Пученина Людмила Юрьевна Камардина Ольга Андреевна. Условия экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Условия экологического образования детей старшего дошкольного возраста

Одним из важных условий экологического образования в дошкольной образовательной организации является продуманная организация и экологизация предметной развивающей среды. По мнению С. Н. Николаевой, главной особенностью такой среды является привнесение в нее объектов живой природы. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения, организация зоны природы в помещении дошкольной образовательной организации составляют развивающую экологическую среду, необходимую для образования детей.

Одним из условий экологического образования детей старшего дошкольного возраста являются различные виды деятельности, такие как познавательная, продуктивная, игровая.

 

Познавательная деятельность – это активная деятельность по приобретению и использованию знаний. Важным компонентов познавательной деятельности является познавательный интерес который – направлен на решения задач формирования представлений о закономерных явлениях природы, отделять главное от второстепенного, связанная с положительными эмоциями и порождающая познавательную активность ребёнка. Очень важна самостоятельная познавательная деятельность, в процессе которой развивается творческая активность детей в свободном экспериментировании с различными результатами. Ребёнок получает возможность самореализации. Так, например, ребёнок в поиске ответа на вопросы «почему?» и «зачем?» узнаёт причинно-следственные связи изменений в природе, строение и развитие растений, виды животных, их зависимость от природных и сезонных условий.

В свою очередь игровая деятельность важна в экологическом образовании по ряду причин: игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает личность, поэтому широко используется в экологическом образовании так же, как и в других сферах образования. Трудно переоценить вклад игры в развитие ребёнка, в том числе в формировании его экологической культуры. Играя, ребёнок познаёт мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, устраивает сложную систему отношений с окружающей средой. Примеряя в игре на себя роль животных и растений, ребёнок проникает к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у детей экологической этики, усвоению правил поведения в природе, а так же нравственных норм, таких как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания для детей старшего дошкольного возраста используются, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний.

Полученные представления детей о природе будут более эмоциональны и результативны, если закрепляются с помощью продуктивных видов деятельности. Продуктивный вид деятельности – это тот или иной способ деятельности ребёнка, цель которого – получить продукт, имеющий конкретный набор качеств. Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающего мира. Она помогает отразить впечатления детей, выразить эмоциональный отклик на красоту объектов природы, и направлена также на развитие художественных и эстетических чувств, поэтому большое значение имеют также систематические занятия, труд в природе. В дошкольных образовательных организациях имеются центры экологической направленности, огороды, цветники, которые предоставляют возможность для ознакомления детей с жизнью растений и животных и освоения навыков по уходу за ними. Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес к сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Трудовая деятельность у детей старшего дошкольного возраста в природе формируется привычка выполнять работу старательно, аккуратно, беречь материалы и предметы труда, готовность участвовать в совместной трудовой деятельности, умение распределять обязанности для качественного выполнения работы. При этом расширяется круг представлений детей об уходе за растениями и животными, устанавливается связь между правильным уходом за ними и их развитием.

Формирование экологического отношения начинается с накопления опыта в эмоционально-перцептивной сфере через непосредственный контакт с естественной природой ( «чувствование»). Благодаря эколого — субкультурным практикам у ребенка формируется круг экологических интересов и культурно-экологических потребностей, которые он стремится удовлетворить самостоятельно, либо с помощью сверстников или взрослых.

Природоохранные акции позволяют развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь ее и заботиться о ней. Самое главное, в ходе природоохранной акции детям показывается и дается возможность самим улучшить, исправить последствия экологически неграмотных действии людей. Природоохранные акции являются оптимальной формой работы с детьми при развитии у них представлений, о взаимосвязи человека с природой.

Целью экологического образования в современной дошкольной образовательной организаций, должно стать развитие у детей устойчивых познавательных интересов, мотивов, потребностей к изучению природных объектов и явлений. Овладение ими системой экологических знаний, умений и навыков, формирование на этой основе позитивного опыта эмоционально-ценностного отношения к природному окружению, направленных на становление базиса экологической личностной культуры дошкольников.

В результате, развивающее экологическое образование детей дошкольного возраста имеет три основных составляющих: интерес, мотив, потребность; знания, умения, навыки и опыт эмоционально-ценностного отношения к природному окружению и отражает взаимосвязь трех основополагающих функций экологического образования дошкольников: обучающую, воспитывающую и развивающую.

Таким образом, можно сделать вывод, что любая деятельность дошкольника, связанная с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе дети узнают новые знания, осваивают различные умения и навыки, его место и роль в природе, и в свою очередь является частью экологического образования.

Просмотров: 285
Категория: По направлениям » Для детского сада » Экологическое воспитание




Другие новости по теме:

  • Ирина Николаевна Ковригина. РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Орлова Татьяна Сергеевна. Сценарий экологического мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Стань природе другом»
  • Носкова Ирина Леонидовна. Формирование представлений о неживой природе у детей старшего дошкольного возраста на основе опытно-экспериментальной деятельности
  • Карпова Галина Николаевна. Взаимодействие человека и природы в процессе экологического образования дошкольников
  • Татьяна Владимировна Ткачева. Уголок природы, как развивающая среда для экологического образования детей
  • Захарова Людмила. Организация экскурсий в природу в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста как средства формирования бережного отношения к природе
  • Турчанова Наталья Михайловна. «Проектная деятельность как способ формирования экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста»
  • Гилева Инна Геннадиевна. Влияние наблюдений в природе на формирование экологических представлений детей дошкольного возраста.
  • Семенихина Наталья Васильевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста с использованием проектной деятельности «Дошколята друзья и защитники природы»
  • Решедько Татьяна Николаевна. Влияние экологического воспитания на развитие нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста.
  • Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Шойненова Оюна Жалсановна. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПРИРОДОВЕДЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КАК СРЕДСТВО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Бортулева Маргарита. Творческая разработка «Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
  • Лисман Надежда Александровна. Проектная деятельность как эффективное средство формирования экологических знаний детей дошкольного возраста
  • Леонова Татьяна Николаевна. ТЕХНОЛОГИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО
  • Порубова Наталья Михайловна. «Формирование этнокультурных компетенций детей старшего дошкольного возраста посредством дополнительного образования в условиях реализации ФГОС» (из опыта работы)
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Чухманова Наталья Сергеевна. Консультация для воспитателей на тему: «Труд в природе, его роль в формировании экологической воспитанности дошкольников»
  • Клочко Оксана Викторовна. Поисково-познавательная деятельность как средство формирования экологического мировоззрения старших дошкольников.
  • Трошина Светлана Николаевна. Экологический проект для родителей детей старшего дошкольного возраста «Природе нужна наша помощь!»
  • Петущенко Елена Станиславовна. ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ИЗ ОПЫТА)
  • Боровкова Ирина Сергеевна. Система работы «Развитие словаря детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления их с природой родного края».
  • Понамарева Наталья Юрьевна. Дидактические игры, направленные на развитие экологической культуры детей дошкольного возраста.
  • Кочина Ирина Алексеевна. Перспективный план проекта работы по формированию основ экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста «Мир, в котором мы живем»
  • Ишкина Гузель Мансафовна. Создание условий для развития дополнительного образования у детей дошкольного возраста через сенсорное воспитание
  • Лавренко Любовь Эдуардовна. Педагогические условия организации экологического образования в ДОУ с учетом принципа интеграции
  • Тараканова Аксана Александровна. Развитие представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности
  • Адарченко Наталья Ивановна. Сценарий экологического развлечения для детей старшего дошкольного возраста «В поисках клада»
  • Краснокутская Марина Владимировна. Сценарий экологического праздника «ДОРОГОЮ ДОБРА» для детей старшего дошкольного возраста
  • Позднякова Анастасия Сергеевна. Картотека дидактических игр, как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь