Уразбаева Е. С.. Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»

Статья «Духовно – нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы»

Подготовила воспитатель: первой квалификационной категории Уразбаева Е.С. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 60 «Детский сад присмотра и оздоровления «Дружная семейка» г. Альметьевск, 2020 г

Дошкольное детство – незабываемый отрезок в жизни ребенка. Именно в дошкольном возрасте ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь, поэтому не нужно забывать, что в нравственном воспитании главное та атмосфера, в которой живёт ребенок. Такие нравственные качества, как добро и зло, хорошо и плохо, представления о правде и справедливости целесообразно формировать как примером взрослого, а так и с помощью чтения художественной литературы. Известно, что дети взрослеют незаметно, поэтому так важна сказка рассказанная малышу. Ведь в простой детской сказке содержится все самое нужное, и самое главное в жизни, живое как сама жизнь.

Духовный мир ребенка может обогащаться в том случае, если это богатство он воспитывает через чувства сопереживания, радости, гордости, через познавательный интерес. Духовно – нравственное воспитание – очень актуальная и сложная проблема настоящего времени. Ведь в настоящее время всё чаще наблюдаются примеры детской жестокости, агрессивности по отношению, как к взрослым, так и близким людям, но и друг к другу. В дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, а под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, компьютерных игр и телевизионных передач у ребенка искажаются представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии и справедливости.

 

Позитивная социализация ребенка, освоение детьми культурного пространства человеческой жизни – миссия дошкольного образования. В культурном обществе чтение – одна из основополагающих коммуникативных практик, объединяющих общество, ибо чтение на порядок расширяет круг нашей коммуникации, вводя в него множество отобранных самой культурой» собеседников.

Чтение детям книги выступает тем идущим от взрослого видом деятельности, который становится для ребенка особой «культурной практикой». Суть ее состоит в том, что художественные тексты позволяют детям интуитивно схватывать целостную картину мира во всем многообразии связей вещей, событий, отношений. А в сочетании всех традиционных культурных практик (игровой, познавательно – исследовательской, продуктивной деятельности, чтении детям художественной литературы) происходит репрезентация и моделирование реальности, развитие ребенка как инициативного деятельного субъекта.

Чтение способствует формированию целостной картины мира, развитию интеллектуальных и личностных качеств ребенка, интегрировано решая задачи социально – личностного, художественно – эстетического и познавательно – речевого развития. Дети учатся взаимопониманию, умению высказывать свое мнение и слушать друг друга, чтение художественной литературы содействует мировоззренческому и нравственному становлению ребенка, воспитывает чувства любви и уважения не только к своей Родине, но и способствует присвоению ценностей добра и зла, заботы, любви, верности и справедливости.

Благодаря произведениям художественной литературы перед детьми раскрывается мир человеческих чувств, вызывая интерес не только к личности, но к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение не только близких, но и окружающих его людей. Расширяется кругозор, познавательные интересы, формируется культура размышления и творческого самовыражения.

Книга выступает, прежде всего, как феномен культуры. В основе содержания работы с художественной литературой в дошкольном возрасте лежит, в первую очередь, формирование у детей интереса к книге, привычки потребности в чтении. Только книга содержит в себе возможность «живой» интерактивности – совместного с собеседником переживания волнующего содержания — и в этом ее главная ценность с позиции ребенка. Важно создавать условия, чтобы ребенок мог самостоятельно выразить свое понимание и отношение к литературным героям и описанным событиям, поиграть со словом рифмой. Ежедневное чтение становится одним из ритуалов детской жизни. Круг детского чтения составляют стихи, рассказы, сказки, народных и авторских, поэтических и прозаических. Через художественные произведения в детскую память и обращение входят образы, сюжеты, речевые формы, происходящие из народных волшебных сказок, поэтического фольклора, классических произведений российской литературы, таким образом, в ребенке формируется отечественная культурная ментальность.

Важно читать детям не только отдельные короткие тексты, но и циклы рассказов об одних и тех, же героях, и произведения большого объема, например, сказочные повести, позволяющие вспоминать уже прочитанное, ждать продолжения, прогнозировать и обсуждать. Художественная литература становится основой для творческой деятельности детей – размышлений, придумывания историй, игровых сюжетов, создания интересных образов в рисовании, лепке и др. Активные формы присвоения литературного содержания приводят детей к более глубокому осмыслению, что оказывает большое влияние на их общее развитие.

Таким образом, книга учит нас сопереживать. Она позволяет нам почувствовать себя в положении другого человека и понять, что он чувствует. Поэтому, в духовно – нравственном воспитании дошкольников художественная литература играет важную роль. Она помогает воспитать в растущем человеке определенные взгляды на жизнь и общество, принципы, расширяет духовно – нравственный интеллектуальный кругозор ребенка.

Просмотров: 292
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Проскурина Ольга Викторовна. Экспериментальная деятельность дошкольников через чтение художественной литературы
  • Худякова Вера Анатольевна. Книга в жизни ребенка. Семейное чтение
  • Сеничкина Дарья Андреевна. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  • Маркина Ольга Александровна. Конспект организованной образовательной деятельности. Чтение художественной литературы. Сказки В. Сутеева.
  • Колесникова Елена Юрьевна. Формирование нравственных ценностных ориентаций у старших дошкольников посредством восприятия детской художественной литературы через реализацию рабочей программы «БЛАГОдарю»
  • Макаева Наталья Ипполитовна. «Влияние художественной литературы о природе на духовно-нравственное развитие ребёнка»
  • Шальнова Олеся Владимировна. Чтение художественной литературы
  • Тушева Юлия Леонидовна. Конспект занятия Чтение художественной литературы Сказка «Снегурочка»
  • Елена Алексеевна Родина. Презентация по образовательной области «Чтение художественной литературы» Тема: «Приобщение детей к книжке»
  • Корелина Наталья Сергеевна. ННОД по образовательной области «Чтение художественной литературы»
  • Малая Светлана Владимировна. Планирование по темам недели «Чтение художественной литературы»
  • Алёна Мосейчук. Конспект интегрированной НОД 'чтение художественной литературы и развитие речи' в старшей группе. Тема 'Золотая осень'
  • Чусовлянкина Екатерина Тимофеевна. Конспект ННОД по области «Чтение художественной литературы» - творчество С.Я. Маршака
  • Горбачева Юлия Анатольевна. НОД во второй младшей группе. Чтение художественной литературы «Мой мишка» З. Александрова
  • Арбузова Виолетта Генриховна. Картотека конспектов НОД в старшей группе ДОУ. Образовательная область 'Чтение художественной литературы'
  • Назаренко Елена Васильевна. Влияние чтения художественной литературы на детей старшего дошкольного возраста.
  • Наталья Дубенцова. Развитии речи младших дошкольников через использование произведений художественной литературы
  • Мигалева Марина Владимировна. Воспитание у детей нравственности путем использования произведений художественной литературы о родной природе.
  • Филатова Елена Викторовна. «Использование инновационных форм и методов работы для привлечения детей и их родителей к чтению — восприятию художественной литературы путем создания в ДОУ детской библиотеке»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Дрождина Любовь Александровна. «Как отдать ребенка в дошкольное учреждение или первый раз в детский сад»
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Климчук Ирина Васильевна. О чтении художественной литературы в летний период
  • Спиридонова Татьяна Владимировна. Чтения художественной литературы с использованием средств наглядного моделирования
  • Захарова Валентина Валерьевна. Обучение детей рассказыванию как форма совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Козловская Наталья Васильевна. Ознакомление детей третьего года жизни с окружающим миром при помощи художественной литературы
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь