Васюкова Анастасия Александровна. Использование сенсорной комнаты в процессе адаптации ребенка к ДОУ

Использование сенсорной комнаты в процессе адаптации ребенка к ДОУ

Под адаптацией ребенка к дошкольному образовательному учреждению понимается процесс вхождения в новую для него среду, а также привыкание ребенка к новым условиям жизни. А именно, режим дня, постоянное взаимодействие с другими детьми, незнакомая обстановка, общение с незнакомыми взрослыми, дисциплина.

Адаптивные возможности ребенка раннего и младшего дошкольного возраста ограничены, поэтому при поступлении в детский сад большинство детей испытывает адаптационный стресс, который выражается в нарушении сна, питания, настроения, понижении иммунитета. Продолжительное нахождение в данном состоянии может привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.

Для решения проблемы адаптации у детей, поступивших в детский сад, была разработана программа занятий в сенсорной комнате, которая состоит из трех занятий. Первое занятие проводится индивидуально. Время нахождения в сенсорной комнате до 20 минут. До тех пор, пока ребенок не успокоится и у него не поднимется настроение. На втором и третьем занятии допустимо одновременное нахождение 2-3 детей. Общее переживание сплачивает детей, и они в дальнейшем продолжают общаться и играть в группе и на улице.

Цель программы заключается в обеспечении благоприятной адаптации ребенка к условиям детского сада. Основные задачи программы — снять тревожность и напряженность; создать положительный эмоциональный настрой и чувство безопасности; а также развить коммуникативные навыки.

 

Каждое занятие состоит из трех частей: вводная, рабочая и завершающая часть. Рабочая часть является основной, во время которой решаются поставленные цели и задачи занятия. В процессе реализации программы применяются следующие методы — сказкотерапия, игротерапия, игры на развитие навыков общения, использование оборудования сенсорной комнаты,

Цель первого занятия — облегчение адаптационного процесса ребенка. Задачи: успокоить плачущего ребенка, снять напряжение, тревожность, улучшить его настроение.

Вводная часть. Психолог приводит ребенка в сенсорную комнату. При входе ему говорится, что он сейчас попадет в волшебную комнату, в которой свои правила и первое – при входе все снимают обувь. Ребенку предлагается осмотреться в комнате, в это время включается пузырьковая труба. Если сам ребенок не проявляет интереса, то психолог показывает, что можно сделать, если нажмешь на кнопки управления пузырьковой трубой. При нажатии на кнопку – меняется цвет. Ребенку предлагается сделать тоже самостоятельно.

Рабочая часть. Психолог рассказывает сказку о зайке, который живет в бассейне. От имени зайки ребенку предлагается забраться к нему в сухой бассейн. В это время зайка (психолог от имени зайки) рассказывает правила поведения в бассейне: нельзя садиться на бортики, потому что они мягкие; нельзя прыгать в бассейн, ведь он сухой, а не с водой. Обращается внимание ребенка на цвет шариков, предлагается выбрать самые радостные шарики и вспомнить, когда было так радостно.

Психолог предлагает пройти по «змейке-шагайке» и на ней тоже найти самый красивый, веселый цвет.

Вернуться к пузырьковой трубе. Надо найти цвет, похожий на солнце, на травку, на банан, на малину. Предоставляется возможность свободно поиграть, выбрав то, что заинтересовало ребенка.

Завершающая часть. Зайка прощается, напоминает ребенку, что другие дети тоже хотят прийти к нему в гости, а ребенка ждут дети в группе и очень интересные занятия. Он желает ребенку весело поиграть с детьми в группе. Обязательно приходить еще, но уже не одному, а с другими детьми, ведь играть веселее вместе с друзьями.

Целью второго занятия является развитие навыков общения, что будет способствовать улучшению адаптации ребенка к детскому саду.

Задачи: способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности; развивать навыки социального поведения; развивать способность ребенка к сопереживанию; учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами;

Вводная часть. Детям предлагается пройти в комнату, предварительно разувшись. Войдя, дети знакомятся с правилами (от имени зайки) нахождения в волшебной комнате: в этой комнате нельзя обижать друг друга; нельзя трогать приборы, нельзя самим их включать и выключать; нельзя уносить то, что есть в этой комнате. Детям предлагается пройти по комнате и осмотреться. Психолог от имени зайки обращается к ребенку, с которым он уже знаком и спрашивает, может ли он сказать, как зовут тех детей, которых он привел к нему в гости. Если ребенок не смог назвать, то дети сами называют свои имена зайке.

Основная часть состоит из нескольких упражнений, в которых задействовано оборудование сенсорной комнаты.

Упражнение в сухом бассейне.

Цель: знакомство с понятием настроения, умение выбирать разные способы общения, умения контролировать себя, массажное воздействие, повышение настроения.

Зайка рассказывает, что он живет в чудесном, волшебном бассейне, в нем можно купаться, но при этом всегда остаешься сухим. А еще в его бассейне собрались разные настроения, кто из детей может сказать, какое настроение спряталось в синем шарике, а в красном? Так перебираются все цвета шариков, какие есть в бассейне. Детям предлагается забираться в бассейн по двое, но для этого им надо решить, кто с кем будет играть в бассейне. Если дети сами не вспомнят считалочку, то зайка предложит им свою. Перед тем, как дети заберутся в бассейн, зайка рассказывает им о своих правилах: не садиться на бортики; не прыгать в бассейн; не обижать друг друга; если же кто будет нарушать его правила, то в следующий раз зайка не позовет ребенка к себе в гости.

Сенсорная панель.

Цель: развитие когнитивных навыков, мелкой моторики, любопытства, умение координировать совместные усилия, умения рассчитывать свои силы, развитие навыков сотрудничества.

Детям, не находящимся в бассейне, предлагается поиграть с сенсорной панелью. Она выдвигается так, чтобы был доступ к ней всех желающих в нее играть детей. Сначала детям предлагается найти все, что можно делать на этой панели. Затем двум детям предлагается поиграть в «Перетяни», покрутить колеса одновременно двумя руками сначала одному ребенку, а затем сделать это же вдвоем. Затем пары детей меняются.

Пузырьковая труба.

Цель: развитие когнитивных навыков, развитие навыков общения, произвольности, развитие внимания, развитие исследовательской активности детей.

Включается пузырьковая труба. Дается время свободно исследовать работу пузырьковой трубы, затем детям задаются вопросы, что делает каждая кнопка, что делает зеленая, красная, зелена, синяя, оранжевая.

Затем детям предлагается всем вместе поиграть в игру «Нажми кнопку». Психолог прикасается к плечу ребенка и называет цвет кнопки, которую должен нажать ребенок.

Релаксация. Цель: обучение релаксации, снятие напряжения.

Используется кассета «Звуки природы». Детям предлагается лечь на маты и на полу, представив, как спит котенок, потянуться, как котенок. Затем свернуться клубочком и послушать музыку. Подумать, что может увидеть во сне котенок.

Цель завершающей части — введение ритуала прощания с «Волшебной комнатой». Упражнение «До свидания». Все дети прикасаются к зайке и говорят ему спасибо за праздник, который он им подарил. Затем все машут ему рукой, говоря «До свидания!» Зайка желает детям дружить и быть всегда веселыми.

Цель третьего занятия – развитие навыков общения, развитие доверия ребенка к другим детям. Задачи: развивать навыки социального поведения; способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности; развивать способность ребенка к сопереживанию; учить ребенка выражать свое эмоциональное состояние;

Вводная часть. Дети входят в комнату и им напоминаются правила поведения в волшебной комнате. Игра «Приветствие». Сначала дети называют свое имя и говорят, что они любят делать. Затем каждый должен сказать, как зовут его соседа справа, что он любит делать.

Основная часть состоит из нескольких упражнений, в которых задействовано оборудование сенсорной комнаты.

Упражнение в сухом бассейне.

Цель: закрепление понятия настроения, развитие произвольности, массажное воздействие, повышение настроения. Зайка просит вспомнить детей о правилах, которые нужно соблюдать в бассейне. Чтобы попасть в бассейн, дети должны пройти по волшебной дорожке «змейке-шагайке». Во время прохождения, ребенку надо вспомнить, какое настроение было у него вчера, утром, какое настроение было у мамы, папы. Выходя из бассейна, надо сказать, какое у него сейчас настроение.

Сенсорная панель.

Цель: развитие когнитивных навыков, мелкой моторики, развитие навыков сотрудничества.

Сенсорная панель выдвигается на середину комнаты. Дети располагаются вокруг нее и сначала вспоминают, что можно сделать. Затем задаются вопросы: Что может крутиться? Что может стучать? Что самое громкое? Что качается? С чем можно играть вдвоем?

Пузырьковая труба.

Цель: развитие когнитивных навыков, развитие навыков общения, произвольности, развитие внимания.

Включается пузырьковая труба.

Игра «Что бывает такого цвета». Пока горит определенный цвет, надо по очереди назвать предметы такого же цвета.

«Эмоциональные этюды» (По Чистяковой М.И.)

Цель: развитие эмоциональной сферы.

«Ой, ой, живот болит». Два медвежонка Тим и Том съели вкусные, но немытые яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются:

Ой, ой, живот болит!

Ой, ой, меня тошнит!

Ой, мы яблок не хотим!

Мы хвораем, Том и Тим!

Выразительные движения. Брови приподнять и сдвинуть, глаза прищурить; туловище согнуть, живот втянуть; руки прижать к животу.

Медвежата выздоровели.

Заболели медвежата Тим и Том. К ним пришел доктор Зай. Он вылечил медвежат. И стало очень хорошо. Не болят больше животы у Тима и Тома.

Выразительные движения. Положение сидя, ноги раздвинуть, тело отклонить назад, подбородок слегка приподнять, улыбка.

Релаксация. Цель: обучение релаксации, снятие напряжения.

Используется кассета «Звуки природы». Детям предлагается вдохнуть и выдохнуть несколько раз. Вдох-выдох, вдох-выдох. Широко улыбнуться. Поднять руки вверх и бросить их вниз. Представить, что превратились в птиц, полетать по комнате и опуститься на пол.

Завершающая часть. Упражнение «До свидания». Все дети прикасаются к мышонку и говорят ему спасибо за праздник, который он им подарил. Затем все машут ему рукой, говоря «До свидания!» Зайка желает детям дружить и быть всегда веселыми.

Таким образом, пространство сенсорной комнаты выступает помощником в решении задачи процесса адаптации детей к детскому саду. В процессе занятий у детей уменьшается эмоциональное и мышечное напряжение, они приобретают опыт общения со взрослым и сверстниками.

Список используемой литературы:

  1. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад. — М.: Просвещение, 1993. — 170 с.
  2. Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната — волшебный мир здоровья: Учебнометодическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. — СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. — 87 с.
  3. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. — 4 изд., испр. и доп. — М: АРКТИ, 2010 -80с.
  4. Титарь, А.И. Игровые развивающие занятия в сенсорной комнате: практическое пособие для ДОУ/ А.И. Титарь — М.: АРКТИ, 2008. — 88 с.
Просмотров: 185
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Куприкова Марина Владимировна. Развитие коммуникативных навыков ребенка посредством театрализованной деятельности
  • Диких Татьяна Викторовна. Развитие навыков общения у детей раннего возраста.
  • Жидких Ольга Александровна. Занятие в тёмной сенсорной комнате «Волшебная комната»
  • Богомолова Галина Григорьевна. «Развитие навыков общения в разновозрастной группе для детей с ОВЗ в игровой деятельности»
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Киретова Юлия Владимировна. Опыт работы психолога в сенсорной комнате с детьми с ОВЗ
  • Батищева Елена Ярославовна. Проект «Развитие коммуникативных навыков, мышления, творческих способностей у детей 4-7 лет «Мастерская общения»
  • Крылова Любовь Федоровна. РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА – ДОШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СО СКАЗКОЙ
  • Мартынова Родика Павловна. Развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи ребенка.
  • Фарахтдинова Зульфия Равиловна. Речевое развитие детей 4-5 лет. Рекомендации по развитию речи ребенка в семье. Профилактика задержки речевого развития.
  • Смелова Ирина Александровна. Развитие личности ребенка раннего возраста в процессе ознакомления с потешками
  • Алена Сергеевна Расскзова. Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук ребенка»
  • Кочеткова Снежана Станиславовна. Развитие самостоятельности ребенка.
  • Шагалова Анна Анатольевна. Статья «Воздействие музыки на гармоничное развитие ребенка»
  • Овчинникова Наталья Сергеевна. Родительское собрание-практикум на тему: «Развитие у ребенка мелкой моторики рук».
  • Сысоева Зинаида Викторовна. Эмоциональное развитие ребенка в условиях семьи
  • Шавшукова. Педагогический проект «Развитие познавательной активности ребенка через поиск ответов – рассуждений на вопросы»
  • Шадрина Екатерина Владиславовна. Конспекты занятий - Влияние фольклора на всестороннее развитие ребенка
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Редактор. ЗНАЧЕНИЕ НАВЫКОВ И ПРИВЫЧЕК В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
  • Редактор. Развитие мелкой моторики рук, координации движений, сенсорной активности
  • Дегтярева Ольга Тимофеевна. Конспекты занятий, направленных на развитие навыков самообслуживания у детей раннего возраста
  • Поморцева Ольга Александровна. Игры с водой и их влияние на психоэмоциольнальное развитие ребенка.
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Немчинова Наталья Андреевна Руссу Олеся Александровна Рожкова Светлана Викторовна. Конспект интегрированного ООД в темной сенсорной комнате «Зимнее путешествие»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Ермошина Наталья Николаевна. Сенсорное развитие ребенка раннего возраста через движение, исследование и игру



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь