Упорова Ольга Сергеевна. Статья «Коррекционные возможности конструирования из ЛЕГО в работе с детьми с нарушением речи»

Статья «Коррекционные возможности конструирования из ЛЕГО в работе с детьми с нарушением речи»

Аннотация: Статья посвящена ЛЕГО – конструированию как одному из направлений в сфере реализации игровых технологий. В статье рассматривается нестандартное применение конструктора ЛЕГО и его аналогов в коррекционно – образовательной работе дошкольной организации. Помимо этого приведены варианты игровых заданий для детей с ОВЗ (нарушениями речи).

Ключевые слова: ФГОС, игровые технологии, коррекционная работа, ОВЗ.

Введение федерального государственного стандарта дошкольного образования предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Не секрет, что в дошкольном детстве игра имеет определяющее значение. Именно поэтому одна из самых популярных педагогических технологий – игровая. Она представляет собой достаточно широкое направление, которое имеет много разветвлений. Одно из них -конструирование из ЛЕГО. Некоторые авторы определяют эту отрасль как самостоятельную ЛЕГО – технологию. Небезосновательно! Уже на протяжении многих лет дети с увлечением играют в этот конструктор, что и повлияло на его активное внедрение в педагогический процесс.

 

Образовательная среда, созданная при помощи конструктора ЛЕГО, полностью соответствует реализации системно – деятельностного подхода, введенного ФГОС. Данный подход предполагает, что в основу педагогического процесса ДОУ ложится чередование практических и умственных действий ребёнка. А конструкторы фирмы ЛЕГО и их аналоги позволяют ребёнку и думать, и фантазировать, и действовать, не боясь при этом ошибиться. Таким образом, актуальность данного направления очевидна не только при работе с обычными детьми, но и с детьми с ОВЗ. В частности, с детьми, имеющими нарушения речи.

«Ум ребенка — на кончиках пальцев» — сказал однажды известный русский педагог Василий Александрович Сухомлинский. Действительно, активная тренировка пальцев руки чудесным образом воздействует на работоспособность коры головного мозга, и, как следствие, на развитие речи. Эта особенность нашего организма позволяет формировать у детей с ТНР как речевую, так и связанные с ней неречевые виды деятельности.

Итак, какие еще возможности представляет нам ЛЕГО?

  • развитие сенсорных представлений (благодаря использованию в работе деталей разной формы и цвета);
  • развитие и совершенствование психических процессов (память, воображение, внимание, мышление);
  • развитие эмоционально – волевой сферы (ребенок учится терпеливости, усидчивости, приобретает умение доводить начатое до логического конца);
  • развитие всех сторон речи;
  • подготовка руки к письму (благодаря тренировке пальцев кистей рук);
  • сплочение детского коллектива (благодаря тесному общению детей в процессе конструирования);
  • снятие тревожности, возникновение чувства безопасности (конструируя, ребенок создает мир, находящийся под его контролем);

ЛЕГО-конструктор вызывает у ребенка только позитивные эмоции, и вся образовательная работа воспринимается им как игра.

На сегодняшний день этот конструктор — незаменимый материал для занятий в ДОУ, поскольку он является универсальным дидактическим материалом, которому найдется применение на любом занятии.

Отечественные логопеды и зарубежные педагоги однозначно отмечают, что использование в работе с детьми конструкторов ЛЕГО позволяет за более короткое время достичь устойчивых положительных результатов в коррекции нарушений речи.

Так, в коррекционной работе ЛЕГО используется в следующих направлениях:

  • при коррекции звукопроизношения;
  • в работе по построению связного высказывания;
  • при подготовке к обучению грамоте;
  • для развития зрительно-пространственных представлений;
  • в театрализованной деятельности;
  • в работе с родителями дома;
  • в свободной конструктивно-игровой деятельности.

Работу с конструктором и, в частности, игры можно использовать с различными целями:

  • развитие речи в рамках определенных тем (дом, город, мебель, животные и их детеныши и т.д.);
  • развитие артикуляционных движение и дыхания; постановка и автоматизация звуков;
  • создание условий естественного полноценного общения детей в ходе совместной работы (диалог и монолог).

Приведем примеры игровых заданий для детей:

  • предложить ребенку собрать из деталей ЛЕГО попугая Молчуна, а затем научить его говорить;
  • совместно с детьми собрать из ЛЕГО постройки — символы к упражнениям артикуляционной гимнастики и выполнять эти упражнения;
  • предложить детям построить из конструктора футбольные ворота для упражнения «Забей мяч в ворота»;
  • построив сани из ЛЕГО, предложить детям вспомнить, какую песенку поют санки, когда их везут по снегу (СССССССССС…).
  • на этапе автоматизации звука в слогах используются цветные кирпичики ЛЕГО, соответствующие обозначению звуков. Строя «лесенку» из конструктора, ребенок повторяет слоговой ряд (са-са-са), а если одна из «ступенек» иного цвета, выделяет голосом ударный слог.

Такие простые упражнения позволяют достигнуть достаточно высоких результатов. В игровой форме у детей легче происходит автоматизация звуков, расширяется кругозор, пополняется словарный запас, развивается монологическая речь.

Недавно британская ассоциация торговцев игрушками присвоила конструктору ЛЕГО звание «Игрушка столетия». И это, действительно, не вызывает сомнений.

Просмотров: 509
Категория: По направлениям » Для детского сада » Конструирование для детей




Другие новости по теме:

  • Орлова Татьяна Владимировна. Использование ЛЕГО-технологий в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи.
  • Ноздрина Инна Евгеньевна. Использование Лего – технологий в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи
  • Поплавная Людмила Дмитриевна. Конспект совместной деятельности педагога и детей старшего дошкольного возраста по лего-конструированию «Путешествие по лего-стране»
  • Утенкова Оксана Николаевна. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с помощью ЛЕГО-конструирования.
  • Глухих Марина Николаевна. Возможности ЛЕГО-конструирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста
  • Коляскина Анна Валентиновна. «Использование конструктора «ЛЕГО» в проектной деятельности дошкольников»
  • Лагунова Анастасия Андреевна. Статья на тему: «Лего-конструктор и ИКТ-технологии в образовательном процессе ДОУ»
  • Гузей Татьяна Сергеевна. «Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений с применением конструктора лего-дакта» «Путешествие в страну Математики» старшая группа (5-6 лет)
  • Заяц Валентина Арсеньевна. Конспект организованной образовательной деятельности «Познание» (Конструирование из конструктора «Лего») на тему: «Прогулка в лес».
  • Мерц Ирина Анатольевна. Реализация познавательного развития дошкольников через использование конструктора «ЛЕГО». Из опыта работы.
  • Дъякова С.Е.. Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми 6 – 7 лет с использованием технологии «Лего – конструирования» ТЕМА: «Путешествие в сказку «Цветик-Семицветик».
  • Евдокимова Елена Юрьевна, Хисямова Юлдуз Хайрулловна. Конструктор лего для развития ребенка.
  • Голоулина Ангелина Андреевна. «Инновационные Лего-технологии. Использование обучающего конструктора LEGO Education WeDo (робототехника)» в практике работы ДОО»
  • Дъякова С.Е.. Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста с использованием технологии «Лего – конструирования». ТЕМА: «Путешествие в сказку «Теремок»».
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Лего-конструктор в развитии интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.
  • Коноваленко Ирина Владимировна. КОНСПЕКТ НОД воспитателя с детьми 6-7 лет логопедической группы по развитию элементарных математических представлений с использованием технологии «Лего-Конструирование»
  • Апаназова Ольга Сергеевна. Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы с ОНР «Сказка в гости к нам пришла» с использованием ЛЕГО-технологии
  • Никифорова Елена Петровна. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ
  • Андрианова Дарья Владимировна. Информационно — коммуникационные технологии и ЛЕГО – конструирование в практической деятельности ДОУ.
  • Полянская Светлана Владимировна. Конспект интегрированной НОД с детьми старшего дошкольного возраста. Лего — конструирование с элементами театрализации: «Цветы для Бабы-Яги»
  • Корытова Галина Александровна. Проект «Формирование предпосылок к учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста посредством лего-конструирования и робототехники у детей с ограниченными возможностями здоровья»
  • Петролай Надежда Петровна. Проект 'Лего конструирования'
  • Голдобина Наталья Викторовна, Охливанкина Елена Михайловна. Лего-мастерская как инновационная форма работы с родителями
  • Лукьянова Ольга Георгиевна. Использование многофункционального пособия «Волшебные круги» по Лего конструированию
  • Колтакова Нина Сергеевна. Конспект занятия по лего-конструированию 'Загородка для животных'.
  • Петролай Надежда Петровна. Презентация «Лего конструирования» подготовительная группа «Один день из жизни солдата»
  • Афанасьева Екатерина Сергеевна. Мастер – класс для педагогов «Чудесный мир ЛЕГО»
  • Уроджева Гюльбаджи Эмировна. Конструкт по лего-конструированию «Качели»
  • Авакян Лариса Васильевна. Конструкт непосредственной образовательной деятельности в средней группе по художественно-эстетическому развитию «Путешествие в ЛЕГО- город»
  • Андрианова Дарья Владимировна. Интеграция образовательных областей через лего – конструирование.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь