Римская Т.Н., Шнитко Е.В.. Мастер – класс «Психомоторное развитие дошкольников с учетом функциональной асимметрии мозга»

Мастер – класс «Психомоторное развитие дошкольников с учетом функциональной асимметрии мозга»

Подготовили воспитатели:

  • Римская Т.Н.,
  • Шнитко Е.В.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД НОЯБРЬСК МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СИНЕГЛАЗКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК 2020 учебный год

Цель: Раскрыть особенности психомоторного развития ребенка в дошкольном возрасте. Расширить круг приемов в профилактике и коррекции психомоторного развития детей с учетом функциональной асимметрии мозга.

Задачи:

  1. Актуализировать проблему недостаточной психофизиологической зрелости детей.
  2. Показать практическую значимость кинезиологических упражнений для создания условий успешного обучения обучающихся;
  3. Представить педагогам комплекс кинезиологических упражнений;
  4. Предоставить возможность выполнить кинезиологические упражнения.
  5. Теоретическая часть.

скачать конспект

И. Кант утверждал: «Рука является вышедшим наружу мозгом», а В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения является основой оздоровления всего общества. В национальной доктрине образования в Российской Федерации говорится: приоритетная роль образования – это здоровье нации.

Для ребенка 3-7 лет средой жизнедеятельности является дошкольная образовательная организация, где дети проводят до 70% времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которую, ставит перед ним детский сад, она должна предполагать создание условий, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья.

Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. В этот период важно уделить внимание развитию таких процессов, как память, восприятие, мышление, внимание.

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное зрительное и кинестетическое восприятие; левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построений программ. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело). Для успешного обучения и развития ребенка одним из основных условий является полноценное развитие мозолистого тела, которое необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в

другое. По мнению нейрофизиологов, определяющую роль в возникновении речевых нарушений играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия. То есть одной из причин является «координационная неспособность» к обучению, т.е. неспособность правого и левого полушария к интеграции. Если нарушается проводимость через мозолистое тело, то ведущее полушарие берет на себя большую нагрузку, а другое блокируется. Оба полушария начинают работать без связи, что искажает познавательную деятельность детей. Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.

2. Практическая часть.

А сейчас, уважаемые коллеги, давайте попробуем определить наличие функциональной асимметрии мозговых полушарий у нас самих. Для этого, просим вас разбиться на группы и присесть за столы. Существует насколько способов определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий. Для того чтобы определить достаточно точно к какому типу мышления принадлежит человек желательно использовать несколько способов. Рассмотрим три наиболее простых способа определения асимметрии полушарий головного мозга, выполнив данные задания.

Задание 1

Для определения наличия выраженной функциональной асимметрии мозговых полушарий используется метод И.П. Павлова, при котором испытуемому предъявляется набор из 9 карточек со словами: окунь, орёл, овца, бегать, летать, плавать, чешуя, перья, шерсть.

Если вы поделили слова в соответствии с их формальными признаками (в одну группу попали все названия животных: окунь, овца, орёл, в другую — глаголы, в третью – названия внешних покровов этих животных), то вы реализуете левополушарный тип мышления.

Испытуемый с доминированием правого полушария соберёт из слов три образа (овца, бегать, шерсть; орёл, летать, перья; окунь, плавать, чешуя).

Если вы собрали одним способом, при этом говорите, что можете собрать и по-другому и демонстрируете это, то вы не обладаете ярко выраженным доминированием какого-либо полушария, и мы назовём такого человека «равнополушарным».

Задание 2

Доминирующее полушарие можно определить по специальным рисункам. Взгляните на рисунок, что вы видите? Запомните именно тот вариант, который увидите первым на картинке.

Если вы увидели в первую очередь пейзаж, то вы обладаете доминирующим левосторонним мышлением. Если вы увидели вначале лошадей – то вы обладаете доминирующим правосторонним мышлением.

Задание 3

Далее представлено 4 задания, проходя которые вы должны отметить на листе бумаги, какой тип реакции проявился у вас — правый или левый. Их можно отмечать, например, буквами «П» и «Л».

3. 1. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы, образуя тем самым «замочек» из рук. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху — правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый.

3. 2. Возьмите листок бумаги и проделайте в нем отверстие диаметром примерно 3-4 см. Возьмите листок и разместите листок на расстоянии вытянутой руки. Теперь посмотрите двумя глазами на какую-н. точку в пространстве через отверстие в листке. А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции — правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза — тип реакции левый.

3. 3.

Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху — правая или левая. Это так называемая поза Наполеона. Результат зафиксируйте.

3 4.

Для того чтобы проделать данное задание, вам необходимо поаплодировать или просто похлопать в ладоши. А сейчас обратите внимание, какая рука при этом у вас оказывается сверху — правая или левая. Фиксируем этот результат на своем листке.

Итак, вы выполнили все четыре задания. Если в ходе эксперимента получилось больше букв «П» — у вас правостороннее мышление. Если в ходе эксперимента получилось больше букв «Л» — левостороннее мышление. Если количество букв «П» и «Л» одинаково – равностороннее мышление.

А теперь прошу вас разделиться на команды, где за одним столом будут находиться педагоги с правосторонним мышлением, а за другим-с левосторонним.

Для стимуляции интеллектуального развития необходимо применять кинезиологические упражнения. Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Предлагаемые упражнения могут применяться как в виде целостного комплекса, так и, по отдельности, а также в любых сочетаниях друг с другом по усмотрению педагога. Противопоказаний для выполнения этих упражнений по состоянию здоровья нет. Мы выполним с вами комплекс для детей 5-7 лет.

Упражнение 1. «Жить здорово!»

И.п. – стоя, руки вперед ладонями вниз.

  1. – правая рука к виску ладонью вниз; левую в кулак, большой палец вверх
  2. – руки вперед, хлопнуть в ладоши.
  3. – левая рука к виску ладонью вниз; правую в кулак, большой палец вверх
  • 4 – и.п. (Повторить 4–5 раз.) Выполнить тоже, начиная с левой руки. На счет 1, 3 движения рук делаются одновременно.

Упражнение 2. «Один–два»

И.п. – стоя, руки вперед ладонями вверх.

  1. – ладони в кулак, указательный палец правой руки вверх; указательный и средний пальцы левой руки вверх
  2. – хлопнуть в ладоши.
  3. – ладони в кулак, указательный палец левой руки вверх; указательный и средний пальцы правой руки вверх
  4. –и. п. (Повторить 5–6 раз.)

Упражнение 3. «Пальчик с носиком здоровается»

И.п. – стоя, руки перед грудью ладонями внутрь

  1. – указательным пальцем правой руки коснуться кончика носа, большим и указательным пальцами левой руки захватить мочку правого уха
  2. – и.п.
  3. – указательным пальцем левой руки коснуться кончика носа, большим и указательным пальцами правой руки захватить мочку левого уха
  4. – и.п. (Повторить 4–5 раз.)

Сделать то же, начиная с левой руки. На счет 1, 3 движения рук выполняются одновременно

Упражнение 4. «Пилим–заколачиваем (кулачок, ребро, ладошка)»

И.п. – сидя, руки на коленях ладонями вниз.

  1. – правой рукой выполнять продольные движения ребром ладони; левую – в кулак, постукивая тыльной стороной руки по колену
  2. – и. п.
  3. – левой рукой выполнять продольные движения ребром ладони; правую – в кулак, постукивая тыльной стороной руки по колену.
  4. – и.п. На счет 1, 3 движения рук выполняются одновременно в течение 30 секунд.

Упражнение 5. «Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторить упражнение 8–10 раз.

Упражнение 6. “Мельница”.

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты. Дыхание произвольное.

Следующие упражнения можно использовать как в комплексе, так и самостоятельно.

Игра «Алфавит».

Цель этой игры, помочь нашему мозгу войти в ресурсное состояние, это происходит за счет того, что во время таких действий задействуются оба полушария мозга. Не нужно добиваться того, чтобы перегрузить свой мозг чрезмерной сложностью. Усложняйте игру только тогда, когда задание становится выполнять не интересно. Когда вы чувствуете и легкость, и интерес, и свободу в движениях, значит достигли ресурсного состояния.

Упражнение: «Зеркальное рисование». Цель — развитие межполушарного взаимодействия (мозолистого тела), произвольности и самоконтроля. Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру, рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

2. Заключение.

Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению память и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

При регулярном выполнении перекрестных движений образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга.

Итак, мы приходим к выводу о том, что применение кинезиологических упражнений в работе с детьми позволяет подготовить мышление ребенка к освоению грамоты, а кисть руки — к освоению письма.

Главное, что каждый педагог должен помнить: нельзя никого принуждать выполнять упражнения неестественным для него или неудобным способом.

Дети могут работать «внутри своих способностей», их можно лишь мотивировать, но не заставлять проделывать упражнения.

И в заключение маленький совет: Большинство из нас выполняют рутинные ежедневные физические действия «удобной» рукой. Попробуйте сами и предложите вашему малышу чистить зубы, причесываться, доставать предметы, рисовать и даже писать другой рукой.

Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело.

Просмотров: 432
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Пичугина Ирина. Влияние развития мелкой моторики руки на развитие речи детей (рекомендации для родителей)
  • Кашапова Гульнара Насиховна. «Вариативность методов воздействия на речевые зоны коры головного мозга»
  • Ерохина Оксана Михайловна. Развитие словаря дошкольников посредством упражнений на мелкую моторику кисти руки
  • Тимофеева Софья. Развитие мелкой моторики руки на комплексных занятиях у детей от 1 года до 3 лет
  • Елена Тарасова. Конспект развлечения в старшей логопедической группе для детей с ФФНР Развитие графических навыков подготовка руки к письму Тема: «Лесная ёлка»
  • Бойцова Наталья Николаевна. Детский исследовательский проект «Чтобы руки не замерзли»
  • Иванова Павлина Вячеславовна. Связь движений руки с речью.
  • Демина Светлана Владимировна. Опыт работы воспитателя ДОУ «Нетрадиционная аппликация как средство развития мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста»
  • Ступникова Виктория Владимировна. Консультация для педагогов и родителей Тема: Подготовка руки к письму детей дошкольного возраста
  • Конспект НОД в подготовительной к школе группе по пересказу рассказа «Для чего руки нужны?».
  • Гончарова Ольга Владимировна. Консультация для воспитателей на тему: «Наши руки не для скуки. Нетрадиционные методы рисования с дошкольниками.»
  • Фёдорова Елена Валентиновна. Проект: «Подготовка руки к письму у детей старшего дошкольного возраста средствами художественного конструирования из бумаги»
  • Житихина Анна Викторовна. Акция «Чистые руки — залог здоровья!» во 2 – ой младшей группе
  • Каргаполова Евгения Анатольевна. Поделки из компакт дисков 'От скуки на все руки'
  • Черныш Виктория. Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму
  • Закирова Гульнара Мизфатовна. Подготовка руки к письму.
  • Ирина Симонова. Конспект занятия по развитию речи и подготовке руки к письму в подготовительной к школе группы
  • Завгороднева Ольга Александровна. «Умелые руки не знают скуки»
  • Вальтер Гульшат Валерьена. Конспект непосредственной образовательной деятельности: «А зачем нужны нам руки?»
  • Маргарита Фаридовна Лебедева. Сценарий ко Дню Матери «Я руки мамины целую».
  • Кузина Валентина Степановна. Примерное календарно-тематическое планирование факультатива «Руки творят чудеса»
  • Романова Галина Сергеевна. Программа подготовки руки к письму в подготовительной к школе группе «Волшебные пальчики»
  • Ширяева Марина Геннадиевна. Конспект занятия «Научим куклу Алису мыть руки» во второй младшей группе
  • Бондарева Ирина Валентиновна, Комаренко Ольга Петровна. Использование природного материала в работе с детьми дошкольного возраста «Умелые руки не знают скуки»
  • Сницарук Эдит. СТОЛЯР, МАСТЕР НА ВСЕ РУКИ (Из цикла «Профессии» автора Сницарук Эдит)
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь