Примерные сценарии групповой психотерапии с подростками 12–15 лет

Двенадцатое занятие

1. Беседа на тему «О психологической защите». Человеку для сохранения чувства собственного достоинства свойственно оправдывать себя, даже если он не прав, приукрашивать себя. У человека есть неосознаваемое мышление (объяснить). Человек может быть ленивым, бесхарактерным, неправым, а в неосознаваемом звучит: «Я трудолюбив, но мне мешают работать»; «Я прав, это другие не правы, так подстроено, что я оказался не прав, это козни недругов»; «У меня хороший характер, просто обстоятельства против меня, весь класс и все учителя плохие, придираются». Такая неосознаваемая психологическая защита опаснее болезни. Это из-за нее лентяй остается лентяем, плохой человек обвиняет хорошего, неправый – правого. В большей или в меньшей степени подобное имеет место у каждого. Кто способен распознать у себя уловки неосознаваемого, разоблачить их, тот и становится настоящим человеком. Будучи неправым, надо иметь мужество признать себя виновным, как это ни горько, и стать умнее, осмотрительнее, серьезнее, трудолюбивее. И горе тому, кто, будучи неправым, непоколебимо считает себя непогрешимым, несправедливо обиженным, обойденным, обманутым, кто, будучи лентяем, кричит: «Несправедливо! Двойка – несправедливо, не уважают ребята – несправедливо!».

Что такое самообман? Глупый мнит себя умным, слабый – сильным; лентяй полагает, что он не ленив, а просто весел, что трудолюбивые – глупы; неудачник винит в своих неудачах других людей, несправедливость судьбы и «тяжелую жизнь»; кто-то считает, что все упущенное наверстает «потом»; кто-то надеется, что «авось пронесет». Самообман готовит человеку путь неудачника. (Обсуждение).

2. Приведите примеры, когда жадный считает себя бережливым, а других скупыми, когда трус мнит себя осторожным, а других - трусливыми; когда дурак оценивает себя как умного, а других как болванов, и т.д. Приведите примеры, когда собственную бездеятельность оправдывают неудачливостью.

3. Как осознать свою неправоту? Объяснить, почему это очень важно (без этого не воспитать себя, не приобрести опыта, не иметь друзей, терпеть неудачу за неудачей). А дело только за тем, чтобы критически разобраться в своих промахах, в причинах ссор, неудач, трудностей.

4. Перерыв. Делайте что хотите, но так, чтобы от вашего веселья не стало плохо другим.

5. А теперь как можно выразительнее скажите, что жизнь, несмотря ни на что, прекрасна, что прекрасна природа, что прекрасен человек.

6. Проведите урок психологии. Пусть кто-то сыграет роль учителя. Обсудите с участием учителя, какие основные черты характера должны быть у выдающегося полководца. Какие черты характера преобладают у подлецов, тунеядцев, «трутней»?

7. Бокс. Самозащита. Бейсбол. Танец «Ника».

8. Девочки учат мальчиков бальным танцам.

9. «Верховный Совет». Выберите спикера, проведите обсуждение вопроса о том, как принципиально улучшить положение в нашей стране с продовольствием, как решить жилищный вопрос. Молодцы. А теперь обсудите, как улучшить образование в школах. Чего бы вы хотели в этом плане? Как, по-вашему, лучше организовать обучение? Какие предметы заслуживают большего внимания, какие можно было бы и вовсе отменить?

10. Почему враг нередко приносит человеку больше пользы в плане его самосовершенствования, чем друзья?

11. AT: «Психологическая защита - великая обманщица. К ней прибегают слабые и недалекие. Я не прибегну к самообману. И если я не прав, я пойму это, признаю собственные промахи и исправлю собственные недостатки. Я критичен к себе и иду дорогой самосовершенствования!».

Тринадцатое занятие

1. Беседа на тему «Об установках». С самого раннего возраста все самое важное для нас и потрясшее нас, услышанное и увиденное, все пережитое нами накапливается в неосознаваемой сфере психики. Установки – это наиболее важное из всего накопленного, то, что консолидируется в жизненный опыт. Так, к примеру, в нашем неосознаваемом есть установки на то, что «хорошо» и что «плохо», что следует предпочесть и чего избегать, как надо действовать в тех или иных ситуациях. Человек рождается смелым, свободным и уверенным в себе, но однажды, быть может, в самом раннем детстве, выйдя на улицу и убежав от мамы, он был испуган животным, человеком, какой-то ситуацией. Мгновенно возникает установка: «Я слаб, а улица опасна!». И родившийся смелым в один миг стал робким, в нем поселилась неуверенность в себе. Другому бабушка и мама позволяли все, его желания и прихоти тотчас выполнялись, и у него сформировалась установка: «Я на все имею право, я хочу – и все тут!». И человек живет с такой установкой. Третьего постоянно запугивали, четвертого унижали, а результат один – формирование в неосознаваемом установки: «Я – слабый, я – «гадкий утенок».

Установки не осознаются, но проявляются повседневно в необъяснимых симпатиях, антипатиях, в страхах, в поведении. Молодой человек, сильный, рослый, ловкий, встретившись с хулиганом много слабее себя, был парализован страхом. У него буквально отнялись руки и ноги, он покрылся потом, он не мог сказать ни слова. После этого он три года занимался в секции восточных единоборств. Однажды, несмотря на то, что он владел приемами самозащиты, он был избит слабым, но наглым человеком, поскольку его вновь парализовал страх. Это – воздействие установки! Выяснилось, что в раннем детстве он постоянно слышал ужасавшие его предостережения матери: «Избегай хулиганов, они убьют, зарежут, от них нет спасения!».

И если человек кому-то симпатизирует, а кому-то нет, но не может объяснить причины этого, речь идет об установочном отношении. Если, имея благоприятные психофизические данные, человек робок и не уверен в себе, он во власти установки. Когда человек заявляет: «Я не могу иначе, это у меня получается само собой», он как бы говорит: «Это у меня установки». Установки сокрыты, поскольку неосознаваемы, и выявить их очень трудно. Но в этом вам поможет психолог, психотерапевт, обращайтесь к ним. Осознать мешающую полноценно жить установку – значит наполовину победить ее.

Возникнув однажды, установка никогда не исчезает. Ее можно подавить только более сильной установкой. Так, когда восходит солнце, луна не исчезает, но ее не видно. С момента рождения в нас живут могучие установки, вытекающие из наших инстинктов и темперамента. Они вкратце таковы: «Я имею право на достойную жизнь, на свободу и на деятельность по душе (по моей натуре)!»; «Я способен защитить себя, я способен достичь желаемой цели!»; «В целом люди – братья, враг – это всегда кто-то один, это конкретный человек, а не все люди враги! И с этим конкретным человеком, врагом я буду бороться, со всеми же остальными буду общаться достойно и миролюбиво».

Просмотров: 14944
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Байка «Зависть»
  • Байка «Останься отец мой в живых, он повис бы на мне всей тяжестью и раздавил бы меня»
  • Байка «Раздельное обучение»
  • Игра «Три зверя»
  • Метод Седоны
  • Примерные сценарии групповой психотерапии с детьми 7-11 лет
  • Релаксационное упражнение «Повозка»
  • Техника «Формирование уверенности»
  • Упражнение «Визуализация эмоций»
  • Упражнение «Внутренняя красота»
  • Упражнение «Декларация собственной самоценности»
  • Упражнение «Дружба»
  • Упражнение «Забота о животном»
  • Упражнение «Избавление от взаимозависимости: восстановление связи с собственной личностью»
  • Упражнение «Истории из жизни»
  • Упражнение «Как сказать нет»
  • Упражнение «Кто я?»
  • Упражнение «Кто Я»
  • Упражнение «Личностное право»
  • Упражнение «Мои недостатки»
  • Упражнение «Моя яблонька»
  • Упражнение «Мы – они»
  • Упражнение «Наблюдение в условиях наблюдения»
  • Упражнение «От сердца к сердцу»
  • Упражнение «Портрет смелого человека»
  • Упражнение «Посмотреть на себя глазами того, кто тебя любит»
  • Упражнение «Ресурсное состояние»
  • Упражнение «Самоуважение»
  • Упражнение «Собери свои достижения или как поднять самооценку»
  • Упражнение «Цветок»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь