Программа занятий по подготовке учащихся одиннадцатого класса к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга

Введение

Золотое правило хорошего запоминания – интеллектуальная работа с материалом. Методы активного запоминания включают в себя интеллектуальную работу с текстом. Разберем некоторые из них сейчас. Вы получите памятки для организации своей работы, которые сможете использовать дома при подготовке к занятиям в школе и к экзаменам.

Метод ключевых слов

Что такое ключевое слово? Это своеобразный узел, связывающий хранящуюся в памяти информацию с нашим непосредственным сознанием и позволяющий нам ее воспроизвести. Для запоминания какой-либо фразы достаточно выделить одно-два главных (ключевых) слова и запомнить их, после чего стоит только их вспомнить – как вспомнится вся фраза.

Этот метод можно применять и при запоминании больших по объему текстов, составляя цепочку ключевых слов, следующих друг за другом и связанных между собой. Для этого запоминаемый текст разбивается на разделы. В каждом из разделов выделяются основные мысли, для каждой из которых выделяется минимальное количество ключевых слов: их необходимо связать между собой и запомнить. Таким образом, формируется некоторый каркас текста, содержание и форму которого можно воспроизвести, восстанавливая в памяти ключевые слова.

Метод повторения И.А. Корсакова (основные принципы)

1. Необходимо повторить информацию в течение 20 секунд сразу после ее восприятия (имена, телефоны, даты), так как самая большая потеря информации приходится на первые стадии запоминания, следующие непосредственно за восприятием.

2. Промежутки времени между повторениями информации нужно по возможности удлинять. Предположим, если на подготовку дается семь дней, а материал требует не менее пяти повторений, то работа может быть построена так:

  • 1-й день – 2 повторения;
  • 2-й день – 1 повторение;
  • 3-й день – без повторений;
  • 4-й день – 1 повторение;
  • 5-й день – без повторений;
  • 6-й день – без повторений;
  • 7-й день – 1 повторение.

3. Количество повторений должно выбираться с некоторым запасом. Следует придерживаться простого правила: число повторений должно быть таким, чтобы в течение необходимого промежутка времени информация не пропадала.

Если вы хотите запомнить информацию только на несколько дней, то после непосредственного ее восприятия рекомендуем повторить материал сначала через 15-20 минут, затем через 8-9 часов. И еще раз через 24 часа.

Комплексный учебный метод

Большое количество информации можно запомнить с помощью частичного учебного метода, при котором повторяется предложение за предложением, стихотворная строка за строкой.

Однако при частичном учебном методе информация дробится и вырывается из своего контекста, что затрудняет выполнение и приводит к увеличению числа повторений. В отличие от этого при комплексном учебном методе вся информация, например текст, запоминается целиком, а затем как одно целое повторяется. Взаимосвязи между отдельными частями воспринимаются быстрее и основательнее, а обязательное число повторений сокращается. Поэтому там, где это возможно, используйте комплексный учебный метод.

При работе с большим объемом материала трудно хорошо запомнить текст как одно целое. В таком случае разбейте текст на достаточно большие разделы, объединенные одной темой. При первом воспроизведении повторяется уже выученная часть и изучается вторая. При втором – повторяются первые части и заучивается следующая и т.д.

Зубрежка

Бывает так, что какой-то материал ну совершенно не идет! В этом случае можно прибегнуть к банальной зубрежке. Конечно, много так не выучишь, но этот способ можно применять в крайнем случае. У этого способа запоминания материала тоже есть свои правила.

Какова процедура зазубривания?

  • повторить про себя или вслух то, что нужно запомнить.
  • повторить через 1 секунду, через 2 секунды, через 4 секунды.
  • повторить, выждав 10 минут (для запечатления).
  • для перевода материала в долговременную память повторить его через 2–3 часа.
  • повторить через 2 дня, через 5 дней (для закрепления в долговременной памяти).
Упражнение 4. «Память и чувственный опыт»

Время проведения: 20 минут.

Цель: ознакомление с техниками запоминания, основанными на чувственном опыте.

Ведущий. Эмоции и чувства – лучшие союзники памяти. Чем больше чувств участвует в записи следов памяти, тем проще извлечь информацию. Даниель Лапп сравнивает воспоминание с рыбалкой. Чем больше крючков мы забрасываем, тем больше рыбы можем поймать. Так и с памятью: чем больше чувств вовлечено, тем легче вспомнить информацию. Дайте простор для проявления своих особенностей к восприятию: смотрите, слушайте, трогайте, пробуйте на вкус, принюхивайтесь, двигайтесь.

Просмотров: 17543
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Взаимные презентации
  • Диафрагмальная гимнастика
  • Игра «Дистанция»
  • Игра «Кто есть кто?»
  • Игра «Остров»
  • Игра «Путь доверия»
  • Игра «Скрепки»
  • Комплекс упражнений для нервно-мышечной релаксации, снятия напряжения
  • Примеры релаксационных упражнений
  • Программа повышения групповой сплоченности, тренинг знакомства
  • Работа психолога по расслаблению в группе операторов
  • Релаксационный тренинг
  • Синдром Джелло – техника расслабления мышц
  • Упражнение «Активное слушание»
  • Упражнение «Антистрессовая релаксация»
  • Упражнение «Визуализация эмоций»
  • Упражнение «Выложи фигуры из спичек»
  • Упражнение «Дыхание против боли»
  • Упражнение «Интенсификация»
  • Упражнение «Интервьюеры»
  • Упражнение «Корректурная проба: елочки, грибочки»
  • Упражнение «Наблюдение в условиях наблюдения»
  • Упражнение «Перекинь мяч»
  • Упражнение «Пробуждение и развитие желаемых качеств»
  • Упражнение «Пустой стул»
  • Упражнение «Разноцветные кубики»
  • Упражнение «Расслабляющее дыхание»
  • Упражнение «Собрать фигуру»
  • Упражнение «Стряхни»
  • Упражнение «Уставшая рука»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь