Чубрикова Татьяна Николаевна Ружанская Екатерина Ивановна Щетинкина Тавтьяна Федоровна. Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста

Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста

  • Чубрикова Татьяна Николаевна – воспитатель;
  • Ружанская Екатерина Ивановна – воспитатель;
  • Щетинкина Татьяна Федоровна – музыкальный руководитель

МАДОУ детский сад №34 «Теремок» г. Балаково Саратовской области

Повышенное агрессивное поведение у детей является одной из наиболее острых проблем, возникающих в работе с детьми дошкольного возраста. Нарастающая волна детской преступности и увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, выдвигают на первый план задачу изучения психолого-педагогических условий, вызывающих эти опасные явления. Особенно важным изучение агрессивного поведения является в дошкольном возрасте, когда эта черта находится в стадии своего становления и когда ещё можно предпринять своевременные корригирующие меры.

Те или иные формы агрессивного поведения характерны для большинства детей. Однако известно, что у определенной категории детей агрессивное поведение как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности, при этом снижается продуктивный потенциал ребенка, сужаются возможности полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. У детей существует две формы проявления агрессивного поведения: недеструктивное агрессивное поведение и враждебная деструктивность. Первая – механизм удовлетворения желания, достижения цели и способности к адаптации. Она побуждает ребенка к конкуренции в окружающем мире, защите своих прав и интересов и служит для развития познания и способности положиться на себя. Вторая – не просто злобное и враждебное поведение, но и желание причинить боль, получить удовольствие от этого. Результатом такого поведения обычно бывают конфликты, становление агрессивности как черты личности и снижение адаптивных возможностей ребенка.

 

Выдающийся психолог и философ Э. Фромм, основоположник гуманистического психоанализа, подразделял агрессивное поведение на «злокачественное»«страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать» и «доброкачественное»«поведение, связанное с самообороной и с ответной реакцией на угрозу». Общепринятым считается, что у детей дошкольного возраста отмечается в основном доброкачественное агрессивное поведение, которое представлено псевдоагрессией и оборонительной агрессией. К псевдоагрессии относятся такие виды, как непреднамеренная агрессия и агрессия как самоутверждение. Непреднамеренное агрессивное поведение – случайное нанесение вреда человеку. В детском коллективе распространён такой вид поведения. Каждый день кто-нибудь кого-нибудь толкает или ударяет случайно, нечаянно. И каковы бы ни были последствия этих случаев, их наличие говорит лишь о том, что ребенок расторможен, чрезмерно возбудим. Он не чувствует «тормозов» в игре или шалости и в результате сносит все на своем пути. Агрессивное поведение, как попытка самоутвердиться, проявляется у дошкольников и в игре, и в общении с родственниками (чаще с родителями). В игре ребенок как бы «отрабатывает» нарождающиеся лидерские тенденции, становясь ситуативным лидером, у которого имеются подчиненные, слушающие его распоряжения. В общении с родными ребенок проявляет замашки диктатора, «тестирующего» своих родных на устойчивость нервной системы и уровень дозволенного.

Оборонительное агрессивное поведение очень типично для детей дошкольного возраста. Его специфическая особенность в том, что оно сопровождается гневом. А гнев – это реакция ребенка на нарушение значимой для него системы витальных ценностей (которые для каждого могут иметь свои специфические черты). Для одного значимым может быть лишь факт физического оскорбления, для другого – отнятая игрушка, для третьего – оскорбительное слово. В результате ребенок начинает протестовать. Но и эти реакции имеют четкую связь с типом нервной деятельности. Слабый, астеничный ребенок заплачет, побежит жаловаться, сильный, стеничный по-своему психотипу ребенок, даст сдачи. Кроме того, вследствие, бедного набора имеющихся средств воздействия на «обидчика» у детей часто проявляются неадекватные реакции, которые закрепились в результате ошибочного воспитания в семье или ближайшем окружении: ребенок начинает кусаться, драться, щипаться, и его действия могут быть направлены не только на сверстников, но и на взрослых.

Психологи, педагоги выделяют и еще один вид детского агрессивного поведения – «инструментальное агрессивное поведение», которое преследует определенную цель: обеспечить, достать то, что необходимо или желательно. Если с «необходимым» всё понятно, то вот с желательным возникают проблемы. Желательное похоже на желаемое. А сфера желаний столь широка и разнообразна, что порой условиями ее ограничения является лишь недостаток фантазии у ребенка (или его родителей). Поэтому сложности проявляются у родителей с избалованными детьми, каждое «хочу» которых должно быть выполнено любой ценой. Конечно, такие дети агрессивно настроены, если кто-то мешает им обладать предметом их желаний.

Смирнова Т. П. отмечает, что дети черпают знания о моделях агрессивного поведения из трех источников. Первый источник– это семья. Она одновременно демонстрирует агрессивное поведение и обеспечивает его закрепление. Второму источнику агрессии дошкольники обучаются при взаимодействии со сверстниками, зачастую узнавая о преимуществах агрессивного поведения ( «я самый сильный – и мне все можно»). И, в-третьих, дети учатся агрессивным реакциям не только на реальных примерах, но и на символических. В настоящее время мало у кого вызывает сомнения тот факт, что сцены насилия, демонстрируемые с экранов телевизоров, способствуют повышению уровня агрессивности зрителя, и в первую очередь, детей.

Просмотров: 438
Категория: По направлениям » Для детского сада » Для психолога в детском саду




Другие новости по теме:

  • Горячева Елена Михайловна. Агрессивное поведение детей
  • Саватеева Светлана Павловна. Коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Прибыткова Виктория Анатольевна. Содержательные блоки системы педагогической работы по профилактике и преодолению агрессивного поведения дошкольников.
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Безопасное поведение ребенка на улице»
  • Степанова Анастасия. БЕСЕДА НА ТЕМУ «БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ» для младшего дошкольного возраста
  • Перевозникова Наталья Николаевна. Статья: «Безопасное поведение детей на дороге и в транспорте».
  • Иванова Екатерина Степановна. Конспект открытого занятия по ПДД в подготовительной группе «Безопасное поведение детей на дорогах».
  • Мельник Мария Николаевна. Мастер-класс по изготовлению лепбука «Безопасное поведение детей на дороге»
  • Татьяна Безручкина. План воспитательно – образовательной работы на день Тема: «Безопасное поведение на улице»
  • Любезных Галина Ивановна. Презентация «Художественная литература, как средство воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста»
  • Кошкарова Ирина. Поведение родителей по отношению к ребёнку, начавшему впервые посещать детский сад
  • Лебедева Татьяна Владимировна. Безопасное поведение на улице
  • Попова Любовь. Консультация для родителей 'Поведение за столом'.
  • Лободенко Наталья Леонидовна. «ПОЛЕЗНОЕ» ПОВЕДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.
  • Бабкина Светлана Юрьевна. Конспект открытого занятия по ПДД в подготовительной группе 'Безопасное поведение детей на дорогах'.
  • Башкирова Ирина Ивановна. ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПРИРОДЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Третьякова Татьяна Александровна. Особенности культуры поведения у детей раннего возраста
  • Кумилина Татьяна Юрьевна. Конспект НОД 'Поведение на дороге и в транспорте, машина у светофора'
  • Блохина Любовь Владимировна. Народные сказки, как средство воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
  • Остапкевич Ольга Федоровна. «Воспитание культуры поведения детей в ДОУ и в семье»
  • Фролова Ольга Ивановна. Проект: «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Анисимова Елена Витальевна. Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром «Безопасное поведение на природе»
  • Соколова Ольга Геннадьевна. Формирование социального поведения у детей раннего дошкольного возраста.
  • Дементьева Евгения Алексеевна. Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста
  • Приймак Наталья Николаевна. Родительское собрание на тему «Темперамент – основа поведения ребенка»
  • Светлана Викторовна Митряшина. Безопасное поведение дошкольников и здоровый образ жизни
  • Иванова Анастасия Сергеевна. Статья «Воспитание у детей среднего дошкольного возраста культуры поведения»
  • Линник Оксана Валерьевна. Воспитание привычек и культуры поведения за столом у детей дошкольного возраста



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь