Мишинова Евгения Борисовна. Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия

Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия

Проблема агрессии и насилия является одной из наиболее острых проблем современного общества. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров. Неудивительно, что родители нередко жалуются педагогам и психологам на повышенную агрессивность, раздражительность своих детей, а педагоги в свою очередь обращаются к психологам с запросами о выборе средств педагогического воздействия на данную категорию детей.

В зарубежной детской психологической науке нет единого четкого определения детской агрессивности. Чаще всего под этим понятием подразумевается такое состояние ребенка, при котором он силой стремится получить то, что хочет, или при помощи силы реагирует на угрозу благополучию.

Можно предположить, что, прибегая к агрессивному поведению, дети борются за свое психологическое, а порой и физическое выживание и, вырастая, своим асоциальным поведением мстят этому миру за то, что он не принимал, не любил, не понимал их.

 

Скачать конспект

По мнению специалистов, обычно агрессивные действия выступают у детей в качестве:

  • средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);
  • способа психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;
  • способа удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Исследователи считают наиболее распространенными проявлениями агрессии в детском возрасте упрямство, драчливость, приступы гнева, ярости, негодования, желание обидеть, унизить, оскорбить, властность, неумение понять интересы другого, завышенную самооценку, разрушительные действия

Отечественные специалисты выделили следующие психологические особенности, провоцирующие агрессивное поведение детей:

  • недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
  • сниженный уровень саморегуляции;
  • неразвитость игровой деятельности;
  • сниженная самооценка;
  • нарушения в отношениях со сверстниками

Американский психолог М. Раттер (специалист по работе с трудными детьми) установил у детей тесную связь между расстройствами поведения и серьезными отставаниями в усвоении школьных знаний. Среди мальчиков с асоциальной направленностью около трети имеют специфическую задержку чтения, причины которой тесно связаны с причинами проявления агрессии. Это особенности темперамента, способствующие возникновению нарушений поведения; неблагоприятная обстановка в семье; сам факт неуспеха школьного обучения, вследствие чего возникают разочарование и обида, которые могут повлечь протест, агрессию, асоциальное поведение

В отечественных исследованиях отмечается также взаимосвязь между уровнем квалификации педагога и уровнем агрессивности у детей. Так, низкий уровень квалификации и высокие амбиции педагога способны дать наиболее высокий процент импульсивных детей с высокой агрессией

Неправильно выбранный педагогом стиль взаимоотношений может закреплять агрессивное поведение у детей, посещающих образовательные учреждения:

  • авторитарно-отчужденный стиль общения (В. Элисеос);
  • стратегия нападения (В. А. Рахматшаева).

Положительную оценку В.А. Рахматшаева и В. Элисеос дают демократическому стилю. Несмотря на то что при таком типе воспитания 26, 5 % детей проявляют скрытую агрессию, этот стиль общения дает самое низкое количество детей с асоциальным поведением. Авторитарно-принимающий стиль, выделенный В. Элисеосом, эффективен в отношении рефлексивных и тревожных детей, но не подходит импульсивным. Для него характерны жесткие оценки поведения ребенка, сочетание строгости и справедливости, но в то же время педагог проявляет высокий уровень эмпа-тии, чувство долга и ответственность.

Отечественными исследователями отмечен и недостаток педагогической культуры общения с агрессивными детьми. Стандартные реакции на таких детей скорее усиливают их особенности, нежели способствуют их перевоспитанию. Большинство учащихся с нарушениями в поведении считают, что постоянно и незаслуженно подвергаются вербальной агрессии (интонация, содержание речи) со стороны педагогов, которая унижает их личностное достоинство [9].

Один из ведущих отечественных психологов, Д.И. Фельдштейн (2005), много внимания уделявший вопросам психологии воспитания трудных подростков, проблемам формирования нравственных основ личности в этом возрасте, также считает проблему ятрогении одной из наиболее актуальных в настоящее время. Данный термин, означающий негативное действие слова на состояние здоровья человека, существует в медицине и психологии. Суть проб-лемы заключена в том, что эмоциональная неустойчивость самих педагогов-практиков оказывает психотравмирующее воздействие на школьников. Таким образом, негативные аспекты речевого поведения учителей провоцируют новые вспышки гнева и необузданное поведение агрессивных учащихся и формируют комплексы неполноценности у застенчивых, тревожных, мни-тельных детей.

Однако выявление причин и сути проблем развития агрессивного поведения ребенка не может само по себе решить проблему агрессивности, здесь необходимо целенаправленное педагогическое воздействие. Еще В.П. Кащенко, выдающийся русский врач и педагог, обративший внимание на возможность исправления недостатков характера детей и подростков, показал необходимость использования достижений педагогических и психологических наук для коррекции характера. Ему принадлежит мысль об интеграции усилий врачей и педагогов в лечебно-педагогическом воздействии на детей с недостатками в характере. Ученый выделял две большие группы педагогических методов для проведения коррекционной работы с детьми: общепедагогические и специально педагогические. В качестве группы общепедагогических методов им были выделены: коррекция активно-волевых дефектов; коррекция страхов; метод игнорирования; метод культуры здоро-вого смеха; действия при сильном возбуждении, в основе которых лежит образец взрослого человека, силой своей личности помогающего ребенку справиться с аффектом, и многие другие.

Апробация отдельных методов, предложенных В.П. Кащенко, на практике привела современных исследователей к выводу, что метод игнорирования дает эффективный результат по отношению к детям, которые проявляют чаще всего вербальную агрессию. Трудотерапия дает возможность выработать усидчивость, работоспособность, выдержку, которых часто не хватает детям с агрессивными тенденциями.

Так, в зарубежных исследованиях (Бэрон Р., 1997) была выдвинута гипотеза несовместимых реакций, согласно которой у детей можно вызывать чувства, несовместимые с гневом и агрессией. Это, прежде всего:

  • чувство эмпатии, сопереживание. Эмпатия, возникающая на вид боли и страданий жертвы, может быть эффективна для снижения уровня открытой агрессии, но только в тех случаях, когда агрессоры не находятся в раздраженном состоянии и не очень уверены в правильности своих действий;
  • юмор и смех ( «Ты выглядишь сейчас круче Шварценеггера»).

Уменьшить уровень открытой агрессии можно также, создав условия для эмоциональной разрядки (катарсиса).

Можно предложить метод «поглаживания» спровоцированного агрессора, который вызовет у него позитивные состояния и реакции, несовместимые с гневом и агрессией. В качестве таких «поглаживаний» педа-гоги-психологи предлагают использовать извинения, признание вины, комплименты, скромные, но неожиданные подарки, доброжелательный юмор, ненавязчивую похвалу.

В момент особенно интенсивного агрессивного состояния ребенка педагоги могут использовать следующие приемы:

  1. попросить ребенка улыбнуться, подышать глубже, нормализовать дыхание, расправить плечи, расслабиться, отжаться от пола;
  2. предложить ребенку переадресовать агрессию на неодушевленный предмет или действие (скомкать и разорвать в клочья бумагу, рисунок со своим гневом/обидчиком, топать ногами, громко кричать, используя «трубу» из ватмана, бить боксерскую грушу, манекен и т.д.);
  3. переключить внимание на какое-либо задание ( «Помоги мне, пожалуйста, снять с полки... Ты ведь выше меня»);
  4. можно также попросить ребенка вспомнить что-то приятное, предложить ему мысленно оказаться в приятном месте, сказать себе добрые слова, найти в случившемся положительные стороны.

Отечественные исследователи разработали для педагогов и родителей ряд специальных рекомендаций и правил экстренного вмешательства, обеспечивающих конструктивное воздействие на агрессивные реакции детей:

  1. Спокойное отношение, игнорирование незначительной агрессии (так называемый изящный уход). Озадачьте «агрессора», неожиданно соглашаясь с ним или меняя тему. Отвечайте так, как если бы слова ребенка были безобидными, незначительными или очевидными.
  2. Акцентирование внимания на поступках (поведении), а не на личности ребенка ( «Ты воспитанный человек, но сейчас ведешь себя агрессивно/ преступаешь допустимую черту», «Я знаю, что ты дисцип-линированный. Почему ты сейчас нарушаешь правило?», «Ты злишься? Ты хочешь меня обидеть? Ты хочешь нам продемонстрировать свою силу?»).
  3. Контроль педагогом собственных негативных эмоций — это не подкрепляет агрессивное поведение, сохраняет партнерские отношения, демонстрирует модели неагрессивного поведения, укрепляет авторитет педагога.
  4. Снижение напряжения ситуации. Нередко педагоги используют действия, усиливающие напряжение и агрессию: устрашающие и гневные интонации, сарказм и насмешки, демонстрацию власти ( «Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу, понятно?»), агрессивные позы и жесты, физическую силу, жесткие требования, давление, оценку характера и личности ученика, втягивание в конфликт друзей и родителей ребенка, сравнение с другими детьми, нотации и проповеди, обобщения ( «Все вы одинаковые», «Опять ты», «Ты как всегда»), придирки, передразнивание и др. Опытный педагог знает, что некоторые из этих реакций могут остановить проступок на короткое время, но отрицательный эффект от такого поведения принесет го-раздо больше вреда.
  5. Обсуждение проступка после успокоения обеих сторон, но как можно скорее после инцидента, сначала наедине, без свидетелей, а затем в группе или семье. Важно сохранять спокойную, объективную позицию, акцентировать внимание на проступке и его негативных последствиях для окружающих и самого ребенка.
  6. Сохранение положительной репутации ребенка. Для ребенка, тем более подростка, самое страшное — публичное осуждение и негативная оценка. Сохранить положительную репутацию можно, публично сведя к минимуму вину ребенка ( «Ты не хотел его обидеть», «Ты плохо себя чувству-ешь»), предложив компромисс и не требуя полного подчинения, но не распространяя это на личное общение.

Наиболее часто встречающиеся виды агрессивности у детей

Вид агрессивности

Проявления

Что делать учителю?

Защитная

Ребенок часто конфликтует, дерется; гром­ко говорит; на занятиях и уроках выкрики­вает; стремится к лидерству

Проявите к ребенку интерес и внимание; научите его следовать правилам, обучите терпению; в случае проступка разъясните справедливость наказания; создавайте на уроке ситуации успеха, укрепляйте веру ребенка в свои силы; вызывайте у него сопере­живание другим, желание им помочь; давайте пору­чения, воспитывая у него чувство ответственности

Деструктивная

Ребенок не уверен в себе; не организован; играет роль классного шута; использует не­нормативную лексику; склонен к разруше­нию

Не требуйте от ребенка жесткого выполнения пра­вил и не жалуйтесь родителям; объясните ребенку недопустимость агрессии, безудержного громкого смеха и т.д., обсуждайте причины и последствия та­кого поведения; на уроках предоставьте ему воз­можность самоопределения (например, выбрать одну из нескольких равных по уровню сложности задач) и подчеркните: «Это ты сам выбрал»

Демонстрационная

Ребенок стремится привлечь к себе внима­ние (хотя бы негативное); проявляет вер­бальную агрессию, кривляние; склонен к лживости или воровству; большое внима­ние уделяет внешнему виду (чаще девочки)

Доведите до сознания ребенка, что вы его видите и понимаете, но есть и другие дети; не реагируйте открыто на его негативное поведение — это только закрепляет данный способ получения внимания; подчеркивайте на уроках взрослость и выдержан­ность ребенка; на уроках чтения специально обучай­те пониманию эмоционального состояния литера­турных героев, причин и последствий их поведения; используйте воодушевляющие высказывания: «Я уверена, что ты сам с этим справишься», «Я вижу, как ты напряженно работаешь», «Я уверена, что ты сделаешь это», «Как хорошо, что ты нашел способ решить задачу»

7. Демонстрация модели неагрессивно­го поведения. Альтернативное агрессивно­му поведение педагога можно построить, используя следующие приемы: выдержать паузу, молча заинтересованно выслушать ребенка, прояснить ситуацию наводящими вопросами, признать интересы маленького агрессора и сообщить ему свои, апеллиро­вать к правилам и т.д.

Просмотров: 474
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Анастасия Владимировна Миллер. Раннее развитие: что лучше для Вашего малыша или Как развить ребенка и не навредить
  • Гелюся Джавдатовна Шайхулова. Консультация для родителей на тему: «Какие игры можно использовать в домашних условиях при подготовке ребенка к школе»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Главный Редактор. Как определить что болит у ребенка
  • Главный Редактор. Что такое добро и зло для ребенка
  • Чубрикова Татьяна Николаевна Ружанская Екатерина Ивановна Щетинкина Тавтьяна Федоровна. Психолого-педагогические особенности агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста
  • Архипова Оксана Михайловна. Консультация для родителей «Как объяснить ребенку что такое осень для детей раннего возраста?»
  • Алчинова Екатерина Леонидовна. ЧТО ТАКОЕ ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МИР РЕБЕНКА
  • Редактор. Правила поведения для ребенка
  • Тищенко Татьяна Дмитриевна. Консультация педагога – психолога для педагогов ДОУ: «Психолого – педагогические условия адаптации детей к условиям детского сада. Психологический комфорт ребенка в детском саду»
  • Гимазутдинова Наталья. «Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит».
  • Залуцкая Евгения Викторовна. Консультация для родителей «Безопасное поведение ребенка на улице»
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Мария Дорошенко. Конспект занятия кружка театральной деятельности для старшего возраста «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Зеленова Ирина Александровна. Круглый стол для детей и родителей «Что может быть семьи дороже?!»
  • Командин Евгений Николаевич. Родительское собрание в ясельной группе № 2 «Малышок» по теме: «Что значит любить своего ребенка?»
  • Зидиханова Рида Рашитовна. Игра – наиболее эффективный способ развития познавательных процессов ребенка
  • Старцева Любовь Анатольевна Нестерова Ольга Александровна. Рекомендации для родителей «Как объяснить детям, что такое личное пространство человека»
  • Тютерева Наталия Валерьевна. Активизация речевого общения, как фактор становления личности ребенка
  • Абзалова Наталья Леонидовна. Конспект беседы с родителями на тему: «Можно ли наказывать ребенка»
  • Главный Редактор. Можно ли самим научить ребенка английскому?
  • Мусиячина Марина Владимировна. КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «Что такое хорошо и что такое плохо?».
  • Зыкова Наталия Васильевна. Конспект игровой программы коррекционно-развивающей направленности в специальной группе Центра «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Киштеева Ирина Николаевна. Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
  • Приймак Наталья Николаевна. Родительское собрание на тему «Темперамент – основа поведения ребенка»
  • Омётова Олеся Васильевна. ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ И РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ (практикум для педагогов и детей старшего дошкольного возраста).
  • Оксана. Психологическое значение подражательных игровых действий ребенка. Влияние семейного застолья на развитие, воспитание и социализацию ребенка
  • Атлашова Вероника Александровна. Родительское собрание на тему: «Что такое хорошо, что такое плохо»
  • Мельник Екатерина Юрьевна. Ландшафтный дизайн детской площадки как возможность формирования эмоционального развития ребенка



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь