Классификация упражнений социально-психологического тренинга

Следует отметить, что упражнения чаще всего имеют «нижнюю», но не имеют четкой «верхней» границы возрастной пригодности. Так, вряд ли целесообразно предлагать младшим школьникам ролевую игру «Собеседование при приеме на работу». В то же время, автор как-то участвовал в тренинге, где люди возрастом от 23 до 50 лет увлеченно занимались такими «детскими» делами, как игра «в обзывалки», драки подушками и шитье тряпичных куколок (кстати, эти игры вполне применимы и в работе с подростками). Все определяется контекстом тренинговой ситуации и решаемыми задачами.

По стадиям тренинга, на которых уместно применять упражнения

  1. Упражнения для начала тренинга. Это техники знакомства, введения правил, несложные упражнения, направленные на демонстрацию содержания тренинговой работы, формирование интереса к занятиям и сплочение группы.
  2. Упражнения, проводимые преимущественно ближе к началу тренинга. Как правило, они относительно несложные, способствуют сплочению группы и возникновению у участников чувства «Мы», формирования взаимного доверия, выработку навыков совместных действий. В некоторых типах тренингов используются техники, вызывающие отрицательные эмоции и провоцирующие агрессию в отношении ведущего – потом эти эмоции станут материалом для группового анализа и дальнейшей проработки проявившихся в них проблем.
  3. Упражнения, проводимые преимущественно в середине тренинга или ближе к его завершению. Часто это упражнения, требующие высокого уровня групповой сплоченности, взаимного доверия, связанные со стрессогенными ситуациями или требующие какой-либо специальной подготовки.
  4. Завершающие упражнения. Они ориентированы главным образом на подведение итогов работы, получение обратной связи.

По стадиям отдельного тренингового занятия, на которых уместно применять упражнение.

  1. Упражнения – «разминки». Как правило, эти упражнения короткие, несложные, создающие положительный эмоциональный фон и позволяющие задействовать всех участников.
  2. Упражнения, применяемые на основной части занятия. Они направлены собственно на решение тренинговых задач.
  3. Завершающие упражнения. Как правило, они включают в себя элементы получения обратной связи по прошедшему занятию.

По психологическому или психотерапевтическому направлению, в рамках которого разработаны упражнения.

В рамках СПТ нередко используются упражнения, характерные для гештальт-подхода, арт-терапии, игровой психотерапии, психодрамы, телесно-ориентированной психотерапии, некоторых школ глубинной психологии. Многие тренинговые технологии разработаны в рамках поведенческой психотерапии, основанной на положениях бихевиоризма. Довольно часто социально-психологические тренинги сочетают в себе элементы разных подходов, для них характерны элементы эклектичности.

В то же время, значительное число тренинговых упражнений невозможно отнести к какому-либо конкретному направлению психологии. Кроме того, в основу некоторых из них положены незначительно видоизмененные игры, взятые из подростковой субкультуры (например, «БИП»), техники из системы подготовки актеров (например, «Пишущая машинка»), или даже прикладные гимнастические упражнения (например, «Встреча на узком мостике»).

По преимущественным задачам, решаемым с помощью данного упражнения. Например, это могут быть такие задачи, как:

  1. Взаимное представление участников.
  2. Повышение уровня активности участников, их эмоциональное вовлечение в процесс («разминка»).
  3. Сплочение тренинговой группы.
  4. Развитие навыков коллективной деятельности.
  5. Развитие навыков вербального и невербального общения.
  6. Повышение чувствительности, получение нового сенсорного опыта.
  7. Развитие умений конструктивно выражать чувства и эмоции, повышение уровня осознанности эмоций.
  8. Обучение стратегиям поведения в конфликтных ситуациях.
  9. Получение обратной связи для участников и (или) для тренера.

Мы выделили лишь основные целевые ориентиры. Если же выделять группы упражнений по конкретным навыкам, которые формируются в ходе их выполнения, то число выделяемых групп может измеряться сотнями.

Эта классификация весьма условна. Большинство упражнений в той или иной степени позволяют решать несколько из этих задач параллельно. То, на решении какой именно задачи будет сделан акцент, иногда зависит от небольших нюансов в проведении упражнения или обсуждении результатов. Однако эта классификация наиболее практически-ориентирована и позволяет легко подбирать упражнения исходя из стоящих перед тренером задач.

Учитывая такое разнообразие оснований, вряд ли возможно построить какую-либо универсальную, единственно правильную классификацию упражнений. Наиболее подходящие основания для ее построения зависят от того, для чего планируется применять классификацию. Смешивать же основания для классификации не всегда продуктивно. Когда в одной смысловой схеме оказываются такие группы, как «Упражнения, выполняемые в парах» (выделенные по количеству участников), «Исследование чувств» (выделенные по решаемым задачам), «Гештальт-упражнения» (выделенные по психологическому направлению) и т.д., это едва ли способствует повышению системности излагаемого материала. А куда, интересно, отнести гештальт-упражнение, если оно будет направлено на исследование чувств и выполняться в парах?

По нашему мнению, при решении дидактических задач, связанных с подготовкой психологов-тренеров, целесообразно изучать не классификации упражнений как таковые, а возможные основания для них. Это даст возможность впоследствии, при знакомстве с конкретными техниками, определять место каждой из них по различным основаниям, что обеспечит базу для системного и всестороннего усвоения материала.

Литература
  • Бурнард Ф. Тренинг межличностного взаимодействия. – СПб., 2001.
  • Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. – М., 2000.
  • Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. – М., 2001.
  • Марасанов Г.И. Социально-психологический тренинг. – М., 1998.
  • Петрушин С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. – М., Екатеринбург, 2000.
  • Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1999.
  • Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. – М., 1999.
  • Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. – М., 1988.
  • Психология и школа, №2 – М., 2002. – с. 66-72. Грецов А.Г.
Просмотров: 12674
Категория: ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГОВ




Другие новости по теме:

  • Игра «Делай этак, делай так»
  • Игра «Пять шагов»
  • Коллаж «Дружба»
  • Практикум «Повышение доверия к другим и себе как профилактика конфликтности»
  • Разминка «Увеличительное стекло»
  • Упражнение «Великие идеи приходят тогда, когда мир нуждается в них»
  • Упражнение «Волейбол без мяча»
  • Упражнение «Встаньте с мест»
  • Упражнение «Движения по одному»
  • Упражнение «Доверяющее падение»
  • Упражнение «Дюжина»
  • Упражнение «Жонглеры»
  • Упражнение «Коллажирование на свободную тему»
  • Упражнение «Космическая скорость»
  • Упражнение «Кочки»
  • Упражнение «Мои ожидания»
  • Упражнение «Моя пара»
  • Упражнение «Непосредственное осознавание»
  • Упражнение «Описания»
  • Упражнение «Падение в пропасть»
  • Упражнение «Пазлы»
  • Упражнение «Поведенческие контракты»
  • Упражнение «Построимся»
  • Упражнение «Рисунок на спине»
  • Упражнение «Сказка втроем»
  • Упражнение «Фигура и фон»
  • Упражнение «Хвастовство»
  • Упражнение «Шарики»
  • Упражнение «Экспериментирование с движениями»
  • Упражнение-ледокол «Счет»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь