Михаева Светлана Борисовна. Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических способностей в средней группе на тему «Геометрические фигуры»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических способностей в средней группе на тему «Геометрические фигуры»

Разработала: Михаева С.Б. Реутов, 2019 Муниципальное автономное дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 8

«Планета детства»

Математическое развитие детей 4-5 лет жизни осуществляется в основном под влиянием целенаправленного обучения на коллективных занятиях по математике. Параллельно с этой работой проводится работа с детьми в повседневной жизни и на других занятиях.

 

Скачать конспект

В этой возрастной группе формируются достаточно определенные знания о форме предметов и геометрических фигурах как эталонах формы. Дети учатся различать шар, куб, квадрат, круг, треугольник, пользуясь приемами обследования этих фигур с помощью тактильно-двигательного и зрительного анализаторов. Кроме того, на занятиях по конструированию они знакомятся с некоторыми элементами строительного материала: кубиками, кирпичиками, пластинами, призмами, брусками.

Разглядывают и сравнивают шар и куб, находят общее и разное в этих предметах (фигурах). Обращаясь с вопросом к детям, воспитатель привлекает их внимание к особенностям фигур: «Что это? Какого цвета шары? Какой из них меньше?»

Цель: развитие памяти, логического мышления на основе установления причинно — следственных связей методом сравнения и анализа групп предметов.

Задачи:

Образовательные

  1. Закреплять представления о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, о понятии «четырехугольники».
  2. Повторить счет до 4, называть числительные по порядку.
  3. Закреплять умение детей отвечать на вопрос: «Который по счету?»
  4. Закрепить умения определять равенство и неравенство двух групп предметов по количеству, уравнивать неравные группы.

Развивающие

  1. Находить и называть в окружении предметы квадратной, прямоугольной, треугольной, круглой, овальной формы.
  2. Закреплять умение обследовать предмет, выделяя его характерные признаки.
  3. Развивать слуховое восприятие.

Воспитательные

Воспитывать коммуникабельность.

Тип занятия: фронтальное.

Форма занятия: наглядный, словесный, практический, игровой

Продолжительность: 25 минут.

Участники: дети и воспитатели.

Возраст обучающихся: 4-5 лет.

Предварительная работа. Проведение бесед о формах и фигурах, дидактические игры, чтение стихов, отгадывание ребусов.

Материалы и оборудование:

  • мультимедийная презентация «Геометрические фигуры»;
  • геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал; изображение предметов, похожих на геометрические фигуры;
  • мягкая игрушка — Мышонок, конверт с заданиями, металлофон, мешочек для игры.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Мышонок. Сегодня он грустный, он не может справиться с заданиями. Давайте ему поможем. А вот и первое задание «Отгадай загадку» (слайд 2)

Он давно знакомый мой,

Каждый угол в нём прямой,

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад

Как зовут его? (Квадрат)

Дети отвечают, на экране появляется квадрат.

И чему же это рад (Слайд 3)

Нарисованный квадрат?

Рад, что у него равны

Все четыре стороны!

На экране поочерёдно появляются квадраты разного цвета и размера. Воспитатель:

  • Кто подскажет мышонку какого цвета квадраты? (Дети отвечают).
  • Скажите ребята, квадраты одинакового размера или нет?
  • Сколько треугольниковквадратов на слайде, давайте посчитаем!
  • А кто назовёт квадраты от маленького до большого по цвету? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на квадрат (окно, стул, коробка для игрушек, книжка- малышка, доска и т.д.)

Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на квадрат. (Слайд 4)

Второе задание «Отгадаем загадку» (слайд 5)

Три вершины тут видны,

Три угла, три стороны,

Ну, пожалуй, и довольно! –

Что ты видишь? (Треугольник)

Дети отвечают, на экране появляется треугольник.

Слайд 6

Три мои стороны, могут разной быть длины.

Где стороны встречаются — угол получается.

Что же вышло посмотри! Ведь углов тоже три.

Вы подумайте друзья и скажите кто же я? (треугольник)

На экране поочерёдно появляются треугольники разного цвета и размера.

Воспитатель:

  • Кто подскажет мышонку какого цвета треугольники? (Дети отвечают).
  • Скажите ребята, треугольники одинакового размера или нет?
  • Сколько треугольников на слайде, давайте посчитаем!
  • Кто поможет мышонку расставить треугольники от большого до маленького по цвету? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на треугольник (крыша кукольного домика, колпак куклы, пирамидки, горы)

Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на треугольник. (Слайд 7)

Физкультминутка: (Воспитатель поочерёдно показывает геометрические фигуры, дети выполняют движения):

Треугольник — прошагай,

Квадрат — приседай,

Ну, а если круг — дружок,

Выполняй скорей прыжок. (под музыку).

Воспитатель: Ой, ребята, а после зарядки мышонок наш совсем растерялся, ему нужно помочь.

Третье задание «Отгадаем загадку» (слайд 8)

Нет углов у меня и похож на блюдце я,

Не медаль, не блинок,

Не осиновый листок

Вы подумайте друзья

И скажите Кто же я? (Круг)

Дети отвечают, на экране появляется круг.

Слайд 9

Эта форма у клубка,

У планеты, колобка,

Но сожми ее немножко,

И получится лепёшка.

На экране поочерёдно появляются круги разного цвета и размера.

Воспитатель:

  • Кто подскажет мышонку какого цвета круги? (Дети отвечают).
  • Скажите ребята, треугольникикруги одинакового размера или нет?
  • Сколько кругов на слайде, давайте посчитаем!
  • Кто поможет мышонку найти круги одинакового размера по цвету? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на круг (часы, колесо, тарелка, мяч).

Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на круг. (Слайд 10)

Четвёртое задание «Отгадаем загадку» (слайд 11)

Что сейчас увидим мы?

Все углы мои прямы,

Есть четыре стороны,

Но не все они равны

Я – четырехугольник! Какой? (Прямоугольник)

Дети отвечают, на экране появляется прямоугольник.

Слайд 12

На экране поочерёдно появляются прямоугольники разного цвета и размера.

Воспитатель:

  • Кто подскажет мышонку какого цвета прямоугольники? (Дети отвечают).
  • Скажите ребята, прямоугольники одинакового размера или нет?
  • Сколько прямоугольников на слайде, давайте посчитаем!
  • Помогите мышонку назвать прямоугольники по размеру от маленького до большого по цвету? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на прямоугольник (столы, фрамуга, ковер, полки, альбом, двери и т. д.).

Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на круг. (Слайд 13)

Воспитатель: Молодцы! Устали? Отдохнем?!

Руки требуют заботы, (руки вытягивают перед собой)

Ведь у них полно заботы:

Трудно целый день писать, (сжимают и разжимают кулачки)

И лепить, и рисовать (хлопать в ладоши).

Потянулись вверх, потом (поднимают руки вверх)

Руки шире разведем (разводят руки в стороны)

Вот и все. Конец зарядке.

Сели вновь за стол, ребятки.

Пятое задание «Отгадаем загадку» (слайд 14)

Если б взял я, дети, круг,

С двух сторон немного сжал,

Отвечайте, дети, дружно –

Получился бы... (Овал)

Дети отвечают, на экране появляется овал.

Слайд 15

На экране поочерёдно появляются овалы разного цвета и размера.

Воспитатель:

  • Кто подскажет мышонку какого цвета овалы? (Дети отвечают).
  • Скажите ребята, овалы одинакового размера или нет?
  • Сколько овалов на слайде, давайте посчитаем!
  • Помогите мышонку назвать овалы по размеру от большого до большого по цвету? (Дети отвечают на вопросы).

Воспитатель: Дети, найдите в группе предметы, похожие на овал (зеркало в парикмахерской, поднос, расческа, лицо, шар и т.д.).

Молодцы! А теперь посмотрим на экран и назовем предметы похожие на овал. (Слайд 16)

Молодцы ребята, вы хорошо знаете геометрические фигуры. А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Смотри внимательно», посмотрим на экран и поможем мышонку определить из каких геометрических фигур составлены рисунки

А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Угадай, какая фигура спряталась» (Воспитатель подходит к каждому ребенку с мешочком, в котором лежат плоские фигуры: треугольник, круг, треугольник, квадрат, овал. Ребята с закрытыми глазами вытягивают с мешочка геометрическую фигуру и называют ее).

Рефлексия

Ребята, мы помогли Мышонку выполнить все задания. Скажите, а какие задания, игры были у Мышонка? (ответы детей). свой выбор.

Ребята, расскажите, что нового вы сегодня узнали на нашем занятии? С какой новой цифрой мы сегодня познакомились? (цифра 4).

Список использованных источников:

  1. Ефанова З. А. «Познание предметного мира. Комплексные занятия. Средняя группа». / З.А. Ефанова. – Учитель, 2016.
  2. Финогенова Н. В. Математика в движении. Планирование, оздоровительно-развивающие занятия, подвижно-дидактические игры. Средняя группа. / Н. В. Финогенова, М. Ю. Рыбина, Е. В. Ремизенко. — ИП Гринин Л. Е., Учитель, 2014.
  3. Шевелев К.В. Занимательная математика. Рабочая тетрадь для дошкольников 4-5лет. / К.В. Шевелев. — М.: /Издательство «Ювента», 2013. — 40 с.: ил.
Просмотров: 866
Категория: По направлениям » Для детского сада » Математика для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Маркова Марина Михайловна. Конспект с презентацией «Дети Войны — Дети без детства»
  • Батищева Елена Яковлевна. Дети «липучки» и дети «Питер Пэны».
  • Матанян Лариса Серёжаевна. Дети с ограниченными возможностями здоровья: кто они?
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Козуб Татьяна Орестовна. Методическая разработка учебного занятия в школе раннего эстетического развития «Теремок» - «Восприятие плоской формы предмета. Круг. Квадрат»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Романова Ирина Николаевна. Дружат дети все на свете!
  • Мезенцева Надежда Александровна. Знать должны дети правила все эти.
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Власова Наталья Михайловна. Викторина для среднего дошкольного возраста совместно родители и дети «Все работы хороши»
  • Петрова Наталья Павловна. Во что играют дети.
  • Милованова Людмила Николаевна. Консультация для родителей «Во что играют наши дети?!»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Антонович Ольга Анатольевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности (дети 5-6 лет) «Весна стучится в двери к нам»
  • Бояршинова Валентина Александровна. Интегрированное занятие для детей 4-5 лет с нарушением зрения - «Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…»
  • Абдулова Джюме Сиражутдиновна. Конспект контрольно - итогового занятия за второе полугодие по математике в старшей группе «Поможем мышонку»
  • Тюхменева К. В., Малышева А. А. Конспект непосредственно — образовательной деятельности во второй младшей группе по познавательному развитию на тему: «Как дети помогли зайчику перейти дорогу с инспектором ДПС Полиной» (дидактическая кукла)
  • Тараканова Ольга Андреевна. Занятие ФЭМП средняя группа «Посчитаем все фигуры»
  • Бексаева Лариса Александровна. Методическая разработка 'Знать должны и взрослые и дети, о правах, что защищают всех на свете'
  • Вокуева Галина Юрьевна. Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Мы дети планеты Земля»
  • Ладутько Виктория Викторовна. Сценарий квест-игры с родителями «Играем, как дети!»
  • Сулейманова Зилара Минисламовна. Интегрированное занятие тема: «Дружба народов через игры» возрастная группа: дети 5-6 лет с нарушениями речи
  • Воловик Наталья Владимировна. Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме «Как дети помогали астроному Сонику»
  • Романова Светлана Витальевна. Открытое занятие по образовательной области физическое развитие «Ребята, давайте жить дружно»
  • Рыбалкина Марина Викторовна. Конспект занятия (НОД) для подготовительной группы «Ваши права, дети».
  • Терентьева Елена Геннадьевна. Конспект познавательного занятия для детей старшего дошкольного возраста с мультимедийной презентацией «Дети войны»
  • Редактор. Сказка о Веселом Язычке или Почему некоторые дети не произносят некоторые звуки?
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Фаниля Усманова. Конспект по ПДД 'Внимание, дети!'
  • Негина Ирина Семеновна. Конструкт образовательной деятельности по познавательному развитию «Дом для зайчика» Возрастная группа: дети 3-4 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь