Давыдова Татьяна Владимировна. Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы «Звук ЛЬ»

Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшей группы «Звук ЛЬ»

Цель: знакомство со звуком ЛЬ

Задачи:

Коррекционно – образовательные: Сформировать понятие о механизме образования звука [ЛЬ]; учить детей давать акустико-артикуляционную характеристику звука [Ль] с опорой на различные виды анализаторов;

Коррекционно – развивающие: Автоматизировать у детей произношение звука [ЛЬ] в слогах и словах; дифференцировать на слух твердый звук Л и мягкий звук ЛЬ; развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику; развивать речевое дыхание, голосоведение; развивать фонематический слух и восприятие; развивать звуко-слоговой анализ и синтез; уточнять и расширять словарь; развивать логическое мышление, зрительное и речевое внимание и память;

 

Коррекционно – воспитательные: Воспитывать умение слушать педагога и друг друга; воспитывать у детей речевой самоконтроль;

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, магнитная доска, магнитофон для логоритмической разминки; деревянное «Чудо дерево» с предметными картинками на звук ЛЬ; картонные домики для игры «Посели в свой домик»; гномик в зелёном наряде с колокольчиком – символ звук ЛЬ; настольные зеркала (для каждого ребенка); наборы символов для игры «Звуковая дорожка» на каждого ребенка;

Предварительная работа:

Разучивание логоритмической разминки «Лесенка», упражнений самомассажа лица «Зима», упражнений дыхательной гимнастики «Бегемотики», упражнений артикуляционной гимнастики «Веселый язычок», гимнастики для глаз «Веселая неделька». Изготовление раздаточного и наглядного материала. Выполнение презентации.

Ход занятия:

  1. Оргмомент. Логопед: ребята, куда мы с вами попали? (в Страну звуков) А в «Стране звуков» все путешественники учатся внимательно слушать и правильно произносить речевые звуки.
  2. Артикуляционная гимнастика. Логопед: чтобы наш ротик хорошо справлялся со своей задачей, сделаем гимнастику для губ и язычка (Стихотворение, сопровождающее гимнастику:

Язык в ротике живёт.

Никогда не устаёт.

Видит: губки очень гибки.

«Заборчик» Ловко тянуться в улыбке.

А теперь наоборот:

«Трубочка» Губки тянутся вперёд.

На качелях оказался.

«Качели» Вверх взлетел и вниз спускался.

Язычок чуть-чуть устал.

«Лопаточка» И спокойно полежал.

Язычок стал маляром.

«Маляр» Аккуратно красит дом.

В чашку вдруг он превратился:

«Чашка» Раз, два, три и опусти

Надоели превращенья:

«Вкусное варенье» Лижет язычок варенье.

Любит он покушать сладко.

«Лошадка» После скачет, как лошадка.

Догадаться, кто бы мог.

«Грибок» Язычок наш, как грибок.

Язычок гармошкой стал,

«Гармошка» Поиграл и не устал.)

3. Знакомство со звуком. Логопед: сегодня к нам в гости пришел новый звук. Чтобы догадаться, какой это звук, надо поиграть в игру «4-й лишний» (Детям предлагается выделить лишнюю картинку и объяснить свой выбор): лягушонок, львенок, лисенок, леопард (первый вариант – леопард, так как все остальные детеныши); лиса, лебедь, лев, леопард (второй вариант – лебедь, так как все остальные дикие животные). К нам в гости пришел звук, который прозвучал во всех словах. Догадались, какой это звук? (Звук ЛЬ)

4. Артикуляция звука ЛЬ. Логопед: глядя в зеркало, вместе будем произносить звук ЛЬ. В каком положении рот? (приоткрыт). Что делают губы? (улыбаются). Что делает язык? (широкий кончик языка прижат к верхним бугоркам, за зубками). Как вы думаете, есть в ротике преграда для выходящего воздуха? (есть преграда — язык). Значит, как называется этот звук? (согласный) Давайте проверим, голосок помогает произносить звук или спит? А как мы проверим? (приложим ладошку к горлышку, голосок работает). Значит, звук ЛЬ — звонкий. Произносим твердо или мягко? (мягко). Давайте все расскажем про звук ЛЬ, загибаем пальцы: он – согласный, мягкий, звонкий. Звук ЛЬ дружит с гномиком в зеленом наряде. (Появляется гномик в зеленом наряде)

5. Дыхательная разминка. Логопед: ребята, что-то мы засиделись, давайте поиграем. Игра называется «Бегемотики»: (ладошкой, прижатой к животу, дети контролируют движение передней стенки живота) «Встали бегемотики, потрогали животики, То животик поднимается, (на вдох ладошка движется вперед) То животик опускается»; (на выдох ладошка движется назад) Сейчас будем петь гласные звуки вместе со звуком ЛЬ. (быстрое движение руки вверх сопровождает быстрый речевой вдох) АЛЬ (медленное движ. руки вниз сопровождает медленный речевой выдох) Вдох (быстрое движение руки вверх сопровождает быстрый речевой вдох) ОЛЬ (медленное движ. руки вниз сопровождает медленный речевой выдох) Вдох (быстрое движение руки вверх сопровождает быстрый речевой вдох УЛЬ (медленное движ. руки вниз сопровождает медленный речевой выдох) «Сели бегемотики, потрогали животики, То животик поднимается, (на вдох ладошка движется вперед) То животик опускается»; (на выдох ладошка движется назад).

6. Игра на развитие фонематического слуха. Логопед: давайте поиграем в игру: «Запомни и повтори» (несколько детей один за другим повторяют слоговые ряды): ЛИ-ЛЯ-ЛЕ-ЛЁ, ЛЯ-ЛЕ-ЛИ-ЛЮ, АЛЬ-ОЛЬ-УЛЬ, ЛЕ-ЛЁ-ЛЮ-ЛЯ, КЛЯ-КЛЁ-КЛЮ, СЛЯ-СЛИ-СЛЕ, лёд-лён, лес-лев, педаль-медаль-деталь, ноль-соль-боль, мель-цель-шмель, быль-пыль-ковыль;

7. Самомассаж лица: Логопед: ребята, а какое сейчас время года? (зима) Вот мы с вами и сделаем разминку для лица «Зима»:

На ветвях развесил иней

Ночью Дедушка Мороз. (поглаживание щёк от носа к средней линии ушей)

Он сегодня очень сильный –

Щиплет щёки, щиплет нос! (пощипывание щёк)

Побежим домой скорее,

Не догонит нас мороз! ( «пальцевой дождь» по щекам)

Рукавичкой посильнее

Разотрём мы щёки, нос. (растирание щек и носа пальцами)

За снежинками снежинки

Тихо кружатся, летят. (круговые движения пальцами от середины лба к вискам)

Укрывает все тропинки

Покрывалом снегопад. (поглаживание лба и щёк от середины к ушам)

8. Игра на развитие фонематического слуха. Логопед: пора нам поиграть в игру: «Посели в свой домик» Посмотрите на Чудо-дерево (на нем висят картинки со звуком ЛЬ). Звук ЛЬ может прятаться в начале, середине или в конце слова. У нас будет три домика. В одном звук ЛЬ живет в начале, в другом – в середине, а в третьем – в конце слова. Давайте, назовем картинки все вместе (Липа, лебедь, лимон, лифт, кольцо, малина, руль, ель и др.) Нужно подойти к доске, снять любую картинку с Чудо-дерева, назвать ее и сказать всем, где мы слышим звук ЛЬ в этом слове, а потом поселить в свой домик (повесить под символом домика на доске).

9. Логоритмическая разминка «Лесенка» (дети поют под музыку и сопровождают пение движением рук) Вверх по лесенке шагали и ступенечки считали,

А на горочку пришли, ничего там не нашли.

Вниз по лесенке шагали и немножечко устали,

Ищем, ищем, где кровать – захотелось полежать.

10. Развиваем звуковой анализ и синтез. Логопед: ребята, к нам пришла Мальвина. А почему она показывает нам сегодня зеленый квадратик? (потому, что ЛЬ – согласный мягкий). Мальвина приглашает нас собрать звуковую дорожку слова Липа. Сегодня будем учиться делить слово на слоги, а слоги – это кусочки, из которых состоит слово, давайте их отхлопаем (Логопед с детьми отхлопывает слово ЛИ-ПА). Ребята, как мы обозначаем все слово? (длинной красной полоской), а слоги мы будем обозначать короткими красными полосками, их положим под символом всего слова, а под короткими полосками выкладываем символы звуков, которые образуют каждый слог. (Дети работают индивидуально за столами) Ребята, посмотрите на слово, сколько в нем гласных звуков? (два), а сколько слогов? (тоже два). Так бывает всегда, поэтому запомним правило: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

12. Гимнастика для глаз: Логопед: ребята, наши глазки устали, давайте их порадуем и сделаем разминку для глаз: “Весёлая неделька”

Всю недельку по — порядку,

Глазки делают зарядку.

В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву,

И обратно в высоту. (Глаза смотрят вверх-вниз, голова неподвижна)

Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо,

Не устанут никогда. (Глаза смотрят влево-вправо, голова неподвижна)

В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать. (Закрываем глаза, счет до пяти и открываем)

А в четверг мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки б рассмотреть могли. (Глаза следят за движущимся пальцем)

В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять -

В другую сторону бежать. (Вращаем глазами вправо и влево по кругу).

Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки. (Смотрим в верхний правый угол, затем в нижний левый – по диагонали)

В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

13. Дифференциация твердого и мягкого звука на слух. Логопед: ребята, у звука ЛЬ есть братец – звук Л, нам нужно их различать, поэтому поиграем в игру «Твердый – мягкий»: когда вы услышите твердый звук, то потрогаете стол, а если услышите мягкий звук, то потрогаете щечки: ля, ла, лу, ле, ло, ли, лё, лопата, лето, лупа, лев, полено, луна, калитка, стол, Оля, липа, лапа, молоко, моль

14. Итог занятия: Наше путешествие подошло к концу, напомните, с каким звуком сегодня играли? Как он называется? Какие игры вам запомнились или понравились.

Просмотров: 318
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Сошникова Лариса Валериевна. Цикл занятий для подготовительной к школе группы. Звук «с» и звук «з».
  • Федорова Елена Сергеевна. Тема: Обучающая игра — тренажёр «Миша учит Машу правильно произносить звук Ш. Постановка и автоматизация звука Ш».
  • Полякова Наталья Ярославовна. Учим ребенка правильно произносить звук [С]
  • Демиденко Татьяна Романовна. Непосредственно организованная образовательная деятельность Тема: Звук [Ч], буква Ч. (Этап автоматизации звука [Ч])
  • Шошина Елена Владимировна. Занятие в подготовительной группе Тема. Волшебные буквы «Согласный звук и буква Р.»
  • Размета Татьяна Евгеньевна. Конспект занятия по звуковой культуре речи на тему: Звук «Ш» для детей старшей группы
  • Бугаёва Наталья Юрьевна. Конспект занятия по развитию произношения для детей подготовительной группы «Звук Р».
  • Хамитова Дина Асгатовна. Тема: «Звук З» Организованная образовательная деятельность образовательная область «Речевое развитие» раздел «Звуковая культура речи»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия «Звук С»
  • Светлакова Валентина Сергеевна. Конспект занятия: «Звук [Р]. Морское путешествие».
  • Юлия Кодинцева. Развитие речевого восприятия Звук (у). Буква У у
  • Даутова Елена Николаевна. Конспект ОД по звуковой культуре речи в средней группе, звук Ч.
  • Дорогая Ирина Валерьевна. Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Звук Р. Автоматизация у ребенка с дизартрией»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Деш Оксана Владимировна. Конспект индивидуального логопедического занятия на тему «Звук Р»
  • Кукольщикова Валерия Дмитриевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей подготовительной к школе группе «Звук и буква C»
  • Федотова Евгения Сергеевна. Конспект ООД ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ «Звуковая культура речи: звук «Ш»» для детей средней группы 4-5 лет
  • Фурцева Татьяна Александровна. Тема: звук [А].
  • Орлова Светлана Владимировна. Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».
  • Любовь Филиппова. Конспект фронтального занятия. Тема 'Звук С'
  • Рахимова Лейсан Ильдусовна. Конспект занятия звук и буква Э
  • Якубова Регина Вагизовна. Конспект логопедического занятия в старшей логопедической группе на тему: «Органы артикуляционного аппарата. Понятие «звук»»
  • Микшина Наталья Владимировна. НОД по логопедии Звук и буква [Р] 'Морское путешествие'
  • Колбасова Ольга Николаевна. Конспект занятия на тему «Звук и буква «Ж».
  • Гордиеня Татьяна. Конспект занятия для дисциплины «Занимательная азбука» Тема: «Звук [Щ] и буква «Щ».
  • Горобец Елена Валерьевна. Звук и буква «Х»
  • Аксёнова Ирина Александровна. Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Звук [л].



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь