«Все, что усваивается человеком в последствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы.»
К.Д. Ушинский.
1. Актуальность проекта.
Проблема: Отсутствие у детей культурно — гигиенических навыков.
Актуальность:
Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.
Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. С раннего детства нужно прививать ребёнку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения. Если ребёнка постоянно приучают к определённым действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретённые в детстве гигиенические навыки становятся второй натурой человека, потребностью к чистоте.
Скачать конспект
Работая с детьми младшего дошкольного возраста мы заметили, что у вновь пришедших в детский сад из дома ребят, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, последовательно мыть руки, вытирать их полотенцем, нуждаются в терпеливом обучении и непосредственной помощи взрослого. Процесс мытья рук занимает существенную часть времени бодрствования, и очень важен для ЗОЖ каждого ребенка, потому важно их развивать. Именно в дошкольном возрасте необходимо воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять.
2. Паспорт проекта
Тип проекта Познавательно-речевой
По продолжительности Долгосрочный (с 20. 01 по 27. 03)
По количеству участников Групповой
Участники проекта Дети первой младшей группы (2-3 года), родители (законные представители), воспитатели.
Педагогические принципы реализации проекта
- Принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
- Принцип опоры на интересы ребенка;
- Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
- Принцип наглядности;
- Принцип последовательности;
- Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Практическая значимость
Материалы проекта могут быть использованы педагогами и родителями (законными представителями).
Цель проекта Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного через использование художественной литературы в разных видах деятельности.
Задачи проекта
- приучать детей следить за своим внешним видом, продолжать формировать умение закатывать рукава, правильно пользоваться мылом, аккуратно намыливать и мыть руки;
- насухо вытираться полотенцем;
- содействовать стремлению к ЗОЖ;
- развивать произносительную и диалогическую стороны речи;
- развивать уверенность в себе и своих возможностях; развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- Обогащать словарный запас детей;
- Развивать навыки фразовой и связной речи, побуждать к высказываниям;
- Продолжать развивать игровые, познавательные, речевые способности;
- Развивать восприятие детей, способствовать связи восприятия со словом и дальнейшим действием;
- Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие.
- развивать понимание и осмысливание произведений искусства
- Формировать умение выполнять просьбу взрослого.
- Воспитывать у детей отзывчивость, доброжелательное отношение и любовь друг к другу, к игрушкам.
4. Ресурсное обеспечение проекта
Материально-техническое: телевизор, ноутбук, фотоаппарат.
Информационное: интернет ресурсы, методическая и художественная литература, иллюстративный материал, настольно-печатные игры.
Нормативно-правовое:
Федеральный закон РФ от 29. 12. 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 30. 08. 2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
Основная образовательная программа Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Когалыма «Цветик-семицветик».
Учебно-методическое:
Подборка методической литературы по теме проекта;
Конспекты: НОД, бесед, развлечения;
Картотеки дидактических игр, пальчиковых игр;
Консультативный материал для родителей;
Картотека потешек, песенок.
5. Ожидаемый результат
Для детей:
С помощью взрослого приводят себя в порядок;
- Рассказывают короткие стихотворения и потешки об умывании
- Пользуются индивидуальными предметами: носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком
- Узнают процессы умывания, одевания на картинках, правильно называют эти процессы, переживают положительные чувства в связи с выполнением гигиенических процедур
- Аккуратно ведут себя за столом во время еды (правильно держат ложку, не крошат хлеб, пользуются салфеткой)
- При небольшой помощи взрослого надевают и снимают одежду, обувают и снимают обувь
- Аккуратно складывают снятую одежду
- Рассматривают в зеркале свое чистое лицо, опрятную одежду, причёску
- Играют в сюжетно – отобразительные игры.
Для родителей:
Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
Улучшилась работа по взаимодействию с родителями (законными представителями)
Активизировалась позиция родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Приобрели опыт сотрудничества со своими детьми и педагогами при подготовке материала в ходе реализации проекта.
6. Этапы реализации проекта
I этап. Подготовительный
- Наблюдение за детьми.
- Организация предметно-развивающей среды.
- Подборка литературы, игр, иллюстрации.
- Обновление развивающей предметно-пространственной среды.
- Подбор методической литературы
- Подбор дидактических пособий и игр
- Подбор художественный, детской литературы.
II этап. Практический
- Непосредственно образовательная деятельность по всем образовательным областям по тематике проекта.
- Ввести в игровую ситуацию детей и сформулировать проблему:
- Организовать занятия, беседы.
- Проведение игр. (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры).
- Чтение художественной литературы.
- Оказывать помощь детям при реализации замыслов.
III этап. Заключительный
- Провести итоговое занятие
- Подведение итогов
- Оформление проектной деятельности
- Презентация проекта.
Продукт проектной деятельности.
Итоговое занятие «Как мы научились мыть руки»
Выставка газеты «Чистые ладошки»
8. Анализ результата реализации проекта
Анализируя проделанную работу, можно сделать следующие выводы:
- Тема была выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности.
- Отмечалась положительная реакция детей и закрепились представления о правилах личной гигиены
- Сформировалось умение самостоятельно обслуживать себя во время еды, умывания, одевания и раздевания; сформировалось умение пользоваться носовым платком и расчёской, полотенцем.
- У детей появилось желание выглядеть чистыми и опрятными. — Повысилась компетентность у родителей в развитии навыков личной гигиены.
3. Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей, дети включают в сюжет игры песенки, потешки, пытаются осуществить ролевой диалог.
ИТОГ.
Считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог-родители.
Родители познакомились с особенностями игровой деятельности детей младшего возраста. Увидели, что с помощью подобранных песенок, потешек и художественной литературы по теме проекта можно решить множество задач, многому научить ребёнка.
Проект оказался актуальным т. к. помог развить познавательную и речевую сферу ребенка, расширить кругозор детей на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной деятельности детей.
|