Ромицына Александра Сергеевна. СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ПОСТАНОВКИ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ТЭРКЫТИР» — ЧУКОТСКИЙ ПРАЗДНИК ВСТРЕЧИ СОЛНЦА

СЦЕНАРИЙ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ПОСТАНОВКИ ДЛЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ «ТЭРКЫТИР» — ЧУКОТСКИЙ ПРАЗДНИК ВСТРЕЧИ СОЛНЦА

Работу выполнил — музыкальный руководитель МАДОУ 66 г.Екатеринбург Ромицына Александра Сергеевна 2020 г.

Актуальность театрализованной постановки:

«Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут» (Э. К. Суслова).

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В современном обществе толерантная культура имеет особое значение: она выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия. Поэтому так важно в дошкольном возрасте знакомить детей с разными культурами и обычаями нашей многонациональной страны. Одной из форм приобщения к культуре является театрализованная деятельность.

 

Скачать конспект

Задачи:

  • Способствовать формированию у детей интереса и уважения к народам России, в частности, к жителям крайнего Севера
  • способствовать развитию чувства патриотизма, уважительного отношения к традициям чукотского народа.
  • развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности
  • Расширять кругозор детей, развивать любознательность
  • обогащать и активизировать словарь
  • развивать диалогическую и монологическую речь
  • познакомить воспитанников с чукотским народным костюмом
  • Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Роли детей:

  • Шаман
  • Чукчи
  • Тунгаки

На сцене стоит яранга – жилище чукчей, в котором сидит ребенок, исполняющий роль чукчи-шамана. Рядом с ярангой лежит оленья шкура и висит солнце.

Голос за кадром: В краю, у берегов Северного ледовитого океана, в краю вечной мерзлоты, живет северный народ. Чукчами он зовется, что в переводе означает «человек, богатый оленями». Из-за своеобразного уклада жизни, отсутствие информации о прогрессе на земле, у них сложилось свое понятие о существовании жизни, свои праздники и свои устои. Об одном из праздников, сейчас мы вам и поведаем. Праздник этот называется «Тэркытир», или праздник встречи солнца.

Звучит фоном народная чукотская песня Адан Ралтан, на вступлении шаман чукчей выходит на сцену Танцует ритуальный танец и усаживается около костра. (Бьет в бубен)

Ребенок-шаман:

Крайний Север – край снегов.

Не видать полгода солнца.

Неба тёмное оконце.

Звёзд серебряных покров.

Здесь оленями богаты –

Чукчи славные живут.

Песни славные поют,

Что душе чукотской святы.

Праздник чукчей на весь мир:

Встреча солнца – ТЭРКЫТИР

Шаман ходит по сцене

Шаман-ребенок:

Чтобы все люди жили во мраке,

Похитили Солнце духи ТУНГАКИ.

Чтобы все звери жили во мраке,

Похитили Солнце злые ТУНГАКИ.

Чтобы вся тундра окуталась мглой,

Чтоб не найти нам дороги домой.

Шама уходит в ярангу, тем временем, на сцену выходят Тунгаки и крадут солнце, прячут его под землёй, повесив на вход огромный замок, уходят. Из яранги опять появляется Шаман. Бьет в бубен, и начинает созывать людей на большой совет. На сцену выходят чукчи.

Шаман:

Жители тундры! Скажите вы мне:

Нравится жить вам без Солнца во тьме?

Голос за кадром: Жители тундры сказали в ответ:

Все: НЕТ!

Шаман:

Чтоб у тунгаков нам Солнце добыть,

Чтобы тунгаков лихих победить,

Надо послать нам того, кто хитрее,

Кто их сильнее, ловчей и быстрее.

1-й чукча:

Выше, сильней не найти человека

В тундре, чем наш богатырь Алелэка.

Все: АЛЕЛЭКЭ!

2-ой чукча:

Гивынкэ догнать – бесполезно стараться!

Им за упряжкой его не угнаться!

Все: ГИВЫНКЭ!

3-й чукча:

Бьёт гарпуном Тыгрынкэв наш без лени

С броска одного и китов, и тюленей!

Север вы наш хоть сто раз обойдёте,

Только ловчее его не найдёте!

Все: ТЫГРЫНКЭВ!

4-й чукча (девочка):

Самый умный – Эмемкут!

По натуре он не плут.

Хоть по возрасту не стар,

Эмемкут имеет дар:

Все секреты наших предков –

Дар бесценный, чудный, редкий.

Сможет всех перехитрить,

Солнце красное добыть.

Все: ЭМЕМКУТ!

Шаман:

На правое дело без страха идите!

Ясное Солнце народам верните!

(Шаман бьёт в бубен. Звучит музыка. Появляются 4 оленя. Мужчины садятся на них. Все чукчи и шаман в ритуальном танце уходят, а 4 чукчи на оленях под музыку отправляются в путь. Сделав круг по сцене, они останавливаются.)

Эмемкут (обращается к братьям):

Братья! Когда мы врагов победим,

Если нам Солнца они не вернут,

С вами обманщиков перехитрим –

Кражу посеяв, утрату пожнут!

В шкуру оленя меня заверните

И как подарок тунгакам вручите.

Все:

Солнца нет нужней и краше!

Знаем: будет солнце наше!

Чукчи заворачивают Эмемкута в шкуру оленя. На сцене появляются Тунгаки. Они танцуют танец.)

1 дух:

Солнца больше нет на свете!

Тундрой правим мы! Ура!

2 дух:

Значит, взрослые и дети,

Погибать пришла пора!

Чукчи, увидев тунгаков, обращаются к ним

Алелэкэ:

Мы пришли с подарком к вам:

Молодой олень убитый. (показывает на завернутого в шкуру оленя чукчу)

Тыгрынкэв:

Солнышко верните нам.

Вот и будем с вами квиты.

Тунгаки:

Ха-ха-ха!

Значит Солнышко хотите?

Нас, великих победите!

Ха-ха-ха!

Голос за кадром: И начали соревноваться чукчи с тунгаками, кто быстрее проедет на оленьей упряжке.

Проводятся соревнования, кто быстрее проскачет на мячах.

Голос за кадром: Победили чукчи тунгаков, и стали требовать назад свое солнце!

Алелекэ:

Договор наш выполняйте

Что украли – возвращайте!

1 дух (девочка): Ишь, чего вы захотели

Обмануть мы вас сумели!

2 дух (девочка): Солнце вам не отдадим

Убить мы чукчей всех хотим!

Все духи: Убить! Убить! Убить!

(Тунгаки надвигаются на чукчей и хотят их убить. В это время из оленьей шкуры выбирается Эмемкут, подходит к замку и срывает его, достает солнце.)

Тыгрынкев: Обернитесь, оглянитесь

Эмемкута не боитесь?

Алелеке: Солнце наше он вернул

Вас самих он обманул

(Эмемкут срывает цепи и солнце поднимается в небо. Тунгаки пугаются света и все прячутся в пещере. Эмемкут вместе с друзьями вешают цепь на пещеру. В это время на сцену выходят все чукчи и празднуют свою победу.)

Все чукчи:

Здравствуй, Солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Победителям – ура!

Будем славить до утра!

И закатим на весь мир

Славный праздник ТЭРКИТИР!

Звучит музыка, все чукчи начинают танцевать праздничный танец с солнцем в руках «Тэректир».

Шаман-ребенок: С тех пор, каждую весну, жители тундры встречают солнце и празднуют Праздник «Тэркытир». В этот день они собираются вместе, приносят друг другу подарки, угощают оленьем мясом и душистым травяным чаем, участвуют в соревнованиях по борьбе, метанию гарпуна и в скачках на оленьих упряжках. Весь день они поют песни, а шаманы рассказывают легенду о том, как четверо мужчин спасли тундру от вечной темноты. Так и живет этот народ многие годы, и нет его счастливее на всем крайнем севере!

Просмотров: 458
Категория: По направлениям » Для детского сада » Театр с детьми




Другие новости по теме:

  • Павлова Ольга Игоревна. Сценарий выпускного вечера в группе детей с ЗПР «Букеты, музыка, стихи – все это вам, выпускники!»
  • Грибова Елена Юрьевна. Моё хобби «Я все умею, я все могу!» «Кулинария»
  • Новикова Юлия Алексеевна. Конспект НОД по развитию речи на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны» в подготовительной к школе группе
  • Ильиных Мария Юрьевна. Конспект интегрированной НОД «Все животные нужны, все животные важны» В подготовительной к школе группе.
  • Ковалёва Любовь Михайловна. Все профессии важны, все профессии нужны - Конспект игрового занятия по лексической теме «Профессии» - для детей подготовительной группы с ОНР
  • Ольга Анохина. Здравствуй, Солнце золотое
  • Шохирева Алиса Владимировна Губайдулина Елена Сергеевна Савина Татьяна Федоровна. Развлечение «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Степанова Светлана Алексеевна. Конспект организованной образовательной деятельности по развитию познавательных способностей в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Казакова Наталья Алексеевна. Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»
  • Рубцова Екатерина Вячеславовна. Конструкт образовательной деятельности в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Кадиева Фарида Устархановна. Конспект открытого занятия в старшей группе по теме «Все профессии нужны, все профессии важны».
  • Бабенкова Татьяна Викторовна. Конспект НОД «Все профессии нужны — все профессии важны».
  • Самойлова Наталья Викторовна. Проект в средней группе по теме: «Все профессии нужны, все профессии важны».
  • Воробьёва Лидия Алексеевна. Проект краткосрочный на тему «Все профессии нужны – все профессии важны»
  • Шомполова Анна Владимировна. Проект «Все профессии нужны, все профессии важны».
  • Гилязова Юлия Загидулловна. Конспект НОД в средней группе «Солнышко» по коммуникативной деятельности тема: «Как солнце Весне помогало»
  • Кричевцов Мария. ПРОЕКТ «Все профессии важны, все профессии нужны»
  • Сарапкина Ирина Николаевна. РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ПРОФЕССИИ ПОЖАРНЫЙ «Все профессии нужны, все профессии важны»
  • Главный Редактор. Пусть всегда будет солнце - песня
  • Сценарий Осеннего бала - Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья
  • Зоя Сырова. Конспект занятия «Солнце как и мама лишь одно бывает»
  • Сергеева Галина Григорьевна. «Здравствуй, солнце! Здравствуй, лето!» Оформление приемной в группе
  • Вяткина Татьяна Анатольевна. План-конспект НОД в средней группе «Как солнце Весне помогало»
  • Главный Редактор. Я гоняю солнце, как мячик не собака я теперь- тучка - стихи родителям
  • Алексеева Татьяна Борисовна. Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Пусть всегда будет солнце!»
  • Редактор. Ласкает солнце горы снеговые - стихи о весне для детей
  • Анастасия Чаркова. Проект в старшей группе «Все профессии нам по плечу!»
  • Краснокутская М. В. Авторский сценарий детской музыкальной театрализации для детей дошкольного возраста на весеннем празднике «Как Татоша и Какоша помогли вернуть солнце красное, солнце ясное».
  • Макарова Диана Викторовна. Занятие по «Психологии общения» для подготовительной группы «Все люди отличаются друг от друга своими качествами»
  • Николаева Марина Владимировна. Конспект интегрированного занятия для детей 4-5 лет с ОНР «Где прячется Солнце?»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь