Лисман Надежда Александровна. Проектная деятельность как эффективное средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Проектная деятельность как эффективное средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста

Главная значимость формирования экологических знаний в дошкольном возрасте – формирование основ экологического воспитания, то есть правильное отношение ребёнка к природе, к себе и людям как части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных экологических знаниях, приобретённых в ходе реализации деятельностного подхода к обучению, в том числе в проектно- исследовательской деятельности.

Использование проектной деятельности в детском саду вызывает у ребёнка неподдельный интерес к природе, даёт возможность самостоятельно делать свои маленькие открытия. Поэтому проектная деятельность занимает одно из важнейших мест в системе формирования экологической культуры детей дошкольного возраста.

 

В проектной деятельности дошкольник получает возможность удовлетворить присущее ему любопытство, практикуется в установлении причинно-следственных связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширить, но и упорядочить свои представления о мире.

Именно в детском возрасте формируются основы экологического мышления, именно в этот период жизни закладываются основные элементы экологической культуры. Детские эксперименты – это сложный процесс. Он включает в себя как живое наблюдение, так и получение опыта с последующей рефлексией и составления собственных, уникальных выводов. Именно такие процессы также закладывают и основы исследовательской деятельности у дошкольника. А именно: постановка проблемы, затем выдвижение гипотезы, и ее проверка практическим экспериментальным путем. Каждому ребенку от природы доступен прием простейшего создания эксперимента, затем сравнительного анализа изучаемых процессов и, впоследствии, получение результатов.

Особенности формирования экологических знаний у детей дошкольного возраста

Первые семь лет в жизни ребенка — это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Как свидетельствуют психолого-педагогические исследования последних десятилетий в дошкольном возрасте возможно сформировать основы экологической культуры.

Как показывают исследования отечественных и зарубежных ученых, особенно благоприятным для становления базовых качеств личности является период, знаменующий переход от дошкольного к младшему школьному возрасту.

Это обусловлено как высокой восприимчивостью детей этого возраста, так и развитием элементов произвольности, самосознания и самоконтроля, что обеспечивает дошкольнику определенный уровень сознательности и самостоятельности действий.

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

В России формируется общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания.

Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.

Экологическое воспитание должно быть непрерывным на всех этапах образования. В детском саду закладываются научные основы понимания закономерных связей в системе «Природа — общество — человек». Формируется ответственность за улучшение и преобразование окружающей среды.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования базируется на личностно ориентированных образовательных технологиях и предусматривает соблюдение принципа согласованности экологического воспитания со всеми образовательными областями:

  • Область «Социально-коммуникативного развития» поможет достичь формирования эмоциональной эмпатии, отзывчивости по отношению к объектам природного окружения, заложит практические навыки безопасного поведения в социальной и природной среде.
  • Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает становление предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы; формирование эстетического отношения к окружающему миру в целом.
  • Образовательная область «Познавательное развитие» нацелена на расширение кругозора, получение знаний о физических свойствах объектах природы, развитие и понимание гармонического единства и целостности экологической системы планеты Земля во всем разнообразии народов и многочисленных видов живых организмов.
  • Область «Речевое развитие» ведет детей в увлекательный мир художественной литературы о природе, познакомит с уникальными фактами.
  • Область «Физическое развитие» решит задачи по формированию здорового образа жизни, принесет глубокое внутреннее осознание его ценности и значимости в судьбе каждого человека.

Дошкольное образование является начальной ступенью образовательной системы, поэтому является важным этапом этического, социального и интеллектуального развития будущего гражданина.

Специально организованный процесс освоения ребенком дошкольного возраста новых знаний реализуется в двух направлениях, которые носят системный характер:

  • теоретический – овладение универсальными знаниями о жизни человека и законах окружающего мира;
  • практический – активизация познавательной деятельности посредством спонтанного экспериментально-практического способа обретения новых знаний.

Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:

  1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного общения с природой, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
  2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
  3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.

Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация, интеграция, системность, регионализация.

Итак, детский сад — это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры. Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств и творчества. Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа — это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.

В.А. Сухомлинский оценивал природу как «вечный источник мысли» и добрых чувств детей. Известны «уроки мышления в природе», которые проводил этот замечательный педагог. «Идите в поле, парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами».

Ближайшее окружение дошкольника, повседневное общение с окружающей средой дают убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в согласии.

Особенности проектной деятельности при формировании экологических знаний у детей дошкольного возраста

Мы живем во времена технических инновации, где проблемы окружающей среды приобрели главное значение. Особо остро в сложившихся условиях встала задача экологического образования. Важное значение при этом придается экологическому образованию молодого поколения, так как от него зависит, что с нашем миром станет в будущем.

Любить природу, значит заботиться о ней, защищать и уважать. Человек с детства связан с природой. Именно она поддерживает его жизнь от рождения до самой смерти.

Природа обеспечивает человека жильем и пищей, оберегает и поддерживает наше здоровье. Она помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Для этого и существует экологическое воспитание дошкольников.

В экологическом воспитании дети не только наблюдают за природой, но и общаются с ней, ухаживают за растениями, животными. Труд в природе способствует развитию у детей сопереживания, сочувствия, сострадания живым существам, позволяет ребенку видеть положительный результат своей помощи живому, почувствовать себя ответственным за окружающий мир природы. Играя и наблюдая за растениями и животными, дети учится познавать настроение живого существа, его особенности, что способствует формированию отзывчивости ребенка. Ведущим личным достижением ребенка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.

Научно-технический прогресс активно вошел во все сферы деятельности человека, вносит кардинальные изменение в окружающей жизни, которые диктуют педагогу необходимость искать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых современных технологий. Одной из современных педагогических технологий является проектный метод.

Проектная деятельность – это способ активизации познавательного и творческого развития ребёнка и одновременно формирование определённых личностных качеств; она помогает детям проявлять любопытство, интересоваться причинно – следственными связями, пытаться самостоятельно придумать объяснения явлением природы, осознать многостороннее значение природы, получить опыт в просветительской и природоохранной деятельности.

Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в том, что он идет от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей; знания, которые дети получают в результате реализации проекта, становятся их личным достижением. Эта деятельность осуществляются не только в группе, но и на экскурсиях, прогулках. Метод проектов является одним из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.

Экологические проекты формируют целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности, развивает любознательность, коммуникативные и нравственные качества дошкольников: дружбу и взаимопомощь, взаимное доверие и инициативу, ответственность, настойчивость, выдержку, коллективизм.

Что такое «экологический проект»?

Прежде всего, это исследовательский проект, где у детей в младшем дошкольном возрасте активизируется желание искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом), где формируются начальные предпосылки исследовательской деятельности (практические опыты). А в старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

В практике современных дошкольных организаций используются следующие виды экологических проектов:

  • Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты опытов оформляют в виде газет, детского дизайна.
  • Ролево – игровые (когда дети входят в образ персонажей экологических сказок и по-своему решают поставленные проблемы).
  • Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы с помощью природного материала).
  • Творческие (оформление результата в виде детского экологического праздника, детского дизайна, например проект «Неделя экологии»).

Значимы и другие виды экологических проектов, в том числе:

Комплексные: «Здравствуй, Осень!», «Падают листья», «Лето ходит по дорожкам»;

Межгрупповые: «Подкормите птиц зимой», «Вода источник жизни»;

Творческие: «Мир природы», «Рябины России», «Синий цвет в природе»;

Групповые: «Правила поведения в природе», «Берегите природу», «Здоровье планеты в наших руках»;

Индивидуальные: «Домашние животные», «Комнатные растения», «Такой разный песок»;

Исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье».

Сроками проведения проектов могут быть разными, в соответствии с возрастом и возможностями детей, содержанием образовательных программ дошкольного учреждения. Проекты могут быть краткосрочными и долгосрочными; их длительность определяется коллективом участников проекта в зависимости от решаемых задач.

В ходе проектирования воспитатель поэтапно определяет особенности взаимодействия со всеми участниками в процессе реализации проекта.

Первый этап – подготовительный, определяется тема проекта, оценивается доступность исследования этой темы, определяется так называемый полигон – территория с природными объектами, участвующими в наблюдении и эксперименте. Далее определяется цель проекта, выделяются задачи, производится подбор методов проведения исследования. Одновременно производится организаторская работа с участниками проекта.

Второй этап – исследовательский, все совершающие мероприятия проекта отражаются наглядно: в рисунках, поделках, чтении и обсуждении тематических рассказов, составлении рассказов и размещении их в стенгазете или в иной форме.

Третий этап – завершающий, весь комплекс действий завершается анализом результатов. Результаты в различных формах представляются на итоговом мероприятии, например: «Праздник лета», «День птиц».

С детьми младшего дошкольного возраста возможно организовать проект «Лаборатория неживой природы». Малыши способны наблюдать и участвовать в проведении опытов с водой, песком, травой, семенами, плодами. Так, при изучении свойств воды, можно поставить опыт по ее способности растворять сладкие и горькие вещества.

Дети средней группы способны принять участие в проектах: «Маленькие огородники», «Наши младшие друзья». Здесь проводятся наблюдения за домашними животными, и организуются эксперименты с огородными растениями.

Для детей старшей и подготовительной группы можно организовать проект с более сложным содержанием. Например, проект «Мастерская природы» позволяет узнать, как ветки, спилы, семена, листья растений можно использовать для декорирования бытовых предметов. Проект «Растение – доктор» дети учатся распознавать лекарственные растения и узнают об их целебных качествах. Проект «Метеобюро по народным приметам» позволяет изучить погодные явления и научиться их предсказывать по подсказкам природы.

Изучение детьми основ экологической культуры во многом зависит от профессионализма воспитателя детского сада. Воспитатель должен базироваться на принципах системности, последовательности, усложняемости, цикличности. Важно не просто формулировать интересные темы, а представлять этапы в освоении детских представлений, умений, способностей, создать условия для подобной работы, увлечь детей, родителей и увлекаться этими проблемами самому. Хорошим подспорьем в этом является метод проектов, который открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.

Таким образом, в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей решаются не только задачи экологического воспитания, но и развитие навыков творческой работы, развития ряда личностных характеристик, навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Кроме того наблюдается стремление поделиться своими впечатлениями об исследуемом объекте, явное желание как можно лучше выполнить задание.

Проектная деятельность – это интегрированная деятельность, которая включает в себя и чтение художественной литературы, и художественное творчество детей, и получение необходимых научных знаний отраженных в программном содержании.

Применение экологических проектов, позволяет не только сформировать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возможность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие творческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение детей дошкольного возраста ко всему окружающему.

Просмотров: 475
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Куксенко Дарья Павловна. Тема проекта «Игра как метод экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста»
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Турчанова Наталья Михайловна. «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Васильева Ирина Игоревна. «Экологические сказки, как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста»
  • Мезенцева Любовь. Игра как метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Приказчикова Наталия Валентиновна. Проект в рамках экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста «Чтобы ёлку не рубить, ёлку можно смастерить».
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Серёдкина Надежда Николаевна. ДОКЛАД «Формирование у детей знаний о растительном и животном мире родного края как средство повышения экологической культуры воспитанников»
  • Позднякова Анастасия Сергеевна. Картотека дидактических игр, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Тазалова Наталья Александровна. ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ВЕДЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Вахонина Юлия Витальевна. Метод проектов как условие формирования экологической культуры у старших дошкольников в процессе ознакомления с первоцветами Южного Урала
  • Паншина Татьяна. «Театрализованная деятельность как средство формирования и развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья» (дети-инвалиды дошкольного возраста, занимающиеся на дому)
  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Шестакова Елена Юрьевна. Теоретические основы экспериментирования детей раннего возраста в процессе экологического воспитания
  • Кузнецова Ольга Васильевна. «Формирование экологического сознания у дошкольников – как средство воспитания основ патриотизма в условиях реализации ФГОС»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Захарова Ирина Сергеевна. «Метод проектов как средство познавательного развития детей дошкольного возраста».
  • Тарасова Елена Алексеевна Баранова Ольга Вадимовна. Метод проектов как условие гражданского воспитания детей старшего дошкольного возраста
  • Морозова Ирина Викторовна. Организация поисково — исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как формы ознакомления с природой в условиях реализации ФГОС ДО.
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Власова Яна Павловна. Технология «дети – волонтеры», как средство формирования инициативы, самостоятельности и саморегуляции собственных действий у детей старшего дошкольного возраста
  • Мельникова Клавдия Аркадьевна. «Воспитание экологического мышления детей дошкольного возраста методом наблюдений в природу»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь