Дешкович Татьяна Владимировна. АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО

Дешкович Т.В. Магистрант Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета г. Москва, РФ

Аннотация

Данная статья посвящена обзору особенностей адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в ДОО. Для успешной адаптации детей к условиям группы кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации необходимо знать особенности и условия данного процесса.

Цель исследования: изучить особенности адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации.

Метод исследования: моделирование процесса педагогического сопровождения успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ГКП в дошкольной образовательной организации.

 

Вывод: Полученные результаты доказывают эффективность разработанной нами программы «Здравствуй, малыш», направленной на адаптацию детей раннего возраста к группе кратковременного пребывания в ДОО.

Ключевые слова

Адаптация, группа кратковременного пребывания, дети раннего возраста, модель адаптации, программа адаптации, педагогическое сопровождение, педагогический эксперимент.

Процесс адаптации к детскому саду в раннем возрасте является сложным явлением, во время которого поведение ребенка может резко измениться. Адаптационный период может длиться от 2 недель до 3-4 месяцев. На продолжительность периода адаптации может влиять ряд факторов: особенности нервной системы ребенка; возраст ребенка; наличие или отсутствие тренировки нервной системы; статус здоровья; контраст между домашней обстановкой и ситуацией в дошкольной организацией, а так же в разнице в методов воспитания.

Группа краткосрочного пребывания – это специальная группа для детей от 1,5 до 3 лет, которая работает три-четыре часа в день. Адаптация в группе краткосрочного пребывания очень проста. Родителям разрешается входить в группу, некоторое время оставаться с детьми, постепенно уходить и оставлять их с учителем. Первые дни короткого пребывания длятся всего полчаса. Ребенок учится обходиться без мамы, становится более самостоятельным. Даже если ребенок не привык к режиму до начала посещения ДОО, со временем он привыкнет к распорядку дня.

Одну из главных ролей в оптимизации процесса адаптации играют педагоги и психологи детского сада.

В оптимизации процесса адаптации одна из главных ролей принадлежит педагогам и психологам детского сада.

Исследование проводилось на базе МАДОУ №4 в двух группах кратковременного пребывания. В исследовании приняли участие 30 детей третьего года жизни 2-х групп кратковременного пребывания.

Гипотеза исследования: успешной адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в дошкольной образовательной организации будут способствовать разработка модели и программы педагогического сопровождения на основе поэтапного прохождения ребенком раннего возраста адаптационного периода в условиях ситуации взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений (педагогами, детьми, родителями).

По результатам констатирующего исследования уровня адаптации детей раннего возраста к группе кратковременного пребывания в ДОО выявлено, что большинство детей (60%) условно готовы к поступлению в детский сад и имеют средний уровень адаптации.

Для успешной адаптации детей, нами разработана программа педагогического сопровождения.

Основой практической работы является взаимодействие психолога, педагога, родителей и детей, направленное на создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе, что создает основу для успешной адаптации детей младшего возраста.

Рабочая программа для сопровождения периода адаптации детей к детскому саду включает в себя комплексную деятельность педагога-психолога по каждому из направлений работы (диагностика, консультирование, обучение) со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, воспитатели).

Цель программы: создание благоприятного образовательного пространства для успешной адаптации детей младшего возраста к условиям группы краткосрочного пребывания в детских садах. Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах эмоционального развития ребенка.

Задачи разработанной программы:

  1. Способствовать скорейшему психологически комфортному привыканию дошкольника к новой среде;
  2. Создать соответствующие условия для осуществления эмоциональной игровой деятельности;
  3. Способствовать возникновению у детей игровой мотивации и положительных эмоциональных реакций;
  4. Оказывать консультативно-воспитательную поддержку семьям детей по вопросам адаптации детей к условиям детского сада и их вовлеченности в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения.

Чтобы сделать процесс привыкания к детскому саду более успешным, мы используем разные направления работы с детьми:

  1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.
  2. Формирование у ребенка чувства уверенности (когнитивного осознания).
  3. Приобщение ребенка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе нравственным (формирование общественного сознания).
  4. Защита и укрепление здоровья детей.

Также, чтобы облегчить адаптацию, команда нашей группы в первые дни рекомендует родителям сократить время пребывания в детском саду с постепенным увеличением на 1-2 часа в день, в зависимости от поведения ребенка.

Программа рассчитана на полный день, со всеми детьми.

Программа проводится с сентября по декабрь.

Перспективный план работы на адаптационный период представлен в таблице 1.

Таблица 1

Перспективный план работы на адаптационный период

Период Содержание работы

Сентябрь

  • Заключение договора с родителями
  • Экскурсия родителей по ДОУ, знакомство родителей с группой и воспитателями.
  • Родительское собрание.
  • Заполнение индивидуальной карты адаптации.
  • Консультация «Здравствуй, детский сад»
  • Консультации «Первые дни пребывания в детском саду»

Октябрь

  • Рекомендация «Растим малыша здоровым и крепким»
  • Консультация «Детская истерия»
  • Кукольный спектакль «Колобок»
  • Занятие «Мячик»
  • Игровая деятельность; «Зайка серенький сидит», «Солнце и дождик», пальчиковые игры.

Ноябрь Консультация «Все о детском питании»

  • Занятие «Здравствуй, солнышко»
  • Занятие «Мыльные пузыри»
  • Игра «Где мишка?»

Декабрь

  • Консультации «Упрямство и капризы. Кризис 3 лет»
  • Игровая деятельность «Солнышко».
  • Занятие «Зайка»
  • Новогодний праздник «Мы идем в гости к Деду Морозу!»
  • Мониторинг

После проведения специальной программы, направленной на адаптацию детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в ДОО количество детей, готовых к поступлению в ДОО, выросло на 30% (с 20% до 50%). Количество детей, условно готовых к поступлению в ДОО, снизилось на 13% (с 60% до 47%). Количество детей, не готовых к поступлению в ДОО, также снизилось – на 17% (с 20% до 3%). Количество детей, обладающих высоким уровнем адаптации к условиям ДОО, выросло на 27% (с 20% до 47%). Количество детей, обладающих средним уровнем адаптации к условиям ДОО, снизилось на 15% (с 60% до 50%). Количество детей, обладающих низким уровнем адаптации к условиям ДОО, также снизилось – на 17% (с 20% до 3%).

Методы математической статистики, использованные нами для обработки полученных результатов, полностью подтверждают эффективность разработанной и проведенной нами программы «Здравствуй, малыш», направленной на адаптацию детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в ДОО с использованием игровых технологий. Гипотеза, поставленная нами в начале исследования, подтверждается.

В дальнейшем стоит продолжить изучениие заданной темы, относительно гендерных различий успешной адаптации детей раннего возраста к условиям группы кратковременного пребывания в ДОО.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы / Е.И. Аверина. – М.: Айрис-Пресс, 2014. – 312 с.
  2. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ: Практическое пособие. / Авт. — сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2016. – 314 с.
  3. Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей / Е.П. Арнаутова // Управление ДОУ. – 2015. – №3. – С. 31-35.
  4. Бахаровская М.Н. Адаптационная группа кратковременного пребывания: образовательная программа / Авт. сост. М.Н. Бахаровская. – Волгоград: Учитель, 2013. – 80 с.
  5. Гранюкова, Л. А., Крылова В. В. Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания в ДО / Л.А. Гранюкова // Молодой ученый. – 2016. – №9. 3. – С. 8-10.
Просмотров: 507
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Черепанова Екатерина Викторовна. МУЗЫКА КАК СРЕДСТВО АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ПРЕБЫВАНИЯ В ДОО
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Галина Владимировна Назарова. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ (АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ) ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
  • Литвинова Валентина Дмитриевна. Проект психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ, их родителей и педагогов «Знакомьтесь, это Я!»
  • Курикалова Оксана Михайловна. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
  • Туран Оксана Александровна. Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям пребывания в детскому саду
  • Ширяева Ольга Николаевна. Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада «В детский сад без слез»
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Евдокимова Елена. «Здравствуй, малыш!» проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
  • Сабельникова Ирина Сергеевна. Использование педагогической технологии «Круг» на занятиях в группах кратковременного пребывания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
  • Мягкова Елена Юрьевна. Проект «Здравствуй, малыш!» проект по адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям детского сада
  • Наумова Марина Валерьевна, Абдухалыгова Наина Умудваровна. Взаимодействие дошкольной образовательной организации с родителями как условие успешной адаптации детей раннего возраста
  • Юлия Бурыхина. Рекомендации для воспитателя в период адаптации детей дошкольного возраста к условиям ДОУ
  • Мироненко Марина Ивановна. «Взаимодействие педагога с родителями детей, посещающих адаптационную группу кратковременного пребывания»
  • Русанова Галина Ивановна. Проект «Адаптации детей 1 младшей группы дошкольного возраста к условиям ДОУ»
  • Соцкова Вера Александровна. Консультация для родителей «Процесс адаптации детей 2–3 лет к условиям детского сада»
  • Попова Елена. Организация работы группы кратковременного пребывания. Адаптируемся вместе.
  • Масалыгина Оксана Владимировна. Коррекционно-развивающее занятие в группе кратковременного пребывания для детей с ОВЗ. Тема «Овощи. Капуста».
  • Алина Охрименко. Конспект интегрированного занятия (с психологом)по теме 'Семья'для детей 2-3 лет с ЗРР(в группе кратковременного пребывания)
  • Адаптация к детскому саду детей «тревожных» родителей
  • Агишева Оксана Владимировна. Работа группы кратковременного пребывания.
  • Рекомендации родителям по подготовке ребенка к условиям общественного воспитания в детском саду
  • Пустоселова Елена Михайловна. Особенности работы воспитателя с детьми раннего возраста в период адаптации к детскому саду
  • Тразанова Кристина Александровна. ИГРА В АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
  • Татьяна Сергеевна Сокорева. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению «Здравствуй, малыш»
  • Самарина Елена Васильевна. Консультация для воспитателей: «Приёмы работы воспитателя в период адаптации детей к ДОО»
  • Бунакова Анна Юрьевна. Тренинговое занятие по адаптации детей раннего возраста к детскому саду
  • Ситдикова Фаузия Шамиловна. «Развитие речи детей в период адаптации к условиям ДОУ»
  • Гущина Лариса Владимировна. Группа кратковременного пребывания в нашем ДО
  • Евгения ?. Партнёрство семьи и детского сада в период адаптации детей раннего возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь