Черевко Л.В., Беляй И.Е.. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

  • Черевко Л.В., учитель – логопед;
  • Беляй И.Е., учитель – логопед;

г. МОСКВА

Ребенок, являясь частицей окружающего мира, непрерывно познаёт его. Природа не наделила человека пространственным анализатором. Представления о пространстве формируются постепенно, благодаря слаженному механизму взаимодействия всех анализаторов. Сначала ребёнок видит окружающие его предметы, затем осязает их, а позже самостоятельно передвигается в пространстве и по-своему преобразовывает его.

 

Опираясь на свой чувственный опыт, ребёнок учится словесно обозначать пространственные отношения. У детей с ограниченными возможностями здоровья данная проблема приобретает наиболее острое звучание в условиях сенсорных, двигательных, а также интеллектуальных расстройств, когда страдает системный механизм восприятия пространства, и отражение ребенком действительности, как на чувственном, так и на вербальном уровнях оказывается искаженным.

Существует ряд методик, направленных на формирование пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями:

  • чтение художественной литературы
  • игровая деятельность
  • занятия продуктивными видами творчества
  • экскурсии и походы.

Эффективным методом развития умений ориентироваться в пространстве и отражать свои представления в речи, является театрализованная деятельность.

Предлагаем конспект интегрированного занятия с использованием элементов театрализованной деятельности для детей с ОНР (2 уровня речевого развития).

При составлении этого конспекта использовались творческие материалы Савицкой Н.М. и Чуриловой Э.Г. Большая часть стихов написана педагогами: Черевко Л.В., Беляй И.Е., Милинькой Н.Г.

Тема занятия: Закрепление правильного употребления предлогов по лексической теме «В гости к Зимушке – Зиме».

Цель занятия:

Усвоение предлогов «НА», «ПОД», «ПО», «ЗА», «ВОКРУГ» в процессе активной деятельности.

Задачи занятия:

Коррекционные:

  • закрепить правильное употребление предлогов «В», «НА», «НАД», «ПОД», «ПО», «ЗА», «ВОКРУГ» в устной речи;
  • закрепить умение употреблять существительные в дательном и винительном падежах;
  • закрепить умение передавать ритмический рисунок слова;
  • закрепить умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов;
  • активизировать диалогическую речь ребёнка.

Развивающие:

  • развивать фонематический слух;
  • продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания;
  • развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику;
  • активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
  • развивать слуховое внимание, память, творческое воображение, активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные:

  • воспитывать умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания со сверстниками.

План занятия

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.
  3. Итог занятия.

Ход занятия

1. Организационный момент

Музыкальный работник в костюме Волшебницы. Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть. Проходите, садитесь.

2. Основная часть занятия

Сегодня мы с вами отправимся в сказочное путешествие, но сначала вы пройдете испытания, а я проверю кто самый внимательный и находчивый.

Я буду петь слова и показывать движения, а вы внимательно слушайте и затем повторяйте как эхо то, что я вам спела, и обязательно выполняйте движения.

  1. Над головою мы построим дом, (Дети повторяют, показывая руками домик.)
  2. В домике этом немножко поживем. (Руки в замок под подбородком ладошками вниз, голова вправо, влево.)
  3. Над, над, над, над нами облака, (Руки и голова вверх ладошками к небу.)
  4. Под, под, под, под ножками земля, (Руки вниз.)
  5. За, за, за, за кустиком лиса, (Спрятаться за своими ладошками и выглядывать вправо-влево.)
  6. На, на, на, на дереве сова. (Дети машут руками как крыльями.)
  7. Перед домиком забор высок, (Руки поднять высоко вверх.)
  8. На, на, на, на нем наш петушок. (Одна рука стоит локтем на тыльной стороне ладони другой руки, пальцы собраны в щепотку, как будто петушок клюет.)
  9. Ку-ка-ре-ку – звонкий петушок (Дети машут руками как петушок.)
  10. Нам предлоги выучить помог. (Дети хлопают в ладоши.)

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

А теперь отгадайте загадку:

Если снег вокруг искрится,

Лёд на речке серебрится,

В белом инее дома,

Значит — к нам пришла… (зима)!

Правильно, зимушка – Зима!

А вместе с ней – морозы трескучие. А от мороза мёрзнут и ребята, и зверушки, и птички. Ничего, я всех отогрею, ведь я – добрая Волшебница.

Станьте все в круг и покажем нашим гостям как нужно зимой греться.

Музыкальные игры на развитие подражательной активности

( «Зимняя пляска»)

Ребята, кто знает, где живёт Зима? (Ответы детей.)

Живёт Зимушка — зима в далёком сказочном лесу. Она приглашает вас к себе в гости. А кто ещё в лесу живёт? (Ответы детей.)

Сейчас я буду колдовать, вас в лесных жителей превращать:

Кручу, верчу,

Сашу (Машу) в белку превратить хочу и т.д.

В кого ты превратился, Ваня? (Дети смотрят в «волшебное зеркало» и отвечают.)

Все зверушки готовы отправиться в гости к Зимушке-Зиме? Тогда садитесь в волшебные сани, отправляемся в путь!

Сани – снегокаты,

Везите нас в лес дремучий,

Где искрится снег колючий,

Где полянка лесная,

Где избушка резная.

Логопед в костюме Зимы. Здравствуйте, ребята! Спасибо, добрая Волшебница, что привезла ко мне гостей!

Все приехали? Никого не потеряли? Сейчас проверим. (Дети встают в круг.)

Я иду, иду, иду,

Погремушку я несу,

Погремушечку возьми,

Своё имя назови.

Я – Зи-ма ( «Отстукивает» слоги). А ты? (Дети называют – «отстукивают» свои имена: За-яц и т.д.)

Теперь можно и оглядеться вокруг…

Эх, не порядок. Все спят: и тётушка Метель, и Мороз, и Ветер. И ни одной снежинки. Наколдуем снег — разбудим Метель.

Речь с движением

Падай, падай снежок

На зелёный лужок,

На деревья, на кусты,

На причёски, на носы,

На пальто, на рукавицы,

И ребятам на ресницы!

(Дети выполняют соответствующие движения.)

Ребята, как воет метель? Сначала тихо, а затем погромче: У.. у.. у.. у.. у.

Теперь разбудим Ветер, споём его песенку: с-с-с-с-с… (Разводят руки в стороны.)

Развитие речевого выдоха

Ветер дует, задувает, снежинки белые сдувает... Полюбуемся, как красиво летят снежинки. (Дети дуют на бумажные снежинки.)

Развитие мелкой моторики

Сколько снега! Давайте лепить снежки. А складывать их будем в кадушку, маленькую бочечку. В такой бочке люди солят овощи, а я, Зима, — снежки. (Дети лепят из бумажных салфеток снежки.)

Покажем, как скрипит снежок от мороза. (Дети трут ладошку об ладошку.)

Теперь я вижу: все мои помощники вернулись – и метель, и мороз, и ветер. Значит, наступила настоящая зима!

Ребята, чтобы пройти к моей избушке, нужно прочистить дорожку от снега.

Развитие артикуляционной моторики

Скажите, чем зимой чистят снег? (Ответы детей.)

Возьмите зеркала-льдинки и покажите лопатку. (Упражнение «Лопатка».)

Покажите, как лопатка копает. (Упражнение «Лопатка копает».)

Теперь смело можно идти дальше:

По тропинке мы пойдём – топ, топ, топ…

Мы прошли...? (Показывает жестом на тропинку.)

По тропинке!

Вокруг ёлки обойдём – топ, топ, топ…

Мы обошли…? (Указывает на ёлку.)

Вокруг ёлки!

И к избушке подойдём – топ, топ, топ.

Мы подошли…? (Показывает на избушку.)

К избушке!

Постучим в дверь: Тук-тук (каждому свой ритм).

(Открывается окошко, в домике мышки – игрушки.)

Тише, тише, тише, тише,

Поселились в доме мыши,

Слышен шорох по углам

Тут и там, тут и там!

Расшалились мыши, в прятки играют и вас приглашают! (Мыши – водят, а Зима подсказывает, где кому спрятаться)

Зайцы – за кустик,

Белки – под ёлку,

Лисички – за сугроб,

Волки — под дубок.

А чтобы вас было не так просто отыскать, я ещё снежком припорошу. (Накрывает платочками).

Мышки, мышки, не пищите,

Вы зверей скорей ищите!

(Мышки рассказывают, где кто из зверей спрятался: «Зайцы – за кустом…» и т.д.)

Какие вы молодцы!

Как весело поиграли!

Ах, устала я играть, пойду отдыхать. Моя помощница, Метель, приготовила для вас новые зимние забавы.

Психолог в костюме Метели. Здравствуйте, жители лесные! Где вы бывали, во что вы играли? (Лепили снежки, играли в прятки…) Я тоже очень люблю играть в прятки!

Где же вы, зверушки, прятались? Я сейчас сама попробую догадаться, но если в чём-то ошибусь, вы меня поправьте:

Заяц прятался на дереве.

Волк залез в дупло.

Белка забралась в сугроб.

Лиса пряталась за кустом.

Скажите, вы лепили снежки с Зимушкой – зимой или это мне приснилось? А где они? Под кадушкой? За кадушкой? В кадушке! (Дети помогают метели найти снежки.)

Как на ёлке снег, снег,

И под ёлкой снег, снег,

А под снегом спит медведь –

Тише, тише, не шуметь!

(Дети раскладывают снежки на ёлку, под ёлку.)

Зверушки, а что вы любите лепить из снега?

Смотрите, какой хорошенький снеговичок пришёл к нам в гости.

Сядем рассмотрим его внимательно.

(Примерные вопросы педагога: Из скольких шаров состоит снеговичок? А эти шары одинаковые или разные? Какой внизу? А на самом большом? А на среднем?)

Молодцы! Всё правильно. А теперь каждый из вас соберёт своего снеговика.

Какой шар нужно взять сначала? А затем?

Какие красивые снеговички у нас получились! Поставим их под ёлочку. Молодцы!

А сейчас отправимся в терем расписной к помощнику мороза – Снеговику.

Снеговик, снеговик!

Он лениться не привык,

Он морозу лучший друг.

Разукрасит всё вокруг.

Выходит педагог по изобразительной деятельности в костюме Снеговика. Здравствуйте, здравствуйте! Рад встрече с вами!

Мороз на окна дышит,

На стекле картины пишет.

Мы тоже будем рисовать зимний лес.

Зима пришла и в лес, рассыпала снег на тропинки, он красиво блестит на солнце. Деревья стоят в снегу. (Педагог демонстрирует картину зимнего леса.)

Как вы думаете, какого цвета краску нужно взять, чтобы нарисовать снежный, зимний лес? (Ответы детей.)

Возьмите в руки трафареты, наложите их на лист бумаги. Наберите кистью краску и нанесите её на трафарет. Кисточка танцует вверх — вниз, вверх — вниз. Отложите кисти на подставку, поднимите трафарет. Посмотрите, какое изображение получилось под трафаретом? (Ответы детей.) Возьмите, другой трафарет и нарисуйте ещё деревья. Возьмите, широкие кисточки и нарисуйте мягкие, пушистые сугробы.

Белый снег пушистый в воздухе кружится,

И на землю тихо падает, ложится.

Расскажите мне, а кого можно встретить в зимнем лесу? (Ответы детей.)

Сейчас мы посадим зверей под деревья, а птиц на деревья. Посмотрите, кто у меня остался. (Дети находят картинку медведя.) Что же мишка делает зимой? (Ответы детей.) Медведя мы расположим в берлоге.

Молодцы!

Получился зимний лес, полон сказок и чудес. Вы все вместе постарались и появилась настоящая зимняя сказка.

3. Итог занятия.

Выходит Зима. Какая красота! Молодцы! Как жаль, что уже нужно прощаться… Пора возвращаться в наш детский Центр.

Ты подуй в свои ладошки,

Покружись потом немножко:

Вы теперь — не белочки,

И уже – не зайчики,

Все вы снова – (девочки)

И, конечно, — (мальчики).

(Логопед подводит итог занятия. Примерные вопросы: Ребята, вам понравилось сегодняшнее путешествие? Во что вы играли с Зимушкой — зимой? А кого собирали с т. Метелью? А чем занимались в тереме Снеговика?)

Очень хорошо! Молодцы!

Вы играли, веселились,

И отлично потрудились!

И за это вы, ребята,

Получаете награду!

Вам подарки, детвора,

Приготовила Зима.

Садитесь в волшебные санки:

Санки – снегокаты!

Везите нас с полянки лесной

Прямо в класс, домой!

Интегрированные занятия обеспечивают комплексный подход к обучению и развитию детей. Они способствуют эффективному формированию знаний и умений, усиливают воспитательную направленность содержания занятий, стимулируют развитие познавательных интересов дошкольников.

Список литературы

  1. Савицкая Н.М. «Логоритмика для малышей». Санкт-Петербург: КАРО, 2009, 128 с.
  2. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста». Москва: АЙРИС-пресс, 2007, 314 с.
  3. Чурилова Э.Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Москва: ВЛАДОС, 2004, 160 с.
Просмотров: 298
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Половинцева Елена Юрьевна. КОНСПЕКТ итогового интегрированного занятия по теме: «Зима» игра: «Что, где, когда»
  • Светлана Морозова. Конспект занятия по формированию познавательно – исследовательской деятельности у детей с ОВЗ 'Приглашаем в гости снег'
  • Лукошкова Елена Юрьевна. Подгрупповое логопедическое занятие «Предлоги В-НА-ПОД-НАД»
  • Лезжова Ольга Владимировна. В помощь родителям и педагогам. Физическое развитие ребенка с нарушением зрения: все под контролем
  • Костюкова Елена. Авторская сказка 'Как-то раз под Новый год'
  • Главный Редактор. Как держать аппетит Под контролем
  • Ольга Ронжина. Консультация для воспитателей. «Под парусом лето летит над землёй» Игры и эксперименты с ветром
  • Главный Редактор. Как Володя на салазках быстро под гору летел, Даниил Хармс
  • Дубровина Алефтина Викторовна. Познавательно-развлекательная игра «Что? Где? Когда?» (для детей подготовительной группы) Тема: «Деревья и кустарники»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Хамидова Фарида Феритсовна. Дети логопады, как категория детей с ОВЗ.
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Бегларян Наийла Егоровна. Конспект занятия по математике в старшей группе на тему: 'Путешествие по загадочной стране под названием Математика'
  • Антонова Татьяна Николаевна. Сценарий праздника для детей средней группы «КАК ДЕТИ СПАСЛИ ОСЕНЬ»
  • Фильчакова Татьяна Ивановна. Презентация Путешествие в осенний лес по сказке В. Сутеева 'Под грибом'
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Иваненко Ксения Васильевна. Сказка-инсценировка 'Звери, белые как снег'
  • Главный Редактор. Топ. Топ. Топает малыш...
  • Романова Светлана Витальевна. Конспект занятия в младшей группе на тему «Снег и его свойства»
  • Диянова Полина Владимировна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему: «Волшебство под открытым небом» для детей подготовительной к школе группы
  • Нурсана Гаффарова. Как дети учат друг друга разговаривать
  • Тюрина Татьяна Вячеславовна. Развлечение для детей второй младшей группы «В гости к нам пришла Зимушка-Зима»
  • Кодола Лариса. Занятие по проектной деятельности – «Дети экспериментируют» Тема занятия: «В гости к профессору Почемучкину»
  • Каксис Е. Г.. Сценарий осеннего праздника «Под грибком» для детей средней группы
  • Кошелева Анна Валерьевна. Конспект НОД по познавательной-исследовательской деятельности (младшая группа) «Как дети Дед Морозу помогали»
  • Гетьман Светлана Викторовна. Новогодний праздник для детей старшего дошкольного возраста «Чудеса под Новый год»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь