Аминева А. Г.. Конспект НОД с детьми старшего возраста «Путешествие муравья»

Конспект НОД с детьми старшего возраста «Путешествие муравья»

МАДОУ д/с 310 Подготовила: воспитатель Аминева А.Г. Уфа

Программное содержание.

1. Задачи на развитие познавательных способностей:

обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);

упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);

уточнить представления о пользе насекомых.

2. Задачи на развитие связной речи:

формировать связную речь, правильно использовать в речи грамматические формы;

развивать эмоциональность речи, сообразительность, фантазию в процессе отгадывания загадок и решения творческих задач.

3. Воспитательные задачи:

формировать умение выслушивать других детей при обсуждении какой-либо проблемной ситуации;

воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле;

не разрушать условия жизни лесных обитателей.

 

Материал к занятию. «Смехотрон», модель муравья, аудиозапись «Голоса птиц», картинки из серии «Насекомые». Игрушки (паук, жук, муравей). Игра «Чудесные вещи». Разрезные картинки «муравей», разноцветные клубочки с вплетенными в них палочками, перьями, бумажками, «сеть» — паутинка, набор палочек (спичек, веточек) для изготовления муравейника.

Предварительная работа. Чтение детям произведений В.Бианки «Путешествие Муравьишки» и Н.Романовой «Муравей Красная Точка». Изготовление детьми бабочек-оригами.

Последующая работа. Придумывание и рисование волшебного насекомого с помощью игры «Чудесные вещи».

Ход занятия

Воспитатель. Расскажу я вам, ребята интересную историю.

Когда я была такой же, как вы, мы гуляли в лесу с моим папой и увидели странное зрелище. Около трех березок-сестричек стоял муравейник, по которому прыгал дрозд. Я хотела согнать его, но папа не разрешил. Дрозд вытянул в стороны крылья и сидел так минут десять. Оказывается, муравьи быстро «вычесывают» все, что накопилось под крыльями (разных паразитов, блошек) и попутно опрыскивают тело птиц остропахнущей кислотой. Многие лесные птицы принимают такие «муравьиные ванны».

Я стала наблюдать за муравьями. Очень мне понравился один муравьишка. Вдруг поднялся сильный ветер, он сорвал моего муравьишку с листочка березы и куда-то унес. Я очень расстроилась.

Хотите посмотреть, каким он был?

Дидактическая игра

«Собери картинку из частей»

Каждый ребенок собирает картинку «муравей» из отдельных частей.

Воспитатель. Хотелось бы вам вернуть муравья в его дом около трех березок и понаблюдать за его путешествием? Обозначьте каждый своего муравья цветной точкой (любого цвета). Давайте сложим ваши работы в наш волшебный «смехотрон» и посмотрим, какой муравей у нас получится.

Закройте глаза. Вспомните что-нибудь очень веселое и громко засмейтесь! (Дети выполняют.)

Воспитатель достает из «смехотрона» игрушечного муравья с множеством разноцветных точек на брюшке.

Воспитатель. Как мы назовем нашего нового друга?

Дети. Конфетти, Салют, Цветные Точки, Монпансье, Витраж, Палитра, Цветные брызги, Радужный, Цветной Горошек... (Выбирают имя, договариваются назвать муравья Разноцветные Точки.)

Воспитатель. Муравьишка говорит, что дорога к его лесному домику проходит через речку, лужайку, болото. Отправимся в путь! А муравья понесем по очереди.

Под веселую музыку дети шагают по тропинке к речке.

Воспитатель. А вот и речка. Но муравьишка не умеет плавать, как мы. Как же его переправить на другой берег?

1- й ребенок. Связать веточки, и пусть он как по мостику пойдет.

2-й ребенок. Посадим на листик и будем все вместе дуть, он и переплывет.

3-й ребенок. Посадим его на деревянную дощечку, веточку и будем ее толкать по воде перед собой, она же не тонет.

4-й ребенок. Накидаем много камешков и сделаем из них дорогу через реку.

5-й ребенок. Сделаем запруду, и пусть он переползет по сухому дну.

Физкультминутка

Дети имитируют, как они переплывают через речку.

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно:
Вместе — раз, это брасс,
Один, другой — это кроль.
Все как один — Плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой,
Отведем муравьишку домой!

Воспитатель. А вот и лужайка. На ней красивые цветы. А какой запах!

Почувствуйте его. Угадайте, кого можно здесь увидеть? (Дети отгадывают

загадки, воспитатель выставляет картинки.)

Загадки

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел.

(Бабочка.)

Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит — стрекочет.

(Стрекоза.)

Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.

(Муравей.)

Имя взял у кузнеца.
Цвет — у огурца,
Крылья — у морошки.
Ножки — у блошки.

(Кузнечик.)

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.

(Лягушка.)

Разбойник садовый,
Поясок медовый.

(Шмель.)

Воспитатель. Кто лишний? Почему?

Воспитатель обращает внимание детей на выставленные картинки (бабочка, кузнечик, стрекоза, муравей, шмель, лягушка, паук).

Дети. Это лягушка. Лягушка — животное. Она проводит часть жизни в воде, а часть — на суше.

Воспитатель. На Земле великое множество насекомых (один миллион пятьсот тысяч видов). На брюшке у них — поперечные полоски, как бы насечки. Вот откуда название «насекомые» — от слова «насекать». У насекомых три части тела и шесть ног. Насекомые — обжоры, они едят все: зелень, мелких насекомых... Насекомые бывают совсем маленькие и большие. Одни летают, другие ползают или прыгают, одни живут несколько лет, другие — один день. Иногда людей сравнивают с насекомыми. Угадайте, про какого человека это можно сказать: трудолюбивый, как...

Дети.... пчела.

Воспитатель. Назойливый, как...

Дети.... муха.

Этюд «Божья коровка»

Воспитатель. Представьте себе, что к вам на руку сел хорошенький жучок. Голова — черная, крылья — красные, на крыльях — точки-пятнышки. Да и жив ли он? Жив! Только прикинулся мертвым: сложил свои шесть ножек, спрятал усики и ждет, чтобы его отпустили. Кто это?

Дети. Божья коровка.

Воспитатель. Покажите, как она ползет, щекочет своими лапками вашу руку, ползет по ладони, вдоль руки, переползает на другую руку. Хоп! Вот и улетела.

Дидактическая игра «Угадай, кого не стало»

Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает любую картинку. Дети, открыв глаза, должны угадать, какая картинка убрана.

Воспитатель. Угадайте, кого не стало.

Дети. Не стало бабочки (кузнечика, стрекозы, муравья, шмеля...).

Воспитатель. Погода испортилась, набежала туча. Видно, будет дождик. А вот и первая капля, вторая, третья... (Дети ударяют большим пальцем правой руки по левой ладошке — одна, указательным и большим — две и т.д., пятью — дождь, стучит пальчиками о пол.) Все насекомые пропали.

Кого не стало?

Дети. Не стало бабочки, стрекозы, кузнечика, муравья...

Воспитатель. Наш муравьишка, пока мы играли, пропал. Не случилось ли с ним беды? Поищите его. (Дети находят, запутанного в паутину, которого охраняет паук.)

Воспитатель. Муравей попал в паучью сеть. Как его освободить и ничуть не повредить?

1-й ребенок. Дать пауку другой корм, например, дохлую муху.

2-й ребенок. Отогнать паука веточками, а муравьишке дать маленькие ножнички, пусть паутину вокруг себя обрежет.

3-й ребенок. Позвать паучиху, чтобы она отвлекла паука.

4-й ребенок. Птиц звать нельзя, так как они могут склевать и паука и муравья.

5-й ребенок. Можно паучка попросить муравья освободить.

Воспитатель. Давайте паучка вежливо попросим. (Дети просят.)

Паук. Распутайте мою паутину, смотайте ее, тогда я муравьишку и отпущу.

Пальчиковая гимнастика

«Ловкие пальчики»

Дети разматывают клубки, в которые вставлены палочки, перья, бумажки и пр., и сматывают в красивые разноцветные клубочки. Отдают клубочки пауку, и он освобождает муравья.

Воспитатель. Пойдем дальше. А вот и болото.

Не проедешь, не пройдешь,

Обойдешь сторонкой,
И водицы не попьешь
С синеватой пленкой.
Между кочек и зыбей,

Моха и гнилушек — Государство журавлей,

Уток и лягушек.

Воспитатель. Наш муравьишка — маленький, легкий, он запросто болото переползет, а как же нам через него перебраться и не завязнуть?

  1. — й ребенок. Настелить дорожку из веток, упавших деревьев.
  2. — й ребенок. Наклонить большое дерево, зацепиться за него и перелететь по воздуху.
  3. – й ребенок. Позвать журавлей, сплести сетку и попросить, чтобы они нас в ней перенесли, или как в сказке «Лягушка-путешественница».
  4. — й ребенок. Прыгать с кочки на кочку.
  5. — ребенок. Взять палки (слеги) и проверить глубину болота.

Дети решают перепрыгивать болото по кочкам.

На болоте нет дорог,
Мы по кочкам — скок да скок.
Раздается писк: «З-з-з».
Воспитатель. Кто это? Отгадайте!

Дети. Комары.

Игра «Комары»

Дети делятся на две подгруппы: одни изображают комаров, другие — гуляющих детей. «Комары» произносят: «З-з-з», — и бегут за ребятами, которые стараются спрятаться от них в «домики» (отгороженные уголки). Потом участники игры меняются местами.

Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.

(Комар.)

Воспитатель. Ребята, как нам от комаров избавиться?

  1. — й ребенок. Позовем на помощь птиц.
  2. — й ребенок. Наденем юбки на голову, чтобы не кусали лицо.

Звучит фонограмма «Голоса птиц»

Воспитатель. Вот мы из болота и выбрались. Как же нам муравейник найти?

  1. — й ребенок. Забраться на высокое дерево и оглядеться.
  2. — й ребенок. Спросить нашего муравьишку, может быть, он помнит, где его дом?
  3. — й ребенок. Понаблюдать за другими муравьями и пойти за ними.
  4. — й ребенок. Поискать какой-нибудь муравейник и спросить муравьев, где домик нашего муравья. (Около трех березок.)

5-й ребенок. Спросить у зайца, он и кору грызет, и по лесу бегает, может, он видел три березы разной высоты, растущие рядом (вместе).

6-й ребенок. Спросить у кого-нибудь из тех, кто умеет летать и с высоты все видит: у птиц, у летающих насекомых, у людей на вертолетах.

Игра «Пойман жучка»

Воспитатель. Вот высоко летит жучок. Попробуйте его поймать, только осторожно, не повредите жучка. (Дети подпрыгивают, ловят.)

Воспитатель. Жук-жучок, не знаешь ли ты, где дом нашего любимого муравья, он около трех берез, растущих вместе?

Жук. Знаю, и выручу вас. Только объясните мне, чем похожи и чем нет: муравей и панелевоз; стрекоза и вертолет; бабочка и воздушный шарик (цветок, бантик); паук и ткач; водомерка и водный велосипед; жук и трактор. (Ответы детей.)

Жук. Вот и три березы. А домик-муравейник только что кто-то сломал! Дети находят разбросанные спички или веточки, палочки.

Воспитатель. Кто же это сделал?

  1. — й ребенок. Мальчишки сломали.
  2. — й ребенок. Медведь разворотил: он есть хотел.
  3. — й ребенок. Прошел ураган, сильный ветер все разметал.

Воспитатель. Давайте скорее построим новый домик для муравьишки и его друзей.

Дети складывают палочки и строят домик.

Воспитатель. Что сделать, чтобы домик не ломался? (или: — Кого поставить для охраны домика?) Давайте придумаем фантастическое насекомое. Какие части от других насекомых мы возьмем?

  1. — й ребенок. Жало от осы.
  2. — й ребенок. Большие глаза от стрекозы.
  3. — й ребенок. Крылья от бабочки.
  4. — й ребенок. Ноги от кузнечика и от водомерки.
  5. — й ребенок. Рога от жука-оленя.
  6. — й ребенок. Туловище от пчелы.

Воспитатель. Что это насекомое должно делать? Какое оно? Давайте придумаем. В этом нам поможет игра «Чудесные вещи».

В конце второго занятия дети рисуют волшебное насекомое, придумывают ему название.

Просмотров: 358
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развитие интереса к познанию окружающего мира




Другие новости по теме:

  • Андреенко Татьяна Александровна. ПРОГРАММА «ОПТИМИЗАЦИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СИСТЕМАХ «РЕБЕНОК-РЕБЕНОК», «РЕБЕНОК-ВЗРОСЛЫЙ»
  • Главный Редактор. Должен ли быть ребенок послушным или как сохранить его любовь?
  • Глотова Раиса Владимировна. Семинар-практикум в паре «родитель-ребенок» Тема: «Наши дети – какие они?»
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Седова Дарья Сергеевна. Статья и мастер-класс по теме: «Поющий ребенок – здоровый ребенок»
  • Сухова Наталья Александровна. Брошюра для родителей «Советы, что можно сделать или сказать, когда ребенок кричит и не хочет идти в детский сад»
  • Атабаева Мадина Тимуровна. ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК. ЧТО МОГУТ СДЕЛАТЬ ДЛЯ НЕГО РОДИТЕЛИ?
  • Кондратова Светлана. Эссе 'Воспитатель - это'
  • Селиванова Анна Леонидовна. Педагогическое эссе 'Воспитатель – это звучит гордо!'
  • Комиссарова Ольга Сергеевна. Эссе в стихах «Воспитатель – это призвание»
  • Чувашова Ирина Вячеславовна. Воспитатель — кто он?
  • Шаповал Галина Германовна. Советы и рекомендации для заботливых родителей «Что делать, если ребенок кусает других детей?»
  • Главный Редактор. Дети – это счастье, дети – это радость
  • Редактор. Ребенок от 3 до 5 лет. Что подарить?
  • Редактор. Что должен уметь делать ребенок в 3–4 месяца?
  • Сухорукова Наталья Алексеевна. Досуг для детей и родителей с использованием ИКТ Ток — шоу «Это мой ребенок»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Воронина Лариса Павловна. Что делать если ваш ребенок Левша?
  • Мария Воронухина. Что такое самостоятельный ребенок
  • Приймак Наталья Николаевна. Что делать, если ребенок дошкольного возраста берет чужое?
  • Осокина Екатерина Андреевна. Сюжетно-ролевая игра и воспитатель
  • Борисова Марина Александровна. Консультация для педагогов. Тема: Развивающая предметно-пространственная среда – как важнейший фактор развития речи дошкольников. «В пустых стенах ребенок не заговорит»
  • Нечаева Ярославна Михайловна. Буклет 'Что должен знать ребенок 4-5 лет?'
  • Олеся Владимировна Бортник. Проект «Чтобы Ребенок рос здоровым»
  • Елена Ивановна Маринина. Театр – это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир!
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Жутаутайте Светлана Вадимовна. Воспитатель, говори правильно!
  • Гулау Светлана Михайловна. Конспект родительского собрания для средней группы «Что должен знать и уметь ребенок 4 – 5 лет»
  • Бирюкова Маргарита Ивановна. Родительское собрание в старшей группе «Что должен знать и уметь ребенок дошкольного возраста (5-6 лет).»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь