Тренинг по профилактике химической зависимости

Цели и задачи тренинга:
  • обрести психологическую грамотность;
  • научиться понимать себя, некоторые особенности взаимодействия с людьми;
  • получить информацию о ситуации личной опасности и безопасности;
  • расширять информированность о причинах, формах и последствиях употребления наркотических средств;
  • формировать у подростков и молодежи навыки анализа и критическую оценку информации, получаемой о легальных и нелегальных наркотиках, и умение принимать правильные решения.
Законы группы
  • не «наклеивать» ярлыки
  • никто не критикует другого
  • искренность
  • быть пунктуальным
  • оставим свои предыдущие взаимоотношения за окном – закон «здесь и теперь»
  • соблюдать конфиденциальность (доверительность)
  • старайтесь понять мнение другого
  • умение слушать и умение говорить
  • каждый имеет право на свое мнение: говорить только от себя
Упражнение «Слова на буквы имени»
  1. Участников просят рассказать о спонтанных ассоциациях по теме «Наркомания и наркотики», «курение и здоровье», «Алкоголизм».
  2. Каждый участник пишет на листе бумаги свое имя по вертикали и на каждую букву имени записывает понятия по данной теме, которые ему приходят в голову.
Пример: Вадик:
  • Вред
  • Апатия
  • Депрессия
  • Иллюзия
  • Кончина
Катя:
  • Кара
  • Атрофия
  • Тление
  • Яд
Понимание себя.
  • Описать свое отношение к жизни.
  • Как бы вы описали свою жизнь? Изложите свои мнения на бумаге.
  • Обсудить с участниками понятия оптимизма и пессимизма, позитивного и негативного мышления.
  • Пусть участники отметят буквой «О» свои позитивные жизненные истории, а буквой «П» – пессимистические описания.
  • Провести обсуждение в группе.
Я себя чувствую прекрасно, когда Я себя чувствую ужасно, когда
   
   
   
В таких случаях я В таких случаях я
   
   
   
Упражнение «Тихая дискуссия»

Провокационное утверждение пишется в центре большого листа бумаги и предлагается группе. Каждый член группы должен сначала, не обсуждая с остальными, записать на бумаге свое мнение или замечание по данному высказыванию. Затем каждый может письменно высказать свою точку зрения на замечания, записанные остальными участниками. В завершение этой тихой дискуссии можно обсудить впечатления участников в ходе дискуссии и ее результаты.

Провокационные тезисы:
  • Проблему наркомании решить нельзя, так как нет общества, свободного от наркотиков.
  • Только у людей, живущих вне общества, возникают проблемы с наркотиками.
  • Наркоманам и тем, кто подвержен опасности стать наркоманом, нельзя помочь.
  • Милиции следовало бы принимать более решительные меры в отношении наркоманов.
  • Молодежь слишком мало информируют о наркотиках.
  • Тому, кто стал наркоманом, не повезло.
Упражнение «Интервью с партнером»

Цель: Определение уровня знаний и направленности интересов участников группы.

Участники (в парах) берут друг у друга интервью при помощи подготовленной анкеты. Затем каждый представляет результаты (своего партнера) всей группе, при этом результаты могут записываться на плакате.

Анкета.
  1.  
    • Какие понятия и образы приходят тебе в голову, когда ты слышишь слово «наркомания» или «зависимость от наркотиков»? (Другие темы: «Курение», «Алкоголизм»).
    • Не мог бы ты вспомнить о чувствах, которые ты испытываешь по этому поводу?
  2. Какие зависимости и наркотики ты знаешь? (Другие темы: «Сигареты», «Алкогольные напитки»).
    1. Как ты считаешь, почему человек становится наркоманом, заядлым курильщиком, алкоголиком?
    2. Считаешь ли ты, что такие зависимости, как наркомания, алкоголь, курение или др. играют роль и в твоей жизни?
    3. Приходят ли тебе в голову вопросы в связи с темой «Наркомания и наркотики» («Курение», «Алкоголь»), которые нам следовало бы обсудить на занятиях?
Рассказ американского мальчика

«Когда мне было около 12 лет, я попал в компанию хулиганов и «сел на иглу» – это были очень сильные наркотики. Из-за моего состояния мне часто запрещали ходить в школу, и к концу года у меня набралось 15 «неудов».

Однажды на улице я купил новые наркотики. Ребята из моей компании говорили, что они вместо уколов принимают таблетки, но о том, что бывает от этих таблеток, я не знал. Я «хлопнул» сразу две штуки. Никакого эффекта. Тогда я проглотил еще две таблетки и пошел домой – захотелось поесть. Сделал себе бутерброд с маслом, достал студень, но сначала решил пойти в ванную. Когда вернулся из ванной и стал есть бутерброд, мне показалось, что не я ем его, а он меня. Я закричал от испуга. На крик прибежали родители. Я хотел выбросить бутерброд – так я испугался его, но мама выхватила его из моих рук и бросила на пол. Она дала мне тогда первую и последнюю в жизни пощечину, прокричав: «Если бы я знала, что ты так плохо кончишь, я убила бы тебя еще в утробе!» И это слово отрезвило меня: больше у меня никогда не возникло желания пробовать наркотики.

Врачи помогли мне отвыкнуть от этого жуткого зелья, и вскоре я снова смог честно смотреть в глаза маме. Потом начал ходить в школу. Теперь у меня большое желание поступить в колледж, стать судьей по уголовным делам. Может быть, и я когда-нибудь смогу помочь таким детям, каким был сам, когда принимал наркотики».

Физическая зависимость, в случае прекращения приема наркотиков, проявляется в таких симптомах, как тошнота, рвота, различные мании (преследования, величия и т.п.), тремор мышц, галлюцинации. Однако о том, у скольких подростков возникает психологическая зависимость, мы еще не знаем, потому, что очень трудно установить, когда чувство постоянной тревоги или раздражительность появляются в результате отказа от алкоголя или наркотиков, а когда в их основе лежат иные причины.

1. Марихуана порождает не столько физическую, сколько психологическую зависимость и, подобно алкоголю, приводит к расстройствам двигательного аппарата. Хроническое употребление марихуаны может роковым образом сказаться на интеллектуальном развитии подростков. Подростки, злоупотребляющие данным наркотикам, как правило, страдают частыми приступами депрессии, испытывают постоянное чувство страха, тревоги, переживают нервные расстройства или состояние, будто они «не в своей тарелке». Для подростков, злоупотребляющих марихуаной, характерен разрыв между словом и делом, ибо они просто забывают о своих обещаниях.

2. В последние годы резко возросла популярность кокаина, что настораживает, поскольку это дорогой наркотик. Считается. Что кокаин приводит не столько к психологической, сколько к физиологической зависимости, но, так как он не вызывает ощущения «ухода от реальности», многие относят его к той же категории наркотиков, что и марихуану, которая вызывает повышение эмоций, тонуса, проявление властности и эйфорию.

3. Галлюциногены (иногда их называют «психоделики») – это наркотики, изменяющие эмоциональный мир человека, искажающие все формы восприятия внешнего мира. К галлюциногенам относится ЛСД, мескалин, псилоцибин. Последствия употребления этих наркотиков самые разные – от ощущения в себе каких-то магических сил и галлюцинаций до полной утраты чувства времени и пространства и реальности, происходящего вокруг.

Наркотики галлюциногенного свойства – это также морфин, кодеин и героин. Они вызывают ощущения благополучия, расслабленности, «расторможенности». Под влиянием этих наркотиков проблемы словно «испаряются» и больше не тяготят.

Привыкание к наркотикам происходит быстро, негативные последствия прекращения их приема сказываются очень сильно.

4. Среди стимулянтов наиболее широко распространены такие наркотические вещества, как кофеин и амфетамин. Они усиливают активность человека, делают его оживленным, менее восприимчивым к тяготам и повседневным проблемам.

Кроме того, уменьшают чувство голода и снимают усталость. Но и эти вещества порождают зависимость, систематическое употребление их приводит к физическому истощению, вызывает зуд, тремор, постоянное нервное возбуждение.

5. Седативные вещества. К ним обычно относятся барбитураты и транквилизаторы, которые помогают если не снять, то значительно ослабить состояние тревожности и сильного возбуждения. Они полезны при лечении некоторых психических расстройств, язвы желудка и высокого давления.

Передозировка барбитуратов и транквилизаторов чаще всего приводит к смерти. У взрослых наряду с этим употребляющих алкоголь, дело, как правило, кончается самоубийством.

Упражнение «Мешок наркомана»

Цель: этот метод можно также использовать для вхождения в тему «Наркомания и наркотики».

Материал: мешок (пакет), платки для завязывания глаз, различные предметы: солнечные очки, пивная бутылка, скакалка, тряпка, шприц, перчатки, телефон, презерватив, коробка конфет, украшение, сигареты, упаковка таблеток, плюшевый зверек, шляпа и многое другое.

Проведение:

Участники с завязанными глазами вынимают из мешка один или несколько предметов. Те, у кого завязаны глаза, должны ощупать предметы. В конце они должны рассказать о своих ассоциациях: Какое отношение этот предмет может иметь к наркомании. При этом глаза остаются закрытыми, чтобы не отвлекаться.

Вариант проведения: Участники выбирают по одному предмету из мешка. Затем образуются малые группы по 2-3 человека. С имеющимся реквизитом в малой группе надо создать ролевую игру по данной теме.

Упражнение «Личность наркомана (по Рольфу Хартену)»

Цель: при этом способе опроса выясняется, что не существует особой личности – наркомана, а каждый из нас обладает свойствами, которые приписываются наркоманам. Наркомания и зависимость – это тема, которая касается всех, правда, в разных проявлениях и с разными последствиями.

Каждый участник получает по листу, де написаны различные черты характера. Красным карандашом надо пометить крестиком 6 черт (3 положительных и 3 отрицательных), которые характеризуют собственную личность. Листы собирают и распределяют заново. Затем зеленым карандашом надо отметить 6 черт, которые более всего характеризуют наркомана. Листы еще раз собирают и снова распределяют. В 3-ий раз синим карандашом следует отметить свойства, которые могут помочь не стать зависимым.

Подведение итогов:

Названные черты характера записываются на доске или на большом листе бумаги – соответственно разным цветом для каждой рубрики, результат предлагается для обсуждения. При подведении итогов выяснится, что одни и те же черты появляются не только в одной рубрике, например, «ненадежность» можно обнаружить как при описании собственной личности, так и в рубрике «черты характера, присущие наркоману». Возникают вопросы: «Ненадежные люди являются наркоманами? Наркоманы – ненадежные люди? Куда я отнесу себя самого?» По поводу третьей рубрики, где собраны свойства, защищающие от опасности стать зависимым. Участники могут выступить с собственными представлениями о профилактике наркомании и вместе поискать пути решения проблемы.

Черты характера
  1. общительный
  2. неуравновешенный
  3. уравновешенный
  4. осторожный
  5. поверхностный
  6. трусливый
  7. угрюмый
  8. безучастный
  9. непосредственный
  10. слегка удрученный
  11. добродушный
  12. слабовольный
  13. импульсивный
  14. невыносливый
  15. эгоистичный
  16. беспомощный
  17. распущенный
  18. не умеющий владеть собой
  19. неприспособленный
  20. умеющий владеть собой
  21. трогий
  22. стеснительный
  23. открытый
  24. чувствительный
  25. уверенный
  26. сдержанный
  27. неуверенный
  28. готовый помочь
  29. ненадежный
  30. обстоятельный
  31. нервный
  32. спокойный
  33. замкнутый
  34. самокритичный
  35. боязливый
  36. выносливый
  37. меланхоличный
  38. обидчивый
  39. уступчивый
  40. неусидчивый
  41. агрессивный
  42. настойчивый
  43. мужественный
  44. недоверчивый
  45. легко возбудимый
  46. самоуверенный
  47. надежный
  48. слабовольный
  49. порывистый
  50. терпеливый
Упражнение «Что было бы, если...» Варианты проведения:
  1. Каждый участник выбирает для себя тему и делает по ней коллаж. Можно работать в группах. Готовые коллажи представляются всем и служат основой для беседы.
  2. Продолжение предложения.
  3. Предложить участникам написать историю по данной теме или показать пантомиму.
  • Если я в ярости, то...
  • Если я в печали, то...
  • Если я боюсь, то...
  • Если у меня нет желания что-либо делать, то...
  • Если я кого-то не выношу, то...
  • Если я горжусь собой, то...
  • Если я хочу с кем-то познакомиться, то...
  • Если я с чем-то хорошо справился, то...
  • Если я что-то преодолел, то...
  • Если со мной случится несчастье, что я больше не смогу жить так, как сейчас, то...
  • Если я пойму, что в школе я больше не успеваю и, собственно, мне следовало бы уйти из нее, ...
  • Если я когда-нибудь серьезно заболею, ...
  • Если я вдруг разочаруюсь, ...
  • Если я потеряю свою лучшую подругу (друга), ...
  • Если я в отчаянии, ...
  • Если я в стрессовом состоянии, ...
  • Если я чувствую себя исключенным из группы, ...
  • Если я одинок, ...
  • Если я завидую, ...
  • Если мне скучно, ...
  • Если я не уверен в себе, ...
  • Если я ревную, ...
  • Если мной кто-то восхищается, ...
Упражнение «Высказывания»

Записываются утверждения. Высказывания, с которыми участники группы согласны, должны быть помечены. При подведении итого обсуждаются высказывания, по которым участники затрудняются принять решение. Это касается тех высказываний, о которых участники недостаточно проинформированы, они требуют дополнительной информации, чтобы иметь возможность согласиться с высказыванием или отвергнуть его.

Возможные высказывания:
  • Ученики, принимающие наркотики, опасны, так как они совращают других.
  • Наркотики – это повседневность для нас, подростков.
  • Алкоголь хуже, чем гашиш.
  • Алкоголь – это средство, от которого можно стать зависимым.
  • Подростки принимают лекарства, чтобы успокоиться перед контрольной, экзаменом.
  • Подросткам, потребляющим алкоголь для того, чтобы решить свои проблемы, угрожает опасность стать наркоманами.
  • Если человек пьет или курит осознанно и в умеренных дозах, то его действия способствуют предупреждению зависимости.
  • Человек, убегающий от конфликтов, скорее подвергается опасности стать наркоманом.
  • Учитель, который курит, но запрещает это ученикам, выглядит в их глазах неубедительно.
  • Ученики, принимающие наркотики, нуждаются в понимании со стороны своих друзей и взрослых.
Игра «Волшебный магазин»

Продавец – волшебник может предложить участнику все, что только можно пожелать: здоровье, карьеру, успех, счастье, любовь…, но требует, чтобы покупатель тоже заплатил за это тем, что ценит в жизни (здоровьем, любовью и т.д.). Во время «торговли» участник начинает активно размышлять о настоящих целях и смыслах жизни.

Упражнение «Аргументы «за» и «против»

Работа в парах. Паре предлагается карточка со спорным утверждением. Каждый должен спокойно, аргументированно, без агрессии отстоять свою позицию (один – «за», другой – «против»).

  • Для парня нормально экспериментировать с сигаретой, но для девушки это недопустимо.
  • Выполнение всех домашних обязанностей, таких, как уборка, приготовление пищи и уход за детьми, является ответственностью женщины.
  • Только мужчины имеют право решать, когда им заниматься сексом со своими женами.
  • Женщины должны хорошо питаться и много отдыхать во время беременности.
  • Табакокурение – вредная привычка.
  • Гомосексуализм – это ненормальное отклонение.
  • Наркоманы – это бессовестные и умственно больные личности.
  • Незамужняя женщина – это неполноценная женщина.
  • Если женщина образованна, здоровье ее детей значительно лучше.
  • Имея несколько сексуальных партнеров, человек живет более полной жизнью.
  • Получение образования – это наилучший способ для женщины быть независимой.
  • Для парня нормально экспериментировать с сексом до брака, но для девушки это недопустимо, иначе она – проститутка.
  • Если один из супругов не согласен на секс и принуждается против своей воли им заниматься, то это – сексуальное насилие.
  • Использование презерватива мешает испытывать подлинное сексуальное наслаждение.
  • Сообщество должно предпринимать какие-то меры для предотвращения ВИЧ/СПИД.
«Бросить курить!»

«Бросить курить? – рассмеялся однажды писатель-юморист. – Нет ничего проще! Я делаю это по 5 раз на день».

Ведущий: – А давайте попробуем провести сейчас на эту важную тему маленькую научную конференцию. Проблема актуальна не только для тех, кто курит, но и для тех. Кто только начинает курить. Распределим роли. Кто-то может взять на себя роль заядлого курильщика, который действительно хочет бросить курить, но никак не найдет для этого повода. Кто-то может взять на себя роль Министерства здравоохранения, представителей фирм «Дымок» или «Ява», общества охраны материнства и т.д.

Напишите названия ролей на листочках и держите их так, чтобы всем было видно. На распределение ролей – 30 секунд. Начали! (Гонг). Теперь давайте начнем нашу работу. Договоримся, что здесь мы собрались не в шутку, а всерьез: кто-то действительно хочет бросить курить, кто-то действительно убежден, что курение – вред. А кто-то боится потерять дорогого клиента – покупателя табачного зелья… Ба, да тут может разыграться целая драма.

Вместе с тем все понимают, что бросить курить не просто. По крайней мере, так было до настоящего момента. Если выступающий высказывает доводы против курения, то старается делать это настолько убедительно, что в качестве поощрения за его выступление бросающий курить готов преподнести в качестве сувенира какую-либо ценную вещь – авторучку, очки или даже что-то посерьезнее. Чем убедительнее выступление, тем более значимая вещь!

Договариваемся так: если до последнего дня (недели, месяца…) бросающий курить сдержит свое обязательство и не закурит, то сувенир возвратится к нему обратно. Если же бросающий курить нарушит свое слово, этот сувенир навсегда остается у нового владельца. Условия очень просты, но и очень серьезны. На подготовку выступлений и придумывание сувениров отводится 1-2 минуты. Начали! (Гонг).

Ведущий руководит выступлениями, дает слово всем желающим. И еще раз повторяет, что, если выступление оказывается достаточно убедительным, бросающий курить вручает оратору памятный сувенир. Сувениры могут вернуться к нему в последний день, если бросивший курить сдержит слово. Начали! (Гонг). Давайте подытожим нашу работу. Тот, кто заработал больше сувениров, видимо, будет на данный момент в выигрыше. Но посмотрим, кто же будет в выигрыше в день нашей следующей встречи. Спасибо, игра закончена (Гонг). Но нам предстоит еще одна серьезная встреча...

В микрогруппах:

– Как учащиеся могут проводить вечера и другие мероприятия по выходным дням без табака, спиртного, наркотиков?

Обсуждение фильма «Реквием».
  1. Что вы думаете о фильме? Понравился ли он вам?
  2. Для чего вам показан фильм?

В микрогруппах:

– Выполнить рисунки, иллюстрирующие все опасности, угрожающие здоровью при злоупотреблении наркотиками.

Игра «Последствия»

Карточки берут поочередно дети. Субъект зачитывает карточку и выслушивает. Последствия (5 человек) (своего поведения): «Я твое последствие первое, и я говорю тебе...»

  • Последствие 1. «Я твое последствие 1, и я говорю тебе, что если ты это сделаешь сейчас, то...»
  • Последствие 2. «Я твое последствие 2, и я говорю тебе, что через неделю...»
  • Последствие 3. «Я твое последствие 3, и я говорю тебе, что через месяц...»
  • Последствие 4. «Я твое последствие 4, и я говорю, что в зрелые годы...»
  • Последствие 5. «Я твое последствие пятое, и я говорю тебе, что в конце жизни...»
  • Последствие – 1 сообщает, что последует «сейчас после совершенного субъектом».
  • Последствие – 2 предупреждает, что ожидает субъекта «через неделю».
  • Последствие – 3 рисует картину «через месяц».
  • Последствие – 4 предвидит неотвратимое «в зрелые годы».
  • Последствие – 5 сообщает об итоге, к которому придет субъект в конце жизни.

Выслушав предсказания будущего, субъект принимает решение: либо он отказывается совершать в дальнейшем проделанное, либо он утверждается в значимости для своей жизни того, что он совершает. Постоянно менять Последствия для другого человека.

Веер карточек:
  • «Я принес и вручил цветы хорошему человеку».
  • «Я грубо надсмеялся над другом»
  • «Я помыл пол в квартире, пока мама находилась на работе».
  • «Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть».
  • «Я начал курить».
  • «Нашел чей-то кошелек и присвоил себе деньги»
  • «Мне 13 лет. Я начала жить половой жизнью»
  • «Я много читаю».
  • «Начал по утрам делать зарядку».
  • «Потихоньку списываю все контрольные работы у соседа».
  • «Сказал некрасивой, что она некрасивая».
  • «Я люблю приврать, приукрасить, сболтнуть, прихвастнуть»

Рефлексия: что думалось во время игры?

Придумайте рекламу одного из алкогольных напитков или табачных изделий, которое сообщало бы правду о продукте (В микрогруппах).

  • Реклама табака и здоровье.
  • Реклама здоровья.

В микрогруппах: придумать 2 рекламы для новой продукции «отличное здоровье» – одна должна быть предназначена для журнала или доски объявлений, другая – для показа по телевидению. Скажите учащимся рассматривать «отличное здоровье» как нечто такое, что можно купить как пачку сигарет. Для каждого образца рекламы им следует:

  • определить аудиторию, на которую она будет рассчитана;
  • выбрать приемы, обеспечивающие успех рекламы;
  • написать текст журнальной рекламы и отрепетировать телевизионный ролик, затем продемонстрировать;
  • разработайте правдивую рекламу сигарет.
Упражнение «Репетиция поведения»

Когда уговаривают попробовать наркотик (Как учащийся должен говорить «нет» в ответ на предложение табака, алкоголя и других наркотиков?)

Упражнение «Истории на тему «Радости жизни»

Цель: участников побуждают к размышлениям о том, что приносит или могло бы приносить им радость в жизни.

Проведение. Малые группы по 2-3 человека. Соответственно количеству малых групп раскладываются картинки/фотографии (должно быть затронуто как можно больше сфер жизни: любовь, дружба, сексуальность, свободное время, работа, семья). 5 минут участники в группах пишут историю по своей картинке. После этого каждая группа перемещается к следующей картинке и продолжает историю, начатую предыдущей группой. Это продолжается до тех пор, пока первая группа не вернется к своей первой картинке (не более 5 переходов). Истории зачитываются и обсуждаются.

Вариант: Упражнение «Солнце радости»

Каждый индивидуально рисует солнце: круг и от него расходятся лучи. На каждом луче надо написать то, чему подросток радуется в жизни (мама, катание на велосипеде, кино и т.д. – например). Затем участники делятся своими «солнечными лучами» друг с другом.

Чтобы не стать рабом вредных привычек, нужно:

  • Быть честным самим с собой, осознавать свои проблемы, не загоняя их внутрь.
  • Быть доброжелательным по отношению к окружающим.
  • Хорошо относиться к себе, не забывая хвалить себя за успехи, это дает стимул к дальнейшим достижениям.
  • Почаще бывать на природе в любое время года. Человек, находящийся в гармонии с природой, находится и в гармонии с собой. Такому человеку не нужны дополнительные допинги.
  • Уметь вовремя отдыхать и расслабляться, проводить больше времени с приятными для вас людьми.
Просмотров: 49172
Категория: ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ТРЕНИНГОВ » Тренинговые упражнения диагностические и коррекционные




Другие новости по теме:

  • Игра «Дистанция»
  • Игра «Самокритика»
  • Игра «Скрепки»
  • Игра «Три зверя»
  • Игра «Что было бы, если...»
  • Информационный блок «Что такое аддикция?»
  • Метод Седоны
  • Процедура «С три короба»
  • Тренинг общения и межличностные отношения
  • Упражнение «Внутренняя красота»
  • Упражнение «Волшебный магазин»
  • Упражнение «Движения по одному»
  • Упражнение «Дружба»
  • Упражнение «Жизнь с болезнью»
  • Упражнение «Зависимость»
  • Упражнение «Имя как оракул»
  • Упражнение «Интервью с партнером»
  • Упражнение «Искусство ответить Нет»
  • Упражнение «Истории из жизни»
  • Упражнение «Как сказать нет»
  • Упражнение «Кто Я»
  • Упражнение «Любовь и злость»
  • Упражнение «Мешок наркомана»
  • Упражнение «Наша группа»
  • Упражнение «От сердца к сердцу»
  • Упражнение «Провокационные тезисы»
  • Упражнение «Самоуважение»
  • Упражнение «Собери свои достижения или как поднять самооценку»
  • Упражнение «Только с презервативом!»
  • Упражнение «Это мое имя»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь