Прохорова Мария Алексеевна Софронова Инна Сергеевна. Роль мини-музея естественно-научной направленности в развитии познавательной активности дошкольника

Роль мини-музея естественно-научной направленности в развитии познавательной активности дошкольника

Раннее и дошкольное детство является наиболее интенсивным периодом умственного развития, ребенок активно познает окружающий мир. Именно в эти годы закладываются основы познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей, что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия, направленные на обнаружение нового, интересного, увлекательного в окружающем.

Познавательное развитие ребенка – это развитие способности самому получать и применять в своей жизнедеятельности знания об окружающем мире. Таким образом, для познавательного развития необходима активная познавательная деятельность самого ребенка, его самостоятельность. В основе такой деятельности лежит потребность дошкольника в новых впечатлениях, проявляющаяся сначала как любопытство, затем – как любознательность и, наконец, как устойчивый познавательный интерес. При этом важно обеспечить развитие познавательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме поисковой, исследовательской деятельности.

 

А.Н. Поддьяков своих исследованиях основной причиной возникновения познавательной активности считает – неопределенность, непонятность объекта, явления, отношений и т.д. Таким образом, функция исследовательского поведения – преодоление неопределенности путем поиска, экспериментирования и обработки полученной информации.

Мотивом, побуждающим дошкольника к познавательной активности, является познавательный интерес. Формирование познавательных интересов опирается на общую эмоциональную отзывчивость детей и их активность. Однако только в разнообразной деятельности познавательный интерес превращается в процесс познания и углубления содержания знаний.

К концу дошкольного возраста познавательный интерес приобретает осознанный характер, становится мотивом как учебной, так и самостоятельной познавательной деятельности.

По мере овладения детьми теми или иными умственными действиями, на уровне их словесного выражения, интерес с материализованных действий переключается на сами знания; включение детей в активный поиск знаний. Элементарный самостоятельный поиск ответа на поставленные задачи проводит к активизации умственной деятельности.

В системе дошкольного образования и воспитания в последнее время большую популярность приобретает музейная педагогика.

Музейная педагогика – отрасль педагогической науки, научно-практическая деятельность, построенная на ее основе, ориентирована на передачу культурного опыта в условиях музейной среды.

Музейная педагогика в детском саду может осуществляться в нескольких направлениях: организация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и музея; организация музейного пространства в детском саду через организацию постоянных и временных выставок, мини-музея. Мини-музеи в группах детского сада позволяют сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей.

Мини-музей в детском саду – это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, в процессе которого дошкольники знакомятся с феноменами окружающего мира, приобщаются к системе общечеловеческих ценностей, к истории и развивают художественный вкус. Работа в мини-музее направлена на установление многообразных связей ребенка с миром культуры и формирование картины мира в плоскости «человек как субъект культуры».

Деятельность детей в пространстве мини-музея достаточно разнообразна: это могут быть и интерактивные экскурсии, проводимые по маршрутным листам, это и игровая деятельность, которую можно развернуть в пространстве музея с его экспонатами: игры-экспериментирования, театрализованные игры, элементы сюжетных игр. Это и различные виды продуктивной деятельности: рисование, аппликация, конструирование; а также приобщение детей к литературе.

Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками и поделками, дети старших групп – проводить экскурсии для младших.

Каждый мини музей – это всегда проектная деятельность, всегда результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

В практике детских садов чаще представлены мини-музеи художественно-эстетической и краеведческой направленности, в то время, как мини-музеи познавательной направленности проектируются реже. Однако по статистике, привлекательным для современных детей являются естественнонаучные, технические музеи, «действенные» по особенностям экспозиции и проводимым экскурсиям.

В современном понимании, содержание естественнонаучной направленности в образовании детей включает в себя формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов дошкольников в области естественных наук, развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними, экологическое воспитание, приобретение практических умений, навыков в области охраны природы и природопользования.

Организация мини-музея в образовательном процессе играет важную роль – включает в себя разные виды детской деятельности, а значит способствует всестороннему развитию дошкольников. Мини-музей включает деятельность, направленную на поиск информации, решению проблемных ситуаций, отражает тематику музея в разных видах деятельности, а значит дает возможность ребенку узнать о том или ином явлении с разных сторон – обогащает способы познания. Наиболее привлекательной и целесообразной будет естественнонаучная направленность мини-музея. Именно естествознание способствует формированию целостной картины мира.

В заключении можно сделать вывод о том, что мини-музей естественнонаучной направленности, безусловно, способствует развитию познавательной активности дошкольников.

Просмотров: 513
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Михайлова Ольга Викторовна. Организация мини-музея в детском саду. Мини-музей «Хлеб всему голова!»
  • Гурьянова Елена Юрьевна. «Мини-музей как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста»
  • Синельникова Олеся Александровна. «Мини-музей времени» как одна из форм развития познавательной активности дошкольников.
  • Банникова Светлана Викторовна. «Мини-музей в детском саду как форма воспитания дошкольника»
  • Ольга Ивакина. Организация работы с родителям по созданию мини-музея в группах детского сада
  • Бубникова Людмила Алексеевна. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством создания мини-музея «Русская изба»
  • Хорькова Адиля Ахмадулловна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ МИНИ МУЗЕЯ «ЧАСИКИ – ЧАСЫ» В ДЕТСКОМ САДУ
  • Дегтярева Наталья Александровна. Организация мини-музея в группе детского сада
  • Волотовская Ольга Витальевна. «Роль мини – музея в образовательном учреждении в формировании основ этнокультуры у детей»
  • Исаева Ольга Сергеевна. Организация мини — музея в дошкольном учреждении
  • Лебедева Л.А, Шабанова Л.И. Статья «Создание мини-музея в ДОУ, как форма патриотического воспитания предметно-пространственной развивающей среды»
  • Миронова Лилия Ридвановна. Самодельные детские мини-энциклопедии, как средство развития познавательных интересов старших дошкольников в условиях детского сада.
  • Людмила Анатольевна Панова. Создание мини-музея в условиях детского сада
  • Грачева Ольга Федоровна. Проект «Воспитание интереса у дошкольников к истории России на примере мини-музея «Русская матрешка»
  • Костова Марина Александровна. МИНИ-МУЗЕЙ КАК ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  • Зайцева Раиса Сергеевна. Формирование у детей познавательной активности и экологической культуры посредством исследовательской деятельности. Совместная деятельность с детьми «Очистка водоема».
  • Рахуба Оксана Васильевна. Сценарий открытия мини-музея «Чудо-ложка»
  • Наталья Куликова (С. Частые). Мини-музеи в детском саду
  • Спраговская Ольга Викторовна. Паспорт мини — музея «Матрёшка»
  • Носенко Татьяна Николаевна. Проект «Мини-музеи в детском саду»
  • Двинских Елена Александровна. ПРЕЗЕНТАЦИЯ МИНИ-МУЗЕЯ «ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА»
  • Парсова Наталья Александровна. Проект мини — музея «Деревянные ложки»
  • Банникова Светлана Викторовна. Мини-музей в детском саду
  • Кагарманова Дина Рафаэлевна. Проект «Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания дошкольников»
  • Харичева Юлия Сергеевна. Мини-музеи как актуальная форма взаимодействия ДОУ с родителями.
  • Горбачева Валентина Викторовна. Календарно-тематическое планирование работы мини-музея «Коми изба» в подготовительной к школе группе
  • Карпенко Евгения Владимировна Потапова Наталья Александровна. Мини музей «Куколка тряпичная – очень симпатичная» как средство формирования духовно-нравственной культуры дошкольников
  • Наталья Новикова. Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста
  • Кокшарова Анастасия Сергеевна. Мини-музей 'Время'
  • Шигабеева Рашида. Выступление из опыта работы на МО на тему: «Формирование познавательной активности ребёнка дошкольного возраста в разных видах деятельности».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь