Данилова Е.Ю. Кондрашова О.Ю.. Проект экологической тропы: «Научная станция «Почемучкино» (метеостанция)

Проект экологической тропы: «Научная станция «Почемучкино» (метеостанция)

Составили воспитатели

  • Данилова Е.Ю.
  • Кондрашова О.Ю.

Цель создания метеостанции в детском саду:

Создание развивающей среды для познавательной и исследовательской деятельности дошкольников, формирование элементарных представлений о погоде и её значении в жизни человека.

Задачи:

  • Формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира;
  • Познакомить детей с приборами – помощниками: термометр, барометр, флюгер, осадкомер, снегомер, ветровой рукав, солнечные часы, ловец облаков;
  • Обучать детей снятию показаний с приборов.

Местонахождение: прогулочный участок группы «Почемучки» на территории МБДОУ детского сада №1 Колпинского района, Санкт – Петербурга.

 

Скачать конспект

Назначение:

  • учить детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз, делать выводы, используя для этого специальные приборы;
  • воспитывать осознанно правильное отношение к природе.

Краткое описание границ маршрута: маршрут начинается у входа на территорию прогулочной площадки группы «Почемучки» и следует по левой стороне по указателям – табличкам, заканчивается маршрут после указателя «Флюгер».

Расстояние между указателями объектов составляет 1-1, 5 метра.

Описание экскурсионных объектов на маршруте:

Метеорологическая будка – служит для защиты приборов от осадков, сильного ветра и солнечной радиации.

Метеорологическая будка сконструирована таким образом, чтобы термометры и другие приборы находились в приземном слое воздуха. Дверца будки всегда обращена на север. Она выкрашена в светлый цвет и имеет специальные жалюзи.

Термометр – служит для определения температуры воздуха.

Он состоит из шкалы и стеклянной трубки с окрашенной жидкостью. На шкале есть деления. Каждое деление обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и градусами холода. Отсчет температуры ведут от 00. Вверх от 0 отсчитывают градусы тепла, вниз – градусы холода. Конец столбика подкрашенной жидкости показывает число градусов. Температуру записывают с помощью условных знаков. Например, пять градусов тепла записывают так: «+50», а пять градусов холода так: «— 50».

Термометр позволяет определять температуру окружающего воздуха и изучать такие понятия как «холодно», «тепло», «жарко» и т. д.

Один термометр расположен в метеобудке, чтобы он был защищён от солнечных лучей. Второй такой же укреплен на крыше метеобудки под прямыми солнечными лучами. Таким образом, мы узнаём температуру воздуха на солнце и в тени.

Барометр – отмечает перемены, происходящие в воздухе.

Напоминает будильник. Только вместо часовой и минутной стрелок и цифр от единицы и до двенадцати, у него одна малоподвижная стрелка, которая обычно указывает на число «754». Вторая стрелка – контрольная. Ею отмечают, куда передвинулась первая стрелка. Над числом «754» написано: «Переменно», слева от этого слова стоит «Дождь», а еще левее «Буря». Справа есть слова «Ясно» и «Сушь». Когда стрелка стоит на «Переменно», обычно не бывает плохой погоды. В небе плывут облака, светит солнце, и только в редких случаях выпадает кратковременный дождь. Если от «Переменно» стрелка движется вправо, мы обычно не ждем плохой погоды. Зато когда стрелка упорно идет влево – запасайся плащом или зонтиком. Воздух насытился водяными парами, надо ждать осадков: летом – дождя, а зимой – снега.

Барометр не предсказывает погоды – он отмечает перемены, происходящие в воздухе.

Гигрометр – прибор для определения влажности воздуха, он расположен внутри метеорологической будки.

Гигрометром может служить подвешенная к будке сосновая шишка. Если воздух сухой – она раскрывается, если влажный – закрывается.

Магнитно –меловая доска – нужное и удобное приспособление для того чтобы упростить работу воспитателю и облегчить восприятие новой информации для дошкольников. На стенде можно вести записи и рисовать. При помощи магнитов удобно размещать демонстрационные материалы по теме занятия.

Примеры:

  • рисовать и изучать условные обозначения осадков, тумана, изморози и т.д.;
  • показать вектором динамику температуры воздуха: стрелка вверх — жарче, чем вчера, стрелка вниз — холоднее;
  • прикрепить плакат с изображением всех времен года, чтобы дети определили по картинке, какая сейчас пора (нашли в окружающей их природе сходство с одной из картинок).

Пользуясь стендом, педагогу проще управлять вниманием группы.

Атмосферные осадки.

Наблюдения за атмосферными осадками состоят из определения вида осадков, их интенсивности, времени выпадения и измерений количества выпавших осадков. Количество осадков измеряется высотой (в миллиметрах) слоя воды, образовавшегося на горизонтальной поверхности от выпавшего дождя, мороси, обильных рос, тумана, растаявшего снега при отсутствии стока, просачивания. Количество осадков измеряется при помощи осадкомера или дождемера.

Осадкомер – служит для сбора и измерения количества выпавших атмосферных осадков.

Осадкомер состоит из ведра, крышки – защиты и измерительного стакана. Ведро осадкомера имеет форму цилиндра. Внутри ведра впаяна диафрагма, имеющая форму усеченного конуса, с отверстием для стока. Для уменьшения испарения осадков из ведра в теплое время года отверстие диафрагмы закрывается пробкой – воронкой. В зимний период пробка – воронка вынимается. С внешней стороны к ведру припаян носок для слива собранных осадков. Носок закрывается колпачком. Измерительный стакан служит для измерения количества осадков, попавших в ведро осадкомера, имеет деления. Цена деления равна 2 см3 (100 делений: одно деление стакана соответствует слою воды в ведре высотой 0,1 мм). Осадкомер установлен на деревянном столбе высотой 1,6 см так, чтобы приемная поверхность находилась на высоте 2,0 м от земли и была строго горизонтальна. Диаметр столба должен быть равен 16 — 17 см. При измерении количества твердых осадков (снег) снятое ведро на некоторое время оставляют в теплом помещении, чтобы дать осадкам растаять.

Зачем осадкомер зимой?

Зима редко приходит и уходит строго по календарю. Зависит от региона. В любом случае, при правильном размещении метеоплощадки, осадкомер показывает точный уровень дождя, снега, града. Также показания этого прибора дополняют детские знания о видах осадков понятием, об их интенсивности.

Снегомер – прибор для измерения высоты и массы вырезаемого столбика пробы снега.

Для ежедневных наблюдений высоты снежного покрова применяется снегомерная рейка. Рейка изготовлена из гладкого прямого бруска, сухого дерева длиной 180 см. шириной 6 и толщиной 2 см. Окрашена (белой) масляной краской и на лицевой стороне имеет шкалу в сантиметрах.

Наблюдения за снежным покровом состоят из измерения его высоты. Характер залегания снежного покрова определяется по признакам:

  • Равномерный (без сугробов).
  • Умеренно неравномерный (небольшие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами.
  • Очень неравномерный (большие сугробы) без оголенных мест или с оголенными местами.
  • С проталинами.
  • Лежит только местами.

Что делать с линейкой для измерения снежного покрова летом?

В нашем городе летом снега нет, это не повод забыть об этой линейке. Есть, как минимум два способа использовать метеорологический измерительный прибор с пользой.

Уличный ростомер сэкономит время воспитателю и покажет, как быстро растут дошколята. Кто сказал, что измерять рост можно только у стены или в кабинете медсестры? На прогулке это даже веселее. Положите рядом тонкий коврик, чтобы дети становились на него босыми ногами. Так не придется делать поправку на высоту подошвы или каблучка.

Измеритель высоты газона. Наблюдайте вместе с малышами, за ростом травы на площадке. Обратите внимание детей, что после дождя рост ускоряется, а в засушливые периоды замедляется.

Наблюдение за ветром.

Ветер представляет собой движение воздуха относительно поверхности земли и характеризуется двумя основными величинами: направлением и скоростью. Скорость и направление ветра отличаются большой неустойчивостью, меняясь иногда в широких пределах в течение короткого промежутка времени. За направление ветра принимается то направление, откуда дует ветер. Наблюдение за ветром проводятся с помощью флюгера и ветряного рукава.

Ветряной рукав – это метеорологический прибор для определения силы ветра.

Длина рукава 70 см и устанавливается на вращающейся опорной оси.

Как определить силу ветра?

Штиль – листья на деревьях неподвижны, рукав не устанавливается по ветру. Тихий ветер – колышутся отдельные листья, колеблется рукав. Легкий ветер – слегка колеблется рукав, листья временами шелестят. Слабый ветер – листья и тонкие ветки деревьев постоянно колышутся, ветер развевает рукав. Умеренный ветер – ветер приводит в движение тонкие ветки деревьев, вытягивается рукав. Свежий ветер – качаются ветви и тонкие стволы деревьев. Вытягивается рукав. Сильный ветер – качаются толстые сучья деревьев, слышится шум деревьев.

Флюгер – позволяет наглядно показывать направление ветра по размещенному неподвижно у его основания указателю сторон света.

Флюгер состоит из неподвижного вертикального стержня и подвижной части – флюгарки, которая вращается на стержне и устанавливается по ветру так, что положение стрелки показывает то направление, откуда дует ветер. Флюгарка состоит из лопасти и стрелки, укрепленных на трубке. На нижней части стержня находятся штифты для ориентировки направлений по сторонам света. К штифтам прикреплены буквы (С-Ю-З-В), для лучшей ориентировки детям. Ориентировка флюгера по сторонам света выполнена с помощью компаса.

Кормушка для птиц – необходимый элемент для наблюдения за пернатыми, для подкормки птиц.

Делают кормушку или кормовой столик из подручных материалов, например, картонных коробок, пластиковых бутылок и т.д. Главное, что стенки и углы кормушки не должны быть острыми, колющими, кормовой столик должен иметь бортики со всех сторон, чтобы корм не рассыпался и не сдувался ветром. Кормушку необходимо наполнять ежедневно, каждое утро, в одно и тоже время, а еще лучше — 2-3 раза в день.

Ловец облаков – прибор, который помогает определить тип облаков по внешним признакам (кучевые, перестые, слоистые, дождевые).

Прибор выполнен из деревянной рамки, прикрепленной к металлическому стержню. К рамке приклеиваются картинки с образцами облаков. Прибор вкапывают в землю на вращающейся опорной оси, так что бы он

поворачивался на 360 градусов.

Ребенку дается задание найти похожее облако и сопоставить с картинкой.

Солнечные часы – прибор для определения времени по изменению длины тени от гномона и её движение по циферблату.

Солнечные часы состоят из стрелки –указателя, (эта стрелка называется гномон) и циферблата солнечных часов. Время по солнечным часам определяют по тени, отбрасываемой гномоном на циферблат. Циферблат солнечных часов делится на 24 часа, а не на 12 часов, как в обычных механических часах. Солнечные часы работают в самый разгар лета только в ясную или малооблачную погоду в светлое время суток.

Солнечные часы просты в использовании. Дети, которые знают цифры и умеют считать до 12, определяют по часам время.

Можно понаблюдать за работой таких часов в начале прогулки, середине. И перед уходом снова подойти к часам и посмотрите, где будет «стрелка» т. е. тень от палочки.

Главное, что нужно увидеть, что «тень – стрелка» передвигается по кругу. На следующий день повторите наблюдения – несколько раз подойдите и посмотрите на «стрелку-тень» от палочки.

Понаблюдайте за солнечными часами и сделайте ещё один вывод – тень от палочки будет разная по длине в разное время суток (утром, днём, вечером).

На протяжении всего солнечного дня тень от гномона поворачивается за Солнцем по кругу часов. Каждый раз, выходя на прогулку, дети будут замечать этот удивительный факт, напоминающий о беспрерывном движении нашей планеты.

Солнечные часы: что делать, если солнца нет?

Вариантов несколько. Можно посвятить занятие теме «Стороны света». Солнечные часы имеют обозначения: «Север», «Юг», «Запад» и «Восток». Часы монтируют так, что условные обозначения показывают действительные направления.

Можно поговорить о движении планет. Возьмите фонарик, это будет Солнце. Столешница часов — Земля. Покажите ребятам, как солнце освещает нашу планету в движении, и как при этом меняется и движется тень от предметов.

В пасмурную погоду предложите детям самим разгадать, почему сегодня на солнечных часах нет тени. И зачем вообще люди придумали часы. Конечно, после сбора версий и предположений воспитателю следует рассказать, как было на самом деле.

Уютный уголок на метеоплощадке с удобной лавочкой и столиком для экспериментирования, рисования, записей в дневнике наблюдений и отдыха.

Режим пользования: круглогодично.

Виды и характер пользования:

во все областях образовательной деятельности: познавательное развитие, социально – коммуникативное, речевое развитие, художественно – эстетическое, физическое развитие (оздоровительное).

Правила поведения на маршруте:

  1. Находясь на тропе, не нарушайте правила поведения в природе.
  2. Следуйте по тропе согласно схеме маршрута в соответствии с планом занятий педагога.
  3. На метеостанции соблюдайте правила пользования установленных приборов.
  4. Во время проведения наблюдений за природными явлениями не рвите цветы, не ломайте ветки деревьев и кустарников, не нарушайте среду обитания насекомых, птиц.
  5. На тропе нельзя шуметь, баловаться отвлекаться и отвлекать товарищей от запланированных педагогом мероприятий.
  6. На тропе обязательно соблюдайте чистоту!
  7. На метеостанции разрешается наблюдать, рассматривать, изучать, размышлять, экспериментировать.

Правила ухода за метеостанцией:

Метеоплощадку следует содержать в чистоте и тщательно

очищать от всякого мусора. На приборах и оборудовании не должно быть пыли, паутины, грязи.

В местах, где травяной покров сильно разрастается, на метеоплощадке следует скашивать или подстригать траву, не допускается ее разрастания выше 20 см.

В зимнее время нельзя разрушать естественного состояния снежного покрова на площадке.

С крыши и со стенок будки, а также с планки осадкомера снег необходимо удалять до наблюдений, во время предварительного обхода площадки.

Маршрут разработан: 27 октября 2020года.

Воспитатели: Данилова Е.Ю.

Кондрашова О.Ю.

Картосхема маршрута метеостанции

Условные обозначения:

  1. Солнечные часы.
  2. Осадкомер.
  3. Ловец облаков.
  4. Магнитно-меловой стенд.
  5. Метеобудка (термометр+ барометр).
  6. Снегомер.
  7. Кормушка для птиц.
  8. Ветровой рукав.
  9. Флюгер.
  10. Столик для экспериментов и заполнения дневника наблюдений.
Просмотров: 481
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Чичкова Алина Владимировна. Конспект занятие «Часы и время»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Воронова Ольга Юрьевна. Конспект НОД по математике в подготовительной группе «Часы и время»
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Царева Наталия Александровна. Памятка для родителей «Правила поведения во время утренника»
  • Ешенко Наталья Викторовна. Консультация для родителей на тему: «Как провести на улице время с пользой»
  • Елена Руденко (п. Стрелка). Комплекс бесед для детей старшего дошкольного возраста «Вежливость»
  • Казарина Любовь Анатольевна. Непосредственно-образовательная деятельность с детьми средней группы — Заучивание «Ветер-ветер» А.С. Пушкина
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Валишина З.Г.. Занятие по экологическому воспитанию в подготовительной группе. Тема: «Ветер, ветер, ты могуч».
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Азарова Наталья Александровна. Исследовательская работа «Почему так говорят «Ваше время истекло»
  • Кобзева Марина Александровна. Советы для родителей «Делать или не делать?»
  • Шамонин Виктор Захарович. Ты не плачь, уставший ветер - стихи для детей
  • Таранова Светлана Юрьевна. Досуг для детей «Ветер по морю гуляет»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Земцова А.А., Шабанова Л.И.. Информационно-творческий проект «Рыбы. Что нужно им для жизни» для старшей группы
  • Смирнова Ирина Дмитриевна. Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Дорожные часы» для детей подготовительной группы
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Хатыпова Лилия Рафаилевна. Конспект проведения прогулки для детей первой младшей группы. «Наблюдение за состоянием погоды».
  • Шагина Наталья Владимировна. Консультация для родителей «Лепка в свободное от занятий время в детском саду и в семье»
  • Шамонин Виктор Захарович. Ты не пой мне, весёлый ветер - стихи для родителей
  • Белоусова Наталия Владимировна. Коррекционные часы (тематические) для детей младшего дошкольного возраста (разработки занятий)
  • Редактор. Стихи для родителей - Не жалейте время на детей
  • Демкова Ольга Васильевна. Конспект по исследовательско-экспериментальной деятельности «Незнайка и Солнечные зайчики» для детей среднего дошкольного возраста
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь