Жижакина Наталья Витальевна. Картотека игр, способствующих развитию речи в раннем возрасте.

Картотека игр, способствующих развитию речи в раннем возрасте.

С мамой весело играя,
мы речь развиваем!

  • учитель- логопед Наталья Витальевна Жижакина

Детская игра не просто времяпрепровождение, но и большой труд, способ постижения мира. Через игру ребенок развивается физически, умственно и эмоционально, учится новому и приобретает свой первый жизненный опыт. Предлагаем Вам в помощь, уважаемые будущие мамы, подборку развивающих игр.

 

Скачать конспект

Первый год жизни.

0 — 1месяц (период новорождённости)

Первые игры, способствующие развитию органов чувств малыша – зрения, слуха, осязания., и установлению прочной эмоциональной связи с родителями.

«Ну-ка, оттолкнись!». Когда малыш лежит на пеленальном столике, подойдите к нему поближе, чтобы он оперся согнутыми ножками о ваш живот и смог оттолкнуться. Проделывайте такое упражнение почаще.

«Баю-баю, чмок». Покачивая малыша на ручках, спойте ему колыбельную песенку. А после каждого куплета целуйте то в щечку, то в носик, то в лобик.

«Хватай-ка!». Вложите свои указательные пальцы в ладошки малыша. Благодаря врожденному хватательному рефлексу кроха тут же сожмет кулачки и ухватится за пальцы. Если в это время ребенок лежит на спинке, чуть-чуть поднимите руки вверх, потянув малыша, и плавно опустите его обратно. Забава хорошо укрепляет его ручки и пальчики.

"Hенаглядненький"- наклоняясь к ребенку и удаляясь от него, тормошите и щекочите его, ласково приговаривая:

* Ой, мой маленький, — Ах ты, моя девочка
Ненаглядненький, Золотая белочка,
Мой хорошенький, Сладкая конфеточка,
Мой пригоженький. Сиреневая веточка!

Ой ты, мой сыночек
Пшеничный колосочек
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек

Ваше приветливое и ласковое выражение лица будет способствовать активизации всех компонентов "комплекса оживления".

1-3 месяца (младенчество)

«Кривлялки». Глядя на малыша, измените выражение лица: широко раскройте глаза, наморщите нос, надуйте щеки и шумно выдохните, вытяните губы. Сначала кроху это забавляет, а когда становится чуть старше, смеется и пытается гримасничать в ответ.

«Ветерок». Подуйте малышу на ручку и скажите: «Ветерок подул на ручку. Вот ручка!» Потом так же обыгрываем другие части тела.

«Яркие носочки». Наденьте на ручки маленького наблюдателя яркие носочки. Теперь рассматривать ручки станет еще интереснее. А в следующий раз наденем носочки другого цвета и с другим узором.

«Ку-ку». Прячьте лицо за ладошками, приговаривая, «ку-ку» Разнообразьте игру, закрывая лицо не ладонями, а пеленкой или ярким шарфиком.

«Хвать!». Чтобы стимулировать желание малыша захватывать предметы, чаще показывайте разные игрушки, двигайте ими. А когда кроха протянет ручку, вложите в нее игрушку. Малыш ее уронил – повторите снова.

«Где звенит?». Встаньте так, чтобы малыш вас не видел, и позвените в колокольчик. Пусть он попробует отыскать источник звука. Для игры всякий раз используйте разные звучащие предметы: погремушки, игрушки-пищалки, детские музыкальные инструменты, коробочки с наполнителями (крупы, фасоль) и т. п. Эта простая забава помогает развивать слух малыша.

3 месяца- 1 год (грудной возраст)

Любимые стихи. Когда малыш не спит, старайтесь все время с ним разговаривать – это полезно для развития речи крохи. Самое лучшее – это рассказывать ему стихи. Можно детские, а можно и взрослые, те, которые нравятся вам. Здесь важны ваши эмоции.

«Что мы видим?». Каждый день носите малыша на ручках и устраивайте ему экскурсию по квартире. Рассказывайте обо всем, что видите. И делайте это эмоционально: «Вот часики. Часики. Тик-так. Тик-так. А вот стиральная машина. Она стирает, гудит: у-у-у… Слышишь, как гудит? Цветочки, смотри, цветочки! Как они пахнут? Ах! Как пахнут!» Так кроха будет накапливать пассивный словарный запас и чуть позже запросто покажет, где часики, а где стиральная машина.

«Бибабо». Куклы-перчатки – прекрасные помощники в играх с малышами. Когда ребенок лежит в кроватке, наденьте куклу на руку, спрячьтесь за бортик и покажите ему куклу. Пусть она подвигает ручками, похлопает в ладоши, покачает головкой, покрутится из стороны в сторону, потанцует. Кукла может поздороваться с малышом, рассказать ему сказку, спеть песенку. Зовите эту игрушку на помощь, чтобы успокоить и отвлечь плачущего ребенка.

«Музыкальный носочек». Пришейте к детскому носочку маленькую погремушку и наденьте малышу на ножку. Двигая ножкой, кроха будет слышать звон и постепенно догадается, откуда он идет. Он станет увлеченно дергать ножкой и пытаться дотянуться до погремушки рукой. В следующий раз наденьте музыкальный носочек на другую ножку. А если надеть его на ручку?

«Поем вместе». Малыш уже активно «разговаривает»? Замечательно! Попробуйте выразительно повторять все его звуки. Малыш «агу» – и мама «агу», кроха запел песенку «а-а-а» – и мама подпевает.

«Свет мой, зеркальце…». Поднесите ребенка к большому зеркалу, покажите на его отражение: «Вот Мишенька!» Затем покажите, где у него в зеркале носик, глазки, щечки, ножки, ручки. Возьмите пальчик малыша и дотрагивайтесь до зеркала: «Вот Миша! Вот мама! Вот у Миши носик. Вот у мамы носик…»

«Мягкое, колючее…». Для развития тактильной чувствительности пусть малыш дотрагивается ручкой до предметов с разной фактурой поверхности и различной температурой. Обязательно все комментируйте, называйте свойства предметов. Провели ручкой крохи по шелковому покрывалу: «Вот как гладко!» Потрогали мех: «Мягенький!» Приложили ладошку к щетке: «Жесткая, колючая!» Дотронулись до кусочка льда из холодильника: «Ай! Холодный!»

«Качели». Сядьте на диван, уложите малыша животиком на свою голень, придерживая его за спинку и плечи. Немного покачайте кроху на ноге, двигая ею вверх-вниз.

«Прятки в манке», «Рисование манкой». Насыпьте в поднос манку, спрячьте в нем несколько мелких игрушек (например, кошечку и птичку). Прятать игрушки следует на глазах у малыша. Спросите кроху: «А где киса?». Пусть запускает пальчики в манку и начинает поиски, под наблюдением мамы.

Второй год жизни.

На первом плане предметные игры.

Сенсорные игры

  • с водой: вылавливание и перекладывание ситом (позже сачком, поварёшкой) из воды плавающие или тонущие предметы: пробки, шарики, камешки, бумажные шарики, резиновые игрушки); переливание в различные ёмкости и др.;
  • с тестом: месим, лепим, раскрашиваем крупными акварельными кисточками;
  • с подручным материалом:
  • Аппликации крупами, фасолью, макаронами
  • Раскладывайте небольшие предметы по ячейкам (для игры хорошо подойдет форма для льда или палитра. В их ячейки можно складывать небольшие камушки, пуговки или любую другую мелочевку, желательно, однородную, т.е. только пуговицы или только камушки. С детьми чуть постарше в форме для льда или коробках из-под конфет ряды из камушков можно выкладывать по цветам
  • Чистить вареное яичко
  • Отрывать приклеенные на кубик кусочки скотча
  • Разворачивать предметы, завернутые в фольгу
  • Проталкивать монеты в копилку
  • Выбирать из крупы небольшие предметы
  • Осваивайте орудийные действия (с молоточком, забивая шарики в дырочки, насыпать песок совочком в ведро, учиться самостоятельно кушать ложкой)
  • Осваивать откручивающиеся крышки и различные застежки: молнии, липучки и т.п. (в этом возрасте весьма уместны развивающие сенсорные коврики, которые при желании можно сделать самостоятельно).
  • Катайте машинку по импровизированным дорогам, горкам, с грузом и без. Научите малыша нагружать в машину-грузовик кубики и отвозить их по месту назначения.

Моторные игры

  • пальчиковая гимнастика, жестовые игры:
  • Пальчиковые игры, сопровождающиеся веселыми стишками или песенками
  • Сминайте, рвите, бросайте бумагу, фольгу или вату
  • Игры с мелкими предметами: с бусинами, шнурками, замочками и т.п.

массаж пальчиков, рисование; лепка);

  • Играйте с самыми простыми рамками- вкладышами
  • Колпачки и пирамидки различные по форме, цвету, размеру
  • Разнообразные игрушки-сортёры
  • «танцуем и поём» (логоритмика для самых маленьких);
  • игры-забавы с родителями: игра в «Лошадку”, “Самолет”, “Догонялки”, «В прятки» и др.

Может показаться, что малышу все эти умения осваивать еще слишком рано, и ребенок, умеющий откручивать крышки на бутылках и расстегивать замки на сумках, доставит больше хлопот, чем радости. Но здесь Вы, как обычно, должны сделать выбор из двух вариантов: либо запретить ребенку множество интересных занятий, ограничивая тем самым его развитие, либо показывать и объяснять ребенку все, что его заинтересует, но при этом заранее убрать наиболее опасные предметы из его зоны доступа.

Третий год жизни.

К двум годам ваш ребенок уже стал вполне самостоятельным человечком. Может и пирамидку собрать, и башню из кубиков построить, и ложки до стола донести перед обедом. Даже пытается самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, орудовать расческой и зубной щеткой. Малыш с удовольствием наблюдает за вами и с энтузиазмом вам подражает, в том числе, и взрослой речи. Поэтому родителям двухлеток стоит приложить усилия сразу в нескольких направлениях развития речи детей и лучше это делать через игру. На этом этапе важно проговаривать все действия, совершаемые с ребёнком.

Направления развития речи ребенка

третьего года жизни:

  • Игры на расширение пассивного словаря нужны для того, чтобы ребенок мог лучше понимать вас, книги, которые вы ему читаете, и окружающий мир в целом ( «Загадки». «Найди одинаковое»);
  • В активный словарь будут добавляться слова, с помощью которых малыш сам будет с вами общаться ( «Рифмы», Кто где живет», «Собираемся гулять» 0.
  • Игры, связанные с грамматикой, дадут возможность потренироваться в правильном употреблении предлогов и окончаний ( «Где карандаш?», «Отвечаем на вопросы»)
  • Слуховое внимание и фонематический слух помогут ребенку научиться по звуку узнавать предмет (например, различать звуки, которые издают разные музыкальные инструменты, животные и т.п.) и понимать смысл слов, которые очень похожи по звучанию (пила-юла, стол-стул, лес-лис): ( «Три медведя», «Далеко – близко», «Громко-тихо-шёпотом», «Находилки»);
  • Правильное речевое дыхание делает нашу речь плавной, помогает регулировать громкость голоса. А потому игры для развития речи в 2 года подразумевают и дыхательные упражнения (Кто дальше», «Буря», «Ветерок» и др.);
  • Игры на развитие мелкой моторики заставляют лучше работать отделы мозга, отвечающие за речь ( «Бусы», «Дорисуй», игры с пластилином);
  • Хорошо развитая артикуляционная моторика даст возможность ребенку правильно выговаривать уже известные звуки и скорее усвоить те, что еще не удаются (артикуляционные сказки для малышей).

В этом возрасте дети хорошо осваивают сюжетно-ролевые игры. Наблюдая за родителями и окружающими их людьми, они охотно подражают ситуациям из взрослой жизни. Играйте со своими малышами, уважаемые родители! Всю любовь и терпение, заложенные при помощи игры, детки непременно вернут Вам, когда подрастут. Это далеко не все игры, которые подходят для развития детей от 0 до 3-х лет. Однако если вы будете использовать хотя бы их, непременно заметите положительный результат. Ваш малыш легко освоит родную речь, а вместе вы получите еще больше радости от процесса общения.

Просмотров: 209
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Ирина Синкевич. Игры, стимулирующие развитие речи малыша
  • Голюдова Ирина Стасисовна Афонина Юлия Сергеевна. Родительское собрание в форме игры «Что, где, когда?»
  • Редактор. Вот несколько игр, которые можно организовать с детьми.
  • Онучина Любовь Галимзяновна. Сценарий интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме «Безопасность на дорогах»
  • Пелихова Анна Николаевна. Конспект сценария интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» по теме: «Россия – Родина моя»
  • Полякова Марина Владимировна. Конспект игры-занятия по экологии в старшей группе «Что? Где? Когда?»
  • Чернова Натела Арамайсовна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ К ТЕМЕ «СЛОВА-ПРЕДМЕТЫ» ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ «Найди лишнее слово»
  • Павлова Наталья Сергеевна Колбина Ирина Ивановна Биткулова Светлана Ивановна. Методическая разработка конспекта интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Кувшинова Е.Ю. Сидоренко Т. В.. «Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
  • Леонова Наталья Юрьевна. Игры для развития слухового внимания детей 4-5 лет «Фонематический слух – основа правильной речи»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Камалова Екатерина Георгиевна. Беседа ко Дню Матери с элементами игры «Вот какая мама — золотая прямо»
  • Ирина Синкевич. Игры для развития речи 'Вместе с Мамой'
  • Фоминых Елена Николаевна. Час педагогической компетентности с элементами деловой игры 'В преддверии тотального диктанта, или русский язык – это интересно!'
  • Главный Редактор. Чем могут быть полезны компьютерные игры для малышей? Выбираем игры для детей до 5 лет
  • Сошкина Анна. Родительское собрание в форме деловой игры 'Конфликт и способы его решения'
  • Даутова Венера Хамбаловна. Игры для развития речи ребенка раннего возраста
  • Ирина Синкевич. Игры для развития речи 'Растем вместе' часть 2
  • Безукладова Екатерина Геннадьевна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста.
  • Поморцева Ольга Александровна. Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников.
  • Фещенко Светлана Владимировна Хохрина Татьяна Валентиновна. Мастер-класс для родителей «Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи, через народные игрушки и игры»
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Артемьева Наталья Александровна. Конспект открытого занятия. Аппликации в средней инклюзивной группе (с использованием ватных дисков). «Вот так подарок для мамы мы сделали сами своими руками!»
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Скитневская Любовь Юрьевна. Песочная терапия или игры с песком для детей дошкольного возраста.
  • Кузяшина Светлана Петровна. Развитие мелкой моторики малыша (идеи для игр с фрутокрышками)
  • Карташова Елена Анатольевна. Десять ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь