Кемайкина Любовь Викторовна, Скворцова Наталья Михайловна. Дидактические пособия из фетра как средство стимулирования речевой инициативы детей дошкольного возраста.

Дидактические пособия из фетра как средство стимулирования речевой инициативы детей дошкольного возраста.

  • Кемайкина Любовь Викторовна,
  • Скворцова Наталья Михайловна воспитатель

ГБОУ СОШ № 1 имени И.М. Кузнецова с. Б-Черниговка д.с. «Светлячок»

Основными линиями в современном дошкольном образовании являются развитие детской самостоятельности, инициативы и творчества через различные виды деятельности. Соответственно, приоритетным является такое построение воспитательно-образовательного процесса, при котором воспитанник имеет возможность быть полноценным участником образовательного взаимодействия. Быть полноценным участником – это значит быть активным, полностью вовлечённым в деятельность, проявляющим желание предметно общаться со сверстниками и педагогом. Расширение поля общения требует от дошкольников полноценного овладения средствами вербального общения. Однако современные дошкольники практически утратили потребность к коммуникации, поскольку доминирующим информационным средством для них выступают всевозможные гаджеты. А ведь именно потребность в высказывании, по словам О.В. Сафоновой, является основой речевой деятельности. «Следовательно, необходимо обеспечивать возникновение такой потребности, стремления вступить в речевое общение. Это возможно при помощи создания интереса», – говорила отечественный исследователь речевой деятельности дошкольников. Именно поэтому не теряет своей актуальности вопрос о выборе стимулирующих речевое развитие детей дошкольного возраста средств.

 

Поскольку достижение образовательных результатов воспитанниками возможно только когда цель деятельности сливается с мотивами речевого общения, то очевидным является факт преимущества игрового характера любого стимулирующего средства. На мой взгляд, особенно подходящим в этом случае является использование нетрадиционного материала для создания такого полифункционального дидактического средства. В качестве материала для реализации нескольких дидактических задач мною был выбран фетр, с помощью которого был создан дидактический комплект фетровых планшетов «Фетровая сказка».

Практическая значимость дидактического комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» заключается в реализации системно-деятельностного подхода в процессе приобретения воспитанниками познавательно-речевого опыта. Кроме того, данное пособие является возможным для применения не только в ходе непосредственно образовательной деятельности, но и при организации режимных моментов, а также, что особенно важно, в процессе самостоятельной деятельности воспитанников и в совместной деятельности с родителями в домашних условиях.

Адресатом дидактического комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» являются воспитанники среднего и старшего возраста.

Технологическим достоинством фетра является его удобство в применении. Фетровые планшеты полностью соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям, так как они достаточно легко стираются, проглаживаются, обладают прочностью, поэтому их трудно помять или порвать. Кроме того, они их края не требуют дополнительной обработки. Также следует отметить к функциональным достоинствам фетровых планшетов, помимо образовательной направленности, можно отнести наличие тактильно приятных ощущений при работе, разнообразие по цвету и толщине, что позволяет варьировать размеры съёмных деталей планшета.

Общая структура комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» представлена следующим образом:

  1. Каждый планшет состоит из прямоугольной фетровой основы.
  2. Съёмные фетровые фигурные элементы-силуэты на липучках, соответствующие теме планшета.

В настоящее время мною изготовлены три фетровых планшета:

  • планшет «Транспорт»
  • планшет «Сад-огород»
  • планшет «Подводный мир».

Фетровый планшет «Транспорт» предназначен для решения следующих образовательных задач:

  1. Развивать умение классифицировать транспорт.
  2. Развивать умение строить сложное предложение с сочинительным противительным союзом «а»: Самолет летает, а машины едут.
  3. Развивать умение согласовывать количественные числительные с существительными: одна машина едет, две машины едут, три машины едут, четыре машины едут, пять машин едут и т.д.
  4. Развивать умение правильно употреблять предложно-падежные конструкции в составе развёрнутой фразы: машины едут по дороге; самолёт летит высоко в небе и др.
  5. Развивать умение правильно употреблять пространственные наречия: высоко, низко, далеко, близко, справа, слева, впереди, позади, глубоко, мелко.
  6. Создать условия для речевого творчества воспитанников: заканчивать предложение по заданному началу, объединять два разных предложения единым сюжетом или вымышленным персонажем.

Фетровый планшет «Транспорт» условно разделён на три части, каждая из которых символизирует поле передвижения транспорта – воду, небо, воздух.

Фетровый планшет «Сад-огород» предназначен для решения следующих образовательных задач:

  1. Развивать умение дифференцировать обобщающие понятия «фрукты-овощи».
  2. Развивать умение согласовывать количественные и порядковые числительные с существительными.
  3. Развивать умение составлять загадки-описание, используя относительные и качественные прилагательные.
  4. Развивать умение сочинять тематические сказки.
  5. Развивать умение верно употреблять пространственные наречия.
  6. Развивать умение употреблять предлоги «в, на, под, над» в соответствии с их значением.

Фетровый планшет «Сад — огород» представляет собой поле с различными кармашками, символизирующими грядки, и собственно фетровые силуэты овощей и фруктов.

Фетровый планшет «Подводный мир» предназначен для решения следующих образовательных задач:

  1. Совершенствовать умение верно называть морских обитателей.
  2. Развивать умение согласовывать количественные и порядковые числительные с существительными.
  3. Развивать умение составлять загадки-описания, используя относительные и качественные прилагательные.
  4. Развивать умение сочинять сказку.
  5. Развивать умение верно употреблять существительное в предложном падеже: осьминог дружит с черепахой, морской звездой и т.д.
  6. Совершенствовать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением: черепаха – черепашка, осьминог – осьминожек и др.

Фетровый планшет «Подводный мир» состоит из двух частей, символизирующих дно и воду, а также предполагает наличие фетровых силуэтов морских обитателей.

Следует отметить, что помимо специфических задач все три планшета решают такие задачи, как:

  • развивать умение вести диалог
  • совершенствовать умение осуществлять количественный и порядковый счёт
  • совершенствовать умение выполнять тонко дифференцированные движения пальцев рук
  • совершенствовать умение правильно произносить поставленные логопедом звуки

- воспитывать доброжелательность во время общения.

Образовательно-игровое взаимодействие становится возможным при участии от 2 до 4 человек. Большее количество участников затруднит осуществление руководства за высказываниями воспитанников.

Таким образом, применение дидактического комплекта фетровых планшетов «Фетровая сказка» позволяет достичь следующих образовательных результатов:

  • воспитанники проявляют речевую активность
  • воспитанники могут выражать свои мысли и желания в процессе деятельности
  • воспитанники могут самостоятельно построить развёрнутое речевое высказывание
  • воспитанники верно употребляют фонетические, лексико-грамматические и предложно-синтаксические компоненты родного языка
  • проявляют доброжелательность во время общения со сверстниками и взрослым

Литература

1. Интернет-ресурсы:

  • http: //logoportal. ru/statya-16919/. html
  • https: //infourok. ru/didakticheskoe-posobie-chudesa-iz-fetra-prezentaciya-chudesa-iz-fetra-1645348. html

2. Сафонова О.В. Изучение речевой активности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи — http://www. dslib. net/korrekcion-pedagogika/aktivizacija-rechevogo-obwenija-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-s-obwim. html

3Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 г. Москва).

5. Эльконин Д.Б. Психология игры – М.: Владос, 1999г.,

Просмотров: 152
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Анна Борисовна Медведева. «Формирование приёмов, умственных операций старших дошкольников, умение обдумывать и планировать свои действия»
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Бирюк Ирина Александровна. Рекомендации родителям «Как в домашних условиях с помощью круп развивать мелкую моторику рук ребёнка»
  • Воронцова Нина Александровна. «Как развивать речь дошкольников в 3-4 года»
  • Галиуллин Сергей. Как развивать мягкие навыки в дошкольном возрасте? И надо ли?
  • Агеева Светлана Витальевна. Буклет «Как развивать речь ребёнка дома»
  • Баданина Елена Леонидовна. Как и зачем развивать социально – эмоциональный интеллект у ребенка?
  • Батищева Елена Ярославовна. КАК РАЗВИВАТЬ ВООБРАЖЕНИЕ У РЕБЁНКА. СОВЕТЫ ИЗ СТРАНЫ ФАНТАЗИИ.
  • Петухова Любовь Васильевна. Дидактическая игра «Математический планшет с крышечками» для детей старшего дошкольного возраста
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.
  • Волкова Г. Н.. Дидактическая игра для дошкольников «Математический планшет»
  • Милеева Наталья Михайловна. Использование ТРИЗ и РТВ для решения речевых задач в работе с детьми дошкольного возраста
  • Чабиева Ольга Николаевна. Педагогический проект: «Планшет саморегуляции»
  • Алекинова Ольга Владимировна. Формирование творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания учебно-дидактического материала
  • Онищенко Елена Васильевна. Становление общения со сверстниками у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
  • Сенокосова Наталья Николаевна. Развитие познавательно-речевой активности детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
  • Редактор. Букет из фетровых цветов 8 марта
  • Мазурчук Ляйсан Гаряйевна. Теория решения изобретательских задач, как средство развития умственных и творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Исмагзамова Елена Михайловна. Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста в процессе организации познавательно-исследовательской детской деятельности
  • Иванова Светлана Олеговна. План — конспект образовательной деятельности по развитию речи Тема: «Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок»
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Цаплина Ольга Витальевна. Изучение особенностей развития общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
  • Авдеева Елена Викторовна. Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей младшего дошкольного возраста»
  • Гаранина Елена Анатольевна. Методическая разработка «Модель образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» образовательной программы дошкольного образования»
  • Молчанова Ольга Ивановна. Консультация для воспитателей детей дошкольного возраста «Взаимодействие речевой и изобразительной деятельности дошкольников»
  • Полякова Ирина Павловна. Конспект совместной образовательной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста по О.О. «Речевое развитие» «Заучивание стихотворения А. Павловой Бабочка с использованием мнемотехники»
  • Илюшина Наталья Викторовна. Использование дидактического пособия «Карта открытий» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.
  • Носова Н.П, Карназеева Е.В.. Проект «Использование малых форм фольклора в самостоятельной художественно-речевой деятельности детей дошкольного возраста»
  • Панова Елена Николаевна Удалова Ольга Алексеевна. Активизация речевой деятельности детей дошкольного возраста с РАС на начальных этапах логопедической работы через организацию игрового взаимодействия.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь