Тразанова Кристина Александровна. ИГРА В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ИГРА В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Тразанова Кристина Александровна

Научный руководитель: Сегова Татьяна Дмитриевна,

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ, Факультет психолого-педагогического образования Кафедра психологии и педагогики дошкольного и начального образования

Аннотация: в статье характеризуются основные понятия в контексте изучаемой темы, характеризуются возможности игры в адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, кратко описываются методика и результаты диагностики уровня адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, а также проект по адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации средствами игры.

Ключевые слова: адаптация, период адаптации, ранний возраст, игра, игровая деятельность.

 

THE GAME IS IN THE ADAPTATION OF CHILDREN OF EARLY AGE

TO PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Abstract: the article deals with the basic concepts in the context of the subject, characterized by the features of the game in the adaptation of children of early age to conditions of preschool educational organizations, summarizes the methodology and results of diagnostics of the level of adaptation of children of early age to preschool educational organizations, as well as a rehabilitation project for young children to pre-school education establishment by means of the game.

Keywords: adaptation, adaptation period, early age, game, game activity.

В законодательных и нормативно-правовых документах в области образования, принятых в Российской Федерации, подчёркивается необходимость направленности целостного педагогического процесса на полноценное всестороннее развитие ребенка — физическое, социально-коммуникативное, познавательное. В частности, в статье 64 Федерального Закона от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. Для достижения вышеуказанных задач и реализации принципа стандарта необходимо осуществлять адаптацию детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации. Это связано с тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное и, как следствие, социальное развитие в дальнейший период дошкольного детства. Одним из средств, используемых для оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, могут являться игры, поскольку именно игра является важнейшим средством взаимодействия взрослого и ребенка в период процесса адаптации к дошкольной образовательной организации.

Специфика процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации рассматривается в исследованиях таких авторов, как Л. Н. Галигузова, Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Е. О. Смирнова. Учеными рассматривается сущность понятия «адаптация», классифицируются виды адаптации, описываются условия успешной адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации.

Играм как средству обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста посвящены исследования Т. П. Авдуловой, А. Г. Гогоберидзе, Т. А. Куликовой, Д. Б. Эльконина. В трудах данных авторов определяются термины «игра», «игровая деятельность», приводятся классификации игр, характеризуется специфика их применения в работе с детьми раннего возраста.

В современной системе дошкольного образования возникает следующее противоречие: проблемы, связанные с социальной и психической адаптацией детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации, остаются на уровне современных теоретических исследований и сводятся к рекомендациям о приближении домашнего режима для к режиму детского сада; дидактические возможности игр для оптимизации процесса адаптации используются в недостаточной мере.

Одним из важнейших факторов психического развития ребенка раннего возраста является процесс его адаптации к условиям дошкольной образовательной организации.

Адаптация (от лат. «adaptare» — приспособлять) — в широком смысле — приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Адаптация человека имеет два аспекта: биологический и психологический.

Биологический аспект адаптации — общий для человека и животных — включает приспособление организма (биологического существа) к устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды: температуре, атмосферному давлению, влажности, освещенности и другим физическим условиям, а также к изменениям в организме.

Психологический аспект адаптации — приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами [3, с. 27].

Адаптация психическая, по Г.М. Коджаспировой, — психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды [2, с. 14].

Процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды называется социальной адаптацией. Она осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества (как в широком смысле, так и применительно к ближайшему социальному окружению — общественной группе, трудовому коллективу, семье). Основные проявления социальной адаптации — взаимодействие (в том числе общение) человека с окружающими людьми и его активная деятельность [3, с. 27].

Существуют два основных критерия успешной адаптации ребёнка к дошкольной образовательной организации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды) [3, с. 50].

Существуют определенные психолого-педагогические параметры, которые дают возможность прогнозировать течение адаптации и предполагают индивидуальный подход к детям в дошкольной образовательной организации и в семье в этот период. Они состоят из трех блоков:

  1. Поведение детей, связанное с удовлетворением органических потребностей.
  2. Уровень нервно-психического развития.
  3. Некоторые характерологические черты личности ребенка [4, с. 9].

В нашей статье под адаптацией понимается формирование и освоение ребенком новой социальной роли — роли воспитанника дошкольной образовательной организации, новых социально значимых норм и правил совместной со сверстниками и взрослыми деятельности.

Социально-психологическая адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации детерминирована следующими объективными и субъективными факторами: неодинаковым уровнем развития личности ребенка, спецификой его социального окружения, условиями и особенностями семейного воспитания и т.д.

Процесс адаптации чаще всего сопровождается некоторым регрессом высших психических функций ребенка раннего возраста, что требует построения системы педагогической работы с использованием соответствующих возрасту педагогических средств, оптимальным из которых является игра.

В образовательном процессе дошкольной образовательной организации используются различные виды игр (дидактические, театрализованные (режиссерские и драматизации), речевые, подвижные, строительные и т.д.), что обусловлено тем, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра. Игры обладают значительным дидактическим потенциалом и оказывают всестороннее влияние на гармоническое развитие личности дошкольника (развитие высших психических функций, когнитивных процессов, навыков социального взаимодействия и т.д.).

Использование игр будет являться эффективным средством адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, поскольку:

— организация различных видов игр способствует развитию эмоций детей, что является базисом самореализации и адаптации и позволяет обеспечивать эмоциональное благополучие детей;

— способствует формированию у воспитанников позитивного образа своего «я», положительной самооценки.

В условиях грамотного использования педагогического потенциала игры она способна стать универсальным средством формирования эмоционального благополучия и здоровья ребенка, поскольку учит его:

— эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей;

— переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков;

— осознавать свое реальное положение среди взрослых и сверстников;

— уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети должны проявлять максимальную компетенцию, действовать уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра — это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых — закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности;

— свободно выражать свои чувства;

— говорить с самим собой, интуитивно познавать себя. Дети говорят сами с собой на языке эмоций. У них нет еще развернутой внутренней речи, и поэтому им нужно время, чтобы, играя, поговорить с собой;

— переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

все виды игр, включенные в образовательный процесс детского сада, могут быть использованы как средство развития самооценки детей дошкольного возраста, поскольку:

— предполагают ситуацию общения и взаимодействия со взрослым;

— предполагают ситуацию общения и взаимодействия со сверстником;

— расширяют границы личного опыта ребенка;

— способствуют умственному развитию дошкольника;

— позволяют анализировать игровую деятельность, что помогает ребенку осваивать правила и осознавать собственные ошибки;

— позволяют получать положительное подкрепление от взрослого, одобрение со стороны сверстников, что является важными факторами формирования адекватной самооценки.

В практической части исследования представлена методика и результаты диагностики уровня адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации, для которой была использована методика В. Н. Меркуловой, Л. Г. Самоходкиной, а также проведено анкетирование родителей воспитанников, в ходе которого они оценивали готовность детей к посещению дошкольной образовательной организации. Основными критериями успешной адаптации по данным методикам являлись следующие: физические проявления (здоровый сон и аппетит), положительное эмоциональное состояние, высокий уровень социальных контактов (игра, общение), сформированность культурно-гигиенических навыков.

Результаты обследования (с учетом их сравнительного анализа) показали, что у детей раннего дошкольного возраста преобладает средний либо низкий уровень адаптации. Полученные результаты явились обоснованием для разработки педагогического проекта по адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации средствами игр.

Представленный педагогический проект направлен на оптимизацию процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации. Представленные в рамках проекта игры направлены на развитие эмоциональной сферы детей, достижение достаточного уровня эмоционального благополучия (дети учатся выражать свое эмоциональное состояние вербальными и невербальными средствами, понимать эмоциональное состояние окружающих), регулировать свои эмоции; а также на формирование положительной самооценки посредством безоценочного позитивного взаимодействия в рамках различных видов игр. Особенностью проекта является то, что для достижения его целей используется комплекс различных видов игр, каждая из которых обладает значительным дидактическим потенциалом (дидактические, подвижные, речевые, строительные, игры-эксперименты и т.д.), что способствует оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.

Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности при организации различных видов игр позволяет осуществлять содержательное общение детей, способствующее осознанию способов деятельности и повышению ее продуктивности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

  1. Авдулова Т. П. Психология игры: современный подход: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Академия, 2009. — 208 с.
  2. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. — М.: ИКЦ «МарТ», 2005. — 448 с.
  3. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь. —— СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. — 672 с.
  4. Тимофеева Л.Л., Бережнова О.В. Проблема адаптации к ДОУ детей раннего возраста // Дошкольная педагогика. — 2013. — № 9. — С. 6 — 10.
Просмотров: 373
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Наумова Марина Валерьевна, Абдухалыгова Наина Умудваровна. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста
  • Сажнева Юлия Александровна Обросова Юлия Анатольевна. Адаптация детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации
  • Формирование коммуникативных навыков дошкольников способствующих созданию благоприятной эмоциональной среды в группе
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Курикалова Оксана Михайловна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Боженова Кристина Сергеевна. Здоровьесберегающая среда в дошкольной образовательной организации как условие оздоровления и ранней профориентации детей дошкольного возраста: игровой комплекс «Медицина»
  • Ширяева Ольга Николаевна. Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «В детский сад без слез»
  • Нестерова Ольга Юрьевна. Выпускная Аттестационная работа На тему: Психолого-педагогическое сопровождение детей 3-4 лет к условиям дошкольной образовательной организации.
  • Теплинская Наталья Александровна. Методические рекомендации по использованию технологии «Игрушечный совет» в организации воспитательно–образовательной работы в дошкольной образовательной организации
  • Лысова Ольга Дмитриевна. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДЕТСКОМУ САДУ
  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Шабельникова Татьяна. Гармонизация и развитие потенциальных возможностей одаренного ребенка в условиях дошкольной образовательной организации
  • Васильева Алина Владимировна. Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста.
  • Евгения ?. Партнёрство семьи и детского сада в период адаптации детей раннего возраста
  • Попова Анна Андреевна Карасёва Екатерина Ивановна. Роль мультипликации как средство развитие детей в дошкольной образовательной организации
  • Иванова Екатерина Юрьевна. Дипломное исследования на тему: «Формирование основ культуры здорового образа жизни у детей в дошкольной образовательной организации».
  • Елпашева Татьяна Николаевна. Семинар-практикум для родителей (законных представителей) детей раннего дошкольного возраста (1, 6-3 лет) «Использование кинетического песка в период адаптации ребёнка»
  • Яковлева Анастасия. Рисование песком на стекле, как средство снижения напряжения у детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
  • Макарова Елена Васильевна. Деятельность воспитателя дошкольной образовательной организации по приобщению ребенка к книжной культуре
  • Кувшинова Татьяна Викторовна. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА В ГРУППЕ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Насурова Н. В.. СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Евдокимова Елена. «Здравствуй, малыш!» проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
  • Бухтиярова Оксана Михайловна. Презентация: ИКТ в процессе адаптации, обучения и развития обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста
  • Матвеева Татьяна Сергеевна. Песочная терапия как средство адаптации детей раннего возраста
  • Влащицкая Олеся Евгеньевна. «Внедрение волонтёрской деятельности в образовательный процесс дошкольной образовательной организации»
  • Каштанова Светлана Викторовна. Статья на тему: «Использование фольклора в период адаптации детей раннего возраста к ДОУ»
  • Бабенкова Наталья Викторовна, Авдеева Марина Ивановна. Педагогическая статья «Использование аудиосказок для детей раннего возраста в период адаптации»
  • Аккуратнова Татьяна Николаевна. Система комплексного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной образовательной организации



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь