Якубова Елена Николаевна. Коррекционная работа по развитию мышления старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр

Коррекционная работа по развитию мышления старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактических игр

Задержка психического развития (ЗПР) — особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка [3, с. 32].

В практике работы с детьми с ЗПР более широко используется классификация К. С. Лебединской, разработанная на основе этиопатогенетического подхода: задержка психического развития конституционального происхождения; ЗПР соматогенного происхождения; ЗПР психогенного происхождения; ЗПР церебрально-органического происхождения.

В отличие от клинической классификации психолого-педагогическую классификацию, предполагающую деление детей на какие-либо группы, построить трудно в связи с тем, что категория детей с ЗПР по степени выраженности отставания в развитии и индивидуальным проявлениям в психолого-педагогическом плане очень неоднородна. Общим для всех является отставание в психическом развитии во всех сферах психической деятельности к началу школьного возраста [7, с. 207].

 

Необходимо отметить, что психологи, педагоги и дефектологи уделяли и уделяют большое значение изучению особенностей детей дошкольного возраста с ЗПР: нарушениям у них психических функций, а так же изучению специфики их взаимодействия друг с другом и особенностям их игровой деятельности (Белопольская Н. Л., Власова Т. А., Демьянов Ю. Г., Егорова Т. В., Жаренкова Г. И., Забрамная С. Д., Лебединская К. С., Лебединский В. В., Лубовский В. И., Марковская И. Ф., Певзнер М. С., Переслени Л. И., Слепович Е. С., Стребелева Е. А., Шевченко С. Г. и другие).

Мышление — высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности в понятиях, умозаключениях. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода к словесно-логическому мышлению.

Проблемой развития мышления детей с ЗПР занимались: Борякова Н. Ю., Венгер Л. А., Выготский Л. С., Поддъяков Н. Н., Стребелева Е. А., Ульянкова У. В. и многие другие.

Отставание в развитии мыслительной деятельности отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, когда возникают трудности в формировании сферы образов-представлений, то есть если наглядно-действенное мышление ребенка с ЗПР приближено к норме, наглядно-образное ей уже не соответствует. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами, т.к. образы-представления недостаточно подвижны [2, с. 38].

У детей с задержкой психического развития мышление без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Достичь успехов в развитии мышления у детей с ЗПР можно опираясь на ведущую деятельность детей дошкольного возраста — игру.

Существуют различные виды игр, но основной формой организации развития и обучения дошкольников с ЗПР является дидактическая игра, так как главная особенность данной игры определена ее названием — это обучающая игра.

Дидактическая игра — одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра — основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них — обучающая, которую преследует взрослый, а другая — игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала [8, с. 7].

Из всего вышеизложенного следует, что использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития неоспоримо актуально, так как задача дидактической игры предполагает формирование средств и способов развития мышления детей данной категории.

Объектом нашего исследования следует считать дидактические игры как средство развития мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предметом — влияние дидактических игр на развитие мышления старших дошкольников с ЗПР.

Целью работы является изучение особенностей мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, определение влияния дидактических игр на развитие мышления у детей данной категории.

Мы предположили, что уровень развития мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития снижен, по сравнению со старшими дошкольниками с нормальным развитием, а применение дидактической игры существенно повлияет на развитие мышления детей с ЗПР.

Для определения состояния мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития нами было организовано исследование. В исследовании принимали участие: экспериментальная группа — 12 детей дошкольного возраста с задержкой психического развития из группы компенсирующей направленности (с диагнозом ЗПР) и сравнительная группа — 12 детей с нормальным развитием из общеразвивающей группы. Возраст детей на момент эксперимента 6-7 лет.

С целью определения уровня мышления нами были использованы методики:

Наглядно-действенное мышление: 1. Методика "Вырежи фигуры" (источник: Истратова О. Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет); 2. Методика "Обведи контур" (Источник: Р. С. Немов Психология — Кн. 3: Психодиагностика).

Наглядно-образное мышление: 1. Методика "Нахождение недостающих деталей" (Чередникова Т. В.); 2. Методика "Рыбка" (Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко).

Словесно-логическое мышление: 1. Методика "Невербальная классификация" (Т. Д. Марцинковской); 2. Методика "Исключение четвертого лишнего" (Белопольская Н. Л.).

В результате диагностики развития мышления у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и детей такого же возраста с нормальным развитием было установлено, что у них имеются достаточные различия в показателях сформированности мышления.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что у детей с ЗПР неравномерно развиваются все виды мышления. Наиболее выражено отставание в словесно-логическом мышлении. При определении уровня наглядно-образного мышления выявился разный уровень: дети, относящиеся к среднему уровню, нуждались в небольшой помощи взрослого; а детям с низким уровнем было сложно справиться с заданием даже с помощью педагога, так как у них слабо развиты мыслительные операции. Ближе к уровню нормального развития находится наглядно-действенное мышление, связанное с реальным физическим преобразованием предмета.

В результате проведенного нами исследования было установлено, что развитие всех видов мышления старших дошкольников с ЗПР требует целенаправленной коррекционной работы.

Нами был разработан комплекс занятий, с использованием дидактических игр, по развитию всех видов мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Занятия проводились 1-2 раза в неделю, два месяца. Продолжительность занятия от 20 до 30 минут. Каждое занятие состояло из: приветствия, задания на развитие определенного вида мышления, развивающей игры или разминки, задания на развитие определенного вида мышления, комплекса на расслабление и подведения итогов. Среднее количество детей в группе 5-7 человек.

После проведения коррекционной работы дети старшего дошкольного возраста с ЗПР приобрели следующий обязательный минимум новообразований: научились раскладывать предметы по группам на наглядном материале, разгадывать несложные загадки, отделять форму понятия от содержания, обобщать и выделять существенные признаки, выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений.

Таким образом, благодаря проведению коррекционной работы с использованием дидактических игр уровень развития мышления у старших дошкольников с ЗПР стал более высоким, что подтверждает правильность подобранного комплекса дидактических игр.

В заключении можно отметить, что проведенный эксперимент дает нам основание для выводов о результативности проведенной коррекционной работы. Процесс развития мышления старших дошкольников с задержкой психического развития требует достаточно длительного времени, но можно вывести положительную динамику проделанной работы.

Список литературы

  1. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; Под ред. В.А. Сластенина. — 3-е изд., перераб. — М.: Издательский центр "Академия", 2004. — 272 с.
  2. Деревянкина Н.А. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития: Учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2003. — 77 с.
  3. Дефектология: Словарь-справочник / Авт. -сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. — М.: Новая школа, 1996. — 80 с.
  4. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии: Научно-методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2013. — 336 с.
  5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. / Пособие для учителя. — М.: ВЛАДОС, 2004. — 219 с.
  6. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений. — 3-е изд. — М.: Генезис, 2014. — 80 с.
  7. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие с прил. альбома "Наглядный материал для обследования детей" / [Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Разенкова и др. ]; под ред. Е. А. Стребелевой. — 5-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 182 с.
  8. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития в условиях дошкольного образовательного учреждения / под ред. Т.Г. Неретиной. — М.: Баласс, Изд. дом РАО, 2004. — 240 с.
  9. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога-дефектолога / Е.А. Стребелева. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 180 с.
Просмотров: 4583
Категория: По направлениям » Для детского сада » Дефектология




Другие новости по теме:

  • Ананьева Елена Владимировна. Картотека игр и игровых упражнений для развития мышления у детей дошкольного возраста с ЗПР
  • Радюкова Е.В.. Кукушкина М.В.. «Формирование логического мышления у детей с задержкой психического развития через развивающие игры»
  • Ходырева Нина Владимировна. Использование информационно — коммуникационных технологий, как одно из средств формирования и развития словаря детей раннего возраста с задержкой психического развития (ЗПР).
  • Евдокимова Мария Викторовна. Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
  • Елена Николаевна Сницарь. Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой психического развития (ЗПР)
  • Гриценко Наталия Михайловна. 'Роль дидактической игры в развитии наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста'
  • Захарова В. А. Доклад: «Культурно-досуговая деятельность как средство развития навыков межличностного общения у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста»
  • Бакирова Ильмира Исмагиловна. Использование метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
  • Щебетенко Елена Геннадьевна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
  • Бочарова Анна Сергеевна. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ ШЕСТИЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
  • Кривоногова Татьяна Геннадьевна. Из опыта работы «Головоломки как средство развития логического мышления у детей младшего и среднего дошкольного возраста»
  • Селищева Татьяна Викторовна. Статья «Использование психологических настольных игр с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
  • Татьяна Гунина. Конспект НОД по познавательно-коммуникативному развитию для детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста на тему: «В гостях у Лесовика»
  • Незнанова Галина Васильевна. Презентация темы: «Развитие внимания у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития»
  • Маленок Ольга Владимировна. Программа развития элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с использованием блоков Дьенеша (для детей логопедических групп)
  • Баталова Ирина Владимировна. ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Кривоногова Дарья Владимировна. Сборник дидактических игр на развитие словесно-логического мышления детей дошкольного возраста.
  • Сибирякова Александра Александровна. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
  • Грязных Светлана Николаевна. «РАЗВИВАЕМ ПРОИЗВОЛЬНУЮ ПАМЯТЬ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
  • Межевикина Ольга Петровна. Сказка, как способ развития мышления детей дошкольного возраста
  • Татьяна Гунина. Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей с задержкой психического развития
  • Тарануха Ольга Сергеевна. «Технология развития критического мышления у детей дошкольного возраста»
  • Бабурина Кристина Александровна. Презентация «Использование блоков Дьенеша и палочек Кюизенера для развития логического мышления детей среднего дошкольного возраста»
  • Редькина Наталья Вячеславовна. Коррекция и развитие графических навыков у детей 6-летнего возраста с задержкой психического развития
  • Садыкова Татьяна Мухаметовна. Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития «Путешествие в страну эмоций»
  • Кутейникова Е.А., Рыжих Т.В.. «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой психического развития дошкольного возраста»
  • Антипина Алёна Иннокентьевна. Мастер-класс «Развитие памяти у дошкольников с задержкой психического развития посредством игр и упражнений»
  • Черновол Таисия Алексеевна. Занятие для детей с задержкой психического развития 6-7 лет «КАК СТРОИЛСЯ НАШ ПЕТЕРБУРГ»
  • Ольшевская Оксана Игоревна. Работа с нетрадиционным материалом в коррекционно-развивающей группе для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.
  • Саргас Надежда Борисовна. Мастер-класс «Развитие внимания у дошкольников с задержкой психического развития, через систему игр и упражнений»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь