Лазукова Людмила Викторовна. Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о Калужском крае через знакомство с декоративно – прикладным искусством (хлудневская игрушка)

Расширение представлений детей старшего дошкольного возраста о Калужском крае через знакомство с декоративно – прикладным искусством (хлудневская игрушка)

Лазукова Л.В. МБДОУ №55 «Пчелка» (г. Калуга)

На данном этапе развития дошкольного образования делается акцент на личностное развитие ребенка, на развитие его познавательных способностей, в том числе и знаний о родном крае. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования подчеркивается важность формирования представлений о малой родине, представлений о ценностях народа[3]. (п. 2. 4)

Воспитание гражданских чувств у ребенка начинается с самого малого – с создания условий для его самоидентификации как части Малой Родины, своего города, села. Для этого необходимо дать ребенку возможность познать свой край, почувствовать его красоту и традиции, познакомить с его историей, народными промыслами. Важности ознакомления детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством рассматривали многие исследователи проблем детского творчества — Е.А. Флёрина, А.П. Усова, Т.С. Комарова, Т.Н. Доронова и другие. Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями изобразительного народного творчества развивают познание дошкольника, формируют знания о родном крае, приобщают к миру прекрасного.

 

Важнейшим условием дошкольного воспитания является приобщение ребенка к культуре своего народа. Дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для восприятия и усвоения любой культуры.

Народное декоративно-прикладное искусство – часть национальной культуры. Знакомство с ним помогает решать задачи патриотического, нравственного и художественного воспитания, дает детям дошкольного возраста не только определенный объем знаний о промыслах, но, и учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий, расширяет представления дошкольников о родном крае.

Калужская земля издавна славится народными промыслами: бисероплетением, изготовлением тряпичных кукол, ткачеством, плетением из лозы, гончарным искусством и росписью глиняных хлудневских игрушек.

Художественные произведения, созданные калужскими мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Хлудневская игрушка проста по форме, своеобразна, украшена простым орнаментом, имеет множество сюжетов. Распространены в раскраске глиняной хлудневской игрушки знаки воды и дождя — волнистые и прямые параллельные вертикальные и горизонтальные линии, колоса и травы — точки, пучки точек разного цвета. Для росписи используются в основном яркие цвета: красный, малиновый, зеленый. Эти цвета являются типичными для калужской вышивки, народного костюма. Каждый цвет имеет свой смысл. Красный – цвет земли, символ огня, красоты; зеленый – символ возрождения жизни; желтый – цвет солнца; синий – цвет воздуха.

Хлудневская игрушка — это старинный народный промысел Думиничского района Калужской области, которым традиционно занимались в деревне Хлуднево. Игрушки наши предки лепили не только для забавы. Игрушки служили оберегами. Наши предки верили, что игрушки могут «оберегать» людей от несчастий: если в доме есть глиняная игрушка, то беды и неудачи, болезни обойдут семью стороной. Каждая игрушка имела свое назначение. Барышню с детками дарили на свадьбу – чтобы у молодых семья была крепкая, много было детей. Чтобы в доме водилась всякая живность – дарили фигурки домашнего скота и птицы (барашки, коровы с телятами, козы с козлятами, петушки и пр.) После обжига игрушка превращалась в грематушку (погремушку). Верили наши предки, что своим свистом отгоняют игрушки от дома нечистую силу. Даже когда игрушка разбивалась — ее не выбрасывали, а мелко толкли и рассыпали вокруг избы. Есть у хлудневских мастеров и особенная игрушка – чудо дерево с фигурками животных, диковинных птиц и цветов. Верили люди, что оно может творить чудеса – вызвать дождь или солнце, уберечь от болезней, послать хороший урожай.

Хлудневские мастерицы сохранили и открыли миру удивительную красоту местной игрушечной традиции, уходящей корнями в глубокую древность. В них близость русского крестьянина к природе выражена настолько ярко и наглядно, что любуясь игрушками, непроизвольно погружаешься в те времена, когда человек относился к окружающей природе как к высшему божественному началу.

Хлудневская игрушка — свидетельство неугасающей народной традиции, в основе которой лежит близость человека с природой.

И сейчас в деревне Хлуднево изготавливают игрушки – Александр Заборских, который даже у нас в Калуге проводит мастер-классы, Инна Ахалова. Они продолжают ремесло своих предков.

При работе с детьми младшего дошкольного возраста мы вносим хлудневские игрушки на занятие, как персонаж сказок. Ведь у хлудневских мастеров есть множество свистулек в виде разнообразных животных. Такие как петушки, конь, коза, олень, птицы и, конечно же, люди. Ещё хлудневские мастерицы очень любят создавать образ медведя и медведицы, ведь медведь — излюбленный герой русских народных сказок, его называли «дедушко», «Михайло Потапыч». Он постоянный и очень древний сюжет в народной игрушке, знак знатности и достатка. При рассматривании хлудневской игрушки задаются вопросы, происходит знакомство с элементами орнамента. Совместно с изучением орнамента происходит освоение пластической формы хлудневской игрушки. Дети пробуют с помощью пластилина лепить несложные фигуры.

В старшем дошкольном возрасте дети больше узнают о хлудневской игрушке. Мы рассказываем историю этой игрушки, ее происхождение. Знакомим детей с таким видом хлудневской игрушки, как грематушки — полый цилиндр с глиняными шариками внутри или грематушка сделана в виде куклы, в колоколе юбки которой замурованы небольшие глиняные камешки, которые после обжига, превращаются в звонкие шарики. Затем дошкольники сами пробуют лепить хлудневскую игрушку, но уже из глины. Сначала делается роспись на листе бумаги, нанося орнамент на силуэт хлудневской игрушки, а затем расписывают уже готовое изделие, сделанное своими руками.

В рамках работы по данному направлении в ДОУ был реализован проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомьтесь – Хлудневская игрушка», результатом которого стало оформление альбома и проведение открытого занятия «Конкурс знатоков народной игрушки».

Чтобы еще больше заинтересовать детей декоративно-прикладным искусством нашего края, мы проводим экскурсии в «Дом Музей народных промыслов», где широко представлена коллекция хлудневской игрушки.

Собранный материал по декоративно-прикладному искусству Калужского края станет частью программы, по реализации регионального компонента для детей старшего дошкольного возраста, которая разрабатывается коллективом нашего дошкольного образовательного учреждения.

Сейчас в нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется информационно – просветительский проект для родителей «Наш Калужский край», одна из частей которого посвящена декоративно-прикладному искусству края.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности ребенка, близко по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобщенность образа), доступно детскому восприятию и понятно ему. Красота родной природы, особенности быта русского народа, его всесторонний талант, трудолюбие, оптимизм предстают перед детьми живо и непосредственно в произведениях народных мастеров. Посредством общения с народным искусством хлудневских мастеров происходит расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о разных видах народно-прикладного творчества, формирование знаний и позитивного отношения к своей малой Родине — Калужском крае. Я не случайно увлеклась этим проектом, потому что сама родилась и выросла рядом с деревней Хлуднево и мне это близкое и родное.

Литература:

  1. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. М.: Просвещение, 1997. 269 с.
  2. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. М.: Мозаика- Синтез, 2008. — 168с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.: Центр педагогического образования, 2014. 32 с.
Просмотров: 239
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Бирюкова Ольга Ивановна. Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с народным искусством: декоративно-прикладным искусством и народным фольклором.
  • Быстрова Татьяна Викторовна. Методическая разработка. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством
  • Светлана Жабина. Презентация по использованию элементов декоративно-прикладного творчества в изображении игрушки на тему: «Лошадка-качалка»
  • Бурлакова Елена Евгеньевна. Презентация авторского образовательного проекта по расширению у детей старшего дошкольного возраста знаний о редком животном – Амурском тигре, который живет в родном крае «Тигренок на подсолнухе»
  • Гумберг Анастасия Сергеевна. Ручной труд. Обучение старших дошкольников шитью мягкой игрушки в условиях реализации дополнительной образовательной программы «Забавная игрушка».
  • Гусейнова Реана Амаевна. Конспект занятия по знакомству с произведениями народного декоративно-прикладного искусства в младшей группе «Знакомство с произведениями народного декоративно-прикладного искусства»
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Бордюгова Наталья Львовна. «Роль игры и игрушки в воспитании детей дошкольного возраста: исторический подход»
  • Овчинникова Татьяна Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему: «Описание игрушки»
  • Барнышева Анастасия Николаевна. Конспект развлечения «МОЯ ЛЮБИМАЯ ИГРУШКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Малика Алатаева. Профилактическая беседа с детьми дошкольного возраста «Спички детям не игрушка»
  • Сокольская Татьяна Владимировна. ИТОГОВОЕ ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ «ИГРУШКИ НЕ ПРОСТЫЕ – ИГРУШКИ РАСПИСНЫЕ»
  • Махнева Н. А., Легостаева М. В., Озорнина А. Л.. 'Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами устного народного творчества' (Педагогический проект 'Бабушкин сундучок')
  • Науменко Светлана Васильевна. Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историей родного края
  • Фадеева Зоя Борисовна. План работы по самообразованию на 2017-2019 учебный год «Формирование нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
  • Исмаилова Пери Магамедхановна. Познавательный проект «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к культуре и традициям русского народа через устное народное творчество»
  • Полторецкая Юлия Александровна. Проект «Развитие у дошкольников представлений о малой Родине, посредством ознакомления с историей и особенностями Родного края»
  • Ковтун Ирина Викторовна. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с историей малой Родины.
  • Наталья Винникова. Ознакомление дошкольников с народным декоративно- прикладным творчеством. Методическое описание.
  • Данилова Ольга Николаевна. Приобщение детей к истокам русской народной культуре, через декоративно — прикладное творчество
  • Главный Редактор. Функция игрушки в развитии зрительного восприятия детей раннего возраста
  • Моргунова Ирина Валерьевна. Проект 'Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста'
  • Михайленко Екатерина Борисовна. Презентация «Развитие творческих способностей детей через декоративно – прикладное искусство».
  • Костова Марина Александровна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы по теме: «Экскурсия в музей русской народной игрушки».
  • Захарова Динара Мухаррямовна. Конспект литературной игры для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки русских народных сказок»
  • Круглова Иляна Сергеевна. Народное и декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей дошкольников в условиях реализации требования ФГОС ДО Интегрированное занятие на тему: «Шкатулка семейных ценностей» (подготовительная к шк
  • Червякова Елена Александровна. Статья: «Роль русских народных сказок в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
  • Красникова Наталия Витальевна. Отчет по самообразованию воспитателя Красниковой Н.В. «Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
  • Левашова Светлана Евгеньевна. Развитие способностей к пониманию литературных произведений детьми старшего дошкольного возраста и обращение их к истокам народного творчества при изучении произведений А.С. Пушкина
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь