Кузьменкова Дарья Васильевна. Развитие вокально-хоровых навыков

Развитие вокально-хоровых навыков

Музыкальный руководитель, МБДОУ ЦРР дс Колокольчик Г. Абакан

Многие взрослые не заинтересованы перспективой обучения детей хоровому пению и вообще музыке, объясняя свою позицию отсутствием у ребёнка музыкального слуха. На самом деле музыкальный слух есть у всех без исключения нормальных и здоровых людей, только уровень его различный. Кроме того, как и любая другая способность, он поддаётся тренировке и развитию.

По утверждению многих учёных, решающую роль в развитии музыкального слуха следует отвести вокальной моторике, т.е. пение. В пении успешно формируются весь комплекс музыкальных способностей, и прежде всего, высотный слух. Одна из главных составляющих музыкальности -эмоциональная отзывчивость на музыку. Именно песня с её поэтическим образом, близким и понятным детям, в первую очередь формирует у них это качество. Начинать формировать музыкальные способности следует как можно раньше, и дошкольный возраст — самое благоприятное для этой работы время. Ни для кого не секрет, что пение является одним из самых любимых деть детьми видов деятельности, которые способствует не только формированию музыкальности, но и общему развитию ребёнка его социализация. Об этом мы хорошо знаем, однако зачастую относимся где адскому пению формально, забывая о том, что ребёнок при пении должен испытывать удовольствие, а не дискомфорт, что пение должно быть для него естественным не доставляющим напряжения процессом. Такое легкомысленное отношение к соблюдению голосового режима у наших подопечных приводит к усталости и голосового аппарата, а порой и заболеванием голосовых связок, общему плохому самочувствию ребёнка, снижение его интереса к пению. Какой же выход из этой ситуации? Выход один- заниматься постановкой детского голоса.

 

К сожалению, в сегодняшней практики музыкального воспитания, педагоги почти не занимаются постановка певческих голосов детей –школьников, но я изучив специфику учебно-воспитательной работы в певческих коллективах Л. Шаминой и С.Браз и адаптировав её к дошкольному возрасту я создала на базе своего ДОУ вокальную студию для развития певческих навыков и творческих способностей детей.

Начав работу, я поставила перед собой следующие задачи: развивать интерес детей к музыкальному искусству; обогащать их музыкально-слуховой опыт в процессе усвоения произведений классической и современной вокальной музыки; развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера; стимулировать к поиску яркого, выразительного пения; сохранять и развивать естественное, данное к поиску яркого, выразительного пени; сохранять и развивать естественное; данное самой природой звучание детского голоса. Затем были разработаны календарный план- программа и перспективный план вокальной работы на год.

Перед тем как приступать к вокальный работе с детьми, необходимо научить их правильно стоять или сидеть при пении: прямое, без напряжения, положение корпуса, головы, расправленные слегка оттянуты назад плечи, свободно опущенные или лежащие на коленях руки. Певческая стойка способствует организации певческого дыхания и резонирования, которые являются основой красивого певческого звука, обеспечивая его всеми необходимыми качествами. Занятия начиная с легкой разминки, в которой задействованы плечи, руки, шея. Затем делаю с детьми дыхательную гимнастику. Объясняю им, что нужно разомкнуть зубы, опустить подбородок. Дальше все происходит форме игры. Дети должны представить, что в руках у каждого из них –роза. Вот цветок распускается и становится большим и пышным. Одновременно со взмахом руки педагога дети тихо произносят: «Ах!». Вместе с началом ауфтакта мы «удивляемся», на мгновение задерживаем дыхание от удивления пробиваем «фа», «соль» первой октавы на гласный «а». Я слежу за тем, чтобы дети не перенапрягались, не набирали много воздуха.

Типичные для детей недостаток- поверхностное не глубокая дыхание с преимущественным участием верхней части грудной клетки. Внешне это выражается поднимание плеч. Вдох должен быть умеренным, без перебора воздуха. Нужно экономно расходовать воздух, чтобы его хватило до конца фразы. Поэтому я учу детей с младшего возраста пропивать фразу на одном дыхании. Далее проводится работа над дикцией, в процессе которой можно использовать специальные упражнения для артикуляционного аппарата. Подготовка артикуляционного аппарата к работе над дикцией проводится с помощью пяти-семиминутного массажа- он помогает снять возможные мышечные зажимы, сделать мышц речевого аппарата свободными и эластичным. Самоконтроль перед зеркалом зрители зрительно усилит эффект психологического настроя надо мышечную свободу.

После массажа можно переходить к тренировке речевого аппарата. В процессе тренировки следует избегать резкой жёсткой артикуляции. В основе тренинга лежит выработка естественных, плавных движений. Исходное положение голова прямо, подбородок в обычном, удобном положении, губы сомкнуты. На счёт «раз» -губы вытягиваются вперёд, принимая форму «пятачка»; насчёт «два» растягиваются в стороны, не обнажая зубов, верхние зубы тоже касаются нижней губы.

Освоение музыкальный речи- одно из необходимых условий вокальный работаы, вытекающие из органического единства музыки слова. Хорошая и правильная речь, несущий определённую мысль и выражающая те или иные чувства, всегда интонационно выразительна. Подача верной, выразительной интонации во многом зависит от дикции. Прежде чем высоко и выразительно запеть, ребёнок сначала учиться высоко и выразительно говорить. Все содержание речевого этапа содействует формированию речевого и певческого дыхания, правильному воспроизведению звуков и их сочетаний. Основные виды деятельности на этом этапе: артикуляционная гимнастика, игры и упражнения, развивающие речевое и певческая дыхание, развивающие игры с голосом, речевые зарядки, ключевые игры и упражнения, ритмодекламация.

Их цель состоит в том, чтобы легко и незаметно подготовить голоса детей к пению: разогреть мышцы речевого и дыхательного аппарата, обострить интонационный слух, подвести детей к воспроизведение музыкальных звуков, сделать обучение пению более понятным и привлекательным занятием.

Дикция определяется как произношение, манера выговаривать слова. Вокальная дикция отличается от речевой, прежде всего тем, что слова в ней ритмически и звуковысотно организованы. Чтобы их пропивать, необходимо фиксировать и удерживать на дыхание гласные звуки, на которых, собственно и происходит фонация. При этом громко при этом огромную роль играет действие языка. В разговорной речи он постоянно устремлён к верхнему небу. Даже в свободном состоянии словно прилипает к нему. В пении, наоборот, необходимо, чтобы язык упирался в корни нижних и передних резцов и действовал синхронно с нижней челюстью как единое целое. Такое постоянно закреплённое положение языка организует речевой аппарат.

Гласные лучше тренировать на «тёплым выдохе» порядок произнесения гласных звуков таков: И,Э,О,У,Ы,Е, Я, Ё, Ю. Следует произносить каждый звук в сочетание с гласными, сначала беззвучно потом слух. Тренировку согласных следует начинать в медленном темпе, произносить их нужно свободно, не напрягаясь.

Следующим этапом является вокальное упражнение, или распевание. Я приучаю детей правильно стоять и сидеть. При пении сидя, усаживаю детей на стул так, что бы ноги, согнутые в коленях, стояли прямо, на полной ступне. Сидеть надо на половине стула, спину держать прямо, руки должны легко и спокойно лежать на коленях, голову следует держать прямо.

Среди всех певческих навыков, особенно важным является звукобразование. Петь следует естественным, высоким, светлым звуком, без напряжения и крика. Крикливое пение искажает естественный тембр голоса, отрицательно влияет на интонацию, губит голосовые связки, поэтому я особое внимание уделяю распевке, так как при этом разогревается голосовой аппарат. Использую следующие методические приемы: пение «эхом», «по секрету», с закрытым ртом.

При разучивание песни важно, чтобы дети понимали то, о чем поют, представляли себе характер произведения, Высказывали свое мнение о нём. Разучивание песни традиционно происходит в три тапа. На первом этапе педагог знакомить детей с песней, на втором- разучивает с детьми музыкальный материал путём показом включения в игровых ситуаций. Третий этап завершающий -закрепления выученного материала.

Завершает вокальные занять игра, которая естественно включает ребёнка процесс познания музыки, активизирует такие важные процессы, как молодцы, внимание, память интеллект.

В игре эмоциональности выразительность педагога при показе игровых упражнений крайне необходима, так как она облегчает подражание, эмоционально заряжает детей. Игровые образы сначала задаются педагогом, а затем свободно развиваются воображением каждого ребёнка.

Педагогу необходимо уметь гибко изменять свою позицию: то становится активным участием игры, то оставаться лишь наблюдателем, не влияющим на игровой процесс и в тоже время «держащим руку на пульсе».

Просмотров: 164
Категория: По направлениям » Для детского сада » Музыкальные занятия




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Инна Фоменко. Что такое «фонематический слух», как и когда он формируется у детей?
  • Татьяна Быкова. Статья: что необходимо учитывать при выборе игрушки своему ребёнку
  • Солтанова Олеся Адамовна. «Использование игровых технологий в дошкольном образовательном учреждении направленных на стимуляцию интеллектуального развития детей, тренировку речевого аппарата в средней группе»
  • Осипова Елена Витальевна. Как спланировать конструктор тематического пространства в соответствии с ФГОС, при этом поддержать детскую инициативу.
  • Зыбцева Елена Александровна. Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать?
  • Редактор. Что должно присутствовать на праздничном столе при встрече 2011 года Кролика и как украсить дом?
  • Гафиятуллина Лилия Рафаиловна. Статья 'Что должен знать ребёнок при поступлении в школу?'
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Ерошкина Валентина Васильевна. «…Воспитывать его так, чтобы он был счастлив…»
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Поморцева Ольга Александровна. Презентация «Как воспитать ребёнка успешным? Можно ли обойтись без наказания?»
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Сухорукова Ирина Михайловна. Педагогическая статья «Вокальное воспитание детей дошкольного возраста на начальном этапе обучения сольному пению»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Ильченко Ольга Владимировна. Конспект совместной деятельности взрослых и детей по художественно – эстетическому развитию 'При солнце тепло - при матери - добро!'
  • Назарова Наталья Сергеевна. Современные интерактивные формы работы при автоматизации звуков у детей с тяжёлыми нарушениями речи
  • Карпачёва Алла Владимировна. Логоритмические игры как средство речевого развития у детей среднего дошкольного возраста.
  • Агеева Светлана Витальевна. Буклет «Как развивать речь ребёнка дома»
  • Столярова Ольга Николаевна. Сценарий праздника «Я так хочу, чтобы мама улыбалась!» для детей дошкольного возраста.
  • Бычкова Тамара Юрьевна. Сказка как один из видов игровой деятельности в процессе формирования и развития личности ребёнка.
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Сахарова Екатерина Петровна. «Почему нужно обучать детей пению с раннего возраста?»
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Ус Валентина Александровна. Познавательно-игровая программа по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Как ребятам не попасть злому волку прямо в пасть!»
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь