Авдеева Марина Юрьевна. Статья на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Статья на тему: «Значение сюжетно-ролевой игры в развитии детей старшего дошкольного возраста»

Подготовила: Марина Юрьевна Авдеева, воспитатель МДОУ «ЦРР-д/с № 13» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка — детский сад № 13» Магнитогорск 2020 г

Одним из основных принципов Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования является реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры [1].

Ведущий вид деятельности детей — игра. Игра становится содержанием и формой организации жизни детей [2]. В нашем дошкольном учреждении процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. Дети стремятся к активной деятельности, и для наших педагогов важно не дать этому стремлению угаснуть. Чем полнее и разнообразнее мы выстраиваем процесс воспитания и организация игровой деятельности, чем более она значима для ребёнка и отвечает его интересам, тем успешнее идёт его развитие, реализуются потенциальные возможности и творческие проявления. Вот почему игра является наиболее близким и естественным видом деятельности для дошколят нашего детского сада.

 

В игре ребёнок развивается, познает мир, общается. В связи с этим перед воспитателями ставятся новые задачи: обогатить игровой опыт каждого ребёнка, повышая тем самым влияние игры на его развитие; создать дошкольникам условия для активной, разнообразной творческой игровой деятельности, используя весь калейдоскоп возможностей (сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные, игры-эксперименты, народные, режиссёрские и др.).

Сюжетно-ролевая игра — это своеобразная общественная модель. В ней дети представляют себя взрослыми. Такая игра дает возможность детям старшего возраста нашего детского сада осознать мотивы и цели деятельности взрослых, воспроизвести их взаимоотношения, которые воспринимаются через роль и через игровые правила. Поэтому я, как педагог, стараюсь способствовать расширению тематики сюжетно-ролевых игр, развитию их содержания на основе расширения знаний дошкольников об обществе и социальных ролях. Это достигается путём чтения разнообразной художественной литературы, посещение спектаклей.

В процессе игровой деятельности старшие дошкольники нашего учреждения переходят от простых к более осмысленным действиям: продумывают сценарий, устанавливают правила, создают персонажей. Игра становится для них проводником к взаимодействию с социумом: дети учатся играть не рядом, а вместе с товарищами.

Исследуя в своей практике различные виды игр, я сделала вывод, что сюжетно-ролевые являются наиболее близкими и доступными для детей старшей группы. На примере сюжетно-ролевых игр ( «Больница», «Магазин», «Отдел полиции», «Пожарная часть», «Цирк» и др.) дети в моей группе учатся примерять на себя различные социальные роли, что является важным фактором становления личности.

В сюжетно-ролевых играх дошкольники выступают в различных амплуа: то они сценаристы ( «Путешествие на Марс»), то режиссёры (Толик и Андрей 5 лет снимали на камеру фильм о работе повара, предварительно собрав материал и побывав с воспитателем на экскурсии в цехе готовой продукции), то актёры. Все эти моменты имеют огромное значение и для общего психического развития ребенка, и для развития игровой деятельности.

Хочется привести пример из своего опыта работы в старшей группе нашего МДОУ. Девочка Варя долгое время была замкнута, зажата, неохотно шла на контакты с детьми. При выяснении причин, стало известно, что в д/с, из которого была переведена Варя, не уделялось должного внимания сюжетно-ролевым играм. Спустя месяц активной игровой деятельности в нашей группе с применением сюжетно-ролевых игр девочка стала более коммуникабельной и открытой. Сначала Варвара играла одна: придумывала сюжеты и сценарии (больница, магазин, зоопарк) и выступала в своей игре в разных ролях. Например, в сюжетно-ролевой игре «Цирк» старательно изображала не людей, а различных животных. Или же она воображала себе вымышленного напарника (развитие воображения и творческого мышления). Постепенно она начала впускать в свою игру других детей. Результат налицо: сейчас Варя адекватно эмоционально реагирует на предложения других детей с ней поиграть, с удовольствием вливается в коллективную игру в разных ролях.

Нередко я замечаю в своей группе конфликтные ситуации между детьми. Слышу реплики среди ребят: «Не хочу быть покупателем, хочу продавцом». Такое происходит из-за неумения распределять роли, нежелания идти на компромиссы, что характерно для данного возраста. И зачастую я наблюдаю в начале игры ситуацию, когда все играющие хотят выступить в одной роли. Задача педагога в этот момент – посодействовать договору между детьми, помочь спланировать ролевые отношения, сглаживая процесс социализации.

Не каждая сюжетно-ролевая игра может способствовать нравственному развитию детей. Иногда мне приходится наблюдать картину развития сюжета игры негативной направленности. Дети играют в «Магазин», покупая «пиво», «сигареты».

Направленность игр зависит от воспитателя, который передает детям свой нравственный опыт, личным примером объясняя «что такое хорошо и что такое плохо». Своим примером воспитатель показывает детям образцы доброго, внимательного отношения к окружающим, поддерживает и поощряет положительные поступки детей [2: 5].

В нашем детском саду практикуются визиты родителей с рассказами о своих профессиях и демонстрацией тематического наглядного материала. После таких встреч дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры на основе услышанных историй из реальной жизни, дополняя их своими деталями и вымышленными образами.

Для наглядности воспитатели и педагоги нашего детского учреждения организуют для детей всевозможные экскурсии по городу, где на примерах обогащают их представления о социальном мире. Проведение таких экскурсий способствует обогащению знаний дошкольников, пробуждает у них любознательность, что впоследствии отражается в игровой деятельности ( «Ателье», «Ветеринарная клиника», «Зоомагазин»).

Возникновение и развитие игр у детей дошкольного возраста находится в прямой зависимости от усвоения ими конкретных знаний о явлениях социальной действительности.

Чтобы полученные сведения стали источником содержания игры и влияли на умственное и нравственное развитие наших воспитанников, мы, педагоги, постоянно руководим игровой деятельностью. Мы заинтересованы играми детей, стремимся поддержать и развить их игровые интересы, но при этом не вмешиваемся радикально в процесс, а лишь корректируем и направляем.

Список литературы

  1. https://classinform. ru/fgos/1. 1-doshkolnoe-obrazovanie. html
  2. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. -528 с.
  3. Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие / Т.И. Бабаева и др. Сост. и ред. Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт, З.А. Михайлова. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. — 288 с.
Просмотров: 217
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Щербакова Надежда Дмитриевна. Статья «Организация игровой деятельности: сюжетно – ролевая игра в ДОО»
  • Шарунова Вера Евгеньевна. Образовательный потенциал игровой деятельности детей в сюжетно-ролевой игре — «Школа».
  • Боргоякова Лилия Васильевна. Особенности формирования коммуникативных компетенций детей раннего дошкольного возраста через сюжетно-ролевые игры
  • Елена Осоткина. Опыт работы Тема: «Сюжетно-ролевая игра в жизни детей младшего дошкольного возраста»
  • Мочуга Ульяна Юрьевна. Значение сюжетно – ролевых игр и мультфильмов в жизни современных детей дошкольного возраста
  • Карелина Яна Александровна. Сюжетно — ролевая игра как средство развития детей дошкольного возраста
  • Батталова Гульназ Вагизовна. Статья о важности сюжетно-ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста.
  • Суханова Тамара Олеговна, Тилина Людмила Юрьевна. «О важности сюжетно — ролевой игры в жизни детей дошкольного возраста»
  • Мутыгулина Гюзель Салимгареевна. Роль сюжетно-ролевой игры в индивидуальном развитии детей дошкольного возраста.
  • Корнева Антонина Павловна. «Сюжетно – ролевая игра, как средство социализации детей дошкольного возраста»
  • Колесникова Ирина Владимировна. Сюжетно – ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста: «Знакомство с театром»
  • Карелина Альбина Анатольевна. План — конспект сюжетно — ролевой игры «Автосервис» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)
  • Завьялова Елена Николаевна. Конспект сюжетно-ролевой игры «Юные пожарные» для детей старшего дошкольного возраста
  • Дивакова Лариса Геннадьевна. Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста
  • Светлана Гоцуляк. Презентация 'Сюжетно-ролевая игра как средство формирования взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста'
  • Полосуева Олеся Николаевна. Статья «Нужна ли сюжетно ролевая игра в воспитании детей дошкольного возраста?»
  • Алилуева Юлия Вячеславовна. Математическое развлечение с элементами сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математическим островам»
  • Кубышкина Татьяна Анатольевна. Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД для детей старшего дошкольного возраста «Упрямый лягушонок» по одноименному произведению С. Михалкова.
  • Акутина Ольга Валентиновна. Конспект занятия, обучающего игровым действиям для сюжетно – ролевой игры «Железнодорожники» для детей старшего возраста.
  • Хазова Наталья Дмитриевна. Обобщение опыта по теме: «Сюжетно-ролевая игра как средство обучения детей дошкольного возраста»
  • Шибалова Марина Ивановна. ИГРОВОЕ ОБЩЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ
  • Степанишина Ирина Павловна. СТАТЬЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Кусенко Ольга. Семинар на тему: «Сюжетно-ролевые игры»
  • Боева Александра Юрьевна. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
  • Татьяна Энс. Семинар – практикум с педагогами. Тема: Формирование сюжетно- ролевой игры у детей дошкольного возраста
  • Нина Александровна Ишмуратова. «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» на тему «Кафе» в подготовительной группе
  • Федотова Любовь Сергеевна. «Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста» «Обезьянка-хулиганка на празднике у Кошки» в старшей группе
  • Мустаева Алия Рифовна. Организация сюжетно-ролевой игры 'Магазин'
  • Доценко Олеся Сергеевна. Педагогическая статья 'ЗНАЧЕНИЕ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'
  • Черникова Юлия Владимировна. Конспект сюжетно–ролевой игры «Почтовый вагон» для детей среднего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь