Илюшина Наталья Викторовна. Использование дидактического пособия «Карта открытий» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Использование дидактического пособия «Карта открытий» в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Илюшина Наталья Викторовна Воспитатель I квалификационной категории МБДОУ детский сад комбинированного вида № 105 г. Ангарск

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29. 12. 2012) и ФГОС дошкольного образования (Приказ Минобрнауки 31155 от 17. 10 2013) период дошкольного детства в системе отечественного образования фактически приобретает статус первого уровня общего образования. На этом фоне основная миссия Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования состоит в решении давно назревшей проблемы: обеспечения качества данного уровня образования при сохранении самоценности дошкольного детства, как одного из важнейших этапов в жизни человека.

 

В современных условиях, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Начальным звеном непрерывного экологического образования является дошкольное воспитания.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Совместная деятельность детей и педагога — важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

В экологическом воспитании детей совместная деятельность выполняет совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, расширены, углублены, объединены, систематизированы.

Совместная деятельность педагога и воспитанников — это творческое дело воспитателя, её можно организовать по-разному, интересно. Она эффективно и всесторонне развивают личность ребенка, а сочетание различных видов деятельности способствует более легкому и быстрому формированию отношения к содержанию

Для развития экологических основ воспитанников и их самостоятельности, для ознакомления детей с природой и особенностями озера Байкал в соответствии с образовательным проектом дошкольного учреждения «Мир открытий» нами была разработано дидактическое пособие «Карта открытий».

Дидактическое пособие «Карта открытий» используется с детьми старшего дошкольного возраста.

Методологическую основу составили теоретические позиции О.Е. Смирновой, которая считает «Самостоятельность – это способность постоянно вырываться за пределы своих возможностей, ставить перед собой новые задачи, и находить их решение»

По определению В. А. Ясвина, экологическое воспитание — это «специальный, целенаправленный, организованный, систематичный, последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных качеств, который обеспечивает становление и развитие у личности ответственного отношения к природе как к универсальной ценности»

Целью разработки пособия «Карта открытий» является возможность самостоятельного выбора ребенком материалов из развивающей предметно – пространственной среды в соответствии со своими интересами и потребностями.

Карта открытий запускается в работу одновременно с оформлением развивающей предметно – пространственной среды группы по ознакомлению воспитанников с озером Байкал, развитию экологических основ дошкольников.

Пакет дидактических материалов к карте состоит из девяти папок по видам деятельности. Получив «Карту открытий воспитанник выбирает привлекательные для себя виды деятельности (из разных образовательных областей), которыми он будет заниматься.

В первой строке карты, в цветовом поле, располагаются картинки, обозначающие девять видов детской деятельности. (игровая деятельность – желтый, коммуникативная деятельность – синий, познавательно – исследовательская красный, ознакомление с художественной литературой и фольклором – коричневый, трудовая деятельность – фиолетовый, конструирование – зеленый, изобразительная деятельность — голубой, музыкальная деятельность – темно красный, двигательная деятельность – темно синий) Под каждый вид деятельности столбиком располагаются игровые задания (приложение 1)

Ребенок реализует задуманное, а мною, в таблице, фиксируется то, что он выполнил (приложение 2)

Роль воспитателя при этом заключается в оказании помощи в выполнении некоторых заданий, постоянном пополнении материалов для видов деятельности, прочтение детям инструкций к игровым заданиям.

  • Алгоритм работы по «Карте открытий» заключается в следующем:
  • Создание разнообразной игровой среды;
  • Вводная беседа с детьми с целью погружения в тему, мотивация на самостоятельное изучение, использование предложенного дидактического материала;
  • Руководство самостоятельной деятельностью детей, поддержка детской инициативы;
  • Проведение обобщающих мероприятий с детьми. Рефлексия;
  • Анализ индивидуальных карт открытий, который позволяет увидеть направленность интересов детей.

В конце недели проводится итоговое мероприятие с целью обобщения знаний и формулировки открытий.

Используя диагностику Р.М. Геворкян, определяем уровень развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста

Критерии развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста:

  • Организация деятельности и поступков без посторонней помощи;
  • Выполнение решений без напоминания;
  • Умение отстаивать свое мнение, без проявления упрямства;
  • Умение самому себе найти занятие и организовать свою деятельность;
  • Способность к проявлению инициативы в решении возникающих задач.

По результатам отмечается положительная динамика, которая отражена в таблице (приложение 3)

Таким образом, дидактическое пособие «Карта открытий» соответствует принципам дошкольного образования:

  • Поддержка детской инициативы;
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных идах деятельности;
  • Сотрудничество с семьей.

Рекомендуется к использованию педагогами, заинтересованными в развитии самостоятельности детей и создании условий для ее формирования.

Нами разработано дидактическое пособие «Карта открытий» по теме: «Байкал – жемчужина Сибири» (приложение 4)

Основной целью данного пособия является: обеспечение для воспитанников условий полноценного проживания уникального, самоценного периода дошкольного детства и создание обстановки познавательного событийного взаимодействия педагога с детьми, их родителями, направленного на развитие личностного потенциала каждого субъекта образовательной среды.

Дидактическое пособие «Карта открытий» по теме: «Байкал – жемчужина Сибири» включает дидактический материал:

Коммуникативная деятельность – дидактические игры: «Подбери такую же рыбку», «Кто, где живет?», «Рассели обитателей озера», «Этажи Байкала».

Конструирование – из природного материала «Рыбки озера Байкал», из бумаги «Голомянка»,

Изобразительная деятельность – лепка: «Нерпа», рисование: раскраски «Нерпа с нерпенком», «Рыбки».

Познавательно-исследовательская деятельность – мини энциклопедия «Путешествие по озеру Байкал», презентация «Озеро Байкал».

Двигательная деятельность – физ. минутки о воде, картотека подвижных игр на выбор детей.

Ознакомление с художественной литературой и фольклором – М. Сергеев «Море синее Байкал». В. Стародумов «Сказки озера Байкал», С. Бунтовская «Экологически чистые сказки с озера Байкал»

Трудовая деятельность – «Экологический десант»

приложение 1

Дидактическое пособие «Карта открытий»

Игровая Коммуникативная Познавательно-исследов. Худ. лит. и фольклор Трудовая Конструирование Изобразительная Музыкальная Двигательная

приложение 2

таблица: «Анализ выполнения выбора детей»

Имя ребенка Выбор деятельности Выполнение выбора деятельности Примечание

Катя П.

Выбрала четыре вида деятельности. Все выполнила самостоятельно

приложение 3

Уровни развития самостоятельности

Группа Учебный

год Уровни развития

Высокий Средний Низкий

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года

Старшая 2016-2017 23% 34% 375 40% 40% 26%

Подготовительная 2017-2018 36% 51% 41% 455 29% 4%

приложение 4

Дидактическое пособие «Карта открытий» по теме:

«Байкал — жемчужина Сибири»

Игровая Коммуникативная Познавательно-исследов. Худ. лит. и фольклор Трудовая Конструирование Изобразительная Музыкальная Двигательная

Просмотров: 236
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Кожнева Тамара Петровна. Познавательно - исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста
  • Хилова Светлана Валерьевна. Создание условий в развивающей предметно-пространственной среде для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста
  • Пенкина Ирина Леонидовна. Презентация по теме: 'Познавательно-игровая деятельность как средство формирования способности к восприятию иностранного языка у детей дошкольного возраста'
  • Наталья Зорина. Тема проектирования: Создание и использование предметно – развивающей среды и игровой деятельности для формирования гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
  • Говердовская Наталья Владимировна. Мягкая развивающая книга как дидактическое пособие для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста
  • Баринова Наталья Сергеевна. Дидактическое пособие для детей старшего дошкольного возраста по теме «СПОРТ ЛЮБИТЬ – ЗДОРОВЫМ БЫТЬ»
  • Лисман Надежда Александровна. Проектная деятельность как эффективное средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
  • Плехова Яна Александровна. Дидактическое пособие для развития социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста «Петрушка»
  • Замятина Валентина Васильевна. Консультация для родителей «Трудовая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»
  • Соболева Юлия Николаевна. Организация предметно-пространственной развивающей среды, как условие развития интереса детей дошкольного возраста к театрализованной деятельности.
  • Смирнова Марина Николаевна. Статья «Игровая самостоятельная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Развитие и поддержка детской творческой активности»
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Дергунова Виктория Александровна. Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Кочина Елена. Дидактическое пособие по развитию речи 'Солнышко' для детей старшего дошкольного возраста.
  • Турчанова Наталья Михайловна. «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
  • Лариса Кирьякова. РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Кудрина Светлана Юрьевна. Досугая деятельность как средство развития творческого потенциала детей дошкольного возраста
  • Власенко Елена Васильевна. Совместная деятельность воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста «Подарок для мамы».
  • Стриканова Людмила Валерьевна. Фрагмент совместной деятельности воспитателя и детей по развитию игровой деятельности в младшей группе «Игровая деятельность младших дошкольников как средство их речевого развития»
  • Куликова Елена Анатольевна. Модель образовательной деятельности «Поддержка инициативы детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности»
  • Ибрагимова Наталья Николаевна. Интегрированная совместная образовательная деятельность педагога и детей старшего дошкольного возраста «Безопасность на улице»
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Орлова Анна Вячеславовна. Проект для детей средней группы «Приключения фиксиков в лаборатории необыкновенных открытий»
  • В. Н. Мотлахова А. В. Литвинова С. С. Антипова. ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Зиновьева Наталья Геннадьевна. Театрализованная деятельность как средство развития произвольной памяти у детей 6 года жизни
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Ширай Татьяна. Организованная совместная изобразительная деятельность «Спорт в любую погоду» для детей старшего возраста
  • Любовь Сологуб. 'Радуга открытий' (сценарий открытия студии раннего развития)
  • Андреенко Татьяна Александровна. ДОРОЖНАЯ КАРТА по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь