Колягина Анастасия Владимировна. РИТМИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

РИТМИКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация: статья посвящена раскрытию возможностей «Ритмики» в формировании моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. В работе рассматриваются понятия «ритмика», нарушения речи, моторные навыки.

Ключевые слова: ритмика, ритм, моторные навыки, нарушения речи, дошкольники.

Необходимость активно двигаться, которая проявляется у дошкольника, определена физиологически, производя позитивные изменения психологического и физического развития, улучшение всей функциональной системы организма. На укрепление здоровья, на физическое усовершенствование детей дошкольного возраста, и на овладение разных движений, влияют именно психофизические качества

 

Каждый год увеличивается количество детей с разнообразными нарушениями речи. Развитие речи старших дошкольников плотно связано с формированием мелкой и общей моторики, а также с ритмизацией всего организма.

Взаимосвязанность общей и речевой моторики изучали и подтвердили исследованиями И. П. Павлова, А. А. Леонтьева, А. Р. Лурия и др. Верное и быстрое исполнение занятий для ног, туловища, рук, головы готовит развитие движений артикуляционных органов (губ, языка, нижней челюсти) [1].

Специфика моторного развития у детей с нарушениями речи, ценность двигательной системы в нервно-психическом развитии ребенка, потребность в специальной коррекционно-педагогической работе по развитию у дошкольников моторных функций являются на сегодняшний день актуальными.

Под моторикой понимается череда движений, которые в своей сумме необходимы для исполнения какой-либо конкретной задачи.

В логопедии моторика разделяется на:

  • общую (крупную) моторику,
  • мелкую моторику рук,
  • артикуляционную моторику,
  • моторику мимической мускулатуры лица.

Один из факторов психологической базы для развития высших психических функций у детей это развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.

Моторика — это общность двигательных рефлексов, присущих детскому возрасту.

Между речевой функцией (ее двигательным, исполнительным компонентом) и общей двигательной системой существует плотная функциональная связь. Согласованная работа мозговых структур обеспечивает нормальную речь человека.

Движения с психикой имеют тесную взаимосвязь. Психика не только обуславливает движение, но и сама выражается в двигательных реакциях. Психомоторика предстает воплощением всех видов психического отражения в сенсомоторных, идеомоторных и эмоционально-моторных реакциях и актах.

Способность к координации движений, именно у старших дошкольников усиливается, что неотъемлемо связано с развитием мозга, с усовершенствованием его нервной системы и обнаруживается в возрастающей возможности ребенка управлять своими движениями, контролировать и развивать их [3]. Развитие движений связано непосредственно с формированием у ребенка таких сфер как: интеллектуальная, волевая и эмоциональная

Недозрелость в формировании моторных функций выражается в затрудненности, нескладности движений пальцев и кистей рук; четкость и скоординированность движений не достаточны.

Недостаточность общей моторики более выраженно проявляется у дошкольников с нарушениями речи, при выполнении сложных движений, устанавливающих четкое управление движениями, четкой работы различных мышечных групп, правильной пространственной организации движений.

При участии речи формируются сложные движения. И наоборот, четкое, в темпе выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы готовит усовершенствование движений артикуляторных органов (губ, языка, нижней челюсти.

У детей с нарушениями речи данного возраста моторика существенно ниже возрастной группы.

У существенной части детей снижается скорость и ловкость движений за счет двигательной недостаточности и выражается в виде отрицательной координации сложных движений, нерешительности в исполнении точно дозированных движений. В течение жизни организм человека улучшается структурно и функционально. Основой движения является двигательное умение и двигательный навык. Все движения осуществляются в определенном ритме. Значение «ритм» имеет широкую интерпретацию: говорят о ритме дыхания, ритме работы сердца, стихотворном ритме, ритме прозаической речи, ритме времени суток, года, ритме работы. Понятие "ритм" обладает основным признаком (присутствием временного или пространственного порядка правильного чередования явлений, предметов, процессов.

В педагогическом аспекте ритмика — это система физических упражнений, выстроенная на союзе движений с музыкой. Ритмичные упражнения формируют чувство ритма (способность воспринимать последовательность и смену, сильных и слабых долей музыкального метра и повторить ритмический рисунок с помощью движения: постукивание ногой, качания головой. Без телесных ощущений ритма не будет воспринят ритм музыкальный, имеющий моторную и эмоциональную природу.

Основой целью ритмики является преодоление речевого нарушения путем развития и формирования моторных навыков двигательной сферы. Согласно цели определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи ритмики.

К коррекционным задачам можно отнести: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и усовершенствование главных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной) [2].

В образовательные задачи входит развитие двигательных умений и навыков, ознакомление с множеством движений, с пространственной организацией тела, с основными музыкальными понятиями ( «музыкальный метр», «размер», «темп», «регистр»).

Воспитательные задачи берут на себя воспитание и формирование чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание умения ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и речи.

На ритмических занятиях развитие моторики происходит на неосознанном уровне. С помощью достигнутых успехов в развитии двигательной сферы организуется речь.

Развитие движений оказывает влияние на развитие представленных сторон интеллекта:

  • внимания (овладение сложноскоординированными физическими приемами, требует его фиксации на производимых движениях и ситуациях, попутных движениям),
  • наблюдательности (вследствие развития анализаторов),
  • находчивости и быстроте соображения (выставляются повышенные притязания к способности к скорой и соответственной двигательной ориентации в меняющейся ситуации),
  • мышления (потребность производить поиски причин положительных и отрицательных движений, переосмысливать их цель, структуру и результат и т.д.).

Неполноценность двигательных навыков, несформированность психомоторики в общем, также, как и различные нарушения речи, могут негативно сказываться на активности и характере общения и двигательного поведения ребенка, на перспективах осуществления многих видов деятельности, предписывающих определенный уровень моторного и речевого развития.

Таким образом, ритмические приемы позволяют дошкольникам полноценно погрузиться в игровую сферу, воссоздать выгодную атмосферу усвоения изучаемого материала и развития творческих возможностей. Знания будут восприниматься быстрее, если их подача будет сопровождаться разнообразными движениями, что позволит активизировать формирование моторных навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Лескова, Г. П., Буцинская П. П., Васюкова И. Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста. Общеразвивающие упражнения в детском саду [Текст] / Г. П. Лескова, П. П. Буцинская, И. Васюкова. — М.: Просвещение, 1981. — 148 с.
  2. Лопатина, Л. В., Серебрякова, Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии) [Текст] / Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. — СПб.: Питер, 2001. — 190 с. Источники из интернета
  3. Сейтвелиева, Э. Э. Ритмическая гимнастика как эффективное средство развития координации детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Э. Э. Сейветлиева // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 807–809 Режим доступа: https: //moluch. ru/archive/110/27086/ (дата обращения: 04. 11. 2019).
Просмотров: 372
Категория: По направлениям » Для детского сада » Физическая культура для детей




Другие новости по теме:

  • Ольга Ляляева. Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Воронова Ольга Геннадиевна. Игры своими руками для развития мелкой моторики и координации движений.
  • Беляева Юлия Владимировна. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ
  • Крылова Екатерина Александровна. Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи методом криоконтраста
  • Курманова Злата Вячеславовна. Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи
  • Зенн Лилия Владимировна. Всестороннее развитие ребенка, средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики
  • Аксёнова Лариса Юрьевна. «Развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста средствами музыки и танца»
  • Воробьёва Анастасия Владимировна. Обобщающий опыт педагога на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста как средство развития речи. Буклет памятка для родителей.
  • Студеникина Яна Николаевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями.
  • Курманова Злата Вячеславовна. Развитие мелкой моторики как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста
  • Козаченко Наталья Александровна. Первоначальные основы грамоты и развитие произвольных движений рук
  • О.Б. Спицина Е.А. Шуклина А.С. Бузинова. Консультация для родителей старшего дошкольного возраста на тему «Влияние мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста на развитие речи и мыслительных операций»
  • Семенова Оксана Борисовна. Использование прогулки в целях развития движений детей
  • Хасанзянова Люция Накифовна. Консультации для воспитателей Тема: Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Валиева Ляйсан Заитовна. Исследования возможности использования подвижной игры в совершенствовании основных движений у детей дошкольного возраста
  • Ирина Николаевна Петрова. Конспект НОД по развитию речи, движений, формированию сенсорных эталонов. Тема: «Дикие животные»
  • Перетягина Татьяна Николаевна. Коррекция и развитие речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в ходе режимных моментов.
  • Гальцева Наталья Анатольевна. Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
  • Лисенкова Светлана Александровна. ВЛИЯНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
  • Чемекова Надежда Михайловна. Родительское собрание 'Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей'
  • Прохорова Светлана Юрьевна. Роль подвижной игры в развитии движений ребенка
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Котова Марина Анатольевна. Важность и необходимость музыкально-ритмических движений в жизни дошкольника
  • Липина Елена Владимировна. Методическая разработка «Развитие диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста через формы речевого развития»
  • Соколова Светлана Евгеньевна, Волчкова Марина Васильевна. Методическая разработка «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» (из опыта работы кружка «Логоритмика»)
  • Сайгушкина Анастасия. Консультация «Влияние имитации на точность выполнения движений»
  • Арбузова Виолетта Генриховна. «Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь