Гарькуша Светлана Рашитовна. «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

«Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Опыт работы Муниципальной творческой группы ЗАТО Александровск

В настоящее время значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Для того, чтобы ребенок в школе хорошо разбирался в сложнейших экономических понятиях, начинать работать в этом направлении нужно с дошкольного возраста.

Актуальность воспитания экономической культуры детей обусловлена тем, что сегодняшним дошкольникам, предстоит жить в динамично меняющемся социуме и важно не упустить тот огромный потенциал в развитии, когда дети приобретают первый опыт экономических отношений.

 

Исходя из актуальности этого вопроса, в ЗАТО Александровск было решено создать творческую группу педагогов ДОО. Участниками творческого объединения стали воспитатели, заинтересовавшиеся этой темой.

Почти все участники прошли курсы повышения квалификации, кто ещё не прошёл – планирует это сделать в ближайшее время.

Реализуя план работы МТГ на данном этапе ставили задачи, представленные на слайде.

Содержание работы творческой группы включило в себя: разработку методического портфеля по повышению финансовой грамотности воспитанников, методических материалов по созданию мини-музеев и муниципальной квест-игры «Секреты экономики».

В ДС №1 «Сказка» г. Полярный реализован проект «Экономика для малышей» по авторской рабочей программе «Бизнес-школа для дошколят». Сказочный персонаж Гном Эконом помогал педагогу организовать учебный процесс с детьми. Именно Гном Эконом, веселый, добрый и находчивый герой побуждает детей исследовать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Зачастую, именно он фокусирует внимание детей на поставленной перед ними проблеме. А почему?

Да потому, что всем известно, что, играя, ребенок учится. Все занятия и мероприятия проводились в игровых формах: занятия-соревнования, занятия-путешествия, занятия-экскурсии, занятия-викторины и т. д.

Подготовка и проведение экскурсий в магазины и банки, проведение сюжетно-ролевых игр, моделирующих жизненные ситуации: «Банк», «Кафе», «Супермаркет», «Путешествие», «Аукцион»;

-организация настольных игр (Денежный поток, Монополия,), развивающих игр ( «Пятый лишний», «Подбери витрину для магазина», «Кому, что нужно для работы»; решение арифметических задач, кроссвордов – все это учило детей рассуждать, делиться своими суждениями, вести диалог, ценить и защищать материальные и нематериальные ценности.

Общение с Гномом Экономом и решение проблемных задач, которые мы можем найти в программе или придумать самостоятельно, помогают детям легко знакомиться со сложным миром предметов и вещей, человеческих взаимоотношений.

Программа проекта позволила раскрыть взаимосвязь между этическими и экономическими категориями: деньги, труд, товар, цена, с одной стороны, и честность, щедрость, экономность — с другой. Игры детей стали более содержательными, введены новые элементы (деньги, кошельки, банкоматы, банковские карты, и др), расширился круг игровых ролей, пополнился словарь детей, игровой замысел стал более творческим, а действия самостоятельными.

Полученные знания и информацию дети самостоятельно или с помощью родителей изображали графически или в виде зарисовок, кто-то делал небольшие записи.

После проведения занятия по теме «Деньги» у детей возник дополнительный интерес к данной теме и решено было собрать коллекцию для расширения знаний об объекте.

Так появилась коллекция «Дети нового поколения за денежные отношения». Дети приносили монеты, купюры разных стран, затем рассказывали о ней информацию. Этому было отведено отдельное занятие. С данной коллекцией мы приняли участие в муниципальном конкурсе.

В процессе работы с коллекцией воспитанники исследовали деньги, проводили с ними опыты…

… изучали с помощью купюр разных стран карту, познакомились с географией

Подробно знакомились с темой «Семейный бюджет», узнали из чего он состоит, и куда тратится.

Этот вопрос решали вместе с родителями. А помог нам в этом творческий конкурс «Нарисуй семейный бюджет»

Таким образом реализация Дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности «Бизнес-школа для дошколят»» в детском саду прошла целенаправленно, планово и эффективно.

Педагоги ДС №4 «Жемчужинка» в Полярном для формирования основ финансовой грамоты взяли за основу программу Центробанка России «Экономическое воспитание дошкольников».

Провели квест-игру «Сокровища фикси-шкатулки». По итогам которой пришли к выводу: что квест-игра, это увлекательная, интересная форма работы по изучению с детьми основ финансовой грамотности, позволяющая решать поставленные педагогами задачи. Сочетание интерактива и практической, игровой деятельности дошкольников позволяет сделать изучение и закрепление достаточно сложного материала понятным и притягательным. Опытом сегодня поделится Кудрина Елена Борисовна.

МБДОУ №9 «Березка» г. Снежногорска работают по программе «Азы финансовой культуры для дошкольников». Считают, что Искусство театра занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания детей в дошкольном возрасте. Это один из самых доступных видов деятельности, который позволяет решать многие проблемы педагогики и психологии, связанные с нравственным и художественным воспитанием личности, развитием личностных способностей, воображения, самостоятельности, инициативности и т. д.

Пособие содержит 11 спектаклей, рекомендации для воспитателей по постановке мини – спектаклей, раздаточный материал (тексты для детей, исполняющих роли сказочных персонажей).

Актёры – сказочные животные и птицы, количество актёров: 9

Во всех спектаклях играют одни и те же персонажи, а вот актёры меняются.

Участвуя в мини-постановках, ребенок знакомится с основными понятиями, используемыми в финансовом мире, учится различать разницу между желаниями и потребностями, понимает, что деньги зарабатываются трудом. В конце каждой постановки даются вопросы для обсуждения, позволяющие закрепить и проконтролировать правильность понимания и степень усвоения материала дошкольником.

На последнем заседании МТГ педагоги провели мастер класс с участниками МТГ по использованию мини-спектаклей в формировании основ финансовой грамотности.

Педагоги д/с № 2 «Северяночка» из Снежногорска тоже считают, что Обучающий комплект "Азы финансовой культуры" — это возможность:

познакомить дошкольников с денежной сферой жизни, заложить правильное отношение к финансовым ресурсам, подготовить к принятию своих первых финансовых решений.

Для работы с детьми используют систему игровых заданий и упражнений, созданных на основе изобретения Раймунда Луллия — "Круги Луллия".

Педагоги подошли творчески к реализации этой игры – и придумали свои задания для детей, формирующие финансовую культуру воспитанников.

Абдульменова Наиле Тафиковна, педагог д/с № 7 Снежногорска применяет в своей работе различные практики формирования основ финансовой грамотности воспитанников:

В уголке «Познавай-ка» дети играют в развивающие, настольно-печатные и логические игры: отгадывают финансовые ребусы; складывают пазлы «Собери купюру», проводят опыты и эксперименты;

Имеется «Театральный чемоданчик», который обеспечивает решение задач активизации творчества детей.

В «Мастерской Самоделкина» дети раскрашивают, рисуют, придумывают и мастерят.

В «Игротеке» хранятся атрибуты для организации самостоятельных сюжетно ролевых игр:

Интересный лэпбук в виде экономического портфеля помогает детям постигать азы финансовой грамотности.

Гарькуша Светлана Рашитовна- ваш покорный слуга познакомила участников МТГ с методическими рекомендациями по созданию мини-музеев и перечнем экспонатов для их создания. Мини- музей – по определению Даля «это собрание каких-либо замечательных вещей».

Работа в мини-музее сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться формированием финансовой культуры воспитанников, задают вопросы, предлагают помощь,

что в результате ведет к улучшению партнёрских отношений с родителями и наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Одним из решений для достижения результатов в данном направлении мы видим в разработке встраиваемой модели в основную образовательную программу дошкольного образования, которая бы включала в себя интеграцию музейной педагогики и информационно-коммуникативного ресурса – в формате интерактивного музея в детском саду. на примере музейной коллекции интерактивный музей в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждение «Детский сад № 55» г. Перми.

Просмотров: 481
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Шишкина Марина Михайловна. Статья «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. «За» или «Против»?
  • Петрова Олеся Валериевна. Картотека игр по финансовой грамотности для детей 5-7 лет
  • Китаева Елена Николаевна. Формирование основ финансовой грамотности у детей с ОВЗ.
  • Гаранина Ольга Евгеньевна. «Формирование духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий по финансовой грамотности»
  • Мещерякова Ксения Андреевна. «Экономическое воспитание дошкольников как один из шагов на пути к повышению уровня финансовой грамотности населения»
  • Зубкова Оксана Александровна. Научная статья «Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»
  • Абушахманова Екатерина Олеговна, Новицкая Татьяна Сергеевна. Конспект занятия по формированию финансовой грамотности старшего дошкольного возраста по теме «Приключения мышат»
  • Гром Галина Владимировна. Презентация «Игры по финансовой грамотности»
  • Вишнцева Надежда Ивановна. Квест-игра по финансовой грамотности «Найди клад» в старшей группе
  • Ананьина М.В., Барсукова О.А.. РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ НРАВСТВЕННО — ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
  • Ерофеева Светлана Николаевна. Культурные практики по формированию финансовой грамотности
  • Брязгун Альбина Фанзильевна. Статья «Приобщение дошкольников к финансовой грамотности»
  • Габилова Елена Сергеевна. Формирование основ финансовой культуры ребенка
  • Тумашева Мария Петровна. Занятие по финансовой грамотности
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Татьяна Шилкина. МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ: «Использование нетрадиционной техники работы с бумагой для детей дошкольного возраста»
  • Земцова А.А., Шабанова Л.И.. Информационно-творческий проект «Рыбы. Что нужно им для жизни» для старшей группы
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Васильченко Юлия Сергеевна, Гаганова Юлия Сергеевна, Сидорова Лидия Васильевна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Что такое Новый год? Это…»
  • Лунёва Светлана Владимировна, Лихарева Татьяна Владимировна. Сборник дидактических материалов для работы с детьми старшего дошкольного возраста «Что мы знаем о бумаге»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Волотовская Ольга Витальевна. «Роль мини – музея в образовательном учреждении в формировании основ этнокультуры у детей»
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Черных Ольга Евгеньевна. Опыт работы по использованию полифункциональных маркеров игрового пространства для сюжетно — ролевых игр



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь