения и освоения учебных навыков у детей дошкольного возраста.

 

Проблемой психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми занимались такие ученые, как: И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова, Л.А. Ясюкова, Л.С. Чутко, Г. Б. Монина, Е. К. Лютова-Робертс и другие.

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. Часто гиперактивности сопутствуют, проблемы с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной группы.

Раскрывая особенности изучения гиперактивности ребенка, как психологического феномена, обратимся к этимологии данного понятия в психолого-педагогической литературе.

Термин «гиперактивновсть» представляет собой сочетание таких терминов как «гипер» и «активность» где первый — переводится с латинского языка как «деятельный, действенный», а второй указывает на «превышение нормы двигательной».

Несмотря на долгую историю изучения гиперактивности, многочисленные исследования показывают, что в более шестидесяти процентов случаев педагоги, психологи и врачи не имеют целостную картину о данном невротическом расстройстве и не знают, как работать с гиперактивными детьми [3].

Основными направлениями деятельности педагога-психолога по оказанию обеспечению психолого-педагогической помощи педагогам ДОУ в работе с гиперактивными детьми являются: психологическое просвещение, психологическая профилактика, психологическое консультирование.

В оказании психолого-педагогической помощи педагогам, педагог-психолог должен использовать следующие организационные формы, а именно творческие занятия, направленные на теоретические основы взаимодействия с гиперактивными детьми в условиях ДОУ; коллективное решение проблемных ситуаций, вебинары, касающиеся взаимодействия педагогов с гиперактивными детьми, групповая дискуссия, или мозговая атака; проведение конференций, круглых столов, семинаров.

Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы знакомить педагогов, родителей с основными закономерностями и условиями для благоприятного психического развития ребенка, популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований, формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности, а также достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду и в других учебно-воспитательных учреждениях.

Просветительская деятельность может осуществляться в разной форме: лекции, беседы, семинары, выставки, подбор литературы и др. Важно помнить, что материал должен быть раскрыт на доступном для слушателей языке, нужно наглядно показывать, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению проблемы работы с гиперактивными детьми.

Еще одним значимым компонентом работы с педагогами является психологическое консультирование, то есть информирование их о природе гиперактивности, о факторах, проявлениях и триггерах синдрома, о возможном варианте развития и разработке конкретных рекомендаций для педагогов в работе с гиперактивными детьми.

Неотъемлемым этапом оказания психологической помощи в ходе консультирования является сообщение педагогам объективной и полной информации об особенностях развития гиперактивного ребенка с учетом особенностей социального окружения и родительских установок.

Практическим результатом проведения консультации обязана стать выработка рекомендаций по устранению негативных установок и позиций педагогов в отношении гиперактивного ребенка, формировать адекватное отношение к его личности и проблемам. Немаловажно, чтобы педагоги сами хотели были готовы и с пониманием относились к особенностям развития гиперактивного ребенка, а также становились активными участниками и авторами разработанных рекомендаций. Лишь в этом случае они могут рассчитывать на правильный выбор воспитания гиперактивных детей[1].

Однако, педагог, в работе с гиперактивными детьми испытывает профессиональный стресс, который приводит к эмоциональному выгоранию. Поэтому одним из важных направлений в работе педагога-психолога является психологическая профилактика, которая направлена на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья педагога.

Психологическая профилактика предполагает ответственность за соблюдение в ДОУ психологических условий, необходимых для полноценного психологического комфорта, положительно влияющего на педагога при взаимодействии с гиперактивными детьми. Также психологическая профилактика предполагает своевременное выявление профессионального выгорания среди педагогов, взаимодействующих с гиперактивными детьми. Для создания комфортной среды для педагога ДОУ можно использовать следующие методы: использование «тайм-аутов», которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия, то есть необходимо отдыхать от работы; определение краткосрочных и долгосрочных целей

Таким образом, популяризация информации о природе гиперактивности, о факторах, проявлениях и триггерах синдрома, поможет педагогам разобраться в причинах поведения ребенка, а также поможет понять как вести себя с ребенком для получения желаемого поведения. Часто у педагогов, взаимодействующих с гиперактивным ребенком, проявляется выраженное или скрытое осуждение, отвержение, обвинение, критика. И эти поведенческие действия педагога неизбежно приводят к нарушению контакта с ребенком. Поэтому педагогу важно учиться отделять «хорошее поведение» или «вредности» гиперактивного ребенка от его действий, обусловленных данным синдромом.

Принятие знаний о таком расстройстве как гиперактивность, о его прогнозах и способах проявления у детей, ведет к успешному взаимодействию с данной категорией детей.

Просмотров: 358
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Хамзина Алсу. Использование психотерапии в работе педагога-психолога с гиперактивными детьми в детском саду
  • Чвирова Виорика Николаевна. «ГИПЕРАКТИВНОСТЬ: КАК ИГРАТЬ С ГИПЕРАКТИВНЫМИ ДЕТЬМИ»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Новикова Наталья Владимировна. Особенности работы в ДОУ с детьми с ЗПР, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности.
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Налиткина Татьяна Ивановна. Консультация для родителей воспитанников с ОВЗ «Как эффективно взаимодействовать с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)»
  • Рымар Елена Васильевна. Правила общения с гиперактивными детьми
  • Жумабаева А. Рекомендации по организации деятельности консультативного пункта, для оказания психолого-педагогической помощи семьям воспитывающих детей дошкольного возраста на дому
  • Булгакова Наталья Александровна. Мастер – класс для педагогов ДОУ «Методика Макото Шичида в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Шурыгина Георгия Сергеевна. Тренинг-семинар «Личностные границы педагога, нужны ли они в общении с детьми?» для педагогов ДОУ
  • Екатерина Комиссарова. Организация психолого-педагогической работы с одаренными детьми
  • Бонко Лариса Петровна. Занятие практикум для педагогов детского сада на тему: «Психолого-педагогическая профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагога дошкольника»
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста
  • Цаплина Ольга Витальевна. Особенности психолого-педагогической помощи детям старшего дошкольного в общении со сверстниками.
  • Клобукова Олеся Владимировна. «Преемственность в работе педагогического коллектива как условие формирования эмоционально – психологического комфорта детей в ДОУ».
  • Дорош Вера Сергеевна. Статья 'Использование экологической сказки в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста'.
  • Воронина Светлана Николаевна. Консультация для родителей — Особенности педагогической деятельности с одаренными детьми в ДОУ
  • Жулина Наталья Владимировна. Мастер – класс для педагогов «Лэпбук в работе с детьми по формированию основ безопасного поведения»
  • Киндеркнехт Елена Васильевна. Формы взаимодействия педагогов и родителей в работе с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья.
  • Любовь Васильевна Маранцева. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ.
  • Шкарупа Валентина Николаевна. Из опыта работы «Лепка из пластилина в работе педагога-психолога ДОУ»
  • Данильченко Татьяна Григорьевна Жукова Вера Николаевна Свистунова Анна Николаевна. «Коррекционные технологии в педагогической практике, как эффективное средство в работе с детьми дошкольного возраста»
  • Смирнова Юлия Александровна. Особенности организации психолого-педагогической работы с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ.
  • Никитченко Дарья Сергеевна. ЦВЕТОТЕРАПИЯ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Айткажанова Жанна Владимировна. Занятие для работы с детьми, имеющими признаки агрессивности и гиперактивности. Тема «Красная шапочка»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Романова Екатерина Сергеевна. Использование интерактивных игр портала Мерсибо в логопедической работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи и детьми с ОВЗ (Из опыта работы)
  • Вязовцева Елена Исхаковна. Взаимодействие педагога-психолога и воспитателя ДОУ 'Использование ИКТ и мультимедийных средств в работе психолога'
  • Сысуева Наталья Владимировна. Презентация «Здоровьесберегающие технологии как средство коррекции в работе с детьми с индивидуальной траекторией развития»
  • Ксения Олеговна Кукарцева. Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога ДОУ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь