Кудря Елена Петровна. Конспект СИОС по познавательному развитию на тему: «Как жили наши предки-казаки» в подготовительной группе

Конспект СИОС по познавательному развитию на тему: «Как жили наши предки-казаки» в подготовительной группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРОМИНСКИЙ РАЙОН

Выполнила: воспитатель Кудря Е.П. Ст. Староминская 2020г

Цель: формирование представлений детей о жизни казаков.

Задачи:

  • формировать дифференцированные представления об убранстве старинного кубанского дома, особенностях используемых материалов
  • систематизировать знания о современных предметах быта
  • развивать навыки применения полученной информации в игровой, изобразительной, речевой и других видах детской деятельности
  • воспитывать у детей уважительное, бережное отношение к культуре кубанского казачества.

Методические приемы: мотивация — гимн Кубани. Презентация «Путешествие в прошлое предметов», загадки о предметах быта, чтение стихов В.Бакалдина «Простая быль», И.Вараввы «Ехали казаченьки», подвижная игра «Сон казака», дидактическая игра «Укрась дом»

 

Оборудование: Презентация, ноутбук, мультимедийный проектор, шапка-кубанка.

Предварительная работа:

  • рассматривание старых кубанских фотографийказаков
  • беседа «Традиции и обычаи кубанских казаков»
  • слушание кубанских казачьих песен
  • заучивание примет, пословиц о казаках.

1 этап: способствуем формированию у детей внутренней мотивации к деятельности

 

Содержание

Обратная связь на высказывания детей

(дети входят в музыкальный зал) Звучит гимн Кубани «Ты, Кубань - ты наша Родина».

 Воспитатель: Как вы думаете, ребята, о чем пойдет сегодня речь?

Воспитатель:

Правильно . А  живут на нашей Земле замечательные люди, которые  заселили  эти земли очень давно. И называли их тогда – казаками.

2 слайд (казак и казачка)

 

О родном крае,

 о Кубани

Замечательно

2 этап: способствуем планированию детьми их деятельности

Друзья, хотите отправиться на экскурсию в прошлое?

Сегодня в прошлое мы с вами попадём,

Дом казака увидим и в него войдём.

О том, как жили, многое узнаем.

Итак, готовы? Мы начинаем.

Давайте наденем на голову шапку – кубанку,  повернемся вокруг себя , скажем  : «Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!» и топнем  ногой.

Начиналось все с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И стали стекаться еще на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани.

Я не сомневалась

3 этап: способствует реализации детского замысла

Обживая земли, казаки строили себе жилье.

Как в давние времена называли жилище на Кубани? 

3 слайд (курень)

 

Из какого материала строили хаты?

Чем покрывали крышу? 

Правильно, они строили из местных природных материалов, которых было очень  много.  Каркас хаты из прутьев смазывали глиной с двух сторон, чтобы крепче держался и не разваливался, пол заливали глиной. А затем внутри и снаружи белили стены, Белый цвет – символ чистоты и опрятности.

Хаты огораживались специальным забором, который называется — плетень. Дети, из какого материала делали плетень?

 Так и стали казаки  жить на Кубани. 

Хата была разделена на 2 половины, в одной жили и готовили пищу, а в другой принимали гостей. Это была светлица, светелка.

Как называлась, половила,   где принимали гостей?

4 слайд (светелка)

В той половине, где жили и готовили пищустояла русская печь 

5 слайд (печь)

Как вы думаете, зачем в хате нужна была печь?

В казачьих семьях главой семьи был казак. Он добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов, уставший приходил домой и ложился спать на печь.

6 слайд (Казак)

Для чего еще служила печь?

Хозяйка, чтобы поставить чугунок в горячую печь, использовала – ухват. Ухват - это палка, с надетой на нее металлической рогаткой.

9,10 слайд (ухват, чугунок)

Как вы думаете, что готовила казачка для своей семьи?

Чтобы испечь пироги или хлеб нужно было замесить тесто. Посуда в которой замешивали тесто называется – макитра, это горшочек из глины. 

11 слайд(макитра)

Пальчиковая гимнастика «Тесто» :

Муку в тесто замесили,
(сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили:
(прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки,
(поочередно разгибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи —
Все мы испечем в печи.
(обе ладошки разворачивают вверх)
Очень вкусно!
(гладят живот)

Готовое тесто ставили в печь с помощью деревяннойлопаты - садник. 

12 слайд( казачка ставит тесто в печь)

У казачки по хозяйству было много дел. Она ходила к колодцу, чтобы принести воды для стирки белья, приготовления еды. Кто знает , чем она носила воду?

13 слайд (коромысло)

А белье гладили вот этим предметом. Называется он рубель. Повторите. Посмотритекакой он ребристый. На каталку наматывается мятое белье и с силой несколько раз проводится.

Зимними вечерами казачки занимались рукоделием. Как вы думаете, что они делали?

Посмотрите, ребята как казачки вышивали узоры на одежде.

14 слайд(казачья одежда )

А вы знаете, как на Кубани называли вышитое полотенце? 

15слайд (рушник)

В старину люди после трудового дня собирались вечерами на сходницу. Не зря есть такая пословица: “Собирай всю родницуна веселую сходницу”. А вот и еще пословица - Кончил дело – …гуляй смело!

Делу время –…потехе час

Я считаю настало время и нам потешиться. Предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Сон казака"

Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казак» закрывает глаза, делая вид сна. Дети двигаются по кругу со словами:

Кто с утра чертей гоняет,

Песни звонкие спивает,

Спать мешает казаку

И кричит «КУ-ка-ре-ку»?

Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего. Игра продолжается:

Вот казак заснул опять,

Но не долго ему спать.

Утка уточек не зря

Учит крякать «кря-кря-кря».

Действие повторяется – казак забирает «утку».

Надоело казаку

«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».

- Я не лягу больше спать,

Вас я буду догонять

Ребята, мы сегодня побывали в прошлом у наших предков. Прикоснулись к истории нашего народа. Но ведь нам надо вернуться в настоящее время. Надеваю шапку-кубанку: «Время, время – остановись! В 21 век повернись!» и топнем  ногой

Курень, хата. Супер.

Хаты строили из камыша, глины , соломы

Крышу покрывали соломой или камышом

Из камыша или прутьев

Светелка

Чтобы было тепло зимой, на ней спали. Замечательно

На ней готовили пищу

Кашу, борщ, вареники, картошку

Макитра

В точку. Коромысло.

Рубель

Вязали, вышивали узоры на одежде, делали игрушки для детей.

Рушник

4 этап: способствует проведению детской рефлексии по итогам деятельности

Ребята я очень рада, тому, что сейчас в семьях возрождаются  казачьи обычаи .Ваши знания показывают, что вы много знаете о казаках.

Какие новые слова вы узнали?

Что бы вы хотели узнать в следующий раз?

Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. Потому что без корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего.

Рубель, садник, ухват

 

Просмотров: 363
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Казак Ирина Николаевна. Однодневный маршрут выходного дня «Отчий край Чернянская земля. Прошлое и настоящее»
  • Заблоцкая Нина Геннадьевна. Консультация для родителей «Как привить детям любовь к родному краю Кубани?»
  • Корнеева Анна Николаевна. Непосредственно-образовательная деятельность для детей среднего дошкольного возраста «Печь-матушка, самовар-батюшка»
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Презентация Все люди как люди, а Я – королева … или поговорим о самооценке ребёнка
  • Надежда Фадина. Презентация 'Как жили люди на Руси'
  • Владислав Войтанник. КАК ЭТО БЫЛО НА КРЕПОСТИ
  • Берестовая Наталия Станиславовна. Конспект НОД «Олимпиада...как это было...»
  • Ешенко Наталья Викторовна. Консультация для родителей на тему: «Как провести на улице время с пользой»
  • Малыхина Нина Михайловна. Презентация «Интерактивная игра «Что было до?»
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Матвеева Ирина. Итоговое тематическое занятие, посвящённое празднованию 75-летия Победы. «Как это было».
  • Шершнева Мария Олеговна. «Как интересно провести время с детьми»
  • Елена Васильевна Савельева. Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ОНР, ФФНР. Игра «Что? Где? Когда» по теме «Весна».
  • Москалёва Ольга Михайловна. Деловая игра по экспериментированию «Что? Как? Почему?» организация опытно-исследовательской деятельности в ДОУ
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Волкова Ольга Александровна. Электронная дидактическая игра 'Что-кто? Где-откуда?'
  • Коломиец И.М.. Презентация: «Знакомство детей с прошлым и настоящим Кубани»
  • Матвеева Маргарита Александровна. 1 сентября. «Делу время – а потехе – час»!
  • Олохова Ирина Леонидовна. Экологический проект на тему «Экономим всё подряд, чтобы не было затрат» — презентация
  • Казак Ирина Николаевна. Эти волшебные дрожжи
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Бекренева Александра Васильевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФГОС Тема: «Дети во время Великой Отечественной войны»
  • Смирнова Александра Никитична. Конспект НОД 'Много есть садов на свете, но такой, как наш, один'
  • Ольга Александровна Иваненко. Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани
  • Куйбан Светлана Олеговна. Конспект НОД в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-6 лет на тему: «Как ребята помогли животным Африки подружится».
  • Лилия Гасец. Дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности, «Осень И.И.Левитана и «Осенняя песня» П.И. Чайковского»
  • Лилия Гасец. Наглядный дидактический материал о живописи для мотивации детей во время организации художественно-творческой деятельности 'Зимние пейзажи И.Грабаря и 'Декабрь' П. Чайковского'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь