Балашова Оксана Викторовна. Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Весёлая наука для детей»

Мастер-класс с педагогами по экспериментированию «Весёлая наука для детей»

Цель: повысить уровень профессиональной компетентности у педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности.

Задачи:

  1. Познакомить с понятием, что такое "эксперимент";
  2. Познакомить слушателей, как можно использовать опыт в экспериментальной деятельности детей;
  3. Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Участники мастер-класса: педагоги ДОУ

Ход мастер-класса:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я рада вас видеть на своём мастер-классе: «Весёлая наука». Он будет посвящен опытам, которые можно и нужно проводить с детьми для всестороннего развития личности каждого ребёнка.

 

Дети любят всё таинственное, загадочное и необычное. Поэтому опыты на занятиях проводить просто необходимо, это вызовет у них любопытство и интерес к учебной деятельности.

Сегодня мы с вами побудем детьми и отправимся в интересное путешествие, которое озадачит вас и даст возможность самим убедиться на практике в необычных свойствах обычных предметов, явлений, их взаимодействий между собой, понять причину происходящего и приобрести тем самым практический опыт.

Наше совместное путешествие в страну простых детских фокусов, опытов и экспериментов начинается. Пришло время более глубоко познакомиться с неизведанным окружающим миром, по-другому взглянуть на вещи, которые нам уже знакомы. Давайте поэкспериментируем. Возьмём простые, привычные нам предметы и посмотрим на что они ещё способны.

Но чтобы нам приступить к нашему необычному путешествию в мир весёлой науки, давайте скажем, что такое эксперимент.

Эксперимент — это научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий.

- Молодцы! Мы познакомились с понятием эксперимент и приступаем к путешествию. Чтобы понять, с чем связан наш первый эксперимент, давайте отгадаем загадку.

Домик круглый, домик белый,

Домик был сначала целый,

А как треснул, наконец.

Так и выскочил жилец.

(Яйцо)

- Молодцы, первый наш эксперимент связан с яйцом и называется «Волшебное яйцо»

1. Эксперимент «Волшебное яйцо»

Нам понадобится:

  • 2 яйца
  • вода
  • поваренная соль
  • 2 стакана

Проведение:

Половину стакана наполним водой, затем опускаем яйцо, что мы видим? (ОНО УТОНУЛО). Наполняем другой стакан водой и добавляем в него много соли, мешаем, осторожно опускаем второе яйцо и наблюдаем за волшебством. Посмотрите, что происходит? (ЯЙЦО НЕ ТОНЕТ). Давайте добавим соли в стакан с обычной водой, посмотрите что происходит. (ЯЙЦО НАЧИНАЕТ ВСПЛЫВАТЬ).

- Какой можно сделать вывод?

Объяснение:

Солёная вода имеет большую плотность, чем обычная водопроводная. Именно соль поднимает яйцо на поверхность.

- Отправляемся дальше в наше необычное путешествие. Давайте отгадаем загадку, это и будет подсказка, с чем связан наш следующий эксперимент.

Круглый, гладкий, как арбуз…

Цвет любой, на разный вкус,

Коль отпустишь с поводка,

Улетит за облака.

(Воздушный шар)

- Молодцы. Следующий наш эксперимент называется

«Само надувающийся воздушный шарик»

2. Эксперимент: «Само надувающийся воздушный шарик»

Нам понадобится:

  • Воздушный шарик
  • Сода
  • Уксус
  • Пластиковая бутылка

Проведение:

  1. Пластиковую бутылку заполните на 1/3 уксусом
  2. В шарик с помощью лейки насыпьте 3-4 ч. л. соды
  3. Натяните кончик шарика на горлышко, поднимите его за основание, чтобы сода высыпалась

- Посмотрите, что за волшебство происходит! Шарик сам надувается!

- Есть ли этому объяснение?

Объяснение:

Пищевая сода, смешанная с уксусом вступает в химическую реакцию и выделяют углекислый газ, тем самым создают давление, которое надувает воздушный шар. Разве не чудо?!

- Продолжаем наше путешествие и отгадываем следующую загадку.

Маленькая, кругленька,

Из кармана в карман скачет,

Весь мир обскачет,

Ни к чему сама не годна,

А всем нужна.

(Монета)

- Правильно. Сейчас мы с вами попробуем достать монетку с тарелки не

замочив рук.

3. Эксперимент: «Как достать монету из воды, не замочив рук?»

Нам понадобится:

  • Тарелка
  • Монетка
  • Вода
  • Пищевой краситель любого цвета
  • Комок газеты
  • Банка
  • Спички

Проведение:

Положите монету на дно тарелки ближе к краю и залейте ее водой, чтобы ее уровень был немного выше монеты. Для наглядности воду подкрашиваем пищевым красителем. Как ее вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять.

Сложите в комок небольшой клочок газеты, подожгите его, бросьте в пол-литровую банку и сразу же поставьте ее вниз отверстием в воду рядом с монетой.

Объяснение:

Огонь потухнет. Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

-Следующий эксперимент для нас и детей будет не только познавательным, но и порадует глаз.

4. Эксперимент: «Холодная синяя вода стремится вниз, а красная горячая поднимается наверх»

Понадобится:

  • Горячая и холодная вода
  • аквариум с водой комнатной температуры
  • синий и красный красители
  • два одинаковых пузырька
  • две подставки

Проведение:

  1. В один пузырек наливаем холодную воду и добавляем в нее синий краситель.
  2. В другой пузырек наливаем горячую воду и добавляем в нее красный краситель.
  3. Наливаем в аквариум воду комнатной температуры.
  4. Ставим в аквариум две подставки по противоположным сторонам.
  5. Берем два пузырька в обе руки, затыкая отверстия пальцами, опускаем в аквариум и кладем их на подставки. Посмотрите холодная синяя вода стремится вниз, а красная горячая поднимается наверх.

Объяснение:

Как известно, горячее стремится вверх, а холодное вниз. В данном опыте, благодаря добавленным красителям, этот эффект наглядно продемонстрирован в жидкости: горячая (красная) вода поднимается на поверхность, в то время как холодная (синяя) стремится ко дну. Это объясняется тем, что горячая вода легче воды комнатной температуры и комнатная температура выталкивает ее на поверхность, вода холодная она тяжелее и поэтому опускается на дно.

Дальше отправляемся в наше путешествие и следующая загадка:

Солнце светит, дождь идёт,

Чудо в небе вдруг взойдет,

Яркою цветной дугой,

Не потрогать нам с тобой…

(Радуга)

Правильно, радуга, только наша радуга будет из пены.

5. Эксперимент: «Пенная радуга»

Понадобится:

  • Вода- 50мл.
  • Поднос
  • 2 ст. ложки соды
  • Пищевые красители – 5-6 капель
  • Жидкость для мытья посуды -1-2 капли
  • Яблочный уксус 9% — 2 ст. ложки

Проведение:

В стаканы бросьте соду, красители, капните моющего средства. Все это разбавьте водой. Поставьте стаканы на поднос и влейте в него уксус. Кислоты может потребоваться больше.

Объяснение:

Сода и кислота вступают в реакцию. А моющее средство создает от их контакта пену.

- Продолжаем наше путешествие и отгадываем следующую загадку.

Что же белый цвет имеет?

Все, кто пьют – те не болеют.

Вы назвать продукт готовы,

Что нам утром даст корова?

(Молоко)

-Правильно, и следующий наш эксперимент называется «Цветное молоко»

6. Эксперимент «Цветное и движущееся молоко»

Понадобится:

  • Молоко (сливки жирные) – около 50-100 мл
  • Неглубокая емкость или тарелка
  • Любые краски
  • Жидкое мыльное средство

Проведение:

Наливаем в тарелку молока. Добавляем любые красители. Ватную палочку окунаем в любом жидком мыльном средстве, ставим ее в некоторых местах на молоке. Оно начинает двигаться, а цвета смешиваться.

Объяснение:

Молекулы моющего средства вступают в реакцию с частицами жира в молоке, заставляя их перемещаться. Они как бы расходятся от молекул моющей жидкости. По этой причине обезжиренный продукт не подходит. Секрет эксперимента прост – моющее средство уничтожает содержащийся в молоке жир, что и становится причиной «танца».

- Отправляемся дальше в наше необычное путешествие. И следующий у нас будет красивый зрелищный эксперимент и называется «Радуга skittles»

7. «Эксперимент с конфетами «SKITTELS» «Сладости, опасные для здоровья».

Цель: исследовать вредное влияние красителей, входящих в состав конфет «skittles», на организм человека.

Понадобится:

  • Тарелка плоская
  • Вода
  • Конфеты «skittels»

Проведение:

Раскладываем конфеты «skittles» на плоской тарелке по кругу. Льем на середину тарелки обычную воду чтобы её уровень немного затрагивал конфеты. Немного терпения, наблюдаем за процессом и краситель из конфет начнёт растворяться, окрашивая воду в разные насыщенные цвета. Необходимо брать конфеты только ярких оттенков, чтобы в итоге не получилось некрасивого коричневого цвета.

Красивую радугу стоит оставить на чуть-чуть. Дети наблюдают за тем, как от конфет отклеивается и всплывает пленка с буквой. Ну и напоследок, оставляем конфетки еще на час. Видим, что они превратились в бурую мерзкую жижу. Осталось спросить у ребят, хотят ли они теперь есть эти конфеты.

Объяснение:

Пищевая краска, растворяясь, окрашивает воду, тоже самое происходит с нашим желудком.

В следующий эксперимент связан с тем, чтобы получить ответы на вопросы — Как идёт дождь? Что такое дождевая туча?

8. Эксперимент «Дождевые облака»

Понадобится:

  • Стакан с водой
  • Пена для бритья
  • Пищевой краситель (любого цвета, можно несколько цветов)
  • Пипетка

Проведение:

Воду в стакане покройте толстым слоем пены для бритья, чтобы оно было похоже на кучевое облако. Сверху капайте пипеткой на неё жидкими красителями. Через время цветные капельки пройдут сквозь пену, и, попав в воду, будут казаться в ней забавным красочным дождиком.

Объяснение:

Облако, наполняясь водой, превращается в тучу, капельки не могут удерживаться в туче и начинают падать на землю в виде дождя.

В ходе этого эксперимента мы узнали, что дождь – это обычная вода, которая выпадает с неба, из туч.

- Уважаемы коллеги! Вот и подошло наше путешествие в мир науки к концу. Прошу Вас высказать своё мнение по поводу увиденного и услышанного сегодня на нашем волшебном мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками.

С помощью таких занимательных экспериментов вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, весёлым, максимально познавательным. Подготовим их к дальнейшему обучению в школе. Сделаем так, чтобы это обучение давалось им легко. Пробудим интерес к учёбе, будем развивать любознательность и усидчивость. Большое спасибо за внимание, дорогие друзья! Творческих вам успехов!

Просмотров: 334
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Анисимова Людмила Владимировна. Опыт работы. «Эксперимент детей как средство познания мира»
  • Бирюченко Анастасия Александровна. Эксперимент в средней группе «Выращиваем снежинку из кристаллов соли»
  • Шалтина Елена Викторовна. Занятие — эксперимент по экологии во второй младшей группе по теме «Снег и его свойства».
  • Беликова Вера Александровна. КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЭКСПЕРИМЕНТ С ВОЗДУХОМ»
  • Наскидаева Маргарита Черменовна. Проект на тему «Наураша» — эксперимент и экологическое воспитание.
  • Поликарпова Елена. Конспект занятия по теме: «Социальные навыки в процессе экспериментирования в экологии» (эксперимент с воздухом) подготовительная группа. Тема: «Воздух невидимка»
  • Александрова Елена Олеговна. Занятие-эксперимент в средней группе «Знакомство со свойствами снега и льда».
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Кирсутина Людмила Валерьевна. КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО — ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ПО ТЕМЕ «ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ, КАК ЖЕ БЫТЬ»
  • Людмила Анатольевна Семыкина. Содержание и методика организации познавательно – исследовательской деятельности детей дошкольного возраста на тему: «Вода, вода, кругом вода»
  • Павлова Луиза Николаевна. «Волшебница вода» (эксперименты с водой для детей старшей группы)
  • Падерина Любовь Михайловна. Мнемотаблицы для заучивания стихов — что это такое?
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Агишева Оксана Владимировна. Открытое занятие по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Титова Ирина Викторовна. Статья «Фликер – что это такое?»
  • Мурнаева Ирина Сергеевна. Конспект комплексного занятия по нравственному воспитанию по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо?»
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Редактор. Что такое хорошо и что такое плохо - Владимир Маяковский
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Васильева Галина Валерьевна. Мама- терапия. Что это такое?
  • Евстафьева Татьяна. Занятие по экологии в старшей группе Тема: «Для чего нам нужна чистая вода?»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Шипицына Лилия Валерьевна. Проект для детей средней группы «Вода — это жизнь»
  • Митягина Наталья Леонидовна. Проект 'Что такое День Победы? Это значит - нет войны!'



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь