Колоколова Марина Владимировна. «Детский совет – время и место формирования ключевых компетентностей дошкольников»

«Детский совет – время и место формирования ключевых компетентностей дошкольников»

Колоколова Марина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 115» МО г. Братск

Наше динамичное время не позволяет запастись знаниями на всю жизнь, требуется готовность выпускника к образованию и к самообразованию. Для решения стратегических задач модернизации и инновационного развития России важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни, создать и реализовать что-то своё, необычное, а также умение принимать на себя ответственность

В контексте новых требований перед педагогами встаёт задача: формирования ключевых компетентностей у дошкольников. Компетентность ребёнка дошкольного возраста – это совокупность умений, позволяющих ребёнку успешно реализовать позицию субъекта в различных видах деятельности, в разноуровневых (по возрасту) и разноплановых социальных контактах (ребёнок – родитель, ребёнок – воспитатель, ребёнок – сверстник), в познании окружающего мира и себя как саморазвивающейся системы. Потребность ребёнка, его интерес, основанный на внутренних мотивах, побуждает ребёнка концентрировать все свои силы на чём-то конкретном, быть инициативным, активным, проявлять рефлексию, осознанность в действиях.

 

Занимаясь вопросами организации воспитательно-образовательного процесса в соответствии с требования ФГОС, вопросами индивидуализации образования, поиском форм работы с воспитанниками в соответствии с их потребностями, интересами, для поддержки детской инициативы, активности, самостоятельности мы провели анализ организации воспитательно-образовательного процесса в своём ДОУ с точки зрения вызовов времени, мы пришли к выводам:

  • формы образовательной деятельности, которые реализуются в ДОУ, не соответствуют современным тенденциям развития дошкольного образования, не учитывают социальную ситуацию развития ребёнка, не способствуют индивидуализации образования
  • проводимая нами педагогическая диагностика не выявляет ключевых компетентности дошкольников, лишь констатирует успешность освоения ООП ДО, определяя дефициты развития ребёнка. С такой диагностикой трудно определить траекторию развития ребёнка с учётом его интересов, потребностей
  • педагоги испытывают недостаток форм работы с детьми, основанными на интересе детей, их потребности, поддержке детской инициативы, познавательной активности, самостоятельности.

Мы пришли к мнению о необходимости внедрения в образовательное пространство ООП ДО «Вдохновение», программы, которая отвечает вызовам современного времени, в которой ребёнок — полноценный участник образовательных отношений, инициативный, активный, самостоятельный, программы, которая обеспечивает индивидуализацию его развития и позитивную социализацию.

Наш педагогический коллектив, внедряя ООП ДО «Вдохновение», определил тему исследования «Детский совет – время и место формирования ключевых компетентностей дошкольников».

Для себя мы определили основные задачи нашего исследования:

  1. Апробировать формы работы с воспитанниками: Утренний сбор, Детский совет;
  2. Выявить эффективность реализации групповых сборов для формирования ключевых компетентностей дошкольников: коммуникативной, социальной, деятельностной, информационной;
  3. Восполнить пробелы в дефицитах профессиональных компетенций педагогов при подготовке, организации и проведении детских сборов;
  4. Создать условия в развивающей предметно-пространственной среде групповых помещения для организации детских сборов.

Первыми нашими формами работы с воспитанниками в рамках внедрения ООП ДО «Вдохновение», стали детские сборы. Мы разделили детские сборы на Утренний круг и Детский совет и определили их структуру, время и место в распорядке дня.

В структуру Утреннего круга, которому определили место в распорядке дня до завтрака, вошли составные части: приветствие, определение состава группы, оглашение дня недели и даты, описание погоды, игры, обмен новостями. В «Приветствие» сопровождается разработанным ритуалом приветствия, которое обязательно согласуется с воспитанниками: это определённая рифма или просто слова, сопровождаемые движениями, жестами, мимикой (улыбка). Сюда входят и поздравления с днём рождения, ритуал с вручением подарка, пожелания хорошего дня, комплименты ( «Я рада, что в группе Настенька есть!»). Дети самостоятельно определяют состав детского коллектива: ведут подсчёт присутствия количества мальчиков и девочек, отмечают на информационных стендах или их составляющих. Определение дня недели определяется совместно с воспитателем: он комментирует, например, что сегодня среда, т.е. середина недели. Интересуется, сколько прошло рабочих дней, сколько осталось, какие дни выходные, определяется число, месяц, так день за днём у детей формируются временные представления. Воспитанники описывают состояние погоды, отмечая её в центре Природы. В «Обмене новостями» участвуют все дети. Эта часть наиболее насыщена смыслами. Ведь дети рассказывают о том, что их волнует, о прошедших событиях из личного опыта. Конечно, существуют сложности, особенно в данной части: в обмене новостями. Вначале, многие дети не знали о чём рассказывать, как построить свой рассказ (особенно в младших и средних группах). С ними приходилось вести индивидуальную работу: заранее выяснять новости, обсуждать, как можно их представить. В старших группах были сложности с тем, что новостей было много, дети перебивали друг друга. Поэтому педагоги совместно с детьми обговаривали правила поведения при сборе: вначале схематичные: говорить по очереди, не перебивать, слушать внимательно друг друга, у меня есть вопрос. Впоследствии, правила зарисовывали сами дети и располагали в месте проведения сбора.

Педагогу важно создать обстановку комфортности, доверия, важно, чтобы каждый ребёнок был услышан, понят, принят. Его личные сообщения, моменты (в зависимости от темы новости) стали близкими другим детям и взрослым: вызывали чувства сопереживания, радости, огорчения и т.д., то есть то, что испытывает сам ребёнок, когда делится своими новостями. Педагог может также поделиться своими новостями, как член коллектива, показав свою общность с детьми. Постепенно у детей формируется культура участия. Следует учесть, что иногда структурные части Утреннего сбора могут быть сокращены, а некоторые, наоборот, увеличены, какая-то часть может отсутствовать. Всё зависит от ситуации, когда, например, у ребёнка день рождения. Потребность определяет педагог, опираясь на возникающие в ходе проведения моменты, ситуации дня и т.д.

Утренний круг как нельзя лучше настраивает детей на совместную деятельность в течение всего дня, создаёт комфортные психолого-педагогические условия для общения, дальнейшей совместной деятельности детей и педагога в течение дня. После завтрака в распорядке дня наступает время Детского совета и работы в центрах активности.

Данная форма была введена в образовательное пространство не сразу, по мере апробирования такой формы, возникали споры, сомнения. Как и утренний круг, так и Детский совет, предполагают изменения самой позиции педагога в воспитательно-образовательном пространстве, изменения его восприятия, мировоззрения, так как равноправными участниками педагогического процесса теперь становятся дети.

Чтобы включить детей в управление делами и событиями в течение всего времени нахождения в детском саду, мы определили основные формы Детского совета:

  • «Детский совет» для выбора темы недели
  • «Детский совет» с работой в центрах активности
  • «Итоговый Детский совет» для обсуждения результатов совместной деятельности.

Структурные части Детского совета определяются его формами. Например, в «Детский совет» для выбора темы недели включается: 1. Общение, игры (тренинги), 2. Выбор темы, 3. Планирование, подключается технология «Модель трёх вопросов», 4. Обсуждение. Дети самостоятельно выбирают тему недели, педагог тщательно записывает названия тем, имена детей, проявивших инициативу, а затем совместно с детьми ведётся подсчёт количества названных тем и собственно выбор темы. Совместное обсуждение, предложение взрослого «давайте договоримся», предупреждает возникновение конфликтных ситуаций. Дети сами стали предлагать обсудить спорные вопросы, обращаются друг к другу с предложениями. На первых порах при выборе темы недели педагоги отмечали трудности в назывании темы, поэтому в самом начале педагоги были инициаторами в определении тем. Для того, чтобы дети могли определиться с темой недели, педагоги проводили беседы «Что такое тема недели?». «Что может стать темой недели?», работу по выявлению интересов детей «Мои интересы», «Я люблю», «Меня интересует».

Понравилось и детям и педагогам совместно обсуждать вопросы, планировать деятельность по технологии «Модель трёх вопросов». Одна из воспитанниц на вопрос «Почему нравится так работать?», сказала: «Мне нравится, потому, что там записали то, что я сказала, и мы вместе будем всё делать».

Для обсуждения работы по теме недели или проекта воспитатели совместно с детьми обязательно анализируют образовательную паутинку и модель трёх вопросов: что сделали по теме, что ещё предстоит сделать, по ходу анализа взрослые и дети могут внести дополнительные предложения и идеи по реализации темы или проекта. Педагоги регламентируют деятельность центров активности, их количество, наполняют содержание материалом, соответственно поставленным образовательным задачам. В центрах активности происходит обучение дошкольников планировать свою деятельность, у воспитанников есть выбор средств, материалов деятельности, сверстников по общению.

И, если утренний «Утренний круг» больше решает задачи формирования таких ключевых компетентностей дошкольного детства, как социальная, коммуникативная, то «Детский совет» – задачи формирования деятельностной, информационной компетентности: умение планировать свою деятельность, выбрать соответствующий материал, найти информацию, отобрать нужную, рефлексировать по поводу своей деятельности (получилось – не получилось, почему, что для этого нужно) и т.д.

С введением Утреннего круга, Детского совета в образовательное пространство преобразилась и развивающая предметно-пространственная среда в групповых комнатах. Педагогами определены и организованы места для проведения групповых сборов (Детского совета, утреннего круга): место в центре группы, есть мягкое покрытие – ковры. Почти во всех группах имеются индивидуальные места для воспитанников — небольшие персональные подушки, коврики для того, чтобы дети сидели на них во время сборов. В группах оформляются информационные стенды по теме недели или его составляющие. На видных местах педагогами разработаны и размещены в доступном для детского глаза месте правила поведения при проведении групповых сборов. Во всех группах имеются маркеры, обозначающие центры активности на доступных для детей местах. На стенах в группах на уровне роста детей размещены фотографии детей, отражающие жизнь детей: в повседневной деятельности, во время проведения Детского совета, утреннего сбора, досуговых и других мероприятий, в рамках реализации темы недели, а также на стенах находятся рисунки и поделки детей творческого содержания.

Просмотров: 446
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Аликина Наталья Анатольевна. Название работы: «Организация психологической недели в ДОУ как форма эффективного взаимодействия системы «Ребёнок-родитель-педагог».
  • Скопцова Наталья Владимировна. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 1 по 4 сентября) Тема недели: «Здравствуй, детский сад»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Новожилова Наталья Владимировна. Итоговое мероприятие в рамках темы недели «Наш край – Урал». Тема: «В гостях у хозяйки Уральских гор» (старший дошкольный возраст)
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Попеленкова Ольга Владимировна. Конспект образовательной деятельности для подготовительных групп по технологии «Детский совет» «Весна шагает по планете»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Надымова Зоя Ивановна. «Тематические недели, как средство организации проектной деятельности с детьми»
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Фания Мустафина. Эссе воспитателя. 'Что значит для меня быть воспитателем детского сада'
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Евгения Шнайдер. Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе детского сада для развития двигательной активности детей
  • Бегларян Наийла Егоровна. Конспект тематической недели, посвященной празднованию Дня матери в подготовительной группе в соответствии с ФГОС
  • Индюкова Наталья Викторовна. Театрализованная деятельность как средство формирования языковой культуры дошкольников в полиэтнической среде образовательной системы «Школа – детский сад».
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Субракова О.А. ,Косточакова Е.С.. Конспект образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группе «Как лёд на реке тает?» (в рамках тематической недели «Весна»)
  • Екатерина Александровна Стулова. Педагогический совет в ДОУ на тему 'Организация работы ДОУ по внедрению новых форм физического развития, привитию навыков здорового образа жизни'
  • Синельникова Олеся Александровна. «Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников.
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Макович Елена Николаевна. Комплексное занятие по теме «Дети имеют право на охрану здоровья и медицинское обслуживание» для детей старшей группы детского сада.
  • Наталья Соловьева. Сценарий детского дня рождения для детей 7-10 лет - День привидений
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Масина Марина Владимировна. Детский дизайн как нетрадиционная форма организации работы по развитию творческих способностей детей.
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь