Тараненко Наталья Александровна, Скрягина Татьяна Данииловна. Конспект НОД «Лекарственные растения»

Конспект НОД «Лекарственные растения»

ОО (регион, город, поселок и др.): Краснодарский край, город Краснодар

Наименование ОО МАДОУ детский сад № 136

Должность, Ф.И. О. руководителя ДОО: заведующий Бойко Марина Юрьевна

Ф.И. О. ответственного за инновационную деятельность в ОО: Вовк Анна Сергеевна

Ф.И. О. педагога: Тараненко Наталья Александровна, Скрягина Татьяна Даниловна

Номинация: образовательная ситуация с дошкольниками

 

Образовательная область: познавательное развитие

Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа

Основные цели:

  1. формировать представления о лекарственных растениях их строении и лечебных свойствах;
  2. формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закреплять умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;
  3. закрепить знания детей о свойствах растений (растёт, дышит, питается).

Дидактические материалы: карточки с изображением различных предметов и растений;

  1. карточки с изображением лекарственных растений;
  2. игра «Собери лекарственные растения из частей»;
  3. лекарственные травы, прозрачный стакан;
  4. кукла Пилюлькин.

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать их представление о сказках.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Любите ли вы сказки?

-Назовите свои любимые сказки?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

-Ребята, сегодня в детский сад принесли письмо от Пилюлькина. Пилюлькин просит нас помочь ему собрать лекарственные растения для изготовления настоя для малышей.

- Хотите помочь Пилюлькину?

- Сможете?

2. Актуализация знаний.

Дидактические задачи: актуализировать умение находить и выделять растения по их признакам среди других предметов.

-Ребята, а как вы думаете, где надо собирать лекарственные растения.

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- В лесу, в поле, на лугу.

-На чём мы туда отправимся?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- На поезде, на электричке, на автобусе.

-Ребята, что нужно сделать, прежде чем сесть в автобус.

- Где покупают билеты?

-Как называется человек, который проверяет билеты?

Дети подходят к столу-кассе, на котором лежат карточки с изображением различных предметов. Карточек с изображением растений столько же, сколько и детей. Карточки лежат вперемешку.

-Ребята, в автобус контролер пропустит только того пассажира, у которого на билете будет изображено растение.

Воспитатель-контролер проверяет билеты и просит сказать, почему куплен этот билет.

Дети отправляются на автобусе в лес.

Приехали в лес.

Воспитатель предлагает послушать детям звуки леса и отдохнуть на мягкой травке.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактические задачи:

  1. создать мотивационную ситуацию для знакомства детей с лекарственными растениями;
  2. формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

Воспитатель собирает детей около себя и, показывая на стол, предлагает представить, что дети на поляне в лесу, где множество растений.

- Мы пришли на полянку, где растут разные растения, нас Пилюлькин просил собрать лекарственные растения.

-Давайте соберем.

У детей возникает затруднение, так как они не знают какие растения являются лекарственными.

-Сумели мы собрать лекарственные растения? (Нет)

-Почему? (Потому что мы не знаем, какие растения являются лекарственными)

4. Открытие нового знания.

Дидактические задачи:

  1. познакомить детей с лекарственными растениями, их полезными свойствами;
  2. закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает».

-Что можно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?

(Можно спросить у того, кто знает)

Воспитатель предлагает посмотреть ответ в энциклопедии лекарственных растений.

-Ребята, а почему некоторые растения называются лекарственными?

Воспитатель выслушивает ответы детей.

- Потому что они лечат от разных болезней.

-Ребята я вас приглашаю в путешествие по энциклопедии лекарственных растений.

-Первая страница-первая загадка.

На зеленой круглой ножке вырос шарик у дорожки.

Ветерок вдруг прошуршал и развеял этот шар (одуванчик)

-Дети, найдите, пожалуйста, одуванчик (дети находят на столе карточку с одуванчиком). Это очень нужное и полезное растение. Оно произрастает по всей России. В листьях одуванчика много витаминов. Листья и корни помогают при кашле.

-Вторая страница — следующая загадка.

Стоит в поле кудряшка-белая рубашка.

Сердечко золотое. Что это такое? (ромашка).

Дети находят карточку с ромашкой.

-Ромашку можно встретить по всей России. Настоем ромашки можно полоскать горло, промывать носик, ополаскивать волосы.

-Следующая страница — последняя загадка.

Растет на клумбе огонёк — оранжевый цветок.

Ты отыщи его, дружок, он очень нужный огонёк (календула).

Дети находят карточку с календулой.

-Верно. У нас на клумбе растёт календула. Мы её ещё называем ноготки. Календулу применяют для заживления ран, ожогов, при ангине, простуде и насморке.

5. Включение нового знания.

Дидактические задачи: закрепить знания о внешнем виде лекарственных растений и их лечебных свойствах.

Воспитателю звонит телефон.

-Ребята, мне позвонил Пилюлькин. Он приглашает нас к себе в лабораторию.

Дети садятся в автобус и отправляются в путь. Детей в лаборатории встречает Пилюлькин.

- Ребята, у Пилюлькина случилась беда. Все растения перемешались, помогите ему их разложить.

Игра: «Собери лекарственные растения из частей» (Дети собирают каждое растение из трех частей- цветок, стебель с листьями и корень). Пилюлькин благодарит детей за помощь и предлагает приготовить настой из лекарственных трав.

- Для этого нужно взять чистый стакан и насыпать в него столовую ложку лекарственных растений (дети помогают). Теперь залить травы кипятком. Настой должен настояться. Скажите, вода, которой я заливала травы, была какого цвета?

-Бесцветная.

- А теперь смотрите, как вода меняет цвет. Растения отдают воде свой цвет и свои лечебные свойства. Вот и получается настой, которым можно лечиться.

6. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

-Где мы сегодня были?

-Кому мы сегодня помогли?

Воспитатель выслушивает ответы детей, хвалит детей и говорит, что они смогли помочь Пилюлькину, потому что они узнали какие растения являются лекарственными.

Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация разработана в соответствии со структурой занятия "Открытия "нового знания в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ программы «Мир открытий», рабочей программы группы и возрасту детей. В образовательной ситуации использовались такие виды деятельности как игра, опыты, общение, познавательная деятельность.

На 1 этапе — введение в ситуацию, предлагаются приемы, позволяющие вызвать у детей внутреннюю потребность включения в деятельность (беседа с опорой на личный опыт детей — актуализировать их представление о сказках), и осознанного принятия детьми так называемой «детской» цели с помощью вопросов «Хотите помочь Пилюлькину собрать лекарственные растения для изготовления настоя для малышей?». «Детская» цель будет соответствовать познавательному интересу детей, если в предварительной работе педагог познакомит детей с разными видами лекарственных растений, обыграет ее в разных формах. Тогда ситуация будет осознана в личном опыте и принята детьми. Цель педагога (образовательная цель) — познакомить с лекарственными растениями, их строением и лечебными свойствами.

На 2 этапе — актуализация знаний и умений, предлагается найти и выделить растения по их признакам среди других предметов. Этого будет достаточно для «открытия» детьми нового определения «лекарственные растения». Здесь, на этапе подготовки к ООД, должно быть продумано расположение детей во время игр.

На 3 этапе — затруднение в ситуации, продумана связь затруднения с достижением «детской» цели (дети не знают какие растения являются лекарственными) соответствует образовательной задаче, «открываемому» детьми новому знанию. Была четко сформулирована инструкция к действию – «Сумели мы собрать лекарственные растения?».

На 4 этапе — «Открытие» нового знания, с помощью побуждающего, подводящего диалога, дети должны максимально самостоятельно справиться с затруднением – рассказать почему эти растения «лечебные», ответить на загадки и найти соответствующую картинку.

На следующем этапе — предлагается провести серию игр и опытов, для закрепления знаний о внешнем виде лекарственных растений и их лечебных свойствах. Здесь продумано оптимальное соотношение групповых, парных и индивидуальных форм работы и взаимооценки детей.

На этапе осмысления, дети проговаривают условия, которые позволили восстановить в памяти детей то, что они делали, создать ситуацию успеха, тем самым достигнуть «детскую» цель. Так же на этом этапе соединяются «детская» и «взрослая» цели: «мы смогли помочь Пилюлькину, потому что они узнали какие растения являются лекарственными».

Комментарии к сценарию

Использованная литература:

  1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Минобрнауки № 655 от 23 ноября 2009 года).
  2. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2007.
  3. Концептуальные идеи примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мир открытий» (от рождения до 7 лет). Научно-методическое пособие / Под. ред. Л.Г. Петерсон. – М.: Институт СДП, 2011.
  4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Л.Г. Петерсон / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012.
  5. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». // Научный руководитель Петерсон Л.Г. / Под ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыковой. – М.: Цветной мир, 2012.
  6. Материалы Федеральной инновационной площадки: Рекомендации по разработке сценариев занятий "Открытия" нового знания в технологии "Ситуация", 2017.
  7. Интернет ресурсы.
Просмотров: 105
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Сергеенко Елена Евгеньевна. Конспект НОД для детей 5 – 6 лет «Лекарственные растения»
  • Шарафиева Альбина Миргазияновна. Конспект организованной образовательной деятельности Тема: «Лекарственные растения Башкортостана»
  • Кузьмина Марина Олеговна. НОД по экологии 'Лекарственные растения'
  • Евко Татьяна. Лекарственные растения в экологическом образовании дошкольников
  • Горбатова Светлана Владимировна. Презентация 'Лекарственные растения'
  • Железцова Любовь Прокофьевна. Конспект интегрированного занятия в старшей группе. Тема : Лекарственные растения.
  • Карелина Валерия Владимировна. Непосредственно образовательная деятельность логопеда с детьми старшего дошкольного возраста «Комнатные растения»
  • Заздравных Инна Ивановна. НОД «Царство растений: лекарственные травы»
  • Атаманюк Светлана. Непосредственно-образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности. Занятие по лексической теме: «Комнатные растения»
  • Баженова Татьяна Владимировна. Конспект познавательного занятия с использованием проблемной ситуации на тему: «В царстве лекарственных растений». (старший возраст)
  • Полковникова Марина Александровна. Консультация для родителей «О чем говорят растения»
  • Рассказова Лариса Юрьевна. КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ (ЗПХ+АППЛИКАЦИЯ) ПОЛЕЗНЫЕ РАСТЕНИЯ.
  • Митюкова Вера Владимировна. Презентация 'Комнатные растения'
  • Чагаева Нина. Презентация проекта 'Растения - фитотерапевты. Кто они?'
  • Румянцева Ирина Александровна. Проект естественнонаучной направленности «Растения – живые существа».
  • Сурова Наталья Анатольевна. Конспект Нод в первой младшей группе «Айболит и комнатные растения»
  • Белько А.А. Меркулова М.А.. Непосредственно образовательная деятельность для детей младшего дошкольного возраста. Образовательная область – коммуникация. «Как дети сказки искали»
  • Киченко Наталья Георгиевна. Гербарий лекарственных растений Красноярского края
  • Кириченко Татьяна Александровна. Досуг для детей старшей группы: «Знакомство детей с лекарственными растениями нашего края»
  • Янчурина Юлия Рамилевна. КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ. ТЕМА: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ».
  • Белова Диана Ахатовна. План-конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе. Тема недели: «Комнатные растения»
  • Наталия Евгеньевна Комиссарова. Контрольная работа по окружающему миру.Тема:'Дикорастущие и культурные растения'. 3 класс
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Кузьмина Cветлана Валерьевна. Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию во второй младшей группе на тему: «Комнатные растения» (с элементами аппликации)
  • Наталья Викторовна Вовк. Презентация для детей старшего дошкольного возраста 'Загадки о лекарственных растениях'
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Жданова Ирина Николаевна. Использование технологии «Ситуация» Людмилы Георгиевны Петерсон в работе с детьми дошкольного возраста
  • Мальцева Галина Рудольфовна. Статья по теме: «Ситуации и психологические задачи для родительского образования взрослых и детей»
  • Лучкина Анна Александровна. Конспект занятий для детей старшего дошкольного возраста «Дети на войне»
  • Шестерикова Наталия Николаевна. Конспект выступления на педсовете 'Анализ примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования 'От рождения до школы в соответствии с ФГОС' (пилотный вариант)



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь