Белоусова Татьяна Юрьевна. «КУЛЬТУРНО — ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ КАК КОМПОНЕНТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Хохлова Галина Тимофеевна, воспитатель,

Белоусова Татьяна Юрьевна, старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 31

«Аленький цветочек»,

Губкин, Белгородская область

Народное искусство Белгородчины многогранно, оно является составной частью русской народной культуры. Мы почти не знаем имён народных мастеров – крестьян, ремесленников, чьим трудом и талантом создавались замечательные произведения, предметы быта, которые восхищают нас и сегодня. Изучая народные традиции, народные костюмы, собирая предметы быта, изготавливая своими руками глиняные и деревянные игрушки, я всегда старалась сохранить особенности культуры нашего края и в доступной форме передать свои знания и умения детям, поделиться опытом работы с коллегами.

О важности духовно-нравственного воспитания на основе приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Таким образом, духовно-нравственное воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

 

Духовно-нравственное воспитание дошкольника включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту. Чувство духовности очень многогранно и сложно по – своему содержанию. Оно не всегда доступно детям дошкольного возраста. У дошкольников наблюдается равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Наше будущее всецело зависит от того, какие основы мы, взрослые, заложим в сознание наших детей. Эта нравственная база сформирует духовное и материальное благосостояние человечества и цивилизации.

Чтобы выяснить, насколько понятно и интересно духовно-нравственное развитие детям, было проведено несколько пробных занятий по разным разделам программы: «Тряпичная кукла», «Ярмарка игрушек», «Старый друг-помощник утюг», «Дымковская игрушка» и другие.

В результате проведения было отмечено, что дети эмоционально реагируют на речевой, игровой материал, с интересом рисуют элементы народных росписей, внимательно слушают истории о предметах народного быта, а в свободное время повторяют считалки, песенки. Это говорит о том, что русская народная культура доступна, понятна и интересна для детского восприятия.

Для развития у детей интереса к духовному наследию нашей области были приобретены предметы народных художественных промыслов Белгородчины, соответствующая литература, разработаны серии конспектов непосредственно-организованной деятельности, праздников и развлечений, перспективные планы, подобран материал устного народного творчества. Проведены занятия, посвященные ознакомлению детей с культурно — историческим ансамблем поселка Прохоровка и Холковского монастыря, занятия по ознакомлению детей с обычаями, традициями Белгородчины, Белгородской игрушкой, «путешествие» праздник «Белогорье — край родной».

Инициатива в создании развивающего пространства была поддержана родителями воспитанников, коллегами. Благодаря совместной работе педагогов, детей и родителей, появились предметы русского быта: чугун, ухват, рубель, серп, пряха, гребень, народные костюмы, игрушки, которые пополнили мини — музей «Изба русского быта».

Широко использовались современные развивающие формы и методы обучения, современные технические средства обучения (компьютер, телевидение, видеофильмы). Связь старого с новым, идей народной педагогики и культуры с современностью позволяет активизировать интерес детей к культурному наследию своего народа.

Занятия познавательного, художественно-эстетического цикла знакомят дошкольников с различными формами народной культуры на доступном фольклорно-этнографическом материале и, тем самым, помогают зажечь искру любви и интереса к жизни своего народа.

Для ознакомления и обучения детей русским народным играм был составлен перспективный план работы.

Его реализация осуществлялась с помощью персонажа бабушки Арины, которая имеет «золотой ларец». В нем «хранятся» самые различные народные игры:

  • подвижные,
  • игры-соревнования,
  • игры-шутки,
  • игры-забавы,
  • игры-загадки,
  • хороводные игры.

С этим ларцом бабушка Арина всегда приходит в гости к ребятам и знакомит каждый раз с новой игрой. Занятия, проводимые в игротеке, построены по принципу системности и последовательности.

На первых занятиях дети вспоминают ранее знакомые игры ( «Ловишки», «Колечко, колечко…» и др.), правила к ним, считалки, после чего из ларца «появляется» атрибут (элемент костюма, маска, шапочка и др.), вызывающий у детей интерес к новой игре. Все занятия сопровождаются разнообразным речевым материалом: припевками, закличками, считалками, дразнилками, загадками. Практически на каждом занятии дети получают домашнее задание, бабушка Арина предлагает разучить речевой материал: считалочку, приговорку, попевку, закличку или слова, сопровождающие данную игру. Система занятий в игротеке включает не только разучивание детьми новых разнообразных народных игр, но и активное знакомство с истоками народной культуры: традициями, обрядами, трудом людей, календарными праздниками Белгородской области.

Незабываемое впечатление на детей оказало проведение таких календарных праздников, как Покров, Святки, Пасха, которым предшествовала предварительная работа: разучивание закличек, песен-колядок, хороводных песен, знакомство с традиционными обрядами этих праздников. Дети с огромным желанием качались на качелях, катали «крашенки», пели песни, водили хороводы, рассказывали пословицы, поговорки.

Современный уровень знаний позволяет рассматривать народное искусство Белгородской области как составную часть народного творчества России, с учётом его взаимодействия с другими культурами народов мира. Однако полнота и разносторонность исследования в этом направлении возможна только при условии историко-культурологического и комплексного подходов. Комплексность в данном случае предполагает изучение разных сторон, граней рукотворной деятельности, её закономерностей, функций в обществе с опорой на исследования в областях: искусствоведение, история, этнография, экономика, археология, психология, педагогика, социология. Перспективы возрождения успешного развития и сохранения народного художественного творчества Белгородчины во многом связаны с глубоким изучением и осмыслением народного искусства как части материальной и духовной культуры России.

Таким образом, изобразительная, игровая, театрализованная и другие виды детской деятельности, в основе которых лежит народная культура, формирует у детей не только эстетические чувства, эстетическое отношение к окружающему, но и закладывает основы будущего успешного обучения, формируют компоненты различных способностей.

Просмотров: 477
Категория: По направлениям » Для детского сада » Фольклорные занятия с детьми




Другие новости по теме:

  • Затона Ольга Анатольевна. «ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ИСТОКАМ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА»
  • Лозовская Татьяна Николаевна. Конспект занятия познавательного цикла Формирование экологической культуры дошкольников через ознакомление с произведениями устного народного творчества. «Путешествие в весенний лес».
  • Каширина Евгения Сергеевна. Педагогический проект по «Приобщению детей к истокам русской народной культуры через хороводы и хороводные игры»
  • Богданова Светлана Сергеевна. Сообщение «Жанры устного народного творчества как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»
  • Веремеева Елена Александровна. «Развивающая предметно — пространственная среда для успешного развития детской инициативы, через обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа в группе раннего возраста»
  • Ирина Владимировна Скомаровская. Проектно-творческая работа 'Русская изба – как средство приобщения детей к истокам русской народной культуры'
  • Кононенко Лидия Павловна. Духовно–нравственное воспитание дошкольников через формирование интереса к русской народной культуре
  • Звонова Татьяна Анатольевна. Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей дошкольного возраста на основе православной культуры»
  • Рагулина Ольга Анатольевна, Князева Надежда Андреевна. Проект: «Воспитание у детей творческого интереса к традициям русской народной культуры».
  • Бондаренко Антонина Васильевна. «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народного быта». Опыт работы.
  • Подлесных Татьяна Степановна. Проект и презентация - Приобщение детей к истокам русской народной культуры, как часть нравственно–патриотического воспитания
  • Вдовина Валентина Николаевна. Опыт работы «Приобщение детей к истокам культуры жителей Нижегородской области на основе проектной деятельности»
  • Бобырь Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
  • Махмутова Эльхамия Вагизовна.. Консультация для родителей: «Народные подвижные игры, как средство физического развития детей дошкольного возраста»
  • Яковлева Татьяна Владимировна. Конспект НОД «Путешествие в прошлое русской избы и быта русского народа» для групп старшего возраста
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна. Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Алексеева Наталья Сергеевна. Развитие познавательных и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством приобщения к истокам русского народного творчества
  • Салова Мария Кузьминична Кирьякова Елена Борисовна. «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и здорового образа жизни на примере русской игры «лапта».
  • Авдюничева Елена Геннадьевна. Ко дню народного единства 'Подвижные игры татарского народа'
  • Федорова Елена Васильевна. Формирование целостной картины мира «Экскурсия в музей народного быта»
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Ботвенко Ольга Николаевна. «Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
  • Никитина Ольга Дмитриевна. Исследовательская деятельность как средство развития интереса к познанию истории и культуры родного края у старших дошкольников.
  • Рогожина Мария Валентиновна. КУРСОВАЯ РАБОТА тема: Художественная литература, как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста
  • Семашкова Вера Николаевна. Конспект занятия «Формирование духовно – нравственной культуры у дошкольников». Тема: «Что такое доброта»
  • Даньшина Дарья Константиновна. Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через ознакомление детей с промыслами Нижегородской области.
  • Бирюкова Ольга Ивановна. Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста
  • Хохлова Галина Тимофеевна,Ченцова Ольга Николаевна. Приобщение детей старшего дошкольного возраста к культурному наследию родного края как средство патриотического воспитания



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь