Плясунова Наталья Валентиновна, Соколова Елена Павловна. Роль детских сказок в развитии речи детей дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»

Роль детских сказок в развитии речи детей дошкольного возраста «Сказка ложь, да в ней намек…»

  • Плясунова Наталья Валентиновна Воспитатель
  • Соколова Елена Павловна учитель-логопед

МБДОУ детский сад №13 г. Лысково Нижегородская область

Если говорить о роли детских сказок в развитии детей, то она многогранна: от развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле.

Дети легче понимают и запоминают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства — сказку.

 

Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка.

Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить правильно выражаясь. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Роль детских сказок развивать фантазию и воображение ребёнка, а также его творческий потенциал.

Но для чтения сказок важно выбрать «правильное» время, когда ребёнок будет спокойным и в хорошем настроении. Можно делать это перед сном, есть время обсудить сказку. Читать ребенку нужно с удовольствием и не отвлекаться, это принесёт больше пользы и положительных эмоций.

Сказки расширяют познание детей. Форма восприятия добра и зла у взрослых не является образной. Дети не могут воспринимать информацию в такой форме, им необходима образность, игра.

Роль детских сказок в воспитании детей не может быть не замечена. Ребёнок, представив образы, учится понимать внутренний мир героев, сопереживать им и верить в силы добра. Роль детских сказок не ограничивается только приятным времяпровождением. Сказки можно рассматривать как способ снятия тревоги у ребёнка. С помощью сказок можно помогать преодолевать негативные стороны формирующей личности. Выбирая сказку для ребёнка обязательно надо учитывать особенности эмоционального развития вашего малыша.

Детские сказки расширяют словарный запас малыша, помогают строить диалог, развивают связную логическую речь. Не менее важно сделать речь ребёнка эмоциональной, красивой, образной. Формируется умение задавать вопросы. Также в воспитании кроме интуитивного формирования основ устной речи, необходимо специальное обучение. Большое значение надо уделять конструированию слов, предложений, словосочетаний.

Очень важна связь между речевой и умственной деятельностью детей. Сказка способствует общению.

Надо учитывать ряд моментов связанных с особенностями вашего ребёнка. В сказках заложена многовековая народная мудрость. Жестокие действия, которые видит взрослый, ребёнок воспринимает образно. Если ребёнок, неоднократно, видел сцены насилия по телевизору, то он не сможет это образно воспринимать в сказках. Необходимо разъяснить ребёнку, что плохое должно погибнуть.

В сказках всегда побеждает добро — это очень важно в воспитании детей на сказках. Тогда ему легче будет справляться с жизненными трудностями.

Важно и ваше отношение к сказке. Если вы тоже чувствуете, что это другой мир, сказочный мир, то и расскажите её интересней.

Сказки очень важны для развития ребенка, но важно уметь подбирать произведения по уровню развития ребенка. Не правильно читать, скажем, 3-4-х летнему малышу сказки Пушкина «о рыбаке и рыбке». Боле времени займут объяснения, кто такая «столбовая дворянка», или что такое невод. И к концу первой страницы этого бессмертного произведения ребенок потеряет к сказке весь интерес, и весь ваш энтузиазм не поможет вернуть его.

Не торопитесь! Отложите сказки Пушкина в сторону и возьмите в руки книжку более подходящую трехлетке, а до Пушкина малыш дорастет попозже.

Сказки детям от года до трех лет

Итак, как же подобрать такие произведения, которые были бы интересны малышу в возрасте до трех лет? В этот период идеально подойдут вполне конкретные сказки про животных. В ходе чтения вы можете подражать голосам животных, жестикулировать, корчить рожицы – ребенку это понравится. В этом возрасте дети уже начинают рассматривать иллюстрации, поэтому важно выбирать грамотно и красиво оформленные книги. Например, отлично подойдут «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Колобок» … А через какое – то время малыш будет уже вам рассказывать про «Ко-ко-ко. Йоко бах! Аааа!» и гладить деда с бабой на картинке.

Сказки для детей от трех до шести лет

В дошкольном возрасте дети уже все хорошо понимают, но у них еще сохраняется конкретность мышления. Поэтому сказки лучше подбирать с конкретным смыслом и с понятным, «не замудреным» сюжетом. Главными героями по-прежнему еще остаются люди и животные. В этом возрасте ребенку будут интересны многие русские народные сказки, сказки народов мира, а также многие прекрасные авторские сказки, например, сказки Бажова, братьев Гримм, Андерсена и других авторов.

Правильно ли мы понимаем и истолковываем сказки? Может быть, в сказках есть какой-нибудь скрытый смысл, о значении которого мы и не догадываемся? Ведь ребенку мало, просто прочитать сказку, поговорить о сюжете, дать характеристику героям, его надо научить обдумывать сказку, находить в ней скрытые смыслы и извлекать жизненные уроки.

Взять, например, ту же сказку про репку, которая, между прочим, «живет» в двух вариантах, и каждый вариант сказки по-своему интересен. В старинных фольклорных сборниках в сказке «Репка» сначала все вполне знакомо: «Посадил дед репку…» Дальше – тоже ничего нового: позвал дед бабку, бабка позвала внучку, а внучка – Жучку… Совсем другим оказался конец сказки: «Позвала Жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут. Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!» Вот тебе на! Хотя оба варианта сказки повествуют о труде, но «наш» вариант – это была история о взаимопомощи, а древний – о том, что всякое дело надо доводить до конца.

Можно прочитать ребенку сказку в обеих вариантах и после поговорить о том, что он извлек из них, как понял. Самое главное – это приучать малыша с самого детства обдумывать ту информацию, которую он получает.

Анализировать героев сказок, их поступки и последствия – важная составляющая воспитательного процесса. Прежде чем начать чтение ребенку, следует самостоятельно проанализировать произведение и осмыслить то, что должен понять из сказки ваш ребенок.

Книжки с картинками мешают слушать сказки, ведь художник видит всё иначе, чем ваш ребёнок. Обязательно надо читать заключительную фразу, это разделит сказки друг от друга. Если читать сказки с хорошей дикцией, четко проговаривая все звуки, вы обойдетесь без визитов к логопеду.

Просмотров: 38
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие речи детей дошкольного возраста




Другие новости по теме:

  • Худякова Елена Александровна. Конспект консультации-практикума для родителей детей среднего возраста, имеющих проблемы в развитии речи «Развиваем речь ребёнка с помощью сказки»
  • Яцентюк Татьяна Алексеевна. Консультация для родителей «Почему важно читать детям сказки?»
  • Числова Елена. Сценарий праздника для детей раннего возраста «Путешествие в сказку» по мотивам русской народной сказки «Репка»
  • Орехова Светлана Владимировна. Сочиняем сказку с детьми. Сказки про животных.
  • Волокитина Карина Владимировна. Театрализованное представление по мотивам сказок А. С. Пушкина «В ГОСТЯХ У СКАЗКИ»
  • Тарасова И. Г. Агаджанова А. В. Серватовская Н. В.. Сценарий сказки «Случай на полянке» по мотивам сказки В.Сутеева «Мешок яблок» для детей старшего дошкольного возраста
  • Сладкина Оксана Алексеевна. 'Сказки Мышки-Аришки' (психотерапевтические сказки)
  • Нуриева Ляйсан Менеадисовна. «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
  • Искакова Асель Бекбулатовна. «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
  • Николаева Вера Михайловна. Статья «Роль сказки в воспитании детей в младшей группе»
  • Самбор Елена Владимировна. Роль сказки в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
  • Ольга Гонца. Cамообразование Тема : «Роль сказки в развитии речи у детей»
  • Кулишова Анна Михайловна. Сказки о животных и их роль в развитии связной речи у дошкольников
  • Сладкина Оксана Алексеевна. Психотерапевтические сказки «Сказки-Мышки-Аришки» ( «Мышка-Аришка заблудилась», «Сон Мышки-Аришки»)
  • Миникаева Елена Николаевна. Развитие устной речи детей через русские народные сказки Тема: «Как играть со сказкой».
  • Прусакова Лариса Викторвна. Роль сказки в развитии ребенка
  • Мальцева Наталья Викторовна. Консультация для родителей. Какие сказки читать детям младшего дошкольного возраста?
  • Кизыма Галина Васильевна. Консультация для родителей по теме: «Роль сказки в развитии ребенка»
  • Литвинова Елена Валерьевна. Рабочая программа кружковой работы по ознакомлению дошкольников с содержанием сказок и повышению интереса к художественной литературе «Сказки — добрые друзья».
  • Бирюкова Наталья Юрьевна. Осенний праздник для детей средней группы. По мотивам сказки «Репка»
  • Божок Галина Валентиновна. Сказка «Домик на дереве» (по мотивам русской народной сказки «Теремок»)
  • Соколова Наталья Владимировна. Сценарий развлечения для детей 'Бабушкины сказки! Для младших детей'
  • Сысенко Татьяна Инокентьевна. Творческий проект «Сказки А.С. Пушкина»
  • Травникова Наталья Леонидовна. Конспекты НОД по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 'Обучение пересказу русской народной сказки «Хвосты» с помощью сенсорной книги'
  • Ялаева Дилара Айратовна. Русские народные сказки в системе патриотического воспитания детей дошкольного возраста
  • Ненашева Елена Алексеевна. Методическая разработка образовательной ситуации по развитию речи с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок» для детей среднего дошкольного возраста
  • Баринова Елена Сергеевна. Конспект итогового занятия по развитию речи детей старшей группы Театральная постановка сказки «Теремок»
  • Шох Т.Н Голованова Н.А. Сценарий экологической сказки по мотивам произведения К.Чуковского «Муха-Цокотуха».
  • Горшкова Елена Григорьевна. Групповой краткосрочный проект для детей старшей группы «Сказки П. П. Бажова»
  • Маслова Татьяна Алексеевна. Проект «Сказки А.С. Пушкина»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь