Мусатова Инна Борисовна, Миронова Наталья Анатольевна. Проектная работа «Сказкотерапия у детей дошкольного возраста»

Проектная работа «Сказкотерапия у детей дошкольного возраста»

  • Миронова Наталья Анатольевна, воспитатель группы № 9
  • Мусатова Инна Борисовна, воспитатель группы № 2

ГБОУ Школа № 2051 г. Москва

«Дети тем особенно милы, что живут всегда в настоящем. Даже их мечты есть жизнь в настоящем и не нарушают ее»

Лев Николаевич Толстой

С древнейших времен наши предки использовали мифы и сказки как воспитательное средство. С помощь удивительных историй они передавали и закрепляли нравственные ценности, прививали младшему поколению правила поведения и закладывали в душу ребенка веру в добро и чудеса. Необычные приключения сказочных и мифических героев, образность языка историй – делают интересной, наглядной и в тоже время безопасной и приемлемой, даже самую суровую мораль; помогают понять законы действительности и передают жизненный опыт из поколения в поколение.

 

Славянские мифы и сказки, как правило, начинаются со слов: «Жили-были…», «В стародавние времена…» или «В некотором царстве, в некотором государстве…» — и сразу становится понятно, что некоторые истории могут произойти и совсем рядом, все будет зависеть от того, насколько близко человек захочет «погрузиться» в происходящее, приблизить себя к событиям, которые происходят в сказке.

Форма метафоры, в которой рождены славянские мифы и сказки, доступна для восприятия детей. Главные герои в мифах и сказках – это, как правило, собирательные образы, а в различных сказках с разными сюжетами даже имена или названия главных героев могут повторяться: Аленушка, Машенька, Иванушка, Добрыня, Лисичка-сестричка, и т.д. Это помогает ребенку соотнести себя с главным героем истории, ведь его воображению никто не ставит никаких преград.

Сюжет сказки или мифической истории легко запоминается и затем продолжает «проживаться» в повседневной жизни малыша, помогая ему принимать решения в различных ситуациях, ведь в сказочных сюжетах зашифрованы и ответы, как «можно» и как «нельзя» поступать в каком-либо случае.

Ребенку наиболее понятны и близки славянские мифы и сказки о взаимодействии человека с птицами и животными, т.к. дети чаще всего идентифицируют себя с ними, им нравиться копировать манеру поведения и движения животных и птиц.

Вoздействовать на развитие личности ребенка через мифологию и сказки можно одним из психологических приемов – через сказкoтерапию. В основе сказкoтерапии лежит прoцесс связи между реальными событиями и сюжетом сказочной или мифологической истории с помощью которого можно искоренять страхи, корректировать поведение и внутреннее состояние ребенка. Область приема сказкoтерапии не имеет ограничений по возрасту и может быть использована в работе с людьми любого возраста.

Мифы и сказки, где есть отрицательные, пугающие персонажи помогают ребенку косвенно «прoработать» свой страх, ведь многoкратно прослушивая, как бы «прoживая» историю вместе с героями, малыш изменяет свое отношение к пугающим его событиям, освoбождается от своих страхов и внутреннего напряжения.

Анализом влияния сказок на формирование личности ребенка занимались Карл Густав Юнг, Зигмунд Фрейд, Эрик Берн и многие другие психологи. Работы российских психологов Эльконина Д.Б., Выготского Л.С. также оказали влияние на развитие сказкотерапии. Эльконин Д.Б. проводил исследование сказок, посредством которых у детей выстраивалось «морально правильное» поведение (научная статья «Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия»).

Виды сказок в сказкотерапии:

  • Художественные – близки народному фольклору и мифам. Главным принципом подобных сказок является «не навреди», поэтому их можно применять без глубоких знаний о принципах сказкотерапии.
  • Психокоррекционные – тип сказок подразумевает мягкую коррекцию особенностей характера и поведения ребёнка. Эти сказки применяются психологами в работе с детьми.
  • Психотерапевтические – являются основным инструментом корректировки страхов и фобий (боязнь темноты, страх высоты и т.п.).
  • Медитативные – в них отсутствуют конфликты и отрицательные персонажи. Разработаны специально для расслабления после психологического напряжения.
  • Дидактические – создаются для дошкольников, чтобы научить детей в игровой форме чему-то новому.

Образование в дошкольном учреждении ориентировано на развитие личности воспитанника. Формирование художественной культуры, эстетического сознания начинается именно в дошкольном детстве. Одна из важных задач воспитательного процесса – познакомить ребенка с миром изобразительного искусства, музыки и литературы; создать условия для детского творчества, чтобы у детей появилось желание выражать себя через художественное творчество, тем самым раскрывая свои способности.

Детство – время самой искренней и всепоглощающей веры в чудеса, сказку и волшебство; важнейший период для развития образного мышления и воображения. Важно создать условия для педагогической работы, в которых у воспитанников будут проявляться и в дальнейшем развиваться творческие способности. Для того, чтобы создать подобные условия, в которых воспитанники будут иметь возможность не только обучиться художественному творчеству, но еще и смогут «погрузиться» в сказочный, волшебный мир, запланирован цикл взаимосвязанных занятий. К каждому занятию отбирается персонаж из славянской мифологии или сказки, образ которого впоследствии будет изготовлен самими детьми и применен в обыгрывании сюжета данной истории в театрализованной игре.

В изготовлении сказочных персонажей для постановки сказок применяются такие виды изобразительной деятельности, как лепка, аппликация и рисование. Каждый вид этой деятельности обладает своими возможностями в создании персонажа.

Просмотров: 248
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Щербинина Татьяна Александровна. Развитие личности ребенка через сказки. (из опыта работы)
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Солопова Наталья Александровна. Влияние сказки на формирование личности ребенка.
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Сафроновой Марины Геннадьевны. Консультация для родителей дошкольников: «Влияние сказок на нравственное и эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Фефелова Ольга Игоревна. Презентация на тему «Мифы, легенды и сказки удмуртского народа»
  • Дурягина Э.А., Иванникова М.Д.. Сценарий новогодней сказки для детей среднего дошкольного возраста «Сказка о том, как звери ёлочку-подружку спасали».
  • Анна Ушакова. 'Волшебный сундук' или как добро победило зло - сказка для детей
  • Верхозина И.М., Ковешникова Н.Г., Стагнеева Е.Л., Николаева Н.А.. Проектная деятельность по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о традициях праздника Победы
  • Молодых Оксана Владимировна. «Можно» и «Нельзя» или Дисциплина для дошкольников: за и против
  • Упакова Наталья Ивановна. «Игра в «жизнь» или как помочь застенчивому ребенку»
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Цветкова Людмила Александровна. Непрерывная образовательная деятельность для детей 5-6 лет «Пересказ эскимосской народной сказки «Как лисичка бычка обидела»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Одинцова Яна Александровна. Сюрпризы как и ожидание сказки в развитии творческого потенциала ребенка.
  • Екатерина Геннадьевна Иванова. Инклюзия «не заплывай за буйки» или как границы помогают в развитие ребёнка
  • Олейник Светлана Валерьевна. Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
  • Завьялова Татьяна Николаевна. Фольклорный досуг с элементами русской народной сказки «Как Весна Зиму поборола» для детей среднего дошкольного возраста
  • Митрофанова Елена Андреевна. «Психотерапевтические сказки как средство установления контакта с неговорящими детьми»
  • Тарасова И. Г. Агаджанова А. В. Серватовская Н. В.. Сценарий сказки «Случай на полянке» по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок» для детей старшего дошкольного возраста
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Муха Наталья Андреевна. «Сторителлинг, или необычные истории в обычном»
  • Марченко Ирина Петровна. Конспект открытого мероприятия – развлечения по теме «Воспитание интереса к истории и культуре родной страны через русские народные сказки при организации физкультурно – оздоровительной работы» «Путешествие по сказкам»
  • Лепетухина Ольга Анатольевна. Из опыта работы: Сотрудничество с родителями воспитанников по направлению «Использование сказок в формировании основ безопасного поведения детей дошкольного возраста».
  • Миронович Талина Васильевна. «Богатыри – защитники земли русской или как познакомить ребенка с мировыми шедеврами живописи»
  • Фомина Елена Валерьевна. Сценарий для постановки новогодней сказки в кукольном театре 'Как колобок за елкой ходил'
  • Савина Наталья Анатольевна. Экологические сказки для детей младшего дошкольного возраста.
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь