Ярмусевич Ирина Геннадьевна. «Метод sand art в развитии речи детей дошкольного возраста»

«Метод sand art в развитии речи детей дошкольного возраста»

Основоположник научной педагогики в России Константин Дмитриевич Ушинский говорил: «Лучшая игрушка для детей – это кучка песка».

Как педагог-психолог, я многие занятия провожу с применением песка. Это и кинетический и сухой песок. В этом году в нашем детском саду были организованы занятия с песком на световых столах. Sand art — искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ столетия. Изобретателем стиля является канадский режиссёр-мультипликатор Кэролин Лиф, создавшая песочный анимационный фильм "Песок, или Петя и серый волк". Её работы распространились по всему миру и завоевали сердца многих зрителей и художников. С виду простые движения превращаются благодаря ловкости рук в сюжет, повествуя целую историю… Позднее её опыт переняли многие аниматоры, они попробовали создать динамический песочный фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Их опыт стал весьма успешен и положил начало новому виду искусства — искусству рисования песком. Этот метод в последнее время привлекает все большее внимание педагогов, помимо создания песочных картин, его применяют в обучении математике, чтению, английскому, каллиграфии и других областях. Я также постоянно ищу новые области применения рисования на песке в педагогике. Наблюдая на занятиях за детьми, я пришла к выводу, что рисование песком на световых столах вызывает неподдельный интерес у детей и повышает мотивацию к любой деятельности с этим материалом. Педагоги знают, что основная часть времени в освоении новых знаний приходиться на закрепление пройденного. При этом зачастую возникает потеря мотивации, так как интерес к новому пропадает, а отработка навыка предполагает многократное повторение похожих заданий. Метод Sand-Art, благодаря своим особенностям, дает возможность педагогу поддерживать интерес к заданиям, так как ребенок, выполняя упражнения на песке, помимо этого взаимодействует с очень интересной для себя субстанцией. В этот момент ребенок одновременно думает над заданием, выполняет движения пальцами и руками, чувствует воздействие песка на кожу и при этом испытывает заинтересованность. Все это в совокупности позволяет задействовать в запоминании несколько видов памяти, что в свою очередь дает возможность более прочно закрепить пройденный материал.

 

Скачать конспект

Одной из главных задач в развитии детей дошкольного возраста, является становление и формирование устной речи. Метод Sand-Art также может быть применим в этом направлении.

Данный вид деятельности позволяет решить следующие задачи:

  1. Дети учатся владеть речью как средством общения между людьми;
  2. Активный словарь детей обогащается новыми словами и активизируются уже имеющиеся знания;

Подробнее хотелось бы остановиться на приемах, которые помогают решать вторую задачу на примере занятия по описанию игрушки зайца в детском саду. Усвоение такого описания проходит в два этапа. Первый – непосредственно описание игрушки организуется на занятии в группе, второй для закрепления материала проводится с применением рисования на песке. Ниже представлен отрывок из занятия с пояснениями.

Педагог: Ребята, давайте вспомним, какой зверь приходил к нам на занятие в прошлый раз.

Дети: К нам на занятие приходил заяц.

Педагог: Правильно, вспомните и опишите, какой был заяц?

Дети: Заяц был белый, пушистый. У зайца круглая голова.

Педагог: Да, голова у зайца круглая. Давайте нарисуем на нашем песочном столе голову зайца. Ставим пальчик на песок в центре стола, раздвигая песок пальцем, рисуем голову зайцу.

Описывая зайца, дети рисую его части по показу педагога.

Если дети пропускают описание головы, педагог задает вопросы: голова у зайца какая, овальная или круглая?

Педагог: Что у зайца есть на голове?

Дети: У зайца на голове два длинных уха, на кончиках ушей темные отметины.

Рисуем уши пальцами и присыпаем кончики песком

Педагог: Что есть у зайца на мордочке?

Дети: На мордочке зайца есть глаза, нос и рот.

Добавляем в рисунок глаза и нос, рот. Глаза, нос рисуем, выкладывая маленькие кучки песка указательным и большим пальцем. Рот изображаем так, снизу справа и слева от рта выкладываем две маленькие кучки и сдвигаем каждую пальцем вниз до образования полукруга.

Педагог: Какие глазки у зайца?

Дети: Глаза у зайца круглые, черные.

Педагог: На что похожи глазки зайца?

Дети: Глаза зайца похожи на бусины, маленькие пуговки

Педагог: Какой формы туловище зайца?

Педагог: Круглое или овальное?

Дети: Туловище зайца овальное.

Педагог: Давайте нарисуем нашему зайцу туловище.

Раздвигая песок рисуем овал.

Педагог: Что находится на теле у зайца?

Дети: На теле зайца есть передние лапы, они короткие, а задние длинные, ими заяц отталкивается при прыжке, сзади у него есть хвост.

Педагог: Какой у зайца хвост?

Дети: У зайца короткий, пушистый.

Педагог: Дорисуем зайцу лапы и хвост.

(Рисуем лапы и хвост, выдвигая песок из овала тела)

На занятии этапы речевой активности сменяются самостоятельной деятельностью детей, в которой дошкольники могут проявить творческую активность и воображение.

Рисуя на песке при помощи простых быстрых движений можно закреплять описание любой игрушки. Метод Sand-Art не требует предварительной подготовки, как это происходит в рисовании красками, карандашами. Рисуя песком, дети одним движением пальца, руки создают образ по принципу «света и тени», основная фигура – светлая, фон – темный.

В этих занятиях развивается как диалогическая, так и монологическая речь.

И еще один прием, на который мне хотелось бы обратить внимание – это проведение пальчиковой гимнастики.

Как мы знаем, пальчиковые игры повышают речевую активность ребенка, речь становиться более четкой ритмичной, интонационно правильной. Помимо этого, развивается моторика рук.

Хотелось бы представить пальчиковую гимнастику, с использованием песочного рисования.

Для младшего возраста (все движения проделываем двумя руками одновременно)

Наши алые цветки Насыпаем 2 кучки одновременно из 2 кулаков.

Распускают лепестки. Пальцами рисуем лепестки.

Ветерок чуть дышит, Сыпем песок из щепотки.

Лепестки колышет. Рисуем лепестки волнами.

Наши алые цветки Собираем в кучку один

Закрывают лепестки, И второй цветок.

Головой качают, Ладони движутся вокруг кучек вправо и влево..

Тихо засыпают. Песок убирается вправо.

Я обратила внимание, что занятия с песком не требуют от педагога создавать дополнительную мотивацию, даже очень скучный материал, переложенный на песок вызывает у детей большой интерес, а значит активность и направленность познавательных процессов на усвоение знаний.

Просмотров: 339
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Круглов Дмитрий Владимирович. Волшебные Созвездия - Сказка о том, как Лисичка-сестричка, братец-Волк и две Медведицы ловили братца-Зайца
  • Гришкова Вера Васильевна. Конкурс педагогического мастерства «Педагог – это не профессия, педагог – это призвание…»
  • Солодухина Ирина Васильевна. Конспект занятия: Придумывание сказки на тему «День рождения зайца».
  • Главный Редактор. Песенка Зайца и Волка на карнавале
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • ОКСАНА ПОГОДАЕВА. Одарённый педагог. Какой он?
  • Балабанова Ирина Петровна. Педагог – это призвание
  • Филь Светлана Дмитриевна. Какой он, современный педагог?
  • Учитель-логопед Сыроватко С.М., педагог-психолог Флорова Ю.А.. Опыт логопедической работы с аутичными детьми с применением метода канистерапии
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Барукова Елена Евгеньевна. Совершенствование методов обучения и воспитания (краткое описание методик, которые использует педагог в образовательной деятельности.)
  • Михайлова Ольга Александровна. Send-art (рисование песком), как основа развитие детей дошкольного возраста.
  • Штанько Валентина Ивановна, Галеева Гульнара Мансуровна. «Педагог нового формата – это профессионал своего дела и творческая личность»
  • Кречетова Наталия Михайловна, Фрезе Надежда Владимировна. Среда как третий педагог
  • Ковина Юлия Викторовна. Родитель — ребенок — педагог
  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Арышева Наталья Тимофеевна. Развитие сценического творчества у воспитанников путем создания единого пространства ребенок-педагог-родитель
  • Широконюк Наталья. Педагогическое эссе 'Я – педагог, и этим я горжусь!'
  • Храмцова Ольга Юрьевна. Моя профессия педагог – и Я этим горжусь.
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Становых Татьяна Анатольевна. Сценарий развлечения по пожарной безопасности «Знают дети и зверюшки, спички — это не игрушки!»
  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Лукьянова Людмила. Я – педагог.
  • Кудряшова Ирина Витальевна. Педагогическое эссе «Я – педагог»
  • Устименко Оксана Григорьевна. «Я – педагог»
  • Шипачева Екатерина Юрьевна. Организация непрерывной непосредственной образовательной деятельности детей в разновозрастной группе компенсирующей направленности по теме: «Песок всегда, песок везде»
  • Кучерявец Ирина Валентиновна. Эссе 'Моя профессия – педагог'
  • Шилова Кадрия Ирековна. Эссе «Я — педагог»
  • Иванова Екатерина Олеговна. Молодой педагог — будущее...



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь