Шатунова Татьяна Александровна. Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста

Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста

Воспитатель ГБДОУ №19 комбинированного вида Красносельского района г.Санкт-Петербург Ф.И. О.: ШАТУНОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Описание: В статье представлен опыт работы по использованию кинезиологических упражнений. Данный материал будет полезен для работы воспитателей, учителей — логопедов, педагогов – психологов, родителей.

Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию нетрадиционных форм развития мелкой моторики в работе с детьми дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, как одной из форм здоровьесберегающей технологии.
  2. Разучить с участниками пальчиковые игры, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
  3. Закрепить умения участников применять полученные знания в практике.

Оборудование: мультимедийная презентация, буклеты.

 

Здоровье – это базовая ценность и необходимое условие полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Не создав фундамент здоровья в дошкольном детстве, трудно сформировать здоровье в будущем. Ребёнок 3-7 лет проводит до 70% времени в детском саду. Поэтому задачей педагога является создание условий, раскрывающих резервы детского организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья. Выполнять данные правила помогают прочно вошедшие в образовательную среду современные здоровьесберегающие технологии. В качестве психолого-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребёнка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я делаю акцент на кинезиологию.

Кинезиология в настоящее время представляет одно из самых быстро развивающихся и наиболее интересных направлений современного естественного оздоровления. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. В основном она направлена на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека. Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 9 лет, когда кора больших полушарий ещё окончательно не сформирована.

Термин «кинезиология» происходит от греческих слов kinesis- движение и logos– наука.

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Они влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, но и позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В результате в организме происходят положительные структурные изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Кинезиологические упражнение – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Цель кинезиологических упражнений:

  • создание новой нейронной сети,
  • улучшение межполушарного взаимодействия через физические упражнения.

Доктор психологических наук, профессор Алла Леонидовна Сиротюк, занимавшаяся данной проблемой, разработала развивающую кинезиологическую программу для дошкольников ( «Программа формирования и развития нейропсихологического пространства проблемного ребенка»

Цели:

  • развитие межполушарной специализации;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • синхронизация работы полушарий;
  • развитие мелкой моторики;
  • развитие высших психических функций (памяти, мышления, внимания, речи).

По мнению А. Л. Сиротюк, коррекционно-развивающая и формирующая работа, основанная на двигательных методах, должна включать в себя

Растяжки – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорнодвигательного аппарата.

Дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Глазодвигательные упражнения – позволяют расширить поле зрения, улучшают восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что движения глаз активизируют процесс обучения.

Перекрестные (реципрокные) телесные упражнения – развивают межполушарное взаимодействие, снимают непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы.

Упражнения для языка и мышц челюсти.

Упражнения для мелкой моторики рук – стимулируют речевые зоны головного мозга.

Упражнения для релаксации (снятия напряжения) – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминанием событий и ощущений.

Массаж – воздействует на биологические активные точки. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.

Упражнения для развития коммуникативной и когнитивной сферы.

Упражнения для развития произвольности.

Данная программа рассчитана на специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, работающих с детьми, имеющими отклонения или искажения в психическом развитии.

Подробнее вы можете познакомиться с ними в книге Л. А. Сиротюк «Коррекция развития интеллекта дошкольников».

Условия успешного выполнения кинезиологических упражнений

Упражнения необходимо проводить ежедневно, без пропусков; утром или днем. Детей с раннего возраста необходимо учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

Занятия проводятся в доброжелательной обстановке, можно под музыку;

Требуется точное выполнение движений и приемов;

Упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

Упражнения должны быть интересным, эмоционально — значимым для ребенка и проводятся в игровой форме;

Если упражнения используются при выполнении во время проведения развивающих занятий, то необходимо учитывать следующее:

  • выполнение стандартных учебных действий может прерываться кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно;
  • когда предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы.

Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день.

Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

ускорение темпа выполнения;

выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);

подключение движений глаз и языка к движениям рук.

Предлагаю вашему вниманию кинезиологические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики, которые я использую в своей работе с детьми. Они положительно влияют на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, мышления, памяти, внимания, восприятия; улучшают мыслительную деятельность, способствуют самоконтролю, произвольности деятельности.

«Кольцо» — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Лягушка» — последовательно менять два положения руки: кулак, ладонь (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе). Можно сопровождать словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке скучно тут, а пруд зарос травой, зеленой и густой».

«Ухо-нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой — за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Лезгинка» — левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук.

«Кулак — ребро – ладонь» — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ладушки-оладушки» — правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»

«Симметричные рисунки» — это рисование в воздухе двумя руками одновременно — зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку). При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

Элементы кинезиологических упражнений можно использовать при выполнении с детьми пальчиковой гимнастики, физкультминуток.

Когда дети освоили достаточное количество кинезиологических упражнений можно использовать сказки. Этот прием позволяет заинтересовать детей, поддерживает их интерес к упражнениям.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию кинезиологическую сказку «Два котенка».

(способ организации детей – сидя за столами)

Жил-был на свете белый, пушистый котенок по имени Снежок (дети показывают правый кулачок).

Он очень любил прогуливаться по своему саду (выполнение упражнения «Лягушка» со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка»).

В саду росли высокие деревья (руки вверх, развести пальцы в стороны) и низкие кустарники (кисти рук стоят на столе, пальцы разведены в стороны).

И вот однажды, Снежок вышел из своего дома, прогуляться (выполнение упражнения «Лягушка» правой рукой со словами: «Кулачок-ладошка, так гуляет кошка») и увидел, что на полянке бегает черный котенок (выполнение упражнения «Лягушка» левой рукой со словами).

Он быстро помчался к нему, чтобы познакомиться (выполнение упражнения «Лягушка» в быстром темпе).

Котенка звали Уголек. Они подружились и стали бегать друг за другом (выполнение упражнения «Лягушка» с одновременной сменой позиции).

И тут Снежок нашел на траве кольцо (упражнение «Кольцо»: поочередно, соединяя в кольцо большой палец с последующими, со словами: «Раз, два, три, четыре, пять – весело колечко будем примерять!», он стал примерять его на правую лапку, а затем на левую, но колечко оказалось ему велико.

Тогда Уголек стал его примерять (Упражнение «Кольцо»: из большого и указательного пальцев правой руки делаем колечко и начинаем его нанизывать, не размыкая пальцы на каждый палец левой руки со словами: «Мизинец, безымянный, средний, указательный, большой – ой, ой, ой!»).

И тут кольцо упало и покатилось по тропинке – котята за ним (упражнение «Лягушка»).

И привела их тропинка к пруду, на котором сидела лягушка и громко плакала, от того, что ей было грустно одной.

Котята решили ее развеселить и показали ей интересную игру (упражнение «Ладушки-оладушки»: правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами: «Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем»). Но лягушка не стала веселей, тогда котята предложили ей станцевать (упражнение «Лезгинка»: левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой. После одновременно сменить положение правой и левой рук; ускоряя скорость).

Лягушка развеселилась и поблагодарила котят. А потом сказала, что темнеет, приближается ночь и ей пора в пруд (упражнение «Лягушка»: смена трех положений руки кулак-ребро-ладонь, со словами: «Лягушка хочет в пруд, лягушке страшно тут!»).

Котята попрощались с ней и тоже отправились домой (упражнение «Лягушка»).

По дороге они наблюдали, как на небе мерцают звезды (упражнение «Звездочки»: правая ладонь пальцы в кулак, левая – пальцы в стороны – смена позиций).

Вот они и дошли до дома, уставшие они улеглись на коврике (вытянуть пальцы из кулачка) и уснули.

Еще В. А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках пальцев».

И. М. Сеченов отмечал: «Неподвижный глаз так же слеп, как неподвижная рука».

И. П. Павлов «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».

«Движение может заменить лекарство – но ни одно лекарство не заменит движения». Ж. Тассо.

Использование кинезиологических упражнений оказывает положительный эффект на детей с эмоционально-личностными и поведенческими особенностями, способствует координации дислексии и дисграфии, улучшает память, внимание, речь, снижает утомляемость, активизируются познавательные процессы.

Список литературы:

  1. Леонова Е., Гетенькина Е. Поможем себе! Пальчиковая гимнастика. // Дошкольное воспитание №3, 2004.
  2. Михеева Е. В, Здоровьесберегающие технологии в ДОУ // Методические рекомендации, М., 2009.
  3. Руднова М. А. Здоровье современных дошкольников.
  4. Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координация движений рук. — М., 2003.
  5. Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  6. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. – М.: ВНИИФК, 1999.
  7. Щетинин М. Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. – Айрис-пресс, 2007.
Просмотров: 719
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие мелкой моторики рук у детей




Другие новости по теме:

  • Трапезникова Ольга. «Упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».
  • Сошникова Валентина Александровна. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики пальцев рук
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Трофимова Александра Викторовна. Игровые упражнения для развития мелкой моторики
  • Белова Аксана Ивановна. «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей раннего возраста»
  • Гизатуллина Эльвира Тагировна. Игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы детей дошкольного возраста
  • Черняк Ольга Владимировна, Ансимова Светлана Юрьевна. Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей дома»
  • Наталья Викторовна Спешилова. «Игры и упражнения для глаз с детьми, имеющими зрительные нарушения» Консультация для воспитателей
  • Андриянова Ольга Владимировна. Дидактические упражнения по теме: «Игры с песком для развития математических способностей ребёнка».
  • Карнюшина Евгения Александровна. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА РЕБЕНКА И ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ШКОЛЕ
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Игры и упражнения по развитию слуховой памяти у детей дошкольного возраста»
  • Даутова Венера Хамбаловна. Дидактические упражнения как средство развития логического мышления дошкольников
  • Курочкина Галина Валентиновна. Игры и упражнения, применяемые при работе с детьми имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).
  • Мансурова Валентина Борисовна. Словесные дидактические игры и упражнения в режиме дня для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР
  • Уханова Любовь. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи
  • Александрова Радина Раисовна. МАСТЕР — КЛАСС «ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ, ТЕХНИКИ РЕЧИ И РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ»
  • Зудина Ольга Степановна. Спортивные упражнения и подвижные игры с мячом для детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы)
  • Грачева Марина. ГРАФОМОТОРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗИТИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ТОНКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Бунина Марина Викторовна. Мастер-класс для педагогов «Игры и упражнения на снятие напряжения и агрессии у дошкольников 5–7 лет»
  • Трещева Татьяна Анатольевна. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ И ВОКАЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА)
  • Васильева Екатерина Геннадиевна, Савченко Ольга Васильевна. Дидактические игры и упражнения по развитию речи для детей дошкольного возраста
  • Сизова Елена Анатольевна. Коррекция опорно – двигательного аппарата детей дошкольного возраста, через профилактические игры и упражнения.
  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Горшкова Екатерина Михайловна. Развитие эмоционального мира дошкольников через специальные игры и упражнения.
  • Куничкина Ольга Геннадьевна. Семинар-практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»
  • Мунина Галина Алексеевна. Консультация для педагогов 'Театральные игры и упражнения для младших дошкольников'
  • Куриленко Татьяна Алексеевна. «Пальчиковая азбука и гимнастика в стихах» — упражнения в стихах как одно из средств профилактики дизграфии у детей с нарушениями речи.
  • Юлия Владимировна Шовгеня. «Кинезиологические упражнения как средство помощи детям с проблемами в развитии»
  • Бурханова Анна Александровна. Психогимнастические упражнения для педагогов
  • Чилина Ирина Александровна. «Игры и упражнения на развитие выразительности речи»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь